Методическая разработка к занятию по программе "Мягкая Игрушка" на тему "Жители озер"

Ильенко Жанна Ивановна

Автор – педагог дополнительного образования Ильенко Ж.И.

В методическом пособии даны  рекомендации и конкретные указания  по проведению занятий кружка «Мягкая игрушка» для детей (7-14 лет).

Содержание:

- план изучения раздела «Подготовка выставочных работ»;

- план-конспект занятия на тему «Жители озер»;

- особенности построения занятия;

- методические рекомендации  по проведению занятий;

- приложение

Материалы могут быть полезны педагогам дополнительного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ ДОД Дворец детского (юношеского) творчества

Московского района Санкт-Петербурга

Отдел изобразительного и декоративно-прикладного искусства

Методическая разработка к занятию по программе «Мягкая игрушка»:

раздел «Подготовка выставочных работ»,

тема «Жители озер».

Педагог дополнительного образования

Ильенко Жанна Ивановна

Санкт-Петербург

2015г

План изучения раздела «Плоские игрушки».

Тема раздела: «Подготовка выставочных работ» 30 часов, 10 занятий по 3 акад. часа (2ч. 15мин).

Цель раздела:  изготовить разные виды игрушек на основе пройденного материала по образцу или по самостоятельному эскизу.

Задачи раздела:

  • обучающие:

    - повторить виды игрушек и их особенности;

- повторить историю развития игрушек;

- закрепить последовательность изготовления разных видов игрушек и практические приемы их выполнения;

          - закрепление теоретических знаний и практических навыков;

  • развивающие:

- развивать творческое мышление, эстетический вкус, самостоятельность в подборе материалов, инструментов и приспособлений.

- умение проявить фантазию;

- умение применить основные законы цветоведения и сочетание тканей, различных по фактуре в соответствии с цветовыми факторами в природе;

- развитие навыков: шитья, шитья бусин; раскроя выкройки; подбора ткани по цвету;

-развитие мелкой моторики рук.

  • воспитательные:

- воспитывать  аккуратность, бережливость, ответственность за выполняемую работу, навыки самостоятельной работы;

- воспитание трудового и эстетического отношения к деятельности;

- воспитывать художественный вкус;

Условия реализации темы:

  1. Повторение технологии изготовления игрушек, мягконабивные, плоские, на основе сосудов, каркасные. Изготовление изделий на тему «Жители озер», коллективная работа. Технология выполнения игрушек. Подбор материала, вырезание выкройки из картона. (3 акад.часа)
  1. (45 мин)

- повторение пройденного материала;

- изучение нового материала;

- практическая работа: создание эскиза;

1.2  (45 мин)

       - исправление ошибок по эскизу;

       - практическая работа: составление эскиза выкроек изделия

1.3  (45 мин)

       - сравнение детских выкроек с оригиналом;

       - практическая работа: работа с выкройкой, исправление ошибок, вырезание готовой выкройки из картона;

       - выбор фактуры ткани;

       - подведение итогов, выставка работ, анализ.

  1. «Жители озер». Технология выполнения игрушек. Подбор материала, вырезание выкройки на ткани. (3 акад.часа)
  1. (45 мин)

- повторение пройденного материала;

- этапы изготовления изделия;

- анализ готовых эскизов и выкроек;

       - выбор фактуры ткани;

  1.  (45 мин)

        - практическая работа: обводка выкройки на ткани, вырезание   выкройки;

  1. (45 мин)

        - практическая работа: обводка выкройки на ткани, вырезание   выкройки;

- подведение итогов, анализ.

  1. «Жители озер». Вырезание выкройки. (3 акад.часа)
  1. (45 мин)

- повторение пройденного материала;

- практическая работа: обводка выкройки на ткани, вырезание   выкройки;

  1. (45 мин)

- практическая работа: обводка выкройки на ткани, вырезание   выкройки;

3.3 (45 мин)

- выбор швов к каждой детали выкройки;

- подведение итогов, анализ.

  1. «Жители озер». Сшив деталей. (3 акад.часа)
  1.  (45 мин)

- повторение пройденного материала;

- этапы изготовления изделия;

- практическая работа: сшив деталей;

4.2 (45 мин)

- практическая работа: сшив деталей;

4.3 (45 мин)

- практическая работа: сшив деталей;

- подведение итогов, анализ.

  1. «Жители озер». Сшив деталей. (3 акад.часа)
  1.  (45 мин)

- повторение пройденного материала;

- этапы изготовления изделия;

- практическая работа: сшив деталей;

4.2 (45 мин)

- практическая работа: сшив деталей;

4.3 (45 мин)

- практическая работа: сшив деталей;

- подведение итогов, анализ.

  1. «Жители озер». Сшив деталей. (3 акад.часа)
  1.  (45 мин)

- повторение пройденного материала;

- этапы изготовления изделия;

- практическая работа: сшив деталей;

4.2 (45 мин)

- практическая работа: сшив деталей;

4.3 (45 мин)

- практическая работа: сшив деталей;

- подведение итогов, анализ.

  1. «Жители озер». Сшив деталей. (3 акад.часа)
  1. (45 мин)

- повторение пройденного материала;

- этапы изготовления изделия;

- практическая работа: сшив деталей;

5.2 (45 мин)

     - практическая работа: сшив деталей;

  1. (45 мин)

- практическая работа: сшив деталей;

- подведение итогов, анализ.

  1. «Жители озер». Сшив деталей. Набивка (3 акад.часа)
  1. (45 мин)

- повторение пройденного материала;

- этапы изготовления изделия;

- практическая работа: изготовление каркаса из проволоки и бумаги, оформление сосудов;

6.2 (45 мин)

- практическая работа: изготовление каркаса из проволоки и бумаги, оформление сосудов;

- практическая работа: сшив деталей;

6.3 (45 мин)

- практическая работа: сшив деталей;

- практическая работа: сшив деталей, набивка изделия;

- подведение итогов, анализ.

  1. «Жители озер». Сшив деталей. Оформление. Подведение итогов. (3 акад.часа)
  1. (45 мин)

- повторение пройденного материала;

- этапы изготовления изделия;

- практическая работа: сшив деталей, набивка изделия;

7.2 (45 мин)

- практическая работа: сшив деталей, набивка изделия;

7.3 (45 мин)

- особенности оформления изделия;

- выбор швов и средств оформления изделия;

 - подведение итогов, анализ.

  1. «Жители озер». Сшив деталей. Оформление. Подведение итогов. (3 акад.часа)
  1. (45 мин)

- повторение пройденного материала;

- особенности оформления изделия;

- выбор швов и средств оформления изделия;

- практическая работа: пришивание деталей, оформление изделия;

  1. (45 мин)

- практическая работа: пришивание деталей, оформление изделия;

  1.  (45 мин)

      - практическая работа: завершение оформления изделия;

      - выявление трудностей при изготовлении изделия;

 - подведение итогов, выставка работ, анализ, (оформление изделиями интерьер класса или школы, отбор лучших работ на выставку, создание панно по теме).

План – конспект первого занятия. Тема первого занятия «Жители озер».

12. Цель занятия: повторить изготовление разных видов игрушек и основные способы их изготовления.

13. Задачи занятия:

  • обучающие

            - повторить виды игрушек, их особенности, историю развития;

- закрепить правила последовательности создания игрушек, мягконабивных, плоских, на основе сосудов, каркасных;

- повторить основные приемы создания эскиза игрушки разных видов;

  • развивающие

- способствовать развитию эстетического и художественного вкуса, творческой и познавательной активности детей;

- развивать приемы и навыки простейшего моделирования каркасной игрушки;

- формировать навыки самостоятельной работы над эскизом.

  • воспитательные

- воспитывать культуру труда, аккуратность, бережное отношение к изделию;

- воспитывать любовь к живой природе;

14.  Структура занятия.

Структура занятия (этапы занятия)

Время

1

Организационный момент

1-2 мин

2

Повторение пройденного материала

5-7мин

3

Объяснение нового материала.

10-12мин

4

Практическая работа

12-14мин

5

Анализ эскизов

3-5мин

6

Подведение итогов

2-3мин

7

Д/З

1-2мин

Итого

45мин

 

15. Ожидаемые результаты:

К концу занятия дети должны повторить виды игрушек, мягконабивные, плоские, на основе сосудов, каркасные, повторить исторические сведения развития игрушек, закрепить схему последовательности выполнения игрушек разных видов.

16. Краткая характеристика группы, с которой проводится занятие: возраст – младшие школьники (дети 7-9 лет), 1 год обучения. Дети в группе разного возраста, задания для детей планируются разной сложности, так как их восприимчивость к новому материалу и скорость выполнения заданий зависят от возрастных особенностей развития детей, их психологии и уровня подготовленности к данному предмету (индивидуально-групповая форма работы).

17.  Оборудование и материалы:

  • для детей:

бумага, цветные карандаши, клей, ножницы:

  • для педагога:

- столы, стулья, классная доска, мел, магниты;

18.  Методическое обеспечение занятия:

Образцы игрушек; готовое панно - образец – «Жители озер»; фото-образцы игрушек; иллюстративный ряд видов озер, прудов и их обитателей; схема последовательности выполнения задания; словарь терминов.

На этапах данного занятия используются методы: словесные (беседа, рассказ), наглядные (показ, демонстрация), (см. приложение).

Учащиеся вспоминают пройденный материал, приводят примеры из жизненного опыта, зрительно просматривают иллюстративный материал, находят новую информацию. Знакомятся с новым материалом, приводят примеры из жизненного опыта, знакомятся с новым иллюстративным материалом.

Выполняют практическую работу, проявляя свое творчество и фантазию.

Используется метод анализа для выявления ошибок при выполнении задания и их устранения, и наглядный метод для совместного обсуждения эскизов педагогом с детьми.

Используется вопросно-ответный метод и метод беседы для выявления уровня усвоения учащимися нового материала.

19.  Содержание занятия:

I.  Организационный момент.  (1-2 мин)

Подготовка к уроку. Приветствие. Проверка рабочего места. Повторение техники безопасности.

II.  Повторение пройденного материала. (5-7 мин)

Педагог предлагает детям вспомнить темы прошлых занятий. Предполагаемые  вопросы и ответы детей:

- Вспомним темы, которые мы проходили в этом году.  Какие темы мы прошли?

- Какие виды игрушек вы знаете?   (мягконабивные, плоские, игрушки на основе сосудов, каркасные – картон, проволока)

- Тема сегодня «Виды игрушек». Давайте последовательно разбирать каждый вид игрушек и их особенности.

- Вспомним, когда появилась первая игрушка? (В глубокой древности, около 4000 тыс лет назад, может и раньше. Первые куклы были изготовлены из дерева, глины и быфли подвижны, делали их по образу человека, затем появились фигурки животных).

- Когда появились мягконабивные игрушки? (Точное время не известно, но примерно 1500-2000 лет назад).

- Как называется народ, благодаря которому появились плоские игрушки? (Кочевники, которые распространили по всей Европе аппликацию, около 1000 лет назад).

- Что нам  известно о появлении игрушек на основе сосудов? (Игрушки на основе сосудов, как и каркасные появились в одно время с мягконабивными игрушками, но в разных странах Европы и Азии, потом опыт постепенно распространялся и широко стали использовать в средневековье, 600 лет назад).

- Чем отличаются виды игрушек друг от друга? (способом набивки, а в плоских игрушках набивки нет, т.к. это аппликация из ткани).

- Какие виды набивок вы знаете? (синтепон, ватин, вата, разные сосуды по форме – пластмасса, резина и т.д, проволока, картон, бумага).

- Что объединяет все виды игрушек? Что у них есть похожего? (последовательность изготовления изделий).

- Давайте вспомним последовательность изготовления изделий каждого вида игрушек: мягконабивная игрушка - тема (идея) → эскиз → выкройка → вырезание → сшивание → набивка → пришивание → оформление;

плоские игрушки - тема → эскиз → выкройка → вырезание → пришивание → оформление;

игрушки на основе сосудов - тема → эскиз → выкройка → вырезание → сшивание → создание или подбор сосуда → пришивание → оформление;

каркасные игрушки - тема → эскиз → выкройка → вырезание → сшивание → создание каркаса → набивка → пришивание → оформление).

III.  Объяснение нового материала. (10-12 мин)

Педагог показывает мультфильм «Лунтик. Что в пруду?» (3 мин), по которому дети определяют тему «Жители озер».  Затем чтение загадки про озеро (см. приложение).

Педагог сообщает детям тему композиции, определяет цели и задачи. Учащиеся рассказывают о своих знаниях по теме.

Чтение загадок, по которым дети определяют, какие изделия будут изготавливать, знакомятся с образцами  игрушек: 1) иллюстрации жителей озер, пруда, 2) иллюстрации и образцы изделий, 3) иллюстративный ряд растительного мира озер, 4) иллюстрации готовых панно жителей озер и подводного мира (см.  приложение).

Педагог делит класс на 4 группы (каждая группа будет выполнять задание по определенному виду игрушек, 4 вида игрушек - 4 группы). Дети определяют свою группу по желанию, либо по выбору карточки с названием группы. Затем педагог показывает 4 образца игрушек, и дети определяют, к какому виду игрушек они относятся (игрушка предается группе).

Педагог объясняет этапы практической работы, рисование эскиза на тему «Жители озер». Каждая группа должна коллективно создать эскиз по теме (панно озера с его обитателями по своему представлению), жители озера (рыбки, раки и т.д.) должны быть нарисованы отдельно и приклеены на эскиз. Каждый учащийся изобразит обитателей озера, которых будет изготавливать на следующих занятиях, чтобы не было частых повторений, используются карточки для выбора изделий (первое изделие - по желанию ребенка, второе изделие – выбор карточки, третье изделие – по выкройке, которую ребенок создаст самостоятельно). Затем анализ и выбор лучшего эскиза, по которому будет создана композиция панно. Задание на урок: выполнить эскиз объемного панно «Жители озер».

IV. Практическая работа. (12-14 мин)

Коллективное рисование эскиза учащимися.

Индивидуальная помощь педагога.

Во время обхода рабочих мест, при появлении характерных ошибок, обратить внимание всех детей на методы их устранения.

V. Анализ эскизов. (3-5 мин)

Анализ выполнения заданий совместно с детьми. Анализ качества выполненных работ, разбор допущенных ошибок и методов их устранения. Выбор лучших эскизов совместно с детьми.

VI. Подведение итогов. (2-3 мин)

Предполагаемые вопросы педагога:

- Какая сегодня была тема урока?

- Назовите виды игрушек?

- Чем отличаются виды игрушек друг от друга?

- Что объединяет все виды игрушек?

- Что нового вы сегодня узнали?

- Вам понравилось занятие?

VII. Д/З (1-2 мин)

- Ваше домашнее задание: написать рассказ или сочинить стихотворение на тему «Жители озер». Написать все сложности и особенности вида игрушки при изготовлении выбранных изделий. Выполнить задание к следующему занятию коллективно, в своей группе.

- Уборка рабочего места.

Приложение

  1. Загадки:

Глядятся в него молодые рябинки,
Цветные свои, примеряя косынки.
Глядятся в него молодые березки,
Свои перед ним поправляя прически.
И месяц, и звезды -
В нём все отражается ...
Как это зеркало называется?

(озеро)

Ползёт наоборот,
Задом наперёд,
Всё под водой,
Хватает клешнёй.

(рак)

Теремок ползет.
На себе его везёт 
Хозяюшка богатая, рогатая.

(улитка)

Малюткой хвост она растила, 
Платье темное носила. 
Подросла - зеленой стала, 
Хвост на весла поменяла.
(
лягушка)

У родителей и деток

Вся одежда из монеток
(
рыба)

Её мудрость не забудешь: 
"Тише ходишь, дальше будешь". 
"Костяна" её рубаха, 
Ползёт без страха ...

(черепаха)


Голубой аэропланчик

Сел на белый одуванчик.
(
стрекоза)

Без команды в строй встают,

Отправляются на пруд.

Кто идет цепочкой длинной,

Кто так любит дисциплину?

( Утята)  

  1. Иллюстративный ряд изображений озера, пруда, подводного мира:

     

  1. Иллюстративный ряд обитателей озер (фото - натуральное изображение и фото игрушки):

                   11      9   

                                         

                               

            

                

  1. Иллюстративный ряд растительного мира озер:

  1  6   4  3

  1. Иллюстративный ряд композиций панно жители озер и подводного мира:

           

       

  1. схема последовательности выполнения каркасной игрушки:

мягконабивная игрушка - тема (идея) → эскиз → выкройка → вырезание → сшивание → набивка → пришивание → оформление;

плоские игрушки - тема → эскиз → выкройка → вырезание → пришивание → оформление;

игрушки на основе сосудов - тема → эскиз → выкройка → вырезание → сшивание → создание или подбор сосуда → пришивание → оформление;

каркасные игрушки - тема → эскиз → выкройка → вырезание → сшивание → создание каркаса → набивка → пришивание → оформление.

  1. схема терминов по теме:

виды  игрушек → мягконабивные игрушки → плоские игрушки → игрушки на основе сосудов → каркасные игрушки

«Жители озер»



Предварительный просмотр:

ГБОУ ДОД Дворец детского (юношеского) творчества

Московского района Санкт-Петербурга

Отдел изобразительного и декоративно-прикладного искусства

Методическая разработка к занятию по программе «Мягкая игрушка»:

раздел «Подготовка выставочных работ»,

тема «Жители озер».

Педагог дополнительного образования

Ильенко Жанна Ивановна

Санкт-Петербург

2015г

План изучения раздела «Плоские игрушки».

Тема раздела: «Подготовка выставочных работ» 30 часов, 10 занятий по 3 акад. часа (2ч. 15мин).

Цель раздела:  изготовить разные виды игрушек на основе пройденного материала по образцу или по самостоятельному эскизу.

Задачи раздела:

  • обучающие:

    - повторить виды игрушек и их особенности;

- повторить историю развития игрушек;

- закрепить последовательность изготовления разных видов игрушек и практические приемы их выполнения;

          - закрепление теоретических знаний и практических навыков;

  • развивающие:

- развивать творческое мышление, эстетический вкус, самостоятельность в подборе материалов, инструментов и приспособлений.

- умение проявить фантазию;

- умение применить основные законы цветоведения и сочетание тканей, различных по фактуре в соответствии с цветовыми факторами в природе;

- развитие навыков: шитья, шитья бусин; раскроя выкройки; подбора ткани по цвету;

-развитие мелкой моторики рук.

  • воспитательные:

- воспитывать  аккуратность, бережливость, ответственность за выполняемую работу, навыки самостоятельной работы;

- воспитание трудового и эстетического отношения к деятельности;

- воспитывать художественный вкус;

Условия реализации темы:

  1. Повторение технологии изготовления игрушек, мягконабивные, плоские, на основе сосудов, каркасные. Изготовление изделий на тему «Жители озер», коллективная работа. Технология выполнения игрушек. Подбор материала, вырезание выкройки из картона. (3 акад.часа)
  1. (45 мин)

- повторение пройденного материала;

- изучение нового материала;

- практическая работа: создание эскиза;

1.2  (45 мин)

       - исправление ошибок по эскизу;

       - практическая работа: составление эскиза выкроек изделия

1.3  (45 мин)

       - сравнение детских выкроек с оригиналом;

       - практическая работа: работа с выкройкой, исправление ошибок, вырезание готовой выкройки из картона;

       - выбор фактуры ткани;

       - подведение итогов, выставка работ, анализ.

  1. «Жители озер». Технология выполнения игрушек. Подбор материала, вырезание выкройки на ткани. (3 акад.часа)
  1. (45 мин)

- повторение пройденного материала;

- этапы изготовления изделия;

- анализ готовых эскизов и выкроек;

       - выбор фактуры ткани;

  1.  (45 мин)

        - практическая работа: обводка выкройки на ткани, вырезание   выкройки;

  1. (45 мин)

        - практическая работа: обводка выкройки на ткани, вырезание   выкройки;

- подведение итогов, анализ.

  1. «Жители озер». Вырезание выкройки. (3 акад.часа)
  1. (45 мин)

- повторение пройденного материала;

- практическая работа: обводка выкройки на ткани, вырезание   выкройки;

  1. (45 мин)

- практическая работа: обводка выкройки на ткани, вырезание   выкройки;

3.3 (45 мин)

- выбор швов к каждой детали выкройки;

- подведение итогов, анализ.

  1. «Жители озер». Сшив деталей. (3 акад.часа)
  1.  (45 мин)

- повторение пройденного материала;

- этапы изготовления изделия;

- практическая работа: сшив деталей;

4.2 (45 мин)

- практическая работа: сшив деталей;

4.3 (45 мин)

- практическая работа: сшив деталей;

- подведение итогов, анализ.

  1. «Жители озер». Сшив деталей. (3 акад.часа)
  1.  (45 мин)

- повторение пройденного материала;

- этапы изготовления изделия;

- практическая работа: сшив деталей;

4.2 (45 мин)

- практическая работа: сшив деталей;

4.3 (45 мин)

- практическая работа: сшив деталей;

- подведение итогов, анализ.

  1. «Жители озер». Сшив деталей. (3 акад.часа)
  1.  (45 мин)

- повторение пройденного материала;

- этапы изготовления изделия;

- практическая работа: сшив деталей;

4.2 (45 мин)

- практическая работа: сшив деталей;

4.3 (45 мин)

- практическая работа: сшив деталей;

- подведение итогов, анализ.

  1. «Жители озер». Сшив деталей. (3 акад.часа)
  1. (45 мин)

- повторение пройденного материала;

- этапы изготовления изделия;

- практическая работа: сшив деталей;

5.2 (45 мин)

     - практическая работа: сшив деталей;

  1. (45 мин)

- практическая работа: сшив деталей;

- подведение итогов, анализ.

  1. «Жители озер». Сшив деталей. Набивка (3 акад.часа)
  1. (45 мин)

- повторение пройденного материала;

- этапы изготовления изделия;

- практическая работа: изготовление каркаса из проволоки и бумаги, оформление сосудов;

6.2 (45 мин)

- практическая работа: изготовление каркаса из проволоки и бумаги, оформление сосудов;

- практическая работа: сшив деталей;

6.3 (45 мин)

- практическая работа: сшив деталей;

- практическая работа: сшив деталей, набивка изделия;

- подведение итогов, анализ.

  1. «Жители озер». Сшив деталей. Оформление. Подведение итогов. (3 акад.часа)
  1. (45 мин)

- повторение пройденного материала;

- этапы изготовления изделия;

- практическая работа: сшив деталей, набивка изделия;

7.2 (45 мин)

- практическая работа: сшив деталей, набивка изделия;

7.3 (45 мин)

- особенности оформления изделия;

- выбор швов и средств оформления изделия;

 - подведение итогов, анализ.

  1. «Жители озер». Сшив деталей. Оформление. Подведение итогов. (3 акад.часа)
  1. (45 мин)

- повторение пройденного материала;

- особенности оформления изделия;

- выбор швов и средств оформления изделия;

- практическая работа: пришивание деталей, оформление изделия;

  1. (45 мин)

- практическая работа: пришивание деталей, оформление изделия;

  1.  (45 мин)

      - практическая работа: завершение оформления изделия;

      - выявление трудностей при изготовлении изделия;

 - подведение итогов, выставка работ, анализ, (оформление изделиями интерьер класса или школы, отбор лучших работ на выставку, создание панно по теме).

План – конспект первого занятия. Тема первого занятия «Жители озер».

12. Цель занятия: повторить изготовление разных видов игрушек и основные способы их изготовления.

13. Задачи занятия:

  • обучающие

            - повторить виды игрушек, их особенности, историю развития;

- закрепить правила последовательности создания игрушек, мягконабивных, плоских, на основе сосудов, каркасных;

- повторить основные приемы создания эскиза игрушки разных видов;

  • развивающие

- способствовать развитию эстетического и художественного вкуса, творческой и познавательной активности детей;

- развивать приемы и навыки простейшего моделирования каркасной игрушки;

- формировать навыки самостоятельной работы над эскизом.

  • воспитательные

- воспитывать культуру труда, аккуратность, бережное отношение к изделию;

- воспитывать любовь к живой природе;

14.  Структура занятия.

Структура занятия (этапы занятия)

Время

1

Организационный момент

1-2 мин

2

Повторение пройденного материала

5-7мин

3

Объяснение нового материала.

10-12мин

4

Практическая работа

12-14мин

5

Анализ эскизов

3-5мин

6

Подведение итогов

2-3мин

7

Д/З

1-2мин

Итого

45мин

 

15. Ожидаемые результаты:

К концу занятия дети должны повторить виды игрушек, мягконабивные, плоские, на основе сосудов, каркасные, повторить исторические сведения развития игрушек, закрепить схему последовательности выполнения игрушек разных видов.

16. Краткая характеристика группы, с которой проводится занятие: возраст – младшие школьники (дети 7-9 лет), 1 год обучения. Дети в группе разного возраста, задания для детей планируются разной сложности, так как их восприимчивость к новому материалу и скорость выполнения заданий зависят от возрастных особенностей развития детей, их психологии и уровня подготовленности к данному предмету (индивидуально-групповая форма работы).

17.  Оборудование и материалы:

  • для детей:

бумага, цветные карандаши, клей, ножницы:

  • для педагога:

- столы, стулья, классная доска, мел, магниты;

18.  Методическое обеспечение занятия:

Образцы игрушек; готовое панно - образец – «Жители озер»; фото-образцы игрушек; иллюстративный ряд видов озер, прудов и их обитателей; схема последовательности выполнения задания; словарь терминов.

На этапах данного занятия используются методы: словесные (беседа, рассказ), наглядные (показ, демонстрация), (см. приложение).

Учащиеся вспоминают пройденный материал, приводят примеры из жизненного опыта, зрительно просматривают иллюстративный материал, находят новую информацию. Знакомятся с новым материалом, приводят примеры из жизненного опыта, знакомятся с новым иллюстративным материалом.

Выполняют практическую работу, проявляя свое творчество и фантазию.

Используется метод анализа для выявления ошибок при выполнении задания и их устранения, и наглядный метод для совместного обсуждения эскизов педагогом с детьми.

Используется вопросно-ответный метод и метод беседы для выявления уровня усвоения учащимися нового материала.

19.  Содержание занятия:

I.  Организационный момент.  (1-2 мин)

Подготовка к уроку. Приветствие. Проверка рабочего места. Повторение техники безопасности.

II.  Повторение пройденного материала. (5-7 мин)

Педагог предлагает детям вспомнить темы прошлых занятий. Предполагаемые  вопросы и ответы детей:

- Вспомним темы, которые мы проходили в этом году.  Какие темы мы прошли?

- Какие виды игрушек вы знаете?   (мягконабивные, плоские, игрушки на основе сосудов, каркасные – картон, проволока)

- Тема сегодня «Виды игрушек». Давайте последовательно разбирать каждый вид игрушек и их особенности.

- Вспомним, когда появилась первая игрушка? (В глубокой древности, около 4000 тыс лет назад, может и раньше. Первые куклы были изготовлены из дерева, глины и быфли подвижны, делали их по образу человека, затем появились фигурки животных).

- Когда появились мягконабивные игрушки? (Точное время не известно, но примерно 1500-2000 лет назад).

- Как называется народ, благодаря которому появились плоские игрушки? (Кочевники, которые распространили по всей Европе аппликацию, около 1000 лет назад).

- Что нам  известно о появлении игрушек на основе сосудов? (Игрушки на основе сосудов, как и каркасные появились в одно время с мягконабивными игрушками, но в разных странах Европы и Азии, потом опыт постепенно распространялся и широко стали использовать в средневековье, 600 лет назад).

- Чем отличаются виды игрушек друг от друга? (способом набивки, а в плоских игрушках набивки нет, т.к. это аппликация из ткани).

- Какие виды набивок вы знаете? (синтепон, ватин, вата, разные сосуды по форме – пластмасса, резина и т.д, проволока, картон, бумага).

- Что объединяет все виды игрушек? Что у них есть похожего? (последовательность изготовления изделий).

- Давайте вспомним последовательность изготовления изделий каждого вида игрушек: мягконабивная игрушка - тема (идея) → эскиз → выкройка → вырезание → сшивание → набивка → пришивание → оформление;

плоские игрушки - тема → эскиз → выкройка → вырезание → пришивание → оформление;

игрушки на основе сосудов - тема → эскиз → выкройка → вырезание → сшивание → создание или подбор сосуда → пришивание → оформление;

каркасные игрушки - тема → эскиз → выкройка → вырезание → сшивание → создание каркаса → набивка → пришивание → оформление).

III.  Объяснение нового материала. (10-12 мин)

Педагог показывает мультфильм «Лунтик. Что в пруду?» (3 мин), по которому дети определяют тему «Жители озер».  Затем чтение загадки про озеро (см. приложение).

Педагог сообщает детям тему композиции, определяет цели и задачи. Учащиеся рассказывают о своих знаниях по теме.

Чтение загадок, по которым дети определяют, какие изделия будут изготавливать, знакомятся с образцами  игрушек: 1) иллюстрации жителей озер, пруда, 2) иллюстрации и образцы изделий, 3) иллюстративный ряд растительного мира озер, 4) иллюстрации готовых панно жителей озер и подводного мира (см.  приложение).

Педагог делит класс на 4 группы (каждая группа будет выполнять задание по определенному виду игрушек, 4 вида игрушек - 4 группы). Дети определяют свою группу по желанию, либо по выбору карточки с названием группы. Затем педагог показывает 4 образца игрушек, и дети определяют, к какому виду игрушек они относятся (игрушка предается группе).

Педагог объясняет этапы практической работы, рисование эскиза на тему «Жители озер». Каждая группа должна коллективно создать эскиз по теме (панно озера с его обитателями по своему представлению), жители озера (рыбки, раки и т.д.) должны быть нарисованы отдельно и приклеены на эскиз. Каждый учащийся изобразит обитателей озера, которых будет изготавливать на следующих занятиях, чтобы не было частых повторений, используются карточки для выбора изделий (первое изделие - по желанию ребенка, второе изделие – выбор карточки, третье изделие – по выкройке, которую ребенок создаст самостоятельно). Затем анализ и выбор лучшего эскиза, по которому будет создана композиция панно. Задание на урок: выполнить эскиз объемного панно «Жители озер».

IV. Практическая работа. (12-14 мин)

Коллективное рисование эскиза учащимися.

Индивидуальная помощь педагога.

Во время обхода рабочих мест, при появлении характерных ошибок, обратить внимание всех детей на методы их устранения.

V. Анализ эскизов. (3-5 мин)

Анализ выполнения заданий совместно с детьми. Анализ качества выполненных работ, разбор допущенных ошибок и методов их устранения. Выбор лучших эскизов совместно с детьми.

VI. Подведение итогов. (2-3 мин)

Предполагаемые вопросы педагога:

- Какая сегодня была тема урока?

- Назовите виды игрушек?

- Чем отличаются виды игрушек друг от друга?

- Что объединяет все виды игрушек?

- Что нового вы сегодня узнали?

- Вам понравилось занятие?

VII. Д/З (1-2 мин)

- Ваше домашнее задание: написать рассказ или сочинить стихотворение на тему «Жители озер». Написать все сложности и особенности вида игрушки при изготовлении выбранных изделий. Выполнить задание к следующему занятию коллективно, в своей группе.

- Уборка рабочего места.

Приложение

  1. Загадки:

Глядятся в него молодые рябинки,
Цветные свои, примеряя косынки.
Глядятся в него молодые березки,
Свои перед ним поправляя прически.
И месяц, и звезды -
В нём все отражается ...
Как это зеркало называется?

(озеро)

Ползёт наоборот,
Задом наперёд,
Всё под водой,
Хватает клешнёй.

(рак)

Теремок ползет.
На себе его везёт 
Хозяюшка богатая, рогатая.

(улитка)

Малюткой хвост она растила, 
Платье темное носила. 
Подросла - зеленой стала, 
Хвост на весла поменяла.
(
лягушка)

У родителей и деток

Вся одежда из монеток
(
рыба)

Её мудрость не забудешь: 
"Тише ходишь, дальше будешь". 
"Костяна" её рубаха, 
Ползёт без страха ...

(черепаха)


Голубой аэропланчик

Сел на белый одуванчик.
(
стрекоза)

Без команды в строй встают,

Отправляются на пруд.

Кто идет цепочкой длинной,

Кто так любит дисциплину?

( Утята)  

  1. Иллюстративный ряд изображений озера, пруда, подводного мира:

     

  1. Иллюстративный ряд обитателей озер (фото - натуральное изображение и фото игрушки):

                   11      9   

                                         

                               

            

                

  1. Иллюстративный ряд растительного мира озер:

  1  6   4  3

  1. Иллюстративный ряд композиций панно жители озер и подводного мира:

           

       

  1. схема последовательности выполнения каркасной игрушки:

мягконабивная игрушка - тема (идея) → эскиз → выкройка → вырезание → сшивание → набивка → пришивание → оформление;

плоские игрушки - тема → эскиз → выкройка → вырезание → пришивание → оформление;

игрушки на основе сосудов - тема → эскиз → выкройка → вырезание → сшивание → создание или подбор сосуда → пришивание → оформление;

каркасные игрушки - тема → эскиз → выкройка → вырезание → сшивание → создание каркаса → набивка → пришивание → оформление.

  1. схема терминов по теме:

виды  игрушек → мягконабивные игрушки → плоские игрушки → игрушки на основе сосудов → каркасные игрушки

«Жители озер»