Конспект занятия нетрадиционной формы
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи
для учащихся ЩРР "Кроха"
2 год обучения
Форма проведения: "Живой журнал" (нетрадиционная активная форма )
Тема: "Времена года"
Цель: обобщить и систематизировать знания детей о временах года.
Программные задачи:
Образовательные:
- упражнять в согласовании прилагательных с существительными;
- упражнять в изменении слов при помощи окончания;
- обогащать словарный запас;
- обобщить знания детей о временах года ;
- учить детей эмоционально воспринимать красоту природы, замечать выразительность образа, настроения в музыке, стихах, рисунках;
Развивающие:
- развивать ассоциативное мышление, творческую активность и самостоятельность;
- продолжать работу над развитием связной речи: совершенствовать диалогическую и монологическую речь, закреплять умение отвечать на вопросы и аргументировать свои ответы;
- продолжать формировать у детей приемы логического мышления (анализ, синтез, сравнение, обобщение);
- развивать наблюдательность, интерес к окружающей природе, внимание;
- развивать образность речи, творческое воображение;
- развивать слуховое и зрительное внимание;
- развивать эстетическое восприятие красоты природы;
Воспитательные:
- воспитывать любовь к природе.
- воспитывать умение внимательно слушать рассказы своих товарищей.
Используемые методы:
Словесные: лексико-грамматические упражнения, чтение стихов, логические вопросы, загадки, рассказы.
Практические: дидактические игры «Чудесный мешочек», «Подскажи словечко», «что когда бывает», слушание музыкальных фрагментов «Времена года» П. И. Чайковского. : (детский сборник), подвижная игра с мячом, "Зверь, птица, насекомое", "Зимующие и перелетные".
Наглядные: иллюстрации художников И. Левитана «Золотая осень», А. Пластова «Первый снег», К. Юона «Мартовское солнце», Л. Бродского «Зимнее утро», иллюстрации перелетных и зимующих птиц; бурого медведя, березы.
Оборудование: аудиозапись П.И. Чайковского «Времена года»; слайд-шоу с пейзажами и сюжетами времён года (весна, лето, осень, зима), проектор, ноутбук; интерактивная доска; колпак и палочка; «чудесный мешочек» с овощами и фруктами; мяч.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, картинок по временам года, чтение стихотворений, рассказов по теме; составление рассказов по предметным и сюжетным картинкам; отгадывание загадок, решение логических задач; беседы о временах года и сезонных изменениях в природе . Педагог заранее подбирает материал (стихи, загадки. темы для сообщений, игры, музыкальный репертуар, иллюстрации и т. д.) для занятия. Большую помощь в подготовке участников "живого журнала" оказывают их родители.
Схема рассаживания детей:
Дети рассаживаются группами: 4 группы (по числу времен года) по 3 человека.
1. Вводная часть
Педагог: Ребята, сегодня у нас занятие не обычное – и вы в этом сами сейчас убедитесь. Мы будем перелистывать странички "живого журнала". Почему "живого ", спросите вы? А потому что, каждый из вас приготовил свое сообщение и сегодня нам о нем расскажет. А о чем и как называется наш "живой журнал", вы узнаете , отгадав загадку.
Педагог загадывает загадку:
1.Ежегодно приходят к нам в гости: Один – седой, другой – молодой, третий – скачет, четвертый – плачет. (Времена года)
2.Четыре друга ходят по кругу, а вместе собраться не могут. (Времена года).
Педагог: Верно, «времена года"- это и есть название нашего журнала.
(На экране появляется изображение картинки с временами года, сопровождаемая звучанием музыки из альбома П.И. Чайковского «Времена года»
Первой к нам зима идет,
Новый год она ведет.
За зимой второй весна,
Говорят: весна красна.
Третьим лето - все в цветах
И с малиной на кустах.
А четвертой осень,
Ветер с клена листья сбросил.
2. Основная часть
Педагог. Открываем первую страничку нашего журнала
Проекция слайд - шоу зимних пейзажей и сюжетов на доске, сопровождаемая музыкой П.И. Чайковского
Выходит первая тройка ребят, подготовившая" зимнюю страничку".
Первый участник рассказывает стихотворение:
Снег танцует и кружится.
Королева-вьюга мчится
На санях, а с ней сама
Раскрасавица зима.
Педагог: Зиму за ее красоту люди ласково называют зимушка-зима. Послушайте песенку зимы (звучит музыка Чайковского).
- А какие зимние месяцы вы знаете? (декабрь, январь, февраль).
Второй выступающий рассказывает об особенностях зимы, подготовленный заранее по плану.
План:
1.Какое время года?
2. Тепло или холодно на улице?
3. Какие в это время выпадают осадки?
4. Как выглядят в это время года земля, небо, растения?
5. Как проводят это время года животные и птицы?
6. Как одеваются в это время люди?
7. Какую работу выполняют в это время года люди, чем занимаются дети?
Третий учасник выступает с сообщением о буром медведе ( см. приложение) , показывая иллюстрацию.
Педагог: А сейчас давайте поиграем.
Игра «Что когда бывает»
Я буду говорить, что бывает летом, а вы скажете, что бывает зимой.
Летом земля покрыта травой, а зимой... (снегом)
Летом на деревьях листья, а зимой... (деревья голые)
Летом вода в реках тёплая, а зимой... (речка покрыта льдом)
Летом дни длинные, а ночи короткие, а зимой… дни(короткие, а ночи длинные) Педагог: следующая страничка нашего журнала.
Проекция слайд - шоу весенних пейзажей и сюжетов на доске, сопровождаемая музыкой П, И, Чайковского.
Выходит вторая тройка ребят, подготовившая "весеннюю страничку".
Первый участник рассказывает стихотворение-загадку.
Светает рано по утрам.
Проталины и тут, и там.
Ручей шумит, как водопад,
Скворцы к скворечнику летят,
Звенят под крышами капели,
Медведь с еловой встал постели,
Всех солнышко тепло ласкает.
Кто это время года знает?
Дети: (хором) Это весна!
Педагог: Да, это весна. Весну издавна любил народ. Называли ее весна - красна. Вся природа просыпается весной после зимних холодов. Появляются светлая, нежная зелень, первые цветы, прилетают птицы, просыпаются бабочки. О весне много написано стихов, песен. Послушайте, какую красивую музыку написал П. Чайковский и называется она «Подснежник» о первом весеннем цветке (показывает иллюстрацию, звучит музыка)
- А какие весенние месяцы вы знаете? (март, апрель, май)
- Писатель Михаил Пришвин называл март - весной света, апрель - весной воды, май - весной цветов
Второй ребенок проводит игру "Подскажи словечко"
Педагог: Ребята, помогите ,пожалуйста, подскажете правильное слово.
1.Ой, беда! Ой, беда!
Тает снег, кругом вода.
Не обуешь валенки,
На снегу... (проталинки)
2.Рад весне братишка Сашка
И собака рада Жулька.
На припеке, с крыши нашей
Утром свесилась... (сосулька)
3.Снег в лесу, сугробов много
Но слышна синицы трель
С крыши прямо на дорогу
Звонко капает... (капель).
Третий участник приготовил сообщение « почему плачет береза» ( см. приложение).
Педагог: Перелистываем страничку.
Проекция слайд - шоу летних пейзажей и сюжетов на доске, сопровождаемая музыкой П, И, Чайковского.
Выходит третья тройка ребят, подготовившая "летнюю страничку".
Педагог: Весна пройдет, а за нею …
Первый участник рассказывает стихотворение- загадку:
Солнце печет,
Липа цветет,
Рожь колосится,
Золотится пшеница,
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (летом)
Дети: Летом.
Педагог: Почему лето тоже называют красным? Слушайте песенку лета (звучит музыка Чайковского). Вспомните наиболее яркие впечатления лета, чем особенно понравилось вам лето (сбор ягод, купание в реке, прогулка в лес и т. д.)
- А какие летние месяцы вы знаете? (июнь, июль, август).
Второй выступающий приготовил рассказ об особенностях лета, подготовленный заранее по плану.
Третий участник проводит игру с мячом.
Педагог: Ребята, встаньте в круг. Петя будет бросать мяч и называть слово, а вы ловите мяч и повторяйте это же слово, но ставьте перед ним нужную форму слова «летний». Например, день — летний день; погода — летняя погода, солнце — летнее солнце и т. д.
Игра «Зверь, птица, насекомое,».
Дети идут по кругу и говорят: «Мы по лугу шли, колпачок нашли». В это время педагог надевает на одного из детей большой колпачок, который закрывает глаза, и дает ему в руки палочку.
Ребенок в колпачке крутится, останавливается, указывая палочкой на кого-нибудь из детей, и произносит, например: «зверь». Ребенок в кругу берет палочку с другой стороны и называет любого зверя, и т.д.
Педагог: Осталась последняя страничка нашего журнала. откроем ее.
Проекция слайд - шоу осенних пейзажей и сюжетов на доске, сопровождаемая музыкой П, И, Чайковского.
Выходит последняя тройка ребят, подготовившая "осеннюю страничку".
Педагог: Радостное время года - осень! Она дарит нам богатый урожай, его вырастили на полях, в садах, огородах люди, а как красиво в осеннем лесу, парке ! Послушайте музыку «Осенняя песня» П. И. Чайковского. Музыка нежная, плавная, мелодичная.
Воздух свежий, чистый, улетают на юг перелетные птицы. Саша нам расскажет почему осенью птицы улетают в теплые края.
Первый участник выступает с сообщением о перелетных птицах
. Педагог проводит подвижную игру « Зимующие и перелетные».
(игра проводится с использованием иллюстраций птиц)
Педагог: Ребята, давайте поиграем, становитесь в круг. Если я назову перелетных птиц –
« летите» и «машите крыльями». Если назову зимующих птиц – приседайте и хлопайте в ладоши.
Дети поют: «Друг за другом мы идем, дружно, весело поём. Надо думать не зевать, только верно называть».
Второй выступающий рассказывает стихотворение:
По лесным тропинкам ходит-бродит осень.
Сколько свежих шишек у зеленых сосен!
И листок березы золотистой пчелкой
Вьется и летает над зеленой елкой.
Третий выступающий рассказывает стихотворение:
Ходит осень в нашем парке,
Дарит осень всем подарки:
Фартук розовый — осинке,
Бусы красные — рябинке,
Зонтик жёлтый — тополям,
Фрукты осень дарит нам.
Педагог проводит дидактическую игру « Чудесный мешочек».
- Прислала нам осень свои дары: спелые плоды. Закройте глаза, представьте сад, в котором много фруктов. Постучите по столу. Слышите, как осыпаются с деревьев фрукты. Опустели сады и огороды, а все фрукты и овощи оказались в «Чудесном мешочке». Догадайтесь (на ощупь), что в мешочке, достаньте это и опишите.
Дети составляют описательные рассказы об овощах и фруктах.
3..Подведение итогов
Педагог: Вот и закрылась последняя страничка нашего журнала. Сегодня мы узнали много нового и интересного о временах года. Спасибо всем участникам. Вы хорошо подготовились, всем было очень интересно. А сейчас времена года приготовили нам сюрприз, который поможет вам узнать больше друг о друге. Вы знаете, в каком месяце у вас День рождения? Когда вы услышите название своего месяца рождения, вам нужно будет встать, чтобы остальные ребята знали, когда поздравить вас с Днём рождения.
Кто родился в декабре, феврале и январе,
Породнился с Новым годом
и морозною погодой?
Это мы - дети зимы,
это мы - дети зимы,
Дети метелей, праздничных елей,
дети родной Земли.
Шлет весна земной поклон
всем, кто ею был рожден,
Кто качался в колыбели
в марте, мае и апреле.
Это мы - дети весны,
это мы - дети весны,
Дети рассвета, свежего ветра,
дети родной Земли.
Кто с июньской синевой,
кто с июльскою грозой,
Мягким августом согрет,
первый раз проснулся летом.
Это мы - дети жары,
это мы - дети жары,
Мы - дети лета,
дети расцвета, дети родной Земли.
Кто родился в сентябре,
октябре и ноябре,
Породнился с урожаем,
с листопадом, с птичьей стаей.
Ты и я - дети дождя,
ты и я - дети дождя.
Живут на свете осени дети,
дети твои Земля.
