Из опыта работы Культурно-просветительского центра имени Ефима Честнякова (г.Кострома) в направлении "керамика"
Постоянное изучение воспитанниками КПЦ имени Е.Честнякова творчества Ефима Честнякова рождает в фантазии детей все новые и новые образы и целые композиции, дети учатся мечтать о будущем, лепят диковинные дома, летающие объекты, невиданных лесных жителей, которые потом объединились в одну большую под названием «Сказочная Костромская земля».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Из опыта работы Культурно-просветительского центра имени Ефима Честнякова | 283.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Композиция скульптур – глинянок
«Сказочная костромская земля»
Скорик Н.Ю.
День рождения Культурно-просветительского центра имени Ефима Честнякова 15 октября 1999 года. А началось все со студии керамики, руководила которой Людмила Николаевна Гладких. Однажды попала ей в руки книга «Ефим Честняков. Новые открытия советских реставраторов». Увидев репродукции работ художника, у неё родилась идея - изобразить творчество Честнякова в глинянках и сказках. Через некоторое время была готова композиция «Иванушкино путешествие», затем ребята вылепили персонажей сказки «Чудесное яблоко» и поставили спектакль, играя глинянками, поставленным на колесики, идею к этому подсказал сам Ефим в своей картине «Детские забавы». Постоянное изучение воспитанниками творчества Ефима Честнякова рождает в фантазии детей все новые и новые образы и целые композиции, дети учатся мечтать о будущем, лепят диковинные дома, летающие объекты, невиданных лесных жителей, которые потом объединились в одну большую под названием «Сказочная Костромская земля».
Так было у Ефима Честнякова.
«Задумал он вылепить небольшую композицию: избушка вроде зимницы, неказистая, с волоковыми оконцами, выкрытая корьем, возле избушки растут елки, перед избушкой на скамье сидят старичок со старушкой, старичок лапоть плетет, старушка сметану пахтает… Пришла фантазия вылепить то, с чего начиналось когда-то Шаблово…
За неказистой первобытной избушкой размечтавшемуся Ефиму вдруг увиделось иное Шаблово – будущее…дальнее прошлое вдруг объединилось чудесно с каким-то диковинным добрым будущим и породило видение…
- Нет, не так бы, не так бы я построил деревенские жилища! Не было бы ни одного без выдумки, без затей! Вон, к примеру, у Степана Скобелева дом был бы с петушком на крыше, у нашего вот соседа, Михайла Шалыгина – с медведем, у Ефима Савостьянова – с зайчиком, у дедушки Хохолка – с гусем, у Семертиковых – с уткой, у Афоныча – с человечком, у Николая Фадеева – с цветком!... Над каждой избой возвышалось бы что-либо: то птица, то подсолнух, то звезда… Как бы занятно было смотреть на такую деревню!...
Небывалый диковинный город, прихотливо перепутавший в себе городское и деревенское. Возник перед Ефимом так явственно, так ярко!... Город-деревня, город всеобщего благоденствия, навсегда и накрепко породнившийся с деревней, живущей затейливо и празднично, отказавшийся от жизни унылой, шаблонной, город, построенный по сказке свободной и доброй фантазии, город, в котором живут добрые, наполовину городские, наполовину деревенские люди.
Перед Ефимом явился мир без богатых и бедных, в котором не бедуют и не хитрят, и не попирают один на другого, а живут по-простому, по запросам доброй души, по согласию с ней и в добром согласии со всем вокруг.
Он живет мечтой, как однажды пригласит всю деревню и покажет им огромную картину, на которой однодеревенцы увидят город всеобщего благоденствия, его Кордон, он расскажет им об этом городе, он подарит им свою мечту… С помощью искусства он проведет их от истоков, через настоящее в будущее…»
Центр композиции – сказка «Чудесное яблоко». Жители деревни – дети, молодые люди и старики, все занимаются своим делом. Это огромное яблоко невидимыми лучиками соединяет нас с другими сюжетами экспозиции.
«Шалашки – как дворцы и дворцы - как шалашки»
Обратите внимание на постройки.
«…и получается как- будто сказкин городок построек интересных, из глиняных частей, отлично обожженных… настолько будет необычным он, что на земле подобного нигде вы не найдете!»
Дома.
«…на маленькой полянке стоит стог сена – из глины обожженной, и весь он полый изнутри, и лесенка куда-то вниз ведет. А снизу свет таинственный исходит…»
Или:
«…Подальше дом глядит овином,
Из камня сложен он? Из глины?...
Ещё строенье без трубы,
А рядом с ним растут грибы…
Дворец на Куекше-реке,
От берега не вдалеке,
С сияньем розовой звезды…»
«Жители сказочной Костромской земли».
Персонажи мастеров, а так же сказочных городских и деревенских гуляний.
«И люди… были все так неодинаково одеты… Есть среди них и щеголи, но их щегольство – не от желания блеснуть и поразить. А от воображения, от веселого стремления всем своим видом создать праздничность и лёгкость…»
Здесь множество детей, женщин и стариков со счастливыми лицами. И все они несут дары и угощения. Радостное, праздничное настроение у всех от соучастия в общем деле.
Честняков писал: «Для народа только тогда и радость по-настоящему, когда она для всех».
«Мечтаем о сказке завтрашнего дня»
О таком будущем мечтают наши дети. Чтобы жить в сказочных домах, летать на ракетах и неопознанных объектах. Чтобы по улицам гуляли птицы диковинные и разговаривали с людьми на языке человеческом.
«Вход в город…»
«Вот он - мой Кордон! Он теперь ваш! Входите в него и живите счастливо! Вы настрадались в долгой тяжелой дороге, теперь вы все обретете радость и покой! Вся жизнь теперь изменится!... Она будет как бесконечный праздник!...»
Результат. Лучше не подобрать слова, чем четверостишие Поварова Владимира Георгиевича
«Чудесное яблоко сдвинулось с места,
Когда вместо лошади люди впряглись.
И всею семьею, все возрасты вместе
Везем это яблоко в новую жизнь».