Методическая разработка открытого занятия «Праздник цветов» в образовательном объединении «Искусственные цветы»

Байкова Антонина Евгеньевна

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Центр развития творчества детей и юношества  им.А.Гайдара

Методическая разработка открытого занятия

«Праздник цветов»

в образовательном объединении «Искусственные цветы»

Подготовила:

Байкова Антонина Евгеньевна,

педагог дополнительного образования,

первая квалификационная категория.

г.Арзамас

2014


Характеристика коллектива.

Занятие проводится с обучающимися по образовательной программе «Искусственные цветы» 1 и 2 года  обучения. Возраст детей 9-16 лет из разных школ города. Дети разновозрастные, с разными способностями.

Цель: Пополнение знаний учащихся  о цветах, воспитание уважительного отношения  к природе, сплочение детского коллектива через организацию совместной деятельности.

Задачи:

  • Развивающие:
  • развивать творческие способности детей, их фантазию;
  • развивать сенсорную и эмоциональную сферы;
  • развивать внимание, память ,речь ,мышление.
  • Образовательные:
  • Расширять знания учащихся о цветах;
  • научить понимать красоту природы, уметь запомнить и повторить частицу природы, обладая знаниями и навыками флористики.
  • Воспитательные:
  • прививать культуру межличностных отношений;
  • воспитывать стремление к созданию прекрасного вокруг себя;
  • воспитывать эстетические чувства.

Оформление: кабинет украшен композициями из искусственных цветов.

Оборудование: Магнитофон, карточки с изображением цветов, ребусы, подборка загадок, стихов, шарики, костюмы времён года.

Хронометраж: 60 минут

Подготовка к проведению празднику:

К празднику цветов воспитанники объединения подготавливают костюмы времён года и свои цветы по цветочному гороскопу.

Ход мероприятия:

-Сегодня мне хочется начать наш праздник стихотворением:

Есть просто храм,        

Есть храм науки.

А есть ещё природы храм –

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь,

Входи сюда,

Будь сердцем чуток,

Не оскверняй её святынь.

- Наша природа, полна поэзии и прелести, трогает и волнует каждого человека, любящего свою Родину.

И сегодняшний праздник мы посвятим  самым удивительным и совершенным творениям природы – ЦВЕТАМ.

Сколь бедны оказались бы мы, не будь на земле цветов! И не мог бы, наверное, человек без них глубоко чувствовать, радоваться и любить, потому что его сердце не ведало бы подлинной красоты.

И у нас сегодня гости. А кто они, вы узнаете, отгадав загадку:

У одной сестрицы волос -

Золотой тяжелый колос,

У другой в тугие косы

Вплетены гроза и росы.

Третья с огненной косою

Вьет себе венок с листвою.

А четвертая - блондинка

Заколола локон льдинкой.

-Ребята, про кого эти стихи?

-Конечно, это 4 времени года. Встречайте наших гостей!

Играет музыка из к\ф «Служебный роман» «У природы нет плохой погоды». Выходят 4 времени года.

Семью из четырёх сестёр

Давно мы знаем с вами.

Они сегодня разговор

Поведут стихами.

Читают стихи.

Осень

Я осень золотая,

Поклон вам мой, друзья!

Давно уже мечтаю

О встрече с вами я.

Как люблю я платья шить,

Хлопотать по дому.

Люблю в поле ворошить

Жёлтую солому.

Люблю в поле погрустить

И поплакать вволю,

На закате побродить

По пустому полю.

Или лечь спиной к костру,

Даль окинуть оком

И весну ,свою сестру,

Вспомнить ненароком.

Люблю песни распевать,

Сердцу потакая,

И не надо мне мешать,

Раз уж я такая!

Всё мне, Осени, под стать,

И как натружусь я,

В белоснежную кровать

Сразу заберусь я

Зима

Хоть богат мой наряд,

Но зима не лето:

С головы до самых пят

В белое одета.

Что серьга на мне, что брошь-

Кто им цену знает?

У меня что не возьмёшь-

Всё в руках растает.

То, что я суровый друг,

Даже птицы знают-

Все по осени на юг

К морю улетают.

Глянь на снег под микроскоп-

Всё в нём симметрично!

И на улице сугроб

Выстроен отлично!

И исходит от меня

Ледяное жженье.

Не замёрзнет тот зимой,

Кто всегда в движенье.

Ну, а часик посидишь

Со мною на крылечке-

Как котёнок убежишь

Греться возле печки.

Весна

На круглую голову ивы

Похожа моя голова

С рассветом шаги торопливы

Мои раздаются едва.

Чего не коснусь я - там чудо:

Вот лёд мне вдогонку вздохнул,

Вот лист неизвестно откуда

На старой коряге сверкнул

Мне нравится только начало,

Мне некогда кончить дела.

Но как бы земля заскучала,

Когда бы я не пришла!

Спешит, спешите, спешите

Увидеть меня за углом!

Портрет вы мой напишите

Фломастером или углём!

Художнику сложновато

Узреть меня глазом простым:

Как циркуль – я угловата!

Порой грациозна – как дым!

Лето

По полям ,по лугам,

В море света-

Что за шум ,что за гам?

Это – лето!

От моих громких слов

И от смеха

По лесам меж стволов

Бродит эхо

Голова моя чуть

Бесшабашна:

С гор в ущелье взглянуть

Мне не страшно!

Я зато работяща,

Сестрицы!

Люблю славно в полях

Потрудиться.

Я ведь вся-

Как окно нараспашку!

А похожа я

На ромашку!

Вот они какие разные – времена года, но у каждого есть свои самые любимые цветы, у осени- какие? А у весны? У лета? А какими цветами мы зимой любуемся? (сухоцветами, искусственными)

Среди цветов смягчаются сердца, распускаются нежность и доброта в душах людей, раскрываются таланты, недаром цветы часто служат источником вдохновения.

Им слагались гимны, о них сочинялись легенды, в их честь проходили праздники.

На Земле тысячи, десятки тысяч цветов, и у каждого цветка — свое назначение, свой характер, своя история, своя сказка. Человеку не хватит, наверное, всей жизни на то, чтобы познать сокровенные тайны волшебного царства Флоры. Но какие-то тайны мы с вами уже приоткрыли, со многими цветами познакомились. Поэтому сегодня я предлагаю нам поиграть и узнать, кто лучше всех знаком с этими чудо-твореньями.

-Мы с вами уже знаем, что существует цветочный гороскоп по датам рождения. Каждый изготавливал свой цветок. Эти цветы на вас, они вас очень украшают сегодня. И сейчас я предлагаю вам разделиться на группы по временам года.

Зима: Ксюша, Люда-бессмертник, Алина-одуванчик

Весна: Лиза, Лиля-лилия, Лиза-ландыш

Лето: Настя, Даша-кувшинка, Лиана-роза

Осень: Аня, Лена-орхидея, Настя-гвоздика

2. Конкурсы:

За победу в каждом конкурсе и правильном ответе на вопрос детям даётся 1 лепесток цветка.

  1. Разминка, во время которой проводится конкурс “Многообразие цветков”. Команды по очереди называют красивоцветущие растения. Команда, назвавшая больше растений – побеждает.
  2. Конкурс “Ребус” Командам выдаются конверты с одинаковым заданием - предлагается расшифровать название цветов за определенное время.

Р… … ...

Н … Р … … … …

… Р… … … … Т… … …

… … … Р…

Р… … … … К…

  1. Загадки:

Чтоб пыл веселья не угас,

Чтоб время шло быстрее,

Друзья, я приглашаю вас,

К загадкам поскорее.

Держит девочка в руке

Облачко на стебельке,

Стоит дунуть на него –

И не будет ничего.(Одуванчик)

Белая корзина,

Золотое донце,

В ней лежит росинка

И сверкает солнце. (Ромашка)

Белые горошки на зелёной ножке. (Ландыш)

Я  похож на ромашку

Только в жёлтенькой рубашке,

Я на клумбе не высок,

Как зовут этот цветок?… (Ноготок)

То фиолетовый, то голубой

Он на опушке встречался с тобой.

Название ему очень звонкое дали,

Но только звенеть он сумеет едва ли. (Колокольчик)

Он шипы свои выставил колко.

Шипы у него как иголки.

Но мы не шипы у него соберем,

Полезных плодов для аптеки нарвем. (Шиповник)

Строга и зла красавица.

Когда к ней прикасаются. (Роза)

В название этого растения есть имя девочки, а цветет оно летом. (Анютины глазки)

Название какого цветка - “вкусная конфета”  (Ирис).

Ручьями очищается красивый наш лесок, и первым появляется в проталине цветок…(Подснежник)

Цветок, название которого говорит о том, что у него хорошая память (Незабудка)

Лекарственное растение, пропагандирующее водные процедуры (Купальница) 

Какой цветок считается атрибутом Морфея – бога сна и сновидений?  (Мак) 

Он жёлтым цветом распускается,

После цветения сдувается. (Одуванчик)

Расколи его — будет зернышко,

посади его — будет солнышко. (Подсолнечник)

Роса и дождь их оросили,

Они свежи и хороши,

Глазами синими России

Глядят в полях из спелой ржи. (Васильки)

Он сердечко отуманит,

Он рассудок усыпит,

Щеки краской нарумянит

И головку закружит. (Мак)

На озере, среди лесов зеленых,

Они, как будто звезды, расцвели. (Кувшинки)

Этот цветок никогда не увянет,

К небу свободы направив свой взгляд,

Символом был он народных восстаний,

Неугасимым цветком баррикад. (Гвоздика)

Он, на стражника похожий,

Словно клумбу встал стеречь,

Очень яркий и веселый,

По латыни значит «меч». (Гладиолус)

  1. Музыкальный конкурс.

Каждая команда по очереди исполняют строчки из песен, в которых упоминаются какие либо цветы. Побеждает команда, исполнившая большее количество песен. («Миллион алых роз…», «Белые розы», «Ландыши», «Колокольчики мои…», «Ромашки спрятались…», «Лаванда», «Жёлтые тюльпаны»…)

  1. Физ.мин. Надуть шары .Нарисовать цветы .Чья команда больше.

  1. Викторина о цветах.

  1. Назовите мужские и женские имена, связанные с названиями цветов.

(Василий, Анюта, Лилия, Лев, Маргарита.)

  1. В каких сказках встречаются названия цветов?

«Аленький цветочек», «Цветик-семицветик» и др.

  1. Как звали хозяина Аленького цветочка в одноименной сказке С. Аксакова?

Зверь лесной зверь, чудо морское

  1. Что называла Багира "Красным Цветком" в сказке Р. Киплинга "Маугли"?

огонь

  1. Аромат каких цветов усыпил Элли, Тотошку и Льва в сказке А. Волкова "Волшебник Изумрудного города"?

маков

  1. В сказке Л. Кэрролла "Алиса в стране чудес" садовники красили розы на большом кусте у входа в сад Королевы...В какой цвет?

в красный цвет

  1. В каком цветке жила  Дюймовочка из одноименной сказки Г. Х. Андерсена?

В тюльпане

  1. За какими цветами отправила мачеха свою падчерицу под Новый год в сказке С. Маршака "Двенадцать месяцев"?

за подснежниками

  1. Соком какого цветка смазывают раны, выводят бородавки?

Чистотела

  1. Цветы,используемые для сердечных капель?

Ландыши, валериана

  1. Какой цветок по легенде распускается в ночь на Ивана Купала?

Папоротник

Подведение итогов:

-Давайте посчитаем количество лепестков у каждой команды. У кого больше всех?

Молодцы! Но сегодня у нас не будет проигравших, так как в руках у нас частички самых совершенных созданий природы—цветов. А что у нас в руках?

-Лепестки.

 -Да, ребята, а кто догадался, лепестки какого цветка у нас в руках?  

-Гладиолуса

-Да, конечно, это гладиолус. Давайте посмотрим ,какими они бывают (просмотр картинок, объяснение схемы сборки)

Гладиолус, или шпажник

Это один из самых популярных садовых растений и считаются одними из лучших цветов на срезку в летне-осеннее время. За два столетия культуры создали тысячи сортов. Высокое стройное растение с красивыми цветами, собранными в два ряда в заостренный прямой колос. Листья длинные, узкие, торчат как острые шпаги.

Гладиолус - цветок-меч, он же король победы, великолепный дуэлянт. У римлян он считался цветком гладиаторов. Название гладиолуса происходит от латинского слова gladius - "шпага". В переводе с латыни gladiolus означает так же "маленький меч". В Древней Греции гладиолус назывался ксифион, что тоже значило "меч". Такое название связано с тем, что у этого растения прямые мечевидные листья, достигающие в длину 80 см. Поэтому растение часто называют шпажником. Алые соцветия некоторых сортов подобны капелькам застывшей крови. С этими прекрасными цветами связано много легенд и поверий. Им приписывали лечебные свойства.

       Традиционно гладиолус - мужской цветок, напоминающий о рыцарстве, настоящий "Король победы". Эти цветы редко дарят женщинам, особенно молодым девушкам, он хорошо смотрится в букетах, предназначенных для бизнес-партнеров, победителей и лауреатов премий. Но все же многие женщины обожают эти цветы и с удовольствием принимают их в подарок.

Схема: В каждом цветке по 6 лепестков, располагаются они так: 3-во внутреннем круге, 3-во внешнем в шахматном порядке. В середине располагаются тычинки.

-Теперь каждая команда соберёт столько цветов и столько бутонов, сколько каждая заработала. И все вместе мы соберём их в один большой колос.

(Начинается совместная работа)

-А пока вы заняты, мне хочется прочитать вам легенду о возникновении прекрасного и строгого цветка – гладиолуса.

Легенда. 

Шла война между римлянами и фракийцами и победа досталась римлянам. Жестокий римский полководец захватил в плен фракийских воинов и приказал превратить их в гладиаторов. Тоска по родине, боль о потерянной свободе, унижение от положения рабов, связала двух юношей-пленников Севта и Тереса крепкой дружбой. Желая развлечь публику, жестокий полководец заставил верных друзей сражаться друг против друга, обещая победителю награду - возвращение на родину. Ради свободы они должны были отдать свою жизнь.

На ратное зрелище сошлись множество любопытных граждан. Когда затрубили трубы, призывая отважных к битве, то отказавшись драться на потеху римлянам, Севт и Терес воткнули мечи в землю и бросились друг к другу с распрастертыми объятиями, готовые принять смерть. Толпа возмущенно загудела. Трубы прозвучали вновь, требуя поединка, но воины не удовлетворили ожидания кровожадных римлян. Их предали смерти. Как только тела поверженных коснулись земли, их мечи пустили корни и расцвели, превратившись в высокие прекрасные цветы. В честь благородных гладиаторов их назвали гладиолусами. И до сих пор они являются символом дружбы, верности, благородства и памяти.

Существует еще одна красивая легенда о крепкой любви принца и прекрасной девушки. Жил когда-то на земле принц и звали его Иолус. В его королевстве народ жил в довольстве и радости, потому что Иолус был добрым и справедливым правителем. Только молодой принц часто печалился от того, что не мог найти в своем королевстве любимую, хотя объехал его из конца в конец. И тогда Иолус пошел к Магу, чтобы узнать, где живет его любовь.Тот рассказал ему, что в соседнем королевстве, в темнице, у злого волшебника, томится прекрасная девушка по имени Глад, которую он собирается взять в жены. И она скорее умрет, чем выйдет замуж за старого, злого волшебника.

В тот же день Иолус отправился на поиски своей любимой. Он пришел в замок Злого Волшебника с просьбой научить его волшебству и был принят. Но за это принц должен был прислуживать Злому Волшебнику и наводить порядок в его замке. Однажды, когда Злого Волшебника не было в замке, Иолус открыл дверь заветной комнаты увидел в ней девушку невиданной красоты. Они взглянули друг на друга и сразу же влюбились. Взявшись за руки, они побежали прочь из замка. Глад и Иолус уже были далеко, когда их настиг Злой Волшебник. И он превратил их в цветок, который поместил в свой сад. Длинный стебель цветка напоминает стройного Иолуса, а прекрасные нежные бутоны - Глад. Позже, люди назвали цветок "Гладиолус", в честь крепкой любви двух сердец, умерших, но не пожелавших расстаться.

-Вот такие красивые легенды существуют. А наш гладиолус уже готов.

Праздник наш подходит к концу, и в завершении мне хочется прочитать стихи Ларисы Кузьминской "В МИРЕ ЦВЕТОВ":

В мире цветов так тепло и прохладно

Целый букет ароматов и звуков…

Каждый цветок – он по-своему нарядный…

В форме изысканных праздничных кубков.

В мире цветов я желала б остаться

Стать героиней рассказов и сказок,

Чтоб красотой каждый день любоваться,

Слиться с гармонией света и красок.!

- Древние утверждали, что корни добра уходят в природу - она первооснова красоты! Помните это и берегите природу.

- Спасибо всем, кто участвовал в этом празднике. Спасибо, кто пришел на праздник. Я надеюсь, что капельку тепла к цветам вы унесете в своем сердце.

-Девочки на груди у каждой из вас приколот свой цветок по цветочному гороскопу, теперь это ваши талисманы, берегите их, и они будут приносить вам удачу.

Литература

  1. Гольцева Г.А., Галкина Н.К. Все о цветах. —Киров, 1995.
  2. Красиков С.П. Цветы и самоцветы. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999.
  3. Моложавенко В.С. Тайна красоты. — М.: Педагогика-пресс, 1993.
  4. Коринец Ю.И. Стихи.—Издательство «Малышок»,1987.