Методическая разработка Организация и проведение учебного занятия «Введение в образовательную программу».
Методическая разработка Организация и проведение учебного занятия «Введение в образовательную программу».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
Организация и проведение учебного занятия
«Введение в образовательную программу»
Автор: Куликова Ольга Алексеевна
педагог дополнительного образования МОУ ДО ДЮЦ (2010 год)
Аннотация
Данная методическая разработка представляет собой проект открытого занятии по дополнительной образовательной программе «Волшебная бумага» и состоит из следующих разделов:
- Объяснительная записка
- Методические советы на подготовительный период
- Материально-техническое обеспечение
- План занятия
- Сценарий проведения занятия
- Методические советы по проведению занятия
- Методические советы на период подведения итогов
- Литература
- Приложения
Данная методическая разработка может быть использована педагогами дополнительного образования, учителями начальных классов на уроках технологии, воспитателями детских садов на занятиях по ручному труду.
- Объяснительная записка
Вводное занятие является одним из основных элементов в системе всего цикла учебных занятий, так как именно от первого занятия зависит, сможет ли преподаватель заинтересовать учащихся своим творчеством ( в данном случае) изготовлением поделок из бумаги, и какой процент обучающихся продолжит обучение в данном творческом объединении.
В данной методической разработке представлен пример интегрированного занятия «Введение в образовательную программу» по реализации дополнительной образовательной программы «Волшебная бумага».
Целью данной методической разработки является описание методики проведения первого учебного занятия, которое диагностирует имеющиеся знания учащихся, развивает интерес к данной области знаний и знакомит их с основными темами программы.
Возраст детей 6-9 лет.
Количество участников – 15 человек.
База для проведения данного мероприятия: творческая мастерская «Волшебная бумага» в МОУ ДОД «Детско-юношеский центр».
Актуальность данной методической разработки обусловлена использованием на занятии элементов проблемного и развивающего обучения, позволяющей в игровой, увлекательной и ненавязчивой форме достичь поставленных педагогических цели и задач.
- Методические советы на подготовительный период
Учитывая особенности нервно-психического развития детей дошкольного младшего школьного возраста, их большую эмоциональность и впечатлительность, педагогу в своей работе необходимо широко применять нестандартные формы проведения занятий. В данном случае выбрана форма занятия – игра, которая способствует расширению игрового опыта и воспитанию положительных взаимоотношений детей.
Для того чтобы занятие было ярким, педагогу необходимо применять различные педагогические приемы. Например, на занятии педагог моделирует проблемные ситуации, ставит вопросы и дает игровые задания, которые побуждают детей к активной мыслительной деятельности, тем самым помогая решать поставленные перед ними задачи и, в итоге, это усиливает положительную самооценку обучающихся.
Так как данное занятие носит ознакомительный характер, целью которого является вызвать интерес детей к занятиям в объединении «Волшебная бумага», приоритет отдается наглядности. Педагогу необходимо организовать выставку поделок из бумаги, выполненных учащимися творческого объединения; создать выставку литературы, используемой для работы с бумагой. При возможности использовать компьютерные технологии: подготовить демонстрацию слайдов с изображением поделок из бумаги.
При подборе творческих заданий педагогу необходимо учитывать возрастные особенности детей.
Также важно продумать вопросы, с которыми педагог будет обращаться к обучающимся, так как именно вопрос помогает сформировать обратную связь «педагог-ребенок», «ребенок-педагог».
Для практической работы необходимо подобрать задание, которое несложно в изготовлении и не занимает много времени. Это важно, так как монотонное и сложное практическое задание может привести к тому, что ребенок, не справившись с работой, потеряет интерес к данному виду творчества, неудача может его расстроить и понизить его самооценку. Кроме того многие ребята на данном этапе незнакомы с основными видами работы с бумагой, не достаточно грамотно владеют умениями работы с ножницами.
Для того чтобы дети увидели значимость практической работы, педагогу заранее нужно изготовить макет с изображением своего поселка, на котором будут: дорога с расположенными на ней машинами, пешеходный переход, деревья, река, административные здания и т.д., куда ребята могут разместить свои домики, и тем самым получить результат – законченный макет своего поселка как коллективный итог работы.
Очень важным моментом на подготовительном этапе является четкое планирование соотношения времени на теорию и на практическую работу. Необходимо учитывать тот факт, что большой объем теоретических сведений неприемлим для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Дети быстро устают от избытка информации, теряют интерес и становятся пассивными. То же самое происходит, когда затягивается практическая работа. Поэтому педагогу необходимо продумать временной режим для каждого этапа. Каждый этап должен иметь взаимосвязь с предыдущим и последующим этапами занятия.
Для активизации познавательной деятельности существует множество методов. Одним из таким методов является подвижная игра физкультминутка – как смена деятельности, которую целесообразно проводить между теоретическим и практическим этапами. Время проведения подвижной разминки 2-3 минуты.
III.Материально-техническое обеспечение
Наглядные пособия :
- Слайды с изображением различных поделок из бумаги
- Макет для организации мини-выставки детских работ
- Модель бумажного домика
- Выставка лучших работ учащихся творческом объединении. «Волшебная бумага».
- Выставка литературы по работе с бумагой
Материалы и инструменты для практической работы: (для каждого ученика)
- Лист бумаги
- Белый прямоугольник размером в половину формата А4 ( для стен дома), коричневый прямоугольник размером 15х7 см (для крыши), синий квадрат 5Х5 см (для двери), два голубых квадрата размером 3х3 см (для окон)
- Клей-карандаш
- Клеенка
- Тряпочка для рук
Технические средства:
Мультимедийный проектор.
Оборудование :
- Столы и стулья для детей, подобранные по возрастному критерию.
- Столик для размещения макета.
IV.План занятия
- Организационный момент.
- Вводная часть занятия.
- Введение в теорию. Разнообразие бумажных изделий.
- Введение в историю возникновения бумаги.
- Введение в практическую деятельность.
- Практическая работа «Изготовление домика».
- Подведение итогов.
Цель занятия
- Вызвать у детей интерес к изготовлению поделок из бумаги; пробудить у них интерес к творчеству.
Задачи:
- Познакомить с образовательной программой «Волшебная бумага».
- Познакомить учащихся с разнообразием изделий из бумаги и картона, изготовленных путем применения различных технологий (оригами, аппликации, из волшебных полосок и др.)
Ожидаемый результат:
- Дети проявят интерес к творческому объединению «Волшебная бумага» и захотят в нем заниматься.
Этап, время | Содержание | Обоснование | |
Педагог | Ребенок | ||
1.Организационный момент 1-2 мин | Звучит музыка, и на ее фоне педагог говорит. -Руки умелые скуки не знают Что-то творят, мастерят, созидают. Только старанья чуть-чуть прояви И расцветут из бумаги цветы. Звери бумажные вмиг оживут, Если проявишь терпенье и труд. И дело здесь вовсе не в чудесах, А в добрых, умелых, волшебных руках. -Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ольга Алексеевна. Я руковожу творческим объединением, которое называется «Волшебная бумага», в котором ребята мастерят поделки из бумаги. И сегодня я хочу познакомить вас с работой нашего объединения. | Приветствуют педагога. У каждого ребенка бейджик с именем. | Подготовка к учебной деятельности. Создание позитивной психологической атмосферы для общения педагога с детьми. |
2.Вводная часть занятия. Подготовка к активной деятельности. 1 минута | - Сегодня мы поговорим о «волшебной» бумаге, почему «волшебной», вы узнаете чуть позже. Коснемся истории возникновения бумаги, познакомимся с таким видом творчества как изготовление поделок из бумаги. Вам интересно? | Внимательно слушают, настраиваются на работу. | Создание эмоционально-положительного настроя, подготовка детей к активному восприятию. Развитие познавательного интереса через эмоциональную мотивацию. |
3.Введение в теорию. Разнообразие бумажных изделий. 10 минут | - Первый вопрос, который я хочу вам задать: из каких материалов можно мастерить и творить? -Совершенно верно. На свете много различных материалов, из которых делают различные поделки, но дерево слишком твердое, резать его очень трудно; глина вязкая и липкая, ее надо обжигать; кусочки кожи надо научиться сшивать, а вот бумага- самый доступный и дешевый материал для изготовления интересных вещей. - Внимание на экран. Посмотрите пожалуйста, какие удивительные, забавные изделия можно выполнить из бумаги. Звучит фоновая музыка. На экране появляются слайды с изображением бумажных изделий. Приложение №1. | Предполагаемые ответы детей: -Ткань, - дерево, -пластилин, -глина, -бумага -кожа -снег Просматривают слайды. | Активизация познавательной деятельности. Межпредметная связь с уроками «Мир вокруг нас» Развитие кругозора. |
4.Введение в историю возникновения бумаги. 5 минут | - Вот видите, какие прекрасные поделки можно сделать из обычной бумаги. Как вы думаете, давно ли появилась бумага? - Было такое время, когда никто даже не знал, что есть такой материал. Древние люди рисовали на камне- это было очень неудобно. В Древнем Риме писали и рисовали на склеенных стеблях водного растения папируса, в Азии – на коже скота, в Древней Руси – на бересте. В 105 году научились изготовлять бумагу – это было важным событием. Первоначально бумагу получали из стеблей бамбука, позже русские мастера стали использовать солому. Сейчас же бумагу получают из древесины. В настоящее время производится очень много видов бумаги. Мы в творческом объединении для изготовления поделок используем наборы обычной цветной бумаги и картона. | Варианты ответов детей: -давно, -недавно -была всегда Дети внимательно слушают. | Активизация познавательной деятельности. |
5.Введение в практическую деятельность. 10 минут | - Почему же для изготовления различных поделок самым популярным материалом является бумага? Наверно потому, что с ней легко и приятно работать. Педагог раздает каждому ребенку лист бумаги. - Давайте внимательно посмотрим на лист бумаги, какой он? - Теперь возьмите лист бумаги в руки, что вы чувствуете? -Попробуйте проделать с бумажным листом ряд опытов. Вы увидите, что бумага может… -Совершенно верно. Еще бумагу можно разрезать, склеить, сшить, бумага горит, впитывает воду, ее можно покрасить. Эти свойства бумаги используются в процессе выполнения бумажных изделий. -Ребята, а сейчас настало время узнать какие «помощники» нужны для работы с бумагой. Вам интересно? - Я буду загадывать загадки, а вы попробуйте их отгадать. Педагог загадывает загадки об инструментах и материалах, используемых при работе с бумагой. Приложение №2 - Молодцы, вы отгадали все загадки, и теперь знаете, без каких «помощников» не обойтись на занятиях творческого объединения. - Вы не устали? Давайте немного отдохнем. Педагог проводит физкультминутку. Приложение №3. | Ответы детей: -тонкий -прямоугольный -белый или цветной Ответы детей: -гладкая или шероховатая -холодная или теплая -гибкая или жесткая -сминается -сгибается -скручивается -рвется Да. Дети отгадывают загадки. Если дети знают еще загадки об этих вещах, дать им возможность их загадать. Ребята выполняют физические упражнения. | Активизация исследовательской деятельности Развитие умений устанавливать причинно-следственные связи. Активизация познавательной деятельности. Активизация мыслительной деятельности |
6.Практическая работа «Домик» 10 минут 7. Подведение итогов | Звучит фоном музыка «Сказка» - Когда же обычный лист бумаги перестает быть просто бумагой, и превращается в «волшебную»? – Когда вы прилагаете немного фантазии, берете в руки ножницы, клей, и в ваших руках появляются необычные композиции. Бумажные животные, люди и даже предметы оживают и мир превращается в удивительную сказку. Так почувствуйте себя творцом этой сказки, готовы? - Я предлагаю вам сегодня смастерить бумажный домик. Все необходимое для этого у вас есть. Педагог показывает поделку. - Ребята, внимательно посмотрите на домик и скажите из каких частей он состоит? -Совершенно верно. А теперь приступим.
(Определить место расположения двери и окон детям предлагается определить самим, чтобы домики получились разными). Каждое складывание педагог сопровождает пояснениями, точно определяющими действия. - Итак, ваши домики готовы. Я попрошу вас показать , что же у вас получилось - Молодцы. Очень красивые получились у вас дома. | Ответы детей: -стена, крыша, дверь, окна Дети работают над изготовлением домика. Учащиеся демонстрируют готовые работы. | Активизация познавательной деятельности. Ознакомление с устройством бумажного домика. Знакомство с моделированием из бумаги. Межпредметная связь с уроками технологии. Развитие творческих способностей. |
- Ребята, давайте подведем итог нашего занятия. Но прежде я предлагаю вам сделать небольшую мини-выставку ваших работ. Педагог ставит столик с макетом поселка перед учащимися и предлагает им разместить на нем свои домики. - Посмотрите, какой получился замечательный макет нашего поселка. Каждый из вас внес свою лепту – это ваша коллективная работа. Давайте еще раз вспомним, чем мы сегодня занимались на занятии. -Замечательно, ребята. Если вам понравилось работать с бумагой и вы заинтересовались этим творчеством, хотите сами смастерить еще много разнообразных поделок, добро пожаловать в творческое объединение «Волшебная бумага»! Кто желает в него записаться, после занятия прошу подойти ко мне. - Большое спасибо вам за работу. Я хочу чтобы вы оставили себе на память сделанные вами домики. - Попрошу убрать рабочие места. -Желаю вам творческих успехов. До свидания! | Дети размещают свои домики на макет. Ответы детей. - Мы говорили о том, из чего можно делать поделки. - Увидели разнообразие бумажных изделий. -Узнали, когда появилась бумага. -Познакомились с ее свойствами. -Отгадывали загадки о «чудо-помощниках». -Делали бумажные домики. -Разместили домики на макете поселка. Дети наводят порядок. | Подведение итога занятия. Возможность наглядно ощутить результаты работы. Развитие речи, памяти. Умения формировать свои ответы, делать выводы, анализировать. Создание ситуации успеха. Мотивация к обучению. Культура труда | |
VI.Методические советы по проведению занятия
Чтобы занятие прошло наиболее успешно, педагогу необходимо с первых минут не только привлечь внимание ребят, но и заинтересовать их. Так как педагог не знаком с детьми и сразу запомнить всех по именам ему очень трудно, то для удобства у каждого ребенка имеется бейджик с именем.
Во время проведения занятия педагогу очень важно иметь контакт с каждым учащимся, дать возможность выступить, ответить на вопрос каждому.
Очень важную роль играет поощрение. За любой успех или даже неудачу, ребенка нужно похвалить (Ты, молодец; Пока у тебя не все получается, но я думаю, что ты справишься и т.д.)
Для того, чтобы раскрыть творческий потенциал, определить уровень знаний по тематике проводимого занятия, наиболее удачно в данном случае такая форма проведения занятия, как индивидуальная: каждый учащийся выполняет творческое задание, отвечает на вопросы, изготавливает поделку. Это позволяет педагогу иметь более тесный контакт с каждым ребенком. Каждый принимает участие в процессе, высказывает свое мнение и т.д.
Немаловажное значение играет и коллективная работа. В данном случае – это оформление макета, как итог деятельности, где каждый ребенок имеет возможность увидеть значимость своей работы.
Наиболее перспективные методы обучения
- Объяснительно-иллюстративный
- Интерактивный
- Репродуктивный
VII. Методические советы на период подведения итогов
Подведение итогов данного занятия можно организовать в следующих формах:
- Оформление мини-выставки выполненных работ на макете - как итог практической деятельности (итоговая коллективная работа).
- Обсуждение около макета главных вопросов, которые затрагивались на занятии.
- Обсуждение главных моментов при изучении нового материала ( систематизация и обобщение).
- Организация экскурсии по кабинету – творческая мастерская «Волшебная бумага»
Основной акцент при подведении итогов занятия делается на определение достижения цели – какое количество обучающихся продолжит обучение в данном творческом объединении. В связи с этим проводится опрос обучающихся, составляются списки желающих заниматься в творческом объединении, записываются их координаты (домашний адрес, школа, класс, контактные телефоны родителей).
Цель считается достигнутой, если в творческом объединении продолжат заниматься не менее 50% обучающихся.
VIII. Список литературы
1.Афонькин С.Ю, ,Афонькина Е.Ю. Игрушки из бумаги.- СПб: Издательский дом «Литера», 2003.-192 с.
2.Агапова И.А., Давыдова М.А. Поделки из бумаги: оригами и другие игрушки из бумаги и картона./М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2007.- 192 с.
3.Дополнительная образовательная программа «Волшебная бумага». Автор Куликова О.А.
4.Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Анализ урока в начальной школе. 5.Практическое пособие. – Р.: Издательство «Учитель», 2006
6.Нагибина М.И. Из простой бумаги мастерим как маги. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001.- 224 с.
7.Поташник М.М. Левит М.В. Как подготовить и провести открытый урок. – М.: Педагогическое общество России, 2006
8.Черенкова Е.Ф. Оригами для малышей: 200 простейших моделей. – М.: ООО « ИД РИПОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ ХХ1 век», 2007.- 154 с.
9.Щеблыкин И.В. и другие аппликационные работы в начальных классах. Пособие для учителей по внеклассной работе. 160 с.
Приложение № 1
Для изготовления слайдов необходимо подобрать и отсканировать красочные фотографии с изображением различных поделок из бумаги.
Приложение № 2
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Руки в стороны поставим, - стоя ноги врозь, руки в стороны)
Правой левую достанем (Поворот влево, хлопок ладонями)
А потом наоборот,
Будет вправо поворот, - (Поворот вправо, хлопок ладонями)
Раз-хлопок, два – хлопок.
Повернись еще разок!
Раз, два, три, четыре, - (Повороты с хлопками)
Плечи выше, руки шире! – (Поочередно в каждую сторону)
Опускаем руки вниз, и за парты вновь садись!
Приложение № 3
Загадки о материалах и инструментах
которые используются для работы с бумагой
1.Над бумажным над листом
Машет палочка хвостом.
И не просто машет,
Бумагу клеем мажет. (Кисточка
2.Если ты его отточишь,
Нарисуешь все, что хочешь:
Солнце, море, горы, пляж.
Что же это?... (Карандаш)
3.Жмутся в узеньком домишке
Разноцветные детишки.
Только выпустишь на волю –
Где была пустота,
Там, глядишь, - красота! (Цветные карандаши)
4.Кто этот циркач лихой –
Чертит круг одной ногой?
Как гвоздем, проткнул бумагу,
Уцепился и ни шагу! (Циркуль)
5.Деревянная пластинка –
Очень ровненькая спинка,
С циферками на боку,
Чертит ровную черту. (Линейка)
6. Хоть не прачка, но, друзья!
Старательно стираю я!
(Стирательная резинка)
7.Инструмент бывалый –
Не большой, не малый.
У него полно забот:
Он и режет и стрижет. (Ножницы
