Конспект урока по технологии "Графическое изображение пейзажа в технике "Вышитая графика"

Козлова Ирина Викторовна

конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект942.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей Дворец творчества детей и молодёжи

 г. Волжска Республики Марий Эл

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

Графическое изображение пейзажа в технике «Вышитая графика»

Составила педагог дополнительного образования

Козлова Ирина Викторовна

F:\1.jpg

г. Волжск

2013г.

 Конспект открытого занятия

педагога дополнительного образования МОУ ДОД ДТД и М

г. Волжска Республики Марий Эл Козловой Ирины Викторовны

Тема занятия:   Графическое изображение пейзажа в технике «Вышитая графика»

 

Характеристика воспитанников: 10-11 лет (второй год обучения)

Количество детей: 12 человек

Цель:

  Познакомить детей  с новой  техникой создания вышитых картин «Вышитая графика».

Задачи:

Обучающие задачи:

  • Познакомить с книгой Анны  Ивановой «Вышивка. Вышитый пейзаж».
  • Обучить технике «Вышитая графика».  Познакомить с особенностями вышивания картины  в этой технике.  

Развивающие задачи:

  • Развивать навыки выполнения горизонтальных и вертикальных  стежков при   выполнении рисунка, передачи светотени.      
  • Упражнять в выполнении швов: «вперед иголка», «стебельчатый», «шов вприкреп»;
  • Развивать внимание, зрительную память, глазомер, аккуратность при выполнении работы.

Воспитательные задачи:

  • Формировать интерес к традициям народной культуры.
  • Воспитывать эстетический вкус  при вышивании.
  • Формировать способность к выполнению рукотворной работы, требующей терпения и усидчивости.

 Словарь:  вышитая графика, графическое изображение пейзажа.

Педагогические технологии, методы:

Объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, репродуктивные.

здорвьесберегающие, развивающие.

Материалы и оборудование:

  • ноутбук, проектор, экран, презентация  «Картины. Вышитый пейзаж» по материалам книги А.А. Ивановой Вышивка. Вышитый пейзаж.  Издательство «Культура и традиции», 2004г.   http://bookfi.org/book/1474131 
  • Ткань (однотонная хлопчатобумажная или льняная ткань белого или серого цвета), нитки мулине чёрного цвета,  тонкая иголка, ножницы, простой карандаш.
  • Выставка пейзажей, выполненной в технике вышитая графика  ( образцы, выполненные педагогом – приложение 1).   
  • Эскизы рисунка (приложение 2).

Время занятий: 45 минут

 I. Организационно-подготовительный момент:

1.Приветствие педагога.

2.Представление книги Анны  Ивановой «Вышивка. Вышитый пейзаж». 3.Сообщение темы, целей и задач занятия.                    

Педагог: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы продолжим знакомство с   техникой создания вышитых картин.

(Рассказ педагога сопровождается показом  презентации «Картины. Вышитый пейзаж». На слайдах демонстрируются  вышитые картины, выполненные в  различные техниках).

   Мне в руки попала удивительная книга Анны  Ивановой «Вышивка. Вышитый пейзаж». Автор рассказывает о различных техниках создания вышитых картин.   Вышитые картины появились на Руси еще в XVIII веке. Под влиянием европейской моды ими украшали городские жилища и усадьбы.  Соединяя в себе черты декоративно-прикладного искусства, живописи и рукоделия, картины, вышитые своими руками, приносят в дом уют и особое тепло. Среди тематики вышитых картин самая распространенная - пейзаж. Вышивают и по готовым рисункам и создают свои уникальные произведения. В этой книге предлагается несколько сюжетов пейзажных композиций в разных техниках. Подробно описываются последовательность работы над каждой картиной, подбор ниток и направление стежков. В конце книги даны схемы и рисунки для вышивания. В современном мире  очень модно украшать интерьер квартиры вышитыми картинами.  И если вы захотите вышить картину самостоятельно  вам поможет эта книга.

  А сегодня мы  будем учиться   вышивать пейзажи с помощью приёмов такой удивительной техники, как вышитая графика. Подойдите к нашей выставке.

II. Основной этап. Обучающий момент, практическая работа детей.

1. Рассматривание картин в технике «Вышитая графика», беседа по вопросам.  (Дети подходят к выставке образцов – пейзажей, выполненной педагогом в технике вышитой графики, приложение 1). 

Педагог: Посмотрите на эти необычные картины:   

1)Что Вы можете сказать о них? (ответы детей).

2)Какие особенности вышивки Вы заметили? (Ответы детей. Если дети затрудняются, педагог    задаёт наводящие вопросы о цвете, плотности,  названиях швов, длине и направлении стежка, свойствах ткани).

3)Как вы думаете, в какой технике выполнены эти картины? (ответы детей).

 

2. Объяснение, уточнение и показ особенностей выполнения картин в техники «Вышитая графика».   Инструктаж по т/б при работе с иголками и ножницами.

  • объяснение нового материала, сопровождающегося показом на образцах – картинах, обобщение ответов детей:

  Педагог: Эти картины выполнены в технике вышитая графика. Согласитесь, строгий графический пейзаж, выполненный чёрными линиями и отдельными стежками, выглядит очень эффектно и выразительно.   Одна из главных и самых трудных задач в этой технике – это суметь  стежками различной плотности  и длины передать в вышитой картине глубину пространства. На картине должны быть и очень плотные  стежки и тонкие, переходы от чёрного к белому, и обязательно чистое, незашитое пространство. Для вышивания  графических  пейзажей, используют стежки различной длины: длинные и короткие, горизонтальные, вертикальные, наклонные (показ).

   Горизонтальные длинные и короткие  стежки применяют при изображении гладких ровных поверхностей, неба, облаков, теней от деревьев, кустов, домов.

   Вертикальные длинные стежки используют для стволов деревьев, леса вдали, для изображения общего контура зданий на заднем  плане.

Вертикальные короткие стежки подходят для  изображения поля и леса вдали; в сочетании с другими стежками - для соединенных крон

лиственных деревьев вблизи.

  В случаях, когда  надо передать  мягкие и резкие переходы света и тени, подчеркнуть объём и перспективу, контраст, можно использовать

стежки  различной  плотности, уложенные крест- накрест.

  Мелкие стежки надо  располагать вроссыпь  произвольно и в разных направлениях - вертикально, горизонтально, наклонно,  не выстраивая

в ряд  или в столбик. Стежки  не должны пересекаться друг с другом, накладываться на соседние.     Важно помнить, что мельчайшие просветы между стежками должны оставаться обязательно.

 Для картин вышитой в  этой технике нужно  использовать плотную хлопчатобумажную или льняную ткань.  

  Особенность техники «Вышитая графика» в том, что вышивка выполняется исключительно чёрным мулине, в одну или максимум в две нити, а эффект восприятия потрясающий.

  • Уточняющая беседа  по вопросам, педагог  при необходимости  уточняет и обобщает ответы детей:

Педагог:   Проходите, пожалуйста, на свои рабочие места:

1)Напомните мне технику безопасности при работе с иголкой и ножницами (ответы детей).

2)С помощью, какой техники мы сегодня   будем вышивать картину? (ответы детей).

3)Назовите свойства ткани, используемой для вышивания? (ответы детей: ткань должна быть плотной и отутюженной, без заминов, чтобы не вызывала затруднения при вышивании).

4)С чего мы начинаем работу: (ответы детей: с рисунка, эскиза будущей картины. Рисунок переносится прямо на ткань простым карандашом). 

5)Какими нитками будем вышивать пейзаж? ( мулине чёрного цвета в одну нитку).

6) Как закрепляется нитка при вышивке (  Нитку закрепляем на изнаночной стороне. Для этого иголкой подцепляем несколько нитей ткани, делаем обвив рабочей нитью пару раз вокруг иголки и затягиваем, хвостик обрезаем).

3. Уточнение плана работы.  Объяснение с показом  выполнения приемов техники «Вышитая графика»  детей на рабочих столах  эскизы пейзажа, выполненные на бумаге, приложение 2).

Педагог: Ребята, внимательно послушайте и посмотрите порядок выполнения работы в технике «Вышитая графика»:

1) Вышивка начинается с дальнего плана – леса на горизонте и того, что поближе вертикальными короткими стежками.

2) Основание лесного массива подчёркиваем горизонтальными стежками вприкреп.

3) Группа деревьев выполняется стежками в раскол и с прикрепами.

4) Ель вышивается сверху  вертикальными стежками с прикрепами в одну нитку. Ветки вышивают, начиная с верхних. У последующих и нижних веток, сначала вышивается линия ветки, затем короткими вертикальными и наклонными стежками вышиваются иголки.

 5) Не забываем про отражение ели. Тень от неё выполняется несколькими горизонтальными длинными и короткими стежками с просветами между ними.

6) Береза вышивается стежками в раскол и с прикрепами.

7) Продольными параллельными стежками подчеркнута линия берега и вода.  

8) Отражение белых стволов берез вышиваем ломаными линиями с

вкраплениями горизонтальных стежков. Водная поверхность подчеркнута более длинными горизонтальными стежками.    

4.Самостоятельная практическая деятельность детей. Индивидуальная работа с детьми. Помощь и поддержка педагога. Физкультминутка  

  • Самостоятельное освоение новой техники.

Педагог:  Приступаем к созданию Вашего пейзажа в технике «Вышитая графика». Кому нужна моя помощь, поднимите руку, я подойду.

  • Физкультминутка  (на 12 минуте практической работы детей)
    Педагог:  В процессе вышивания, нельзя  забывать о здоровье наших глаз. Сделаем небольшую паузу.  Отложите в сторону работу. Предлагаю Вам сделать гимнастику для глаз (гимнастика выполняется в положении «Основная стойка» голова неподвижна, общая продолжительность   1 минута).

  Гимнастика для глаз  

1.Движение глазами: вправо-влево, вверх-вниз.

2. Круговые движения, частые моргания, сильное зажмуривание.

3.Гимнастика заканчивается накладыванием кончиков пальцев рук на веки глаз.

Педагог: Мы с вами немного отдохнули и можем продолжить вышивание.

 

III.Итоговый момент:    

1.Выставка - просмотр детских работ.

2.Анализ выполненных работ.

3.Заключительная мини – беседа.

4.Уточнение и обобщение  ответов детей).

Педагог: Время нашего занятия подходит к концу. Давайте посмотрим, у кого что получилось.

1) Какие трудности возникли во время работы? (Ответы детей).

2) Какую технику вышивания мы с Вами сегодня освоили? (Ответы детей).

3) Как вы думаете, почему эта техника называется «Вышитая графика»? (Ответы детей).

4) Кто помнит автора и название книги,  которая рассказала нам об этой технике? (Ответы детей).

5) Вы сегодня все очень старались. Не расстраивайтесь, если  не успели до конца вышить пейзаж. Можно закончить работу дома или на следующем занятии. До свидания, ребята.

 

Литература

1.А.А. Ивановой «Вышитый пейзаж».  Издательство «Культура и традиции», 2004г.   

Приложение 1

 

Образцы «Вышитая графика» 

 из книги А.А. Ивановой «Вышитый пейзаж».  Издательство «Культура и традиции», 2004г.   http://bookfi.org/book/1474131

F:\3.jpgF:\2.jpg

F:\1.jpg

Приложение 2  

Эскиз рисунка

G:\ScanImage331.jpg