Рабочая программа художественно-эстетической направленности по ДПИ.

Стасюк Евгений Александрович
Формирование у обучающихся понятия о народном и декоративно-прикладном искусстве. Освоение основных декоративно-прикладных техник.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dpi.docx58.15 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

  Направленность рабочей программы художественно-эстетическая.

Предмет «Декоративно-прикладное искусство» для детей младших групп в возрасте от 7-11 лет включает в себя обучение декоративной работе, знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства, изучение русских народных росписей (Городецкая, Пермогорская, Хохломская, Гжельская, Мезенская и т.д.), особое внимание уделяется изучению орнаментики народа Крайнего Севера - ханты.  

  В процессе выполнения учащимися творческих декоративных композиций в различных техниках (флористика, аппликация, коллаж, нетканый гобелен, вырезание, роспись) осуществляется работа с  различными материалами (цветная бумага, картон, ткани, нитки, природные материалы, гуашь).

  Актуальностью  данной программы является ёмкое содержание, основанное  на чередовании декоративных техник и тем, для максимального раскрытия индивидуальных  способностей ребят и вовлечение их в увлекательный мир творчества.

 Занятия  ДПИ способствуют эстетическому развитию детей, приучают видеть красоту и создавать её своими руками, развивают фантазию и воображение, изобретательность и технические навыки, композиционное мышление и чувство цветовой гармонии расширяют кругозор и формируют представление у детей о роли искусства в жизни общества.

  Новизна программы состоит в обобщении педагогического опыта работы с детьми на протяжении нескольких лет, необходимым  дополнением  программы является отражение  регионального компонента в содержании. Для составления программы использованы разработки известных специалистов в области ДПИ Т.Я.Шпикаловой, В.С. Кузина, Н.М. Сокольниковой, И.Н. Полынской.

Цель программы:

Формирование у обучающихся понятия о народном и декоративно-прикладном искусстве. Освоение основных декоративно-прикладных техник.

Задачи:

  1. Изучение особенностей народного и декоративно-прикладного искусства. Знакомство с местными промыслами хантыйского народа, основными видами декоративно-прикладного искусства.
  2. Формирование и развитие композиционных, стилистических и колористических навыков в декоративной композиции.
  3. Освоение практических и технических навыков. Воспитание уважительного отношения к народному  и декоративно-прикладному искусству.

  Отличительные особенности данной рабочей программы. Программа основана на типовой программе 2001 года выпуска, в которой  отображены яркие примеры народного декоративного искусства центральной России, северных регионов России, Европы и Индонезии .

  Традиционно главной формой обучения является урок. Занятие состоит из двух уроков, которые рассчитаны на теоретическую и практическую часть.

Теоретический материал изучается в форме бесед и анализа произведений ДПИ и народных промыслов (репродукций, предметов народного искусства).  Практическая работа включат выполнение декоративной работы на основе образцов народного и декоративного искусства  в ходе творческих поисковых эскизов. Знакомство с ДПИ происходит во время посещения выставок и просмотра фильмов.

  Сроки реализации программы, её этапы:

  Программа рассчитана на 4 года обучения. Занятия проводятся продолжительностью два академических часа  в неделю , что составляет  68  часов в год.

1 класс

Цель: Знакомство с видами народного и декоративно-прикладного искусства, особенностями и техниками исполнения. Развитие творческих способностей в сочинении декоративных  композиций из природных  и геометрических форм.

Задачи:

1. Формировать знания и умения в овладении основ декоративной работы.

2. Развивать навыки творческого поиска выразительности образов с помощью выразительных средств  декоративной композиции.

3. Воспитывать художественно- эстетический вкус.

 1 год обучения включает знакомство с прикладным творчеством народа ханты, искусством аппликации из бумаги и ткани, орнаментики, изучения природных и растительных форм (флористика), объемной композиции из природных материалов, росписи греческих кувшинов, росписи по мотивам Гжели. 

2 класс

Цель: Изучение основ народного декоративного искусства. Формирование знаний и навыков в работе над декоративными образами животных и средой их обитания.

Задачи:

1. Формировать знания об  особенностях строения животных и среды их обитания,  применяя стилизацию и орнаментальное решение композиции.

2. Развивать навыки работы с декоративными техниками и выразительными средствами, навыки творческого поиска на заданную тему.

3. Воспитывать уважение к  труду мастера народного и декоративного искусства художественный вкус.

2 год обучения включает изучение декоративно-прикладного искусства России и народов Крайнего Севера, конструирование из бумаги геометрических форм и фигур, стилизации домашних животных, гобелена, коллажа, Мезенской росписи. 

3 класс

Цель: Формирование знаний и навыков в работе над декоративным образом человека и окружающих его вещах.

Задачи:

1. Формировать знания об  особенностях декоративного изображения человека и окружающих вещах,  применяя стилизацию и орнаменты национальной одежды ханты, русских, украинцев.

2. Развивать навыки работы с декоративными техниками, навыки творческого поиска на заданную тему.

3. Воспитывать уважение к  труду мастера народного и декоративного искусства.

3 год обучения включает изучение национальной одежды ханты, русских, украинцев, стилизации морских животных, орнаментов хантыйских туесков, коллажа портрета, Пермогорской росписи.

4 класс

Цель: Формирование знаний и навыков в работе над тематической декоративной композицией с использованием сложных форм архитектуры и многофигурных композиций в материале.

Задачи:

1.Изучение композиционных  приёмов и средств в декоративно-прикладной работе с использованием сложных форм архитектуры и многофигурных  композиций .

2. Развивать навыки работы с декоративными техниками, вести творческий поиск на заданную тему.

3.  Воспитывать уважение к  труду мастера народного и декоративного искусства.

4 год обучения включает знакомство и изучение росписи по ткани (батик), бумагопластики, лубочных картинок, аппликации из текстиля, Городецкой росписи.

Ожидаемые результаты и способы их определения:

После изучения учащиеся смогут

- объяснить, зачем нужно изучать основы народного и декоративно-прикладного искусства;

- понимать художественно-выразительные особенности языка декоративного искусства;

- использовать линию, ритм, силуэт, цвет пропорции, форму, композицию как средства художественной выразительности в создании образа  декоративной вещи;

- определить, в каком центре традиционных народных художественных промыслов России созданы изделия (главные отличительные признаки: форма, пропорции, колорит, орнамент, традиционная технология обработки материала);

-  различать художественно-эстетические достоинства и составляющие элементы национальной одежды ханты, русских, украинцев,

- определять вид орнамента по содержанию мотивов (геометрический, растительный , зооморфный, антропоморфный, комбинированный);

- различать традиционные схемы построения орнамента (линейный, сетчатый, замкнутый);

-  овладеть процессом стилизации реальных природных форм в декоративные;

-  объяснить взаимосвязь формы украшаемого изделия и орнамента;

-  овладеть различными видами декоративной росписи;

- создавать декоративные тематические композиции.

 Формы подведения итогов реализации рабочей программы:

Текущий контроль проводится по окончанию упражнений и после каждого занятия проводится просмотр работ учащихся, где выставляются оценки за занятие, указываются недостатки и пути их исправлений.

Периодический контроль проводится в конце каждой четверти в виде  просмотра работ учащихся, где выставляются оценки за четверть. Проводится отбор  выставочных лучших работ учащихся для участия в выставках.

Итоговый (годовой) контроль – это учёт работы каждого учащегося за год, который выражается в годовой оценке по ДПИ. Выставки различного уровня

  Чтобы объективно оценивать работу учащихся, необходимо установить конкретные критерии, определяющие степень условия знаний, умений, навыков в области изобразительного искусства. Такими критериями являются:

Критерии оценивания декоративных работ (1-4 классы)

  1. Композиционное решение орнамента (узора) правильное  ( в рисунке выражена смысловая связь всех частей композиции, подчеркнуто общее движение элементов узора);

2.  Умение перерабатывать реальные формы растительного и животного мира в декоративные.

3. Умение использовать в декоративном рисунке необходимые элементы узора – линию симметрии и ритм.

4. Умение подбора цветовой гаммы. Гармоничное цветовое решение  декоративной композиции.

5. Владение техническими навыками.  Техническое исполнение (простое, простое с элементами сложного, сложное, аккуратное).

6.  Композиционное решение в раскрытии темы – выразительная передача изображаемого в декоративной работе (удачная, наиболее отвечающая теме сюжета, пространственному расположению элементов композиции, выбранному формату, и размеру, чёткое выделение главного в композиции, оригинальная компоновка, использование контрастов цвета, света и тени, ритма, динамики, гармоничности сочетания цветов, яркости, звучности цвета, гибких, изящных линий и т.п.)

  Понимание ритма, стилизации, гармоничности цветовых отношений, зрительного равновесия формы и цвета, полученное учащимися в процессе декоративной работы, находит затем применение в различных работах  других учебных предметов художественного отделения («Композиция», «Лепка», «Основы изобразительного искусства»).  

СОДЕРЖАНИЕ:

1 КЛАСС.

1 четверть.

  1. Тема: Вводная беседа о ДПИ и народных промыслах.(   ч)

 Просмотр видео фильма о мастерах народных промыслах России.

Задача: Знакомство с прикладным творчеством народа ханты.

Видео материалы и слайды: ДПИ России, декоративно-прикладное искусство ХМАО (бисер, береста, текстиль, кожа, мех).

  1. Тема:  «Бабочки и стрекозы». Открытка. Флористика.(  ч)

Задача: формирование композиционных навыков работы с различными листьями в нахождении  характерного образа бабочки или стрекозы.

 Задание: Разработка открытки на пастельном картоне из листьев, сухих цветов, травы различных по форме и величине.

Формат: А-4.

Материалы и инструменты: Листья различной формы и величины, клей ПВА, пастельная бумага.

Зрительный ряд: «Мотыльки», «Бабочки» Эшер, работы учащихся.

Термины: силуэт

  1. Тема:  «Букет». Икебана.(   ч)

Задача: Формирование навыка составление объёмной композиции букета из природного материала.

Задание: Отобрать материал для композиции икебаны, составить оригинальный букет.

Формат: А-4.

Материалы и инструменты: различные шишки, веточки, древесные грибы, клей «Момент».

Зрительный ряд: Икебана журнал.

Термины: объёмная композиция, равновесие.

4.    Тема: «Межсезонье». Аппликация.(   ч)

Задача: Формирование знания о принципе зеркальной симметрии.

Задание: Вырезание листьев, цветов, снежинок.

Формат: А- 4.

Материалы и инструменты: цветная бумага, ножницы.

Зрительный ряд: орнаменты с зеркальной симметрией.

Термины: зеркальная симметрия и силуэт

2 четверть.

5.  Тема: «Растительные орнаменты».  Роспись.(  ч)

Задача: Развитие композиционных навыков рисования растительных орнаментов в полосе.

Задание: Выполнение вариантов линейных орнаментов в холодном и теплом колорите. Использование  растительных форм (лист и цветок, гриб и ягода, ягода и цветок).

 Формат: А-4.

Материалы и инструменты: гуашь, альбом, кисти, карандаш, резинка.

Зрительный ряд: орнаменты

Термины: роспись, узор, орнамент, ритм.

6.  Тема: «Греческие орнаменты». Роспись.(  ч)

Задача: Изучение и составление орнаментов Греции.

Задание: Составление орнамента на  греческом кувшине, используя чёрный, красный, охру.

Формат: А-4.

Материалы и инструменты: гуашь, альбом, кисти, карандаш, резинка.

Зрительный ряд: Глиняные кувшины, амфоры краснофигурные, чёрнофигурные, греческие орнаменты.

Термины: меандр, пальметка, ионика, критская волна.

3 четверть.

     7.   Тема: «Снежный городок». Гжельская роспись.(  ч)

Задача: Формирование навыков составления декоративной композиции с введением гжельской росписи. Знакомимся с гжельской росписью гончарных изделий. Изучение сюжетов и мотивов гжельской росписи.

Задание: Выполнение композиции снежного городка в технике росписи гжели.

Формат: А-3.

Материалы и инструменты: гуашь, альбом, кисти, карандаш, резинка.

Зрительный ряд:

Термины: Гжельская роспись, мазок, тоновой контраст, холодный колорит.

8.    Тема: «Пасхальное яйцо». Пермогорская роспись.(  ч)

Задача: Формирование навыков работы кистью в технике Пермогорской росписи.

Задание: Роспись эскиза пасхального яйца по образцам  Пермогорской росписи с использованием основных цветов характерных для этой росписи (жёлтый, красный, зелёный, охра).

Формат: А-3.

Материалы и инструменты: гуашь, альбом, кисти, карандаш, резинка.

Зрительный ряд: альбом «Узоры Северной Двины»

Термины: Пермогорская роспись, мазок, цветовой контраст.

4 четверть.

9.    Тема: «Весеннй сад». Текстильная аппликация.(  ч)

Задача: Формирование навыков составления декоративной композиции весеннего пейзажа.

Задание: Выполнить эскиз и  аппликацию весеннего пейзажа, используя ткани различной фактуры (кружева, шерсть, тюль, бархат, вельвет, мешковина, бортовка и т.д.).

Формат: А-4.

Материалы и инструменты: гуашь, альбом, кисти, карандаш, резинка, рамка для фотографии 20х30,клей ПВА, кусочки тканей от вещей б/у.

 Зрительный ряд: детские работы 

Термины: Цветовой контраст, теплый колорит.

10.  Тема: «Глухарка сна». (  ч)

       Задача: Выполнение печатных штампов по мотивам хантыйских  орнаментов глухарей.

       Задание: Вырезание подушек штемпелей из линолеума.

Формат: А -4.

Материалы и инструменты: линолеум 20х20, альбом, масляная краска умбра или сиена жжёная, деревянные брусочки в зависимости 2х2, клей «Момент».  

Зрительный ряд:  хантыйские орнаменты глухарей.

Термины: оттиск, пятно.

2 КЛАСС.

1 четверть.

  1. Тема: Вводная беседа о  декоративно-прикладном искусстве и народных промыслах. Животные в творчестве художника.(  ч)

Задача:  Знакомство с декоративно-прикладными работами художников-анималистов.

 Фильм о мастерах ДПИ. Знакомство с прикладным творчеством народа ханты, современными декоративными работами художников.

Термины: анималистика, зооморфный орнамент.

  1. Тема:  «Мой друг». Аппликация.(  ч)

Задача: Развитие образного мышления средствами геометрических фигур.

Задание: Создание художественного образа домашнего животного (собаки, кошки), при помощи геометрических фигур, вырезанных из цветной бумаги.

Формат: А-4.

Материалы и инструменты: геометрические фигуры из цветной бумаги, клей ПВА, пастельная бумага.

Зрительный ряд: работы учащихся.

Термины: художественный образ, конфигурация пятна.

  1. Тема:  «Плутишка».  Бумагопластика.(  ч)

Задача: Формирование навыков составления объёмной фигуры животного из бумаги. Задание: Сконструировать фигуру собаки, используя геометрическую форму конуса или цилиндра с последующей дорисовкой.

Формат: А-4.

Материалы и инструменты: альбом, гуашь, ножницы, фломастеры, клей ПВА.

Термины: формообразование.

2 четверть.

  1. Тема: «Орнаменты на блюде». Роспись.(  ч)

Задача: Составление линейных вариантов решения композиции. Выполнение цветового эскиза  замкнутой композиции.

Задание: Выполнение росписи блюда с использованием стилизации животных. Компоновка в круге животного по выбору (птица, кошка, собака, слон, жираф, зебра, павлин, лев, олень).  

Формат: А-4.

Материалы и инструменты: гуашь, альбом, кисти, карандаш, резинка. 

Термины: узор, орнамент в круге, линейный зооморфный орнамент.

  1. Тема: «Маска». Мозаика.(  ч)

Задача: Составление декоративной маски животного.

Задание: Выполнение эскиза и декоративного панно в форме маски животного в технике мозаики (лев, тигр, кошка, леопард).

 Формат: А-4.

Материалы и инструменты: журналы, цветная бумага, гуашь, альбом, кисти, карандаш, резинка, рамка для фотографии 20х30,клей ПВА.  

3 четверть.

  1. Тема: «Зимний лес». Нетканый гобелен. (  ч)

Задача: Составление декоративной композиции в холодном колорите.

Задание: Составление по эскизу декоративной композиции зимнего пейзажа с введением животных Крайнего Севера (олень, лиса, волк, соболь, белка)в технике нетканого гобелена в холодном колорите.    

 Формат: А-4.

Материалы и инструменты: гуашь, альбом, кисти, карандаш, резинка, пряжа различных оттенков, клей ПВА, картон.

4 четверть.

  1. Тема: «В мире животных».(  ч)

 Задача: Выполнение декоративной композиции  на эскизе. Знакомство с мезенской росписью деревянных  изделий. Изучение сюжетов и мотивов мезенской росписи. Задание: Выполнение упражнений по овладению техники мезенской росписи.

Формат: А-3.

Материалы и инструменты: гуашь, альбом, кисти, карандаш, резинка.

3 КЛАСС.

1  четверть.

  1. Тема: Вводная беседа о ДПИ и народных промыслах.(  ч)

Задача:  Знакомство с прикладными работами художников по народным костюмам.

 Просмотр видео фильма о мастерах ДПИ в России. Знакомство с украшением народной одежды  ханты.

Видео материалы и слайды: ДПИ России, Прикладное искусство ХМАО (бисер, береста, текстиль, кожа, мех).

  1. Тема:  «Матрёшка». (  ч)

Задача:  Знакомство с народной росписью и видами современной стилизации матрёшки.

 Задание: Сочинение композиции сарафана с этническим орнаментом  по образцам народной одежды. Например:  русской, украинской.

Формат: А-4.

Материалы и инструменты: альбом, гуашь, кисть. 

  1. Тема:  «Рукодельницы».(  ч) 

Задача:  Создание  образа мастерицы за работой.

Задание: Сочинение декоративной композиции с использованием декора хантыйского платья, ковра, предметов быта.

Формат: А-4.

Материалы и инструменты: альбом, кисти гуашь.

2 четверть.

  1. Тема: «Ковёр».(  ч)

Задача:  Составление композиции из морских мотивов и элементов. Выполнение вариантов линейных орнаментов волна, стихийка. Стилизация водорослей ракушек, рыб, морских коньков.

Задание: Выполнение эскиза ковра с морскими мотивами в холодном  колорите.

 Формат: А-4.

Материалы и инструменты: гуашь, альбом, кисти, карандаш, резинка.

  1. Тема: «Хантыйский туесок».(  ч)

 Задача: Составление орнаментов для туеска по  образцам хантыйских изделий из бересты. Использование характерного графического решения.

Задание: Выполнение эскиза орнаментов для хантыйского туеска в цвете.

Формат: А-4.

Материалы и инструменты: гуашь, альбом, кисти, карандаш, резинка.

3 четверть.

  1. Тема: «Автопортрет».(  ч)

 Задача: Составление декоративной композиции автопортрета в эскизе и выполнение  коллажа, используя вырезки из журналов, цветную бумагу.

Задание: Выполнить автопортрет в технике коллажа.

Формат: А-4.

Материалы и инструменты: гуашь, альбом, кисти, карандаш, резинка, картон, журналы, клей ПВА, цветная бумага.  

4 четверть.

  1. Тема: «Птица Сирин». (  ч)

Задача: Знакомство с пермогорской росписью  изделий Северной Двины. Изучение сюжетов и мотивов пермогорской росписи.

Задание: Выполнение упражнений по овладению техники росписи. Составление декоративной композиции.

Формат: А-3.

Материалы и инструменты: гуашь, альбом, кисти, карандаш, резинка.

4 КЛАСС.

1 четверть.

  1. Тема: Вводная беседа о ДПИ и народных промыслах. (  ч) Декоративное искусство зарубежных стран. Прикладное творчество народа ханты.

Задача: Видео материалы и слайды: техника батик и его мастера, Прикладное искусство ХМАО (бисер, береста, текстиль, кожа, мех).

  1. Тема:  «Цветы и травы».

Задача: Выполнение росписи по ткани в технике холодного батика.

Задание: Выполнение открытки на ткани, используя стилизацию листьев,  цветов, травы различных по форме и величине. Составление холодного и тёплого колорита в работе.

Формат: А-4.

Материалы и инструменты: пяльцы, ткань креп-жоржет, краски «Батик», резерв, трубочка, палитра, ткань х/б 20х20, альбом.

  1. Тема:  «Домики». (  ч)

Задача: Составление объемной композиции из бумаги. 

Задание: Составление  объёмной композиции из бумаги своего двора с  деревьями, фонарями, мостиками, скамеечкой, песочницей.

Формат: А-4.

Материалы и инструменты: ксероксная бумага, цветной картон, ножницы, карандаш, резинка, клей ПВА.

2 четверть.

  1. Тема: «Масленица на лубочных картинках». (  ч)

Задача: Составление композиции по мотивам славянского праздника с применением орнаментальных заставок архитектуры, растительности, складок одежды и др.

Задание: Выполнение декоративной композиции праздника масленицы в технике лубочных картинок.

 Формат: А-3.

Материалы и инструменты: гуашь, альбом, кисти, карандаш, резинка, тушь, перо.

3 четверть.

  1. Тема: «Золотые купола».(  ч)

Задача: Сочинение  декоративной композиции храма с городским или сельским  храмом. Составление в линейном и цветовом эскизе.  

Задание: Выполнение аппликации храма, используя ткани различной фактуры (кружева, шерсть, тюль, бархат, вельвет, мешковина, бортовка и т.д.).

Формат: А-4.

Материалы и инструменты: гуашь, альбом, кисти, карандаш, резинка, рамка для фотографии 20х30,клей ПВА, кусочки тканей от вещей б/у.  

4 четверть.

    7.  Тема: «Городецкие барышни».(  ч)

   Задача: Выполнить декоративное решение кухонной доски городецкой росписью.        Задание: Знакомство с городецкой росписью деревянных изделий. Изучение сюжетов и мотивов городецкой росписи. Выполнение упражнений по овладению техники росписи.  

Формат: А-3.

Материалы и инструменты: гуашь, альбом, кисти, карандаш, резинка.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДЛЯ 1 КЛАССА:

темы

                            Наименование разделов и тем

                                        для 1 класса:    

Количество часов

теория

практика

1

Вводная беседа о ДПИ и народных промыслах.

1

2

2

«Бабочки и стрекозы». Открытка. Флористика.

Основы декоративной композиции на плоскости. Виды формата и его композиция.

3

«Букет». Составление объёмной композиции из природного материала.

Равновесие в объемной декоративной композиции.

4

 «Межсезонье». Вырезание листьев, цветов, снежинок.

Силуэт, ритм в декоративной композиции.

5

 «Растительные орнаменты». Использование  растительных форм и плавных линий в различных форматах (квадрат, розетка, ромб, прямоугольник, яйцо).

Ритм и контраст в композиции декоративно-прикладного искусства. Розетка.

6

 «Греческие орнаменты». Составление орнаментальной композиции на греческой вазе.   Использование геометрических  форм и ломаных зигзагообразных линий.

Меандр. Симметрия в декоративной композиции.

7

 «Снежный городок». Декоративная композиция зимнего пейзажа по мотивам гжельской росписи.  

Гжельская роспись. Тоновой контраст в декоративной композиции.

8

 «Весенний сад». Аппликация из ткани.

Цвет и фактура в декоративной композиции.

9

 «Хантыйские глухари». Вырезание хантыйского глухаря.

Стилизация образов в декоративной  композиции.

Итого за год:

64

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДЛЯ 2 КЛАССА:

темы

                            Наименование  разделов тем

                                       для 2 класса:    

Количество часов

теория

практика

1

Вводная беседа о ДПИ и народных промыслах.

2

«Мой друг». Декоративная  композиция геометрических фигур, вырезанных из цветной бумаги.

Стилизация образов в декоративной  композиции.

3

 «Плутишка». Составление объёмной фигуры животного из бумаги.

Формообразование в декоративном искусстве.

4

«Орнаменты на блюде». Выполнение росписи блюда с использованием стилизации животных.

Зооморфный орнамент в декоративной композиции.

5

«Маска». Выполнение мозаики из цветной бумаги в форме маски животного.

Мозаика. Значение стилевого единства в декоративной композиции.

6

«Лес». Составление декоративной композиции зимнего или осеннего пейзажа с введением животных Крайнего Севера . Гобелен.  Холодный  и тёплый колорит в декоративной композиции.  

7

«В мире животных». Выполнение декоративной композиции с изображением животных  по сюжетам и мотивам мезенской росписи.

Мезенская роспись. Цветовой контраст в декоративной композиции.

Итого за год:

64

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДЛЯ 3 КЛАССА:

вп

Наименование разделов

тем для 3 класса:

Количество часов

теория

практика

1

 Вводная беседа о ДПИ и народных промыслах.

2

«Матрёшка». Аппликация русского сарафана с этническими орнаментами.

Национальный колорит в русской народной одежде.         

3

«Рукодельницы». Сочинение декоративной композиции.

Национальный костюм в декоративно-прикладном искусстве.(По выбору)

4

«Море». Составление композиции из морских мотивов и элементов.

Витраж. Формат, цветовое и тоновое равновесие в декоративной композиции.

5

«Хантыйский туесок». Составление орнаментов для туеска по  образцам хантыйских изделий из бересты.

Орнамент. Образы хантыйского орнамента в полосе, круге.

6

 «Автопортрет». Составление декоративной композиции автопортрета в эскизе.

Коллаж. Декоративный портрет. Пропорции.

7

 «Птица Сирин».  Пермогорская роспись в круге.

Пермогорская роспись. Орнитоморфный орнамент.

Итого за год:

64

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДЛЯ 4 КЛАССА:

темы

Наименование разделов тем        

для 4 класса:

Количество часов

теория

практика

1

Вводная беседа о ДПИ и народных промыслах.

2

 «Цветы и травы». Выполнение росписи по ткани в технике холодного батика.

Холодный батик. Резерв.

3

  «Дворик». Составление  объёмной композиции из бумаги своего двора.

Объёмно-пространственная композиция из бумаги. Развёртка.

4

 «Масленица на лубочных картинках». Составление композиции по мотивам славянского праздника.

Лубочные картинки. Орнаментальная композиция.

5

 «Золотые купола». Сочинение  декоративной композиции городского или сельского  храма. Аппликация из ткани.

6

«Городецкие барышни». Выполнить декоративное решение кухонной доски по мотивам городецкой росписи. 

Городецкая роспись. Антропоморфный орнамент. Комбинированный орнамент.

    Итого за год:

64