Конспект занятия нетрадиционной формы

Куликова Ольга Алексеевна

Конспект занятия нетрадиционной формы 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_zhivoy_zhurnal.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи

для учащихся ЩРР "Кроха"

2 год обучения

Форма проведения: "Живой журнал" (нетрадиционная активная форма )

  Тема:  "Времена года"

Цель: обобщить и систематизировать знания детей о временах года.

Программные задачи:

Образовательные:

- упражнять в согласовании прилагательных с существительными;

 - упражнять в изменении слов при помощи окончания;

- обогащать словарный запас;

- обобщить знания детей о временах года ;

- учить детей эмоционально воспринимать красоту природы, замечать выразительность образа, настроения  в музыке, стихах, рисунках;

Развивающие:

 - развивать ассоциативное мышление, творческую активность и самостоятельность;

- продолжать работу над развитием связной речи: совершенствовать диалогическую и монологическую речь, закреплять умение отвечать на вопросы и аргументировать свои ответы;

 - продолжать формировать у детей приемы логического мышления (анализ, синтез, сравнение, обобщение);

- развивать наблюдательность, интерес к окружающей природе, внимание;

- развивать образность речи, творческое воображение;

- развивать слуховое и зрительное внимание;

- развивать эстетическое восприятие красоты природы;

Воспитательные:

- воспитывать любовь к природе.

- воспитывать умение внимательно слушать рассказы своих товарищей.

Используемые методы:

Словесные:   лексико-грамматические упражнения,  чтение стихов, логические вопросы, загадки, рассказы.

   Практические: дидактические игры «Чудесный мешочек», «Подскажи словечко»,  «что когда бывает», слушание музыкальных фрагментов «Времена года» П. И. Чайковского. : (детский сборник), подвижная игра с мячом, "Зверь, птица, насекомое", "Зимующие и перелетные".

Наглядные:  иллюстрации художников И. Левитана «Золотая осень», А. Пластова «Первый снег», К. Юона «Мартовское солнце», Л. Бродского «Зимнее утро», иллюстрации перелетных и зимующих птиц; бурого медведя, березы.

Оборудование:  аудиозапись П.И. Чайковского «Времена года»; слайд-шоу с пейзажами и сюжетами времён года (весна, лето, осень, зима), проектор, ноутбук;  интерактивная  доска;  колпак и палочка; «чудесный мешочек» с овощами и фруктами; мяч.

 Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, картинок по временам года, чтение стихотворений, рассказов по теме; составление рассказов по предметным и сюжетным картинкам; отгадывание загадок, решение логических задач; беседы о временах года и сезонных изменениях в природе . Педагог заранее подбирает материал (стихи, загадки. темы для сообщений, игры, музыкальный репертуар, иллюстрации и т.  д.) для занятия. Большую помощь в подготовке участников  "живого журнала" оказывают их родители.

Схема рассаживания детей:

Дети рассаживаются группами: 4 группы  (по числу времен года)  по 3 человека.

1. Вводная часть

 Педагог: Ребята, сегодня  у нас занятие  не обычное – и вы в этом сами сейчас убедитесь.  Мы будем перелистывать странички "живого журнала". Почему "живого ", спросите  вы? А потому что, каждый из вас приготовил свое сообщение и сегодня нам  о  нем расскажет.  А  о чем и как называется  наш "живой журнал", вы узнаете , отгадав загадку.

 Педагог загадывает загадку:

1.Ежегодно приходят к нам в гости: Один – седой, другой – молодой, третий – скачет, четвертый – плачет. (Времена года)

2.Четыре друга ходят по кругу,  а  вместе собраться не могут. (Времена года).

Педагог: Верно,  «времена года"- это  и есть название нашего журнала.

(На экране появляется изображение картинки с временами года, сопровождаемая  звучанием  музыки  из альбома  П.И. Чайковского «Времена года»

Первой к нам зима идет,

Новый год она ведет.

За зимой второй весна,

Говорят: весна красна.

Третьим лето - все в цветах

И с малиной на кустах.

А четвертой осень,

Ветер с клена листья сбросил.

2. Основная часть

 Педагог.  Открываем первую страничку нашего журнала

  Проекция слайд - шоу зимних пейзажей и сюжетов на доске, сопровождаемая музыкой П.И. Чайковского

 Выходит первая тройка ребят, подготовившая"  зимнюю страничку".

Первый участник рассказывает стихотворение:

 Снег танцует и кружится.

Королева-вьюга мчится

На санях, а с ней сама

Раскрасавица зима.

Педагог: Зиму за ее красоту люди ласково называют зимушка-зима. Послушайте песенку зимы (звучит музыка Чайковского).

 - А какие  зимние месяцы вы знаете?  (декабрь, январь, февраль).

Второй  выступающий рассказывает об особенностях зимы, подготовленный заранее по плану.

План:

1.Какое время года?

2. Тепло или холодно на улице?

3. Какие в это время выпадают осадки?

4. Как выглядят в это время года земля, небо, растения?

5. Как проводят это время года животные и птицы?

6. Как одеваются в это время люди?

7. Какую работу выполняют в это время года люди, чем занимаются дети?

Третий учасник выступает с сообщением  о буром  медведе  ( см. приложение) , показывая иллюстрацию.

Педагог: А сейчас давайте поиграем.

Игра «Что когда бывает»

Я буду говорить, что бывает летом, а вы скажете, что бывает зимой.

            Летом земля покрыта травой, а зимой... (снегом)

            Летом на деревьях листья, а зимой... (деревья голые)

            Летом вода в реках тёплая, а зимой... (речка покрыта льдом)

            Летом дни длинные, а ночи короткие, а зимой… дни(короткие, а ночи длинные) Педагог: следующая страничка нашего журнала.

 Проекция слайд - шоу весенних  пейзажей и сюжетов на доске, сопровождаемая музыкой  П, И, Чайковского.

Выходит вторая тройка ребят, подготовившая "весеннюю страничку".

Первый участник рассказывает стихотворение-загадку.

Светает рано по утрам.

Проталины и тут, и там.

Ручей шумит, как водопад,

Скворцы к скворечнику летят,

Звенят под крышами капели,

Медведь с еловой встал постели,

Всех солнышко тепло ласкает.

Кто это время года знает?

Дети: (хором) Это весна!

 Педагог:  Да, это весна.  Весну издавна любил народ. Называли ее весна - красна. Вся природа просыпается весной после зимних холодов. Появляются светлая, нежная зелень, первые цветы, прилетают птицы, просыпаются бабочки. О весне много написано стихов, песен. Послушайте, какую красивую музыку написал П. Чайковский и называется она «Подснежник» о первом весеннем цветке (показывает иллюстрацию, звучит музыка)

- А какие весенние месяцы вы знаете? (март, апрель, май)

- Писатель Михаил Пришвин называл март - весной света, апрель - весной воды, май - весной цветов

Второй ребенок проводит игру "Подскажи словечко"

Педагог: Ребята,  помогите ,пожалуйста,  подскажете правильное слово.

1.Ой, беда! Ой, беда!

 Тает снег, кругом вода.

 Не обуешь валенки,

 На снегу... (проталинки)

2.Рад весне братишка Сашка

 И собака рада Жулька.

 На припеке, с крыши нашей

 Утром свесилась... (сосулька)

3.Снег в лесу, сугробов много

 Но слышна синицы трель

 С крыши прямо на дорогу

 Звонко капает... (капель).

 Третий  участник  приготовил сообщение « почему плачет береза» ( см. приложение).

 Педагог: Перелистываем страничку.

Проекция слайд - шоу летних пейзажей и сюжетов на доске,  сопровождаемая музыкой  П, И, Чайковского.

Выходит третья тройка ребят, подготовившая "летнюю страничку".

Педагог: Весна пройдет, а за нею …

Первый  участник рассказывает стихотворение-  загадку:

                        Солнце печет,

                        Липа цветет,

                        Рожь колосится,

                        Золотится пшеница,

                        Кто скажет, кто знает,

                        Когда это бывает? (летом)

Дети: Летом.

Педагог: Почему лето тоже называют красным? Слушайте песенку лета (звучит музыка Чайковского). Вспомните наиболее яркие впечатления лета, чем особенно понравилось вам лето (сбор ягод, купание в реке, прогулка в лес и т. д.)

- А какие летние месяцы вы знаете? (июнь, июль, август).

Второй выступающий приготовил рассказ об особенностях лета, подготовленный заранее по плану.

 Третий участник проводит игру с мячом.

Педагог: Ребята, встаньте в круг. Петя будет бросать мяч и называть слово, а вы ловите мяч и повторяйте это же слово, но ставьте перед ним нужную форму слова «летний». Например, день — летний день; погода — летняя погода, солнце — летнее солнце  и т. д.

Игра «Зверь, птица, насекомое,».

 Дети идут по кругу и говорят: «Мы по лугу шли, колпачок нашли». В это время  педагог надевает на одного из детей большой колпачок, который закрывает глаза, и дает ему в руки палочку.

Ребенок в колпачке крутится, останавливается, указывая палочкой на кого-нибудь из детей, и произносит, например: «зверь». Ребенок в кругу берет палочку с другой стороны и называет любого зверя, и т.д.

Педагог: Осталась  последняя страничка нашего журнала. откроем ее.

 Проекция слайд - шоу осенних пейзажей и сюжетов на доске,  сопровождаемая музыкой  П, И, Чайковского.

Выходит последняя тройка ребят, подготовившая "осеннюю страничку".

Педагог: Радостное время года - осень! Она дарит нам богатый урожай, его вырастили на полях, в садах, огородах люди, а как красиво в осеннем лесу, парке ! Послушайте музыку «Осенняя песня» П. И. Чайковского. Музыка нежная, плавная, мелодичная.

 Воздух свежий, чистый, улетают на юг перелетные птицы. Саша нам расскажет почему осенью птицы улетают в теплые края.

Первый  участник выступает с сообщением о перелетных птицах

. Педагог проводит  подвижную игру « Зимующие и перелетные».

(игра проводится с использованием иллюстраций птиц)

Педагог: Ребята, давайте поиграем, становитесь в круг. Если я назову перелетных птиц –

« летите» и «машите крыльями». Если назову зимующих птиц – приседайте и хлопайте в ладоши.

Дети поют: «Друг за другом мы идем, дружно, весело поём. Надо думать не зевать, только верно называть».

Второй выступающий рассказывает стихотворение:

По лесным тропинкам ходит-бродит осень.

Сколько свежих шишек у зеленых сосен!

И листок березы золотистой пчелкой

Вьется и летает над зеленой елкой.

Третий выступающий рассказывает стихотворение:

Ходит осень в нашем парке,
Дарит осень всем подарки:
Фартук розовый — осинке,
Бусы красные — рябинке,
Зонтик жёлтый — тополям,
Фрукты осень дарит нам.

Педагог проводит дидактическую игру « Чудесный мешочек».

- Прислала нам осень свои дары: спелые плоды. Закройте глаза, представьте сад, в котором много фруктов. Постучите по столу. Слышите, как осыпаются с деревьев фрукты. Опустели сады и огороды, а все фрукты и овощи оказались в «Чудесном мешочке». Догадайтесь (на ощупь), что в мешочке, достаньте это и опишите.

Дети составляют описательные рассказы об овощах и фруктах.

3..Подведение итогов

Педагог: Вот и закрылась последняя страничка нашего  журнала.  Сегодня мы узнали много нового и интересного о временах года. Спасибо всем участникам. Вы хорошо подготовились, всем было очень интересно.  А сейчас времена года приготовили нам сюрприз, который поможет вам узнать больше друг о друге. Вы знаете, в каком месяце у вас День рождения? Когда вы услышите название своего месяца рождения, вам нужно будет встать, чтобы остальные ребята знали, когда поздравить вас с Днём рождения.

Кто родился в декабре, феврале и январе,

Породнился с Новым годом

и морозною погодой?

Это мы - дети зимы,

это мы - дети зимы,

Дети метелей, праздничных елей,

дети родной Земли. 

Шлет весна земной поклон

всем, кто ею был рожден,

Кто качался в колыбели

в марте, мае и апреле.

Это мы - дети весны,

это мы - дети весны,

Дети рассвета, свежего ветра,

дети родной Земли. 

Кто с июньской синевой,

кто с июльскою грозой,

Мягким августом согрет,

первый раз проснулся летом.

Это мы - дети жары,

это мы - дети жары,

Мы - дети лета,

дети расцвета, дети родной Земли. 

Кто родился в сентябре,

октябре и ноябре,

Породнился с урожаем,

с листопадом, с птичьей стаей.

Ты и я - дети дождя,

ты и я - дети дождя.

Живут на свете осени дети,

дети твои Земля.