РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НЕСЛЫШАЩИХ ШКОЛЬНИКОВ.

Юровских Евгения Васильевна

Творчество - средство самовыражения, доступное только человеку, одна из главных его потребностей. Творческая самореализация личности - это профилактика возникновения различных психических и личностных проблем, приобщение к миру прекрасного, получение удовольствия от деятельности, развитие эмоциональной сферы и воображения, приобретение коммуникативных навыков, осознание себя. Творчество может реализовываться практически через любой вид деятельности человека. У ребёнка творчество – это одно из важных видов его деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НЕСЛЫШАЩИХ ШКОЛЬНИКОВ.

ГБОУ СО «ЦПМСС «Эхо»

Юровских Е.В.

педагог – воспитатель

 

Творчество - средство самовыражения, доступное только человеку, одна из главных его потребностей. Творческая самореализация личности - это профилактика возникновения различных психических и личностных проблем, приобщение к миру прекрасного, получение удовольствия от деятельности, развитие эмоциональной сферы и воображения, приобретение коммуникативных навыков, осознание себя. Творчество может реализовываться практически через любой вид деятельности человека. У ребёнка творчество – это одно из важных видов его деятельности.

Цель работы:

Создание оптимальных условий для развития творческих способностей учащихся, развитие образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности.

Задачи:

  • Формировать эмоциональную отзывчивость.
  • Развивать способности видеть такие средства художественной выразительности, как цвет, цветовой ритм, контраст.
  • Развивать у детей художественно – речевую деятельность.
  • Обогащать активный и пассивный словарный запас.
  • Развивать умение рассматривать картину, рисунок, понимать сюжет.
  • Развивать интерес и желание заниматься изобразительной и творческой  деятельностью.
  • Развивать творческое мышление и творческую активность.
  • Расширять представление детей о нетрадиционных способах в рисовании и аппликации.
  • Развивать мелкую моторику рук и координацию движений.
  • Раскрывать творческий потенциал и стремление к самовыражению.
  • Формировать нравственные черты личности, навыки сотрудничества, коммуникативность через коллективную  деятельность.
  • Создавать ситуацию успеха для детей.

В работе с неслышащими школьниками используются техники, которые помогают компенсировать имеющиеся у данной категории детей сложности: бедноту восприятия, скудность впечатлений, сложности с описанием сюжета, боязнь самостоятельной деятельности, стереотипность, шаблонность.

В работе используются следующие техники и приёмы творческой  деятельности:

  • Рисование (карандашами, фломастерами, акварелью, гуашью, восковыми мелками, пастелью).
  • Работа в смешанных техниках.
  • Лепка (мелкая пластика).
  • Пластилинография.
  • Аппликация, работа с мозаикой.
  • Моделирование и конструирование.
  • Работа с разными материалами.
  • Раскрашивание.

Особенности этих техник:

  • Простота
  • Доступность;
  • Отсутствие специальных художественных навыков у учащихся;
  • Спонтанность;
  • Свобода, раскрепощенность;
  • Возможность экспрессии;
  • Высокое качество и широкий ассортимент предлагаемых материалов и средств.

Под простотой понимается отсутствие первоначальной подготовки учащихся к работе.

Доступность - это возможность используемого материала (техники) как для действа, так и для созерцания результата. Техника творческой деятельности должна быть достаточно доступна, чтобы ей мог воспользоваться любой ребенок,  и любой результат его деятельности был бы востребован. Она должна предоставлять свободу ребенку в выборе материала, образа, цветовой гаммы, должна позволить ребёнку почувствовать свой внутренний мир, потребность выражения собственного Я. Итог этой работы – произведение, которое имеет особую ценность для его творца.

Использование качественных и новых материалов побуждает ребенка экспериментировать, исследовать что-то новое, неизведанное. Ребёнок должен быть уверен, что его произведение не порвется, не испортится, не пожухнет. Действие с материалом должно быть приятно и желанно, должно формировать позитивный визуальный, слуховой и тактильно – кинестетический опыт.

Раскрашивание один из важных видов творческой деятельности детей. Дети, в зависимости от индивидуальных особенностей, по-разному подбирают цветовую гамму и способ раскрашивания предложенных картинок. Часто дети просто раскрашивают картинку, оставляя свободным часть листа. В этом случае предлагается, дорисовать что - нибудь, раскрасить фон, нарисовать ещё персонажа и т.д. Учитывая специфику неслышащих детей, раскрашивание позволяет повторять знакомые цвета, а так же запоминать новые.

На всех этапах работы ребенку необходимо чувствовать поддержку, как учителя, так и группы, т.к. любая даже самая незначительная погрешность, неудача может огорчить ребёнка. Даже в ситуации успешного завершения работы очень важно разделить свою радость с другими членами группы.

С помощью этих техник любой ребенок обретает внутреннюю свободу, развивает зрительное, образное мышление, коммуникативные навыки, эмоциональную сферу, укрепляет психическую устойчивость, социально-значимые качества и самостоятельность.

Таким образом, творческая деятельность становится привлекательной для человека, только в том случае, если он чувствует себя в ней успешным. Поэтому в целях развития интереса к творчеству в младшей школе, считаю возможным использование всех техник приведенных выше.

Один из основных моментов работы – помочь ребёнку освоить разнообразные нетрадиционные техники в рисовании и аппликации, узнать возможности использования различных инструментов и материалов.

Развивая интерес к творческой деятельности, предоставляется возможность творить самостоятельно, что то изменять, совершенствовать, дополнять. Задачи точно повторить образец не ставится. В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях даётся возможность каждому ребёнку самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания.  Дети становятся более раскрепощёнными, уверенными. У них развивается фантазия, творческое воображение, мышление, любознательность.

Большое значение отводится на создание коллективных работ. Это могут быть макеты, коллективные работы на ватмане и др.

Коллективная форма творчества сближает детей, у них развиваются навыки культуры общения, возникают эмоционально тёплые отношения в детском коллективе. Дети быстрей усваивают нравственные нормы, правила поведения. Коллективное детское творчество рождает особую эмоциональную атмосферу, благотворно действующую на психику ребёнка, поскольку в творчестве всегда есть желание заразить своим чувством другого человека.

Планируемый результат:

  • Использование своего творческого потенциала ребенком;
  • Приобретение навыков работы с цветом и объемом;
  • Развитое образное мышление, фантазия, эмоционально-эстетическое восприятие действительности;
  • Повышение интереса детей  к творческой деятельности;
  • Развитие активности, инициативности, любознательности у детей;
  • Познание своих возможностей в различных сферах: общение, творчество, совместная деятельность.
  • Расширение словарного запаса, работа с активным словарём.