"Искусство Жостова"

"Искусство Жостова" - разработка занятия для учащихся Дома Детского творчества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аннотация к разработке занятия для учащихся 3-го года обучения ДДТ

«Жостовские подносы»

         Невозможно было бы перечислить те благотворные влияния, которые может оказать на ребёнка народное искусство в процессе его воспитания и образования, в процессе нравственного формирования его личности. Знакомясь на уроках изобразительного искусства с народным декоративно - прикладным искусством своей Родины, учащиеся,  прежде всего, знакомятся с её историей, богатейшей духовной культурой, национальными чертами характера, представлениями о нравственных идеалах людей, неразрывно связанных с родной землёй, природой, Родиной. В наше время  это просто необходимо. Необходимо воспитывать любовь к своей Родине, уважение к своему народу  Да и вообще, наш долг сегодня – продлить жизнь народного искусства в чистом виде. И оно станет родником добра и душевной чистоты, образцом художественной искренности, будет подпитывать творчество последующих поколений.

      Кроме того, на материале народного декоративно – прикладного искусства педагог может успешно решать и образовательные задачи. Как, например, познание законов композиции, развитие живописных качеств, активизацию творческого воображения. Изучение жостовской росписи и практические занятия этим видом ДПИ помогают решать и образовательные и воспитательные задачи.

Цель занятия: Познакомить с жостовским народным промыслом, выполнить  первые этапы жостовской росписи подноса.  

 

Задачи:

  обучающие:

      - познакомить с историей возникновения и с особенностями   жостовской росписи;

  развивающие:

      - совершенствовать навыки кистевой росписи;

      - развивать композиционные навыки в создании  единства формы и декора;

      - развивать творческое воображение;

   воспитательные:

     - воспитывать понимание народного творчества и бережное, уважительное отношение к наследию прошлого;

    - воспитывать эстетический вкус;

    - прививать усидчивость и трудолюбие.

 Данная разработка может быть использована педагогами дополнительного образования и учителями изобразительного искусства общеобразовательных школ.

                     Разработка занятия для учащихся 3-го года обучения ДДТ

педагог Трефилова Татьяна Александровна

Тема:  «Искусство Жостова.»  

Цель занятия: Познакомить с жостовским народным промыслом, выполнить  первые этапы жостовской росписи подноса.  

 

Задачи:

  обучающие:

      - познакомить с историей возникновения и с особенностями   жостовской росписи;

  развивающие:

      - совершенствовать навыки кистевой росписи;

      - развивать композиционные навыки в создани единства формы и декора;

      - развивать творческое воображение;

   воспитательные:

     - воспитывать понимание народного творчества и бережное, уважительное отношение к наследию прошлого;

    - воспитывать эстетический вкус;

    - прививать усидчивость и трудолюбие.

Оборудование для учителя: жостовские подносы, фотографии подносов, композиционные схемы,  работы учащихся, презентация.

Оборудование для учащихся: подносы из папье-маше, выполненные учащимися на предыдущем занятии, гуашь, кисти, баночки с водой, палитра.

Тип занятия: комбинированный.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

             Структура  занятия:

1. Организационный момент -  2 мин.

2. Повторение знаний, полученных на предыдущем уроке - 3 мин.

3. Сообщение нового материала - 12 мин.

4. Практическая работа - 25мин.

5. Итог  занятия - 3 мин.

ХОД   ЗАНЯТИЯ

 1.  Организационный момент.

 Приветствие. Дисциплина. Проверка готовности учащихся к занятию.

 

2. Актуализация знаний

   Мы продолжаем знакомиться с народными промыслами нашей страны. Что такое промысел? Как вы понимаете этот термин? Педагог выслушивает рассуждения учащихся и подводит итог.

    С давних времён в разных городах и сёлах люди занимались художественным ремеслом и передавали эти традиции из поколения в поколение. Промысел формировался на основе тех природных материалов, которыми был богат край: мягкие породы деревьев, залежи глины, металлов, - часто определяли вид ремесла и колорит декора изделий.

 Перечислите известные вам народные промыслы.    

  Каргопольский, филимоновский, дымковский, городецкий, гжельский.  

  Сегодня на занятии   мы познакомимся с жостовским народным промыслом,  и вы  начнёте выполнять роспись подносов, сделанных вами на предыдущих занятиях по мотивам жостовской росписи.  (Слайд №1-2)

 Посмотрите, какую красоту создают мастера из подмосковного села  Жостова!   Показываю жостовский поднос.   Возможно, и у вас дома есть подобные подносы.

 

3.  Сообщение новых знаний.

       История жостовского промысла восходит к началу XIX века, когда в ряде подмосковных сел и деревень - Жостово, Осташкове, Хлебникове, Троицком и других - возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше. Возникновение жостовского расписного подноса связывается с фамилией братьев Вишняковых. (Слайд №4)

    В прейскуранте Вишняковых значилось: "Заведение братьев Вишняковых лакированных металлических подносов, сухарниц, поддонов, из папье-маше шкатулок, портсигаров, чайниц, альбомов и проч.. существует с 1825 г.". (Слайд №5)

    В 1830 г. производство подносов в Жостово и окрестных селениях увеличилось. Пявились первые металлически подносы, украшенные декоративной цветочной росписью. Железные подносы постепенно вытеснили табакерки и другие "бумажные" поделки из мастерских Троицкой волости. (Слайд №6)

    Изготавливаются подносы из обычного листового железа. Выкованные изделия грунтуют, шпаклюют, шлифуют и лакируют, что делает их поверхность безукоризненно ровной. Затем расписывают масляными красками и покрывают сверху несколькими слоями прозрачного бесцветного лака.   (Слайд №7)

    Наиболее важной операцией, требующей подлинного творчества, является роспись. Сюжеты росписи - цветочные и растительные орнаменты. (Слайд №8) Изредка - бытовые сценки из народной жизни, пейзажи, сценки народных гуляний, свадеб и чаепитий. (Слайды  №9 – 16)

     Пишут жостовские художники масляными красками, мягкими беличьими кисточками. Во время работы художник держит поднос на колене и, когда необходимо, поворачивает его. А рука с кистью опирается на деревянную планочку, лежащую поперёк подноса. (Слайд №17)

   Самым распространённым видом жостовской росписи становится букет, расположенный в центре подноса и обрамлённый по борту мелким золотистым узором. ( Слайд №18)   

    Букет превращается  в нарядную группу цветов, свободно положенную на блестящий лаковый фон. Три-четыре крупных цветка   окружались россыпью более мелких цветочков и бутонов, связанных между собой гибкими стебельками и лёгкой "травкой", то есть небольшими веточками и листочками. (Слайд №19)  

     Изображение словно рождается из мерцающей глубины, растворяясь в ней прозрачными тенями и вспыхивая яркими букетами на поверхности. Чуть "утопленные" в фоне цветы кажутся лёгкими, полуобъёмными. Тактично данные ракурсы и повороты венчиков не прорывают зрительно плоскости предмета.  (Слайды №20 - 22)

      Ребята посмотрите внимательно на композицию декора подносов. Что общего вы заметили?  Ответы учащихся. 

      Многие из ребят ответили правильно. Как правило, в центре подноса несколько крупных цветков, и вокруг них располагаются все остальные элементы композиции. По краю поднос украшается красивой каймой.

       А сейчас мы посмотрим все этапы работы мастеров. (Показ слайдов презентации)

       Начинается роспись с "замалёвки". Разбелен-ными красками  намечается общий силуэт изображения, расположение основных пятен. Замалёванные подносы сушатся в печах в течение нескольких часов. (Слайд №23)

        Следующими приёмами, "тенёжкой" и   "прокладкой", строятся формы цветов и листьев; сначала наносятся прозрачные тени, затем плотными яркими красками "прокладываются" светлые места росписи. (Слайд №24)

        После этого следует "бликовка", то есть нанесение белильных мазков, уточняющих все объёмы. Наложение бликов выявляет объем и свет, завершает лепку форм. (Слайд №25)

        Упругие линии "чертёжки" легко обегают по контуру лепестки и листья, выразительно подчёркивая по контрасту их сочную живопись. (Слайд №26)

   Мелкие веточки, не случайно называемые "привязкой", смягчают переход к фону. Тонкие линии-чёрточки   ложатся по краю лепестков и листьев, придавая им большую выразительность. (Слайд №27) украшение  кружевами, мелкими  цветочками. (Слайд №28)

    Последний этап работы - "уборка". Это роспись золотой краской по борту подноса и его

      Эти традиционные приёмы каждый мастер использует по-своему. В результате появляются  бесконечные варианты  сходных мотивов и образов, но никогда не увидеть среди них буквальных копий или повторений. Так что каждый поднос -это уникальная авторская работа.    Искусство Жостово основано на выработанных поколениями приёмах письма, без которых его артистичное мастерство было бы невозможно.

    Обаяние искусства Жостово в искренности, непосредственности его содержания и выразительных средств.  (Слайды № 29 – 37)

4. Практическая работа

      Подумайте, как вы будете расписывать свой поднос. В начале работы наметьте крупные и средние формы композиции, затем мелкие.

     Работайте сразу кистью, стараясь соблюдать всю  последовательность росписи мастеров Жостова.

   Во время практической работы ведётся индивидуальная и фронтальная работа с учащимися.

     

5. Итог  занятия

  Анализ работ учащихся.

Вопросы для закрепления полученных знаний:

   1. Где зародился жостовский промысел?

   2. Назовите особенности жостовской росписи.

   3. Что характерно для композиции жостовских подносов?

   4. Перечислите этапы жостовской росписи.

   5. Почему много лет это искусство живёт и не угасает?

 На следующем занятии мы продолжим расписывать подносы, выполним все последующие этапы росписи, покроем лаком, и наши подносы будут яркими и радостными, как подносы жостовских мастеров.

Уборка рабочих мест.

Литература

1. Горяева  Н.А. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека.  

                     Москва "Просвещение" 2001

 2. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства.

                       Москва "Просвещение" 1991

 3. Сокольникова Н.М.  Изобразительное искусство и методика его преподавания  в    начальной школе. Москва "Академия" 1999