"Рукодельница"

Бирюкова Екатерина Александровна

Декоративно-прикладное творчество с древнейших времен считалось занятием благородным, женщины разных сословий занимались пошивом одежды, вышивкой, декорированием дома. История этого занятия насчитывает тысячелетия, при раскопках гробниц археологи находили предметы декора, одежды и вышивки.  И  в наши дни эти виды творчества не потеряли своей актуальности: вновь популярна вышивка, изделия созданные своими руками с неповторимым стилем выполнения и личным почерком создателя изделия, подчеркивающим стиль обладателя.

Как предмет дополнительного образования декоративно-прикладное творчество имеет ряд актуальных сегодня преимуществ -  способствует развитию творческих способностей, художественного и эстетического вкуса, сенсорно-моторных навыков,  внимательности, точности, памяти, фантазии и воображения, создает условия для профессионального самоопределения.

 

Исследования многих ученых  доказывают, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности мелких движений пальцев рук. Ребенок, у которого хорошо развиты пальчики, логично рассуждает, обладает хорошей памятью, умеет концентрироваться, уверенно общается с окружающими. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rukodelnitsa_2015-2016.docx41.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение                             Утверждаю:

дополнительного образования детей                                                         директор  ЦДТ № 4

Центр детского творчества № 4                                                          ________Кузнецова Г. И.

                                                                                                            «       »__________ 2015г.

Образовательная программа

дополнительного  образования детей (8-14лет)

курс «Рукодельница»

Всего часов: 144

Рассмотрено и одобрено                                         Программа разработана

На заседании методического совета                      Бирюковой Екатериной Александровной

ЦДТ № 4                                                                   квалификация «Учитель технологии

                                                                                   и предпринимательства

«      » ___________ 20___ г.

Протокол №______

г. Ульяновск

2015 г.

                                        ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная образовательная программа дополнительного образования детей разработана в соответствии с основными Положениями Закона Российской Федерации « Об образовании», нормативно-правовыми документами по вопросам организации учебно-воспитательного процесса в учреждениях дополнительного образования, в частности в курс «Рукодельница» на 1 год обучения.

Программа предназначена для обучения декоративно-прикладному творчеству (вышивка всех видов, декорирование, лоскутное шитье), получения знаний, умений и навыков в данных видах творчества и направлена на раскрытие творческих способностей и развитие личностных качеств к их проявлению, а также на формирование эстетического вкуса и позитивного восприятия общекультурных и общечеловеческих ценностей.

Актуальность программы

Декоративно-прикладное творчество с древнейших времен считалось занятием благородным, женщины разных сословий занимались пошивом одежды, вышивкой, декорированием дома. История этого занятия насчитывает тысячелетия, при раскопках гробниц археологи находили предметы декора, одежды и вышивки.  И  в наши дни эти виды творчества не потеряли своей актуальности: вновь популярна вышивка, изделия созданные своими руками с неповторимым стилем выполнения и личным почерком создателя изделия, подчеркивающим стиль обладателя.

Как предмет дополнительного образования декоративно-прикладное творчество имеет ряд актуальных сегодня преимуществ -  способствует развитию творческих способностей, художественного и эстетического вкуса, сенсорно-моторных навыков,  внимательности, точности, памяти, фантазии и воображения, создает условия для профессионального самоопределения.

Исследования многих ученых  доказывают, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности мелких движений пальцев рук. Ребенок, у которого хорошо развиты пальчики, логично рассуждает, обладает хорошей памятью, умеет концентрироваться, уверенно общается с окружающими.

Новизна данной программы заключается в том, что наряду  с получением основных знаний, умений и навыков в таких видах декоративно-прикладного творчества, как вышивка, декорирование и лоскутное шитье, дети обучаются основам моделирования изделий, возможности  самостоятельно  изменять  размер, форму, фактуру ,цвет и их гармоничному сочетанию.

Программа также предусматривает возможность заниматься указанными видами  творчества всем желающим детям, независимо от уровня развития творческих способностей и предлагает равные условия для получения знаний и раскрытия творческого потенциала.

Цели программы:

- получение детьми знаний, умений и навыков в области декоративно-прикладного творчества

- создание условий для развития личности ребенка и развитие мотивации к познанию и творчеству, выявление творческих способностей и их развитие

- создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка

- повышение общекультурного уровня детей

- развитие социально-значимых качеств, профилактика асоциального поведения

- интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка.

Задачи  программы:

- давать знания и умения в таких видах декоративно-прикладного творчества, как вышивка, декорирование и лоскутное шитье

- развивать мелкую моторику рук, точность, аккуратность, внимательность

- развивать творческие способности детей, воображение и фантазию

- развивать художественно-эстетическое восприятие, чувство стиля, чувство вкуса

- развивать коммуникативные качества детей, способность адаптироваться в коллективе, проявляя свои личностные качества и творческие возможности.

- обеспечение эмоционального благополучия ребенка.

Адаптированность программы

Программа предназначена для работы с детьми 8-14 лет  и адаптирована относительно уровней творческих способностей учеников.

В процессе обучения применяются разные по степени сложности техника и приемы, учитывается возрастная тематика изготавливаемых изделий, подбираются модели  с учетом сложности изготовления.

Во время занятий применяется индивидуальный подход, уделяется внимание каждому ребенку персонально для объяснения приемов и схем, а также  ведется контроль  усвояемости.

Особое значение имеет работа с детьми с наиболее развитыми творческими способностями.

ФУНКЦИИ ОБУЧЕНИЯ

Данная программа дополнительного образования несет в себе три основные функции : образовательная, развивающая и воспитательная.

Образовательная функция.

Основная задача образовательной функции – овладение учащимися системой теоретических знаний, умений и навыков декоративно-прикладного творчества, а именно:

1)  обучение  детей основным приемам вышивки, декорирования изделий и лоскутное шитье

2)  освоение разных по сложности техник вышивки и обработки изделия

3)  обучение чтению схем и обозначений  и умению моделирования в зависимости от размера и формы изделия, а также сочетанию цветовой гаммы и фактуры изготавливаемых изделий

Развивающая функция

Задача развивающей функции – развитие личности ребенка как целостной системы, а также  раскрытие и развитие творческих способностей обучающихся, эмоционально-волевых качеств.

Данная программа способствует:

1)  повышению интереса к творческой работе, нацеленной на результат

2)  развитию художественно-эстетического восприятия ребенка и его воображения

3)  развитию сенсорно - моторных навыков, мелкой моторики пальцев рук

4)  интеллектуальному и духовному развитию личности ребенка, укреплению психического здоровья

5) развитие мотивации личности к познанию и творчеству

6) приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям

Воспитательная функция

Основная задача воспитательной функции – воспитание культуры поведения детей на занятиях, их дисциплинированности и чувства ответственности,  развитие общительности, формирование позитивного отношения к творческой деятельности, а также профилактика асоциального поведения.

Воспитательная функция осуществляется путем подбора форм и методов обучения и организации общения педагога с учащимися. Взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.

ЦЕЛИ И  ЗАДАЧИ  УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Данная программа рассчитана  на 1 год обучения.

Обучающие:

- обучить  детей основным приемам вышивки и декорирования, лоскутного шитья

- освоить разные по сложности техники  вышивки

- обучить чтению схем и обозначений  

- обучить моделированию изделий  в зависимости от размера и формы, а также сочетанию цветовой гаммы и фактуры изготавливаемых изделий

Развивающие:

-  повысить  интерес детей к творческой работе, нацеленной на результат

- развивать художественно-эстетическое восприятия ребенка и его воображение

- развивать сенсорно - моторные навыки, мелкую моторику пальцев рук

- развивать интеллектуально и духовно личность ребенка

-  укреплять  психическое здоровье

Воспитательные:

- воспитывать культуру поведения детей на занятиях

- развивать дисциплинированность и чувство ответственности

- развивать общительность, эмоциональную отзывчивость

- формировать позитивное отношение к творческой деятельности

- профилактика асоциального поведения

Прогнозируемый результат

Учащиеся должны:

- знать основные приемы и техники вышивки

- уметь работать с ниткой и иголкой

- знать основные приемы декорирования

-уметь правильно раскроить и обработать ткань для пошива изделия

- уметь моделировать изделия, гармонично сочетать в композиции размер, форму, фактуру, цвет.

Воспитательная составляющая.

Учащиеся должны:

- знать правила поведения на занятиях

- соблюдать правила порядка работы студии, дисциплину, вежливость

Условия реализации программы

Организация учебного, образовательного и воспитательного процесса.

Набор в студию декоративно-прикладного творчества «Рукодельница»  осуществляется в начале учебного года. Состав участников объединения – 45-50 человек. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа (144 часа) во второй половине дня согласно расписанию. Требования и нормы СанПИНа о сохранении физического и психического здоровья детей учтены. Помещение должно быть просторным, проветриваемым, хорошо освещенным.

Необходимое оборудование.

Для обеспечения учебного процесса и качественной работы педагога и учащихся необходимо наличие столов и стульев.

Каждому обучающемуся  на занятиях необходимо иметь:

- для вышивки – мулине разный цветов, пяльца, ткань, бисер, ножницы;

- для декорирования – кружево, бумага, ткань, бисер, ножницы, крючок;

- для лоскутного шитья – нитки, ткань, ножницы, швейная машина.

Принцип разработки учебного и  учебно-тематического плана

Данная программа занятий декоративно-прикладного творчества включает в себя три вида творчества: вышивка, декорирование, лоскутное шитье. Исходя из этого, программа разделена на три блока соответственно, плюс четвертый блок включает в себя мероприятия воспитательного и культурно-просветительного характера. Почти все темы объединяют в себе несколько занятий, так как выполнены в одной технике и имеют единое идейное содержание, а отличаются лишь  теми или иными приемами.

Идейно-тематическое содержание некоторых уроков прерывает последовательность занятий по блокам, например, после основного курса вышивка и декорирование, данная программа предусматривает несколько занятий по изготовлению  изделий с вышивкой к праздникам.

Программой предусмотрены выездные занятия: экскурсии, посещение выставок, с целью расширения кругозора и получения новой информации, а также для сплочения коллектива в свободной нерабочей обстановке.

Структура занятий

Исходя из специфики работы, складывается определенная последовательность занятия:

  1. демонстрация образца, планируемого к изготовлению;
  2. показ и разъяснение схемы изделия;
  3. показ и разъяснение необходимых приемов и техники изделия;
  4. контроль усвоения (индивидуально с каждым учеником);
  5. физ. минутка, смена деятельности.

Формы проведения занятий

Усвоение материала в ходе учебного процесса проходит в форме практических занятий, на которых учащиеся осваивают приемы и техники работы. Теоретические знания – исторические материалы и обучение толкованию схем и обозначений – даются параллельно.

Контроль усвоения  программы

Данная программа дополнительного образования предусматривает контроль усвоения программы, диагностику, как важную часть педагогического процесса. Диагностика позволяет анализировать результаты деятельности педагога и  детей, обучающихся в объединении, учит делать выводы и помогает находить новые формы и методы работы.

Диагностика является одним из основных способов контроля усвоения программы и степенью ее реализации.

Формы и методы проведения  диагностики

Учитывая разный уровень творческих способностей учеников, необходимо следить за динамикой их развития и совершенствования. Чтобы проследить за ростом творческих способностей и процессом освоения программы в сфере декоративно-прикладного творчества применяются такие формы и методы диагностики, как:

- непосредственный контроль на занятиях (индивидуально за каждым учеником), метод - наблюдения;

- выставка (школьная, районная, городская, областная); данная форма диагностики используется по прошествии определенного периода времени, на стадии завершения работы над несколькими изделиями. Метод – показательная работа в условиях соревновательности, в духе соперничества за призовые места.

Участие в выставках дает стимул для дальнейшей творческой работы, служит мотивом к планированию новых целей и задач, стремлению находить интересные формы и методы для реализации программы, побуждает к достижению новых творческих успехов и повышению мастерства.

Условия реализации педагогического процесса

Для реализации данной программы необходимо:

  1. профессиональная подготовка руководителя, его высокий уровень знания в области декоративно-прикладного творчества;
  2. высокий культурный уровень педагога (широкий кругозор в области культуры и искусства, наличие педагогических навыков, такта, художественного вкуса и умения увлечь учеников творческой инициативой);
  3. умение руководителя подобрать интересную тематику изделий, соответствующую уровню технического мастерства учеников, их возрастным особенностям и интересам;
  4. умение руководителя планировать занятии в меру эмоционально насыщенными, не вызывающими переутомления; на каждом занятии учащиеся должны получать что-то новое;
  5. умение педагога создавать на занятиях обстановку творческой активности и товарищества; доброжелательное отношение ко всем участникам объединения;
  6. регулярность занятий соответственно составленному расписанию.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Поставленные задачи и цели данной программы определяют выбор методов и методических приемов обучения. На занятиях по декоративно-прикладному творчеству предлагается применение трех основных и взаимосвязанных методов обучения:

  1. наглядный
  2. словесный
  3. практическая деятельность

Каждый метод включает в себя систему различных приемов, зависящих от его специфики. Выбор тех или иных приемов обучения определяется конкретными задачами данного занятия, сложностью материала, этапом обучения и уровнем подготовки детей.

Наглядный метод позволяет на конкретных примерах показать детям наиболее правильное выполнение того или иного действия, он включает в себя:

- конкретную демонстрацию выполнения приемов и техник вышивки и пошива изделия

- показ расположения рук и нитки (пялец, ткани), которые необходимо усвоить для правильного выполнения изделий

- направление движения иглы, выкройки или бисера в процессе работы

- наиболее рациональный расклад выкроек на ткани для изготовления изделия

Словесный метод направлен на сознание ребенка, способствует осмысленности , содержательности его деятельности. Слово педагога помогает лучше понять правильность выполнения действий, пробуждает воображение, способствует проявлению творческой активности. Словесный метод включает в себя объяснения, пояснения, беседу и служит для объяснения на словах правил выполнения тех или иных приемов работы, пояснения терминов, чтения схем изделий.

Метод практической деятельности. Конкретная деятельность детей рассматривается как целенаправленное обучение, развитие и воспитание в виде систематических упражнений, выполнении приемов и техник работы. В практической деятельности особое значение имеет принцип последовательности и постепенного усложнения творческих задач. Принцип последовательности и постепенности должен быть основополагающим в вопросе подбора изделий для изготовления, где важно учитывать творческие способности детей и их заинтересованность, а также степень сложности изделий. Важно помнить, что изготовление сложных изделий новичками может вызвать общее утомление, и одновременно неудовлетворенность получаемыми результатами, так же как слишком легкие изделия могут вызвать равнодушие к творческому процессу и ослабить интерес к его художественной ценности.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН РАБОТЫ

ОБЪЕДИНЕНИЯ «РУКОДЕЛЬНИЦА»

1 год обучения

Количество часов

Блок

Всего

Теория

Практика

1

Вышивка

54

7

47

2

Декорирование

44

8

36

3

Лоскутное шитье

42

5

37

4

Мероприятия культурно-просветительного и

Воспитательного характера

4

-

-

Итого

144 часа

занятия

Тема

Кол-во

часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие. История вышивки.

План работы. Материалы.

2

2

-

2-5

Вышивка простых стежков (крест, глядь, строчка, цепочка и т.д)

8

1

7

6-8

Изготовление подарочного набора салфеток

6

1

5

9-12

Изготовление новогоднего мешочка «Новогодний сапожок»

8

1

7

13-18

Изготовление комплекта украшений (предмета обихода), с учетом выбранного способа вышивки

12

1

11

19-23

Изучение способа вышивки из подручных материалов (минералы, пуговицы, кожа, декоративных элементов)

10

1

9

24-27

Вышивка, как элемент декора одежды. (вышивка на воротниках)

8

1

7

28-29

Основы декорирования.

4

2

2

30-31

Творческая доска

4

1

3

32-35

Изготовление вазы с применение нескольких техник декорирования

8

1

7

36-40

Изготовление набора «Дамский сундучок»  (шкатулка, зеркало, расчёска)

10

1

9

41-44

Изготовление блокнота в технике «скрамбурк»

8

1

7

45-49

Декорирование одежды

10

2

8

50-55

Изготовление простого изделия в технике «лоскутное шитье»

12

2

10

56-58

Изготовление летней сумки в технике «лоскутное шитье»

6

1

5

59-64

Изучение способов объединения лоскутного шитья и вышивки, изготовление изделия на выбор

12

2

10

65-70

Изготовление изделия на выбор предмет интерьера, комплект аксессуаров)

12

1

11

71-72

Экскурсии

4

-

-

Итого

144

22

122


СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Содержание данной образовательной программы представляет собой полное раскрытие сути и принципов декоративно-прикладного творчества, раскрывает его цели, задачи и пути их реализации. В содержательной части предлагаются правила, приемы и методы декоративно-прикладного творчества, а также описаны специфические моменты коллективной творческой деятельности и педагогической работы курса «Рукодельница».

В содержании даются методические и педагогические рекомендации в работе с детьми 8-14 лет и различных творческих способностей, для достижения целей и задач, поставленных в программе.

Форма учебного процесса – практическая деятельность учащихся с помощью педагога.

Весь учебный процесс разделен на 4 основных блока:

1-й  блок – занятия по вышивке. Блок включает в себя освоение различных техник и приемов вышивки, от простых стежков к сложным стежкам. Учит работе с разными материалами – различные по качеству нитки и ткани, мелкий и крупный бисер, эластичные нити, что способствует развитию воображения.  Тематика изделий разнообразна, при  их выборе учитывается возраст и интересы учащихся. Учитывается также сезонная актуальность, например, изготовление новогодних сувениров к праздникам  Нового года и Рождества

2-й блок – декорирование изделия. Этот блок включает в себя освоение способов и приемов декорирования одежды и предметов обихода. Учит работать с нитками и природными материалыми, кожей, тканью, бисером и самостоятельно подбирать их соответствие. Изготавливаемые на занятиях изделия очень актуальны и носят особенно прикладной характер (аксессуары, подарки и др.)

3-й блок – лоскутное шитье. Данный блок позволяет освоить лоскутное шитье, разнообразие которого определяется размером, формой, также выбором фактуры ткани (трикотаж, ситец, мех, плюш и др.) Занятия учат работе с тканью, ножницами и иголкой, раскладу выкроек и раскрою ткани, шитью иголкой вручную. Детям предоставлен выбор изделий на свой вкус, в рамках сложности определенного изделия.

4-й блок – мероприятия воспитательного и культурно-просветительного характера. В каникулярное время предусмотрено посещение выставок и городских музеев.

Литература

  1. Выгодский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте» - М.: «Просвещение», 1991.
  2. Волков И.П. «Учим творчеству» - М.: «Педагогика», 1987.
  3. Демина Л.М. «По законам красот» - М.: «Педагогика» ,1990.
  4. Ерзенкова Н.В. «Свой дом украшу я сома» - Мн.: Полымя», 1992.
  5. Криксунова И. «Создай свой имидж» - Санкт-Петербург: «Лань», 1997.

6. И.Мелик-Пашаев Л.А., Новлянская З.Н. «Ступеньки к творчеству» -М.: «Педагогика», 1987.

7. Перевертень Г.И. «Самоделки из текстильных материалов» - М.: «Просвещение», 1991.

18 .Пидкасистый П. И. «Педагогика» - М.: «Роспедагенство», 1996.