Открытое занятие "Эти чудные цветы" (лепка из солёного теста)

Солодкая  Светлана Анатольевна

Выполнение работ из соленого теста.  Составление композиций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное  учреждение дополнительного образования детей

дом детского творчества ст. Старовеличковской

муниципального образования Калининский район

План – конспект открытого занятия

«Эти чудные цветы»

( лепка   цветов из слоёного теста

для составления композиции )

Педагог дополнительного

образования

Солодкая С.А.

2015 год

Тема: «Эти чудные цветы»

Цель: Формирование навыков декоративно – прикладной  и оформительской работы путём овладения приёма изготовление объёмных цветов из солёного теста.

Задачи:

  • Развивать навыки работы с солёным тестом, ножницами, клеем;
  • Формировать у детей образного мышления и творческое воображение;
  • Воспитывать положительное эмоциональное восприятие ребёнка.

Дидактический материал:

  • Образцы цветов из слоёного теста;
  • Выставка работ детей и педагога;
  • Учебные пособия – таблицы изделий декоративно – прикладного творчества: городецкая роспись, жостовский поднос, хохлома, гжель, дымковская игрушка;
  • Роза из слоёного теста для обыгрывания стихотворения, легенды;
  • Карточки для тестирования по технике безопасности труда;
  • Технологические карточки, схемы с этапами выполнения цветка;
  • Цветы с названием станций, цветы – фанты для соревнования;
  • Произведение П.И. Чайковского «Вальс цветов»;
  • Оформление цветочной поляны, изображения насекомых (цветная бумага, картон).

Вводная беседа, новая  тема.

- Ребята, вы любите загадки? Тогда давайте загадаем их друг другу.

Загадки.

Спят в поле сестрички – жёлтый глазок, белые реснички. (Ромашки)

Он стоит в одёжке, как огонь на ножке. Станет без одёжки – шариком на ножке. (Мак).

Я шариком пушистым белею в поле чистом, а дунул ветерок – остался стебелёк. (Одуванчик).

Белые горошки на зелёной ножке. (Ландыш).

Эй, звоночки, синий свет. – с язычком, а звону нет. (Колокольчик).

Сегодня мы с вами совершим путешествие в страну цветов. И научимся сами изготавливать цветы.

(Доска оформлена в виде цветочной поляны. На обратной стороне цветов написаны станции).

- Как вы думаете, кому легче всего отправиться в путешествие в страну цветов? (насекомым).

- Каких насекомых вы знаете?

- Верно: пчёлы, шмели, бабочки, стрекозы….

Кто первым отправится в путешествие? Выбирай насекомого и отправляйся вместе с ним на ближайший цветок.

(Ребёнок берёт насекомого и прикрепляет его на цветок).

Станция поэтическая.

- Как вы думаете, кто живёт на этой станции? (поэты)

- Кто такие поэты? (люди, которые пишут стихи)

- Каких поэтов вы знаете?

- О чём будут стихи у поэтов, живущих в стране цветов?

Вы совершенно правы, давайте их послушаем.  (Чтение стихов детьми)

Стихи.

«Подснежники»

Цветут подснежники,

Цветут подснежники,

Такие свежие, такие нежные.

                                         (Ольга Высоцкая)

«Колокольчик»

- Колокольчик голубой,

Что стоишь?

Идём со мной

Страшно в поле.

Скоро вечер.

Я возьму тебя домой.

- Нет-нет-нет.

Иди домой!

Не сердись…

Оставь на воле

Колокольчик голубой.

                        (Сергей Козлов)

«Осенняя роза»

Осыпал лес свои вершины,

Сад обнажил своё чело,

Дохнул сентябрь, и георгины

Дыханьем ночи обожгло.

Но в дуновении мороза

Между погибшими одна.

Лишь ты одна, царица роза.

Благоуханна и пышна.

                 (Афанасий Афанасьевич Фет).

- Давайте вспомним фамилии поэтов, прозвучавшие сегодня.

- Чем для них являются цветы?

Цветы – это источник вдохновения поэта.

(Отправляемся на следующую станцию).

Станция историческая.

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на этой станции?

Вы совершенно правы об истории цветов.

- Какой цветок, по вашему мнению. С давних времён остаётся символом красоты и величия? (Роза). Её называют царицей за несравненную красоту. Люди сочинили много легенд и сказок о прекрасной розе. Вот одна из них.

Легенда.

Жил когда – то на свете восточный царь – могучий падишах. Многие завидовали его богатствам, а для падишаха дороже всех сокровищ была единственная дочь – красавица принцесса.

Вокруг дворца падишаха цвели чудесные розы. Взглянул он на них однажды и воскликнул:

- Ни одна самая прекрасная роза на свете не сравниться с красотой моей дочери!

 Услышала это злая колдунья и очень разгневалась. Ещё бы! Ведь она жила в неведомом саду, где цвела её любимая белая роза. Она берегла её пуще глаза и заставляла свою дочь стеречь розовый куст днём и ночью.

В тот же миг явилась колдунья перед падишахом:

- Как смеешь ты говорить, что твоя дочь – прекраснее самой прекрасной розы?! – закричала она. – Ты пожалеешь о своих словах: с этой минуты принцесса станет немой, как цветок, и будет жить, точно во сне! Только белая роза из моего неведомого сада снимет колдовство, да пусть кто-нибудь попробует добыть её!...

Падишах стал звать своих слуг, но колдунья исчезла. Будто растворилась в воздухе, а принцесса в миг онемела! Словно в тумане глядела она вокруг себя и никого не узнавала.

Падишах был в отчаянии, и послал он во все концы глашатаев.

- тому, кто добудет белую розу из Неведомого сада и расколдует принцессу – тому падишах отдаст её в жёны! - Вещали они.

Дошли слухи до царского сына одного дальнего государства. И решили они отправиться на поиски Неведомого сада, чтобы добыть Белую розу и спасти прекрасную девушку.

Трудным был его путь по горам и пустыням. Разбойники отняли у него коня. И он брёл пешком, в изодранной одежде, без еды и питья. Он уже стал думать, что он погибнет здесь, в этих диких местах, как вдруг услышал пение птиц, и пошёл на их голоса.

Он шёл, не разбирая дороги, пока не упал без сил у каких-то высоких ворот. Они были распахнуты настежь, а пение птиц теперь звучало совсем рядом. Юноша поднял голову и увидел перед собой прекрасный сад – оттуда веяло свежестью и прохладой, доносился дивный запах цветов.

- Что это!? Неужели  я добрался до Неведомого сада? – проговорил он и хотел войти в ворота. Но тут путь ему преградила огромная кошка.

- Ты не ошибся, - промяукала она. – Это и впрямь Неведомый сад!

А я – дочь хозяйки. Кто ты такой и как ты тут очутился?

Рассказал он ей всю правду. Огромная кошка задумалась. Ей до слёз стало жалко несчастную принцессу, а отважный юноша очень понравился. К тому же ей порядком надоело стеречь эту розу – давно хотелось погулять по белу свету в своё удовольствие.

Она сама привела его к тому месту, где цвела Белая роза:

- Бери свой цветок, да беги отсюда без оглядки, пока не вернулась моя мать – она разорвёт тебя на клочки! – крикнула кошка.

Юноша сорвал цветок – и в тот же миг всю его усталость как рукой сняло. Бросился он стремглав из сада. Он бежал так быстро, что его не догнала бы стрела.

Через какое-то время добрался он до дворца падишаха и, как только приколол Белую розу к волосам его дочери, исчезли злые чары, вся власть злой колдуньи. Счастливый падишах не знал как благодарить юношу, и с радостью отдал ему свою дочь в жёны. А Белая роза сама собой перенеслась в их сад, стала великолепным розовым кустом. Говорят, она до сих пор там цветёт.

- А что же говорят о розе исторические сведения?

Роза пользовалась любовью и популярностью у всех народов мира.

По археологическим данным роза существует на Земле уже около 25 млн. лет, а в культуре роза выращивается уже более 5000 лет. Она считалась священным символом. Аромат роз всегда связывался с чем-то божественным. С древности сохранился обычай украшать храмы живыми розами.

В 17 веке роза впервые попала в Россию. Её привёз немецкий посол в дар государю Михаилу Фёдоровичу. В садах же разводить её стали только при Петре Первом и Екатерине Второй.

Роза – цветок, наиболее чтимый христианством. Её так и называют – цветок Богородицы. Живописцы изображали Богородицу с тремя венками. Венок из белых роз означал её радость, из красных – страдания, а из жёлтых – её славу.

Рыцари когда-то сравнивали дам своего сердца с розами. Они казались столь же прекрасными и неприступными, как и этот цветок. На щитах многих из рыцарей в качестве эмблемы была выгравирована роза. В Древней Греции розами украшали невесту, ими усыпали путь победителей, когда они возвращались с войны.

Известный петровский вельможа граф Головкин был страстным любителем роз. В своём подмосковном имении, селе Клевине он развёл великолепный  розовый сад и для ухода за ним выписал из Англии садовника. В помощь садовнику были даны несколько крепостных. Один из них вскоре так преуспел в уходе за розами, что превзошёл самого англичанина. Граф был в восторге и отпустил его со своей семьёй на волю, приказав ему именоваться Розановым. От этого-то садовника будто бы и пошла эта распространённая теперь фамилия.

Станция цветочная.

Мы попали с вами в волшебный сад, где растут самые разные цветы.

Давайте посоревнуемся, кто больше всего знает цветов. На середине столов разложены фанты (вырезанные цветы), называя цветок – вы берёте один фант.

Подсчёт фантов. Молодцы, дети! Вы хорошо знаете цветы, значит вы тоже их любите.

А теперь пора в путь.

Станция мастеров.

Цветы всегда вдохновляли художников, они создавали прекрасные картины. Мы с вами, ребята, тоже настоящие мастера декоративно-прикладного творчества. Сегодня мы будем создавать свой шедевр из солёных цветов.

Практическая часть.

Физкультминутка.

На углу растут цветы.

На лугу растут цветы. (потягиваемся)

Небывалой красоты. (руки в стороны)

К солнцу тянутся цветы.

С ними подтянись и ты. (потягивание)

Ветер дует иногда,

Только это не беда. (махи руками)

Наклоняются цветочки,

Опускают лепесточки. (наклоны)

А потом опять встают

И по-прежнему растут.

- Ребята, какие чувства у вас вызывают цветы? (радость, красота…)

Итак, для работы нам понадобятся: солёное тесто, стеки, одноразовые стаканчики, ножницы, вода, салфетки.

Так как мы будем обращаться с режущими предметами, повторим правила обращения с ними. (Тестирование)

Сегодня мы будем учиться лепить вот такие цветы. (Показ образца)

План работы:

  1. Оторвать пять кусочков теста разной величины, оставшееся тесто накройте стаканчиком.
  2. Скатать в шарики.
  3. Шарики нужно аккуратно расплющить (как можно тоньше) – это лепестки будущей  розы.
  4. Начинаем склеивать розу. Самую маленькую заготовку сворачиваем в трубочку.
  5. Вокруг трубочки по возрастающей наклеиваем лепестки.
  6. Когда все лепестки приклеены, лишнее тесто отрезаем ножницами.
  7. Приступаем  к выполнению листиков для розы. Кусочек теста раскатываем. Придаём ему форму сердца.
  8. Фигурно обрезаем края (лесенкой или зубчиками) стеком или ножницами.
  9. На заготовку наносим отпечатки линий, которые будут выполнять роль прожилок.
  10. (показываю поэтапное выполнение работы)

Вы знаете, что цветы – источник вдохновения не только поэтов и художников, цветы вдохновляли и музыкантов.

Сейчас вы будете творить под музыку Петра Ильича Чайковского, которая называется «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик».

(Практическая работа детей под музыку).

Подведение итогов.

Наше путешествие завершилось.

  • Скажите на какой станции оно закончилось? (мастеров)
  • Посмотрите на свои работы, как вы думаете, из нас получились мастера?
  • Ребята, вы все молодцы, очень старались.

Я предлагаю всем остаться на этой станции, чтобы в будущем научиться делать много замечательных работ.

  • Итак, скажите пожалуйста, что нового вы сегодня узнали?
  • Какое музыкальное произведение слушали? Кто его написал?
  • Стихи каких поэтов слушали?
  • С легендой о каком цветке познакомились?
  • Что научились делать?

Давайте посмотрим, что же у нас получилось? Получились замечательные розы. Когда они высохнут, мы их раскрасим и составим композицию – «Эти чудесные цветы».

Все ребята старались, молодцы.

На этом наше занятие окончено. Всем большое спасибо.

Используемая литература.

  1. Алексеева Т.А. «Сценарии школьных праздников». «Проф-Пресс», Ростов н/Д., 2004 г.
  2. Интернет «Легенды о розах»
  3. Хананова И.Н. «Солёное тесто». «АСТ-Пресс» -М., 2010 г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Эти чудные цветы» изготовление цветов из солёного теста педагог дополнительного образования Солодкая Светлана Анатольевна

Слайд 2

Задачи: Развивать навыки работы с солёным тестом, ножницами, клеем; Формировать у детей образного мышления и творческое воображение; Воспитывать положительное эмоциональное восприятие ребёнка . Цель: Формирование навыков декоративно – прикладной и оформительской работы путём овладения приёма изготовление объёмных цветов из солёного теста.

Слайд 3

«Осенняя роза» Осыпал лес свои вершины, Сад обнажил своё чело, Дохнул сентябрь, и георгины Дыханьем ночи обожгло. Но в дуновении мороза Между погибшими одна. Лишь ты одна, царица роза. Благоуханна и пышна. ( Афанасий Афанасьевич Фет).

Слайд 4

Последовательность изготовления розы: I этап подготовка к работе: 1. Оторвать пять кусочков теста разной величины, оставшееся тесто накройте стаканчиком.

Слайд 5

II этап : подготовка к лепке 2 . Скатать в шарики. 3. Шарики нужно аккуратно расплющить (как можно тоньше) – это лепестки будущей розы .

Слайд 6

III этап: Начинаем склеивать розу. 4. Самую маленькую заготовку сворачиваем в трубочку 5. Приклеиваем лепестки

Слайд 7

IV этап : собираем лепестки 5. Вокруг трубочки по возрастающей наклеиваем лепестки. 6. Когда все лепестки приклеены, лишнее тесто отрезаем ножницами.

Слайд 8

V этап: собираем розу 7. Приступаем к выполнению листиков для розы. Кусочек теста раскатываем. Придаём ему форму сердца. 8. Фигурно обрезаем края (лесенкой или зубчиками) стеком или ножницами. На заготовку наносим отпечатки линий, которые будут выполнять роль прожилок.

Слайд 9

9. Склеиваем все детали воды и сушим.

Слайд 10

10. Работаем в цвете. 11. Составляем композицию из заготовок.

Слайд 11

Спасибо за участие в мастер- классе! Творческих успехов!