План-конспект занятия по прикладной композиции во 2 классе художественного отделения Тема: «Учимся мастерству у народных умельцев. Голубые росписи гжели».

Романчук Татьяна Федоровна

Занятие построено в форме экскурсии. Повторение ранее изученных видов народных декоративных росписей, знакомство и освоение технологий гжельской росписи на объемной форме. Использование стихов собственного сочинения о народных промыслах и костюмированного мини-представления в гости к мастерам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное

учреждение дополнительного образования детей

Песчанокопская детская школа искусств

Ростовская область

План-конспект

 открытого занятия по прикладной композиции

во 2 классе художественного отделения

Тема: «Учимся мастерству у народных умельцев. Голубые росписи гжели».

Подготовила:

 Преподаватель

 Изобразительного

 искусства

МОУ дод ПДШИ

 Романчук Татьяна Федоровна

С. Красная Поляна

2010 год

Одно из направлений в формировании эстетического творческого развития ребенка, принадлежит сохранению и изучению  народных традиций и народных промыслов. Изучая народные декоративные росписи, развивается способность создавать нечто новое, оригинальное. Кистевая роспись по мотивам народного промысла Гжели дает возможность  ощутить все многообразие голубого цвета на белоснежном фоне.

Занятие рассчитано на детей 10-11 лет, обучающихся на художественном отделении

Тема занятия: «Учимся мастерству у народных умельцев. Голубые росписи гжели»

Цель: Создание условий для практического применения учащимися знаний, умений и навыков при выполнении кистевой росписи на округлой форме.  Развитие творческих способностей учащихся.

Задачи:

Учебные:

 - дать сведения о художественной ценности орнамента гжельской росписи;                                                                                                                     - закрепить графические умения в передаче ритма несложных элементов росписи в круге;                                                                                                              - осуществить межпредметную связь изобразительного искусства, ДПИ, музыки, литературы, биологии.                                

Воспитательные:

-Воспитывать бережное, доброе отношение к народному творчеству;

-способствовать патриотическому воспитанию;

Развивающие:

- Развивать эстетическое отношение к действительности, эмоциональную отзывчивость к произведениям  искусства, понимать их художественный образ.

-Способствовать творческому развитию потенциала умений и навыков, творческого воображения.

Вид деятельности: кистевая роспись тарелочки.

Тип занятия:  Занятие-экскурсия.

Материалы: тарелочка, выполненная в технике папье-маше на предыдущем уроке, гуашь белого, синего и голубого цвета, кисти, баночка для воды, палитра.

Оборудование: изделия народных умельцев из Хохломы, Жостова, Гжели и Дымково, работы учащихся, репродукции и фотографии изделий народных мастеров; динамическая таблица «Особенности ритма композиции в круге», таблицы «Элементы гжельской росписи», музыкальный центр, костюмы мастериц из Жостова, Гжели, Дымково и Хохломы( я делала их из бумаги), стихи о народных росписях и народных промыслах(сочиненные преподавателем).

Практическая деятельность: выполнение растительного узора в круге по мотивам гжельской росписи.

Структура занятия:

  1. Организационный момент – 1 минута
  2. Актуализация ранее изученного материала – 1 минута.
  3. Игра-экскурсия по центрам народных промыслов. -  9 минут      
  4. Постановка целей занятия – 1 минута
  5. Изучение нового материала. 8 минут

- Работа по таблицам «Элементы гжельской росписи» и «Особенности ритма композиции в круге»;

     6. - Практическая работа – 20 минут.

- показ приемов работы;

- самостоятельная работа.

    7.  Выставка работ. Обсуждение. – 3 минуты

    8. Итог занятия. - 2 минуты

Ход урока

I  Организационный момент.

- Проверка подготовки к уроку.

- Организация внимания учащихся.

II. Постановка целей и задач урока.

- Сообщение темы урока.

- Постановка целей и задач урока.

Наше национальное русское декоративно-прикладное искусство славится своими традициями: посуда, одежда, вышивка, игрушки, кованые решетки, расписные платки, ювелирные украшения - всего и не перечесть. На всех этих предметах традиционно есть узоры, орнамент. На Руси издавна существовали  центры народных промыслов, места, где мастера создают изумительные по красоте и оригинальности предметы: Хохлома, Жостово, Палех, Полхов-Майдан, Гжель, Дымково.

-Чтобы вспомнить знакомые нам виды росписей, используемые в различных промыслах, отправимся в гости к народным умельцам.

(Включается народная мелодия «Пляска»)

1-я учащаяся (в костюме мастерицы дымковской росписи):

Развеселая затея – забавляется народ,                                                                  Свист стоит, гульба, веселье,                                                                                 - Свистопляска идет!                                                                                                        А играют в слободе взрослые и дети,                                                                         Очень любят мастерить там игрушки эти:                                                         Уточки-крылатки, барашки да лошадки,                                                            Гусары удалые да всадники лихие,                                                                             Барыни румяные, няньки, водоноски –                                                            Красочные, яркие – загляденье просто!

- О какой слободе говорила мастерица? ( Дымково)

- Чем занимаются в Дымково?

- Какие краски используют мастера?

- Какие элементы росписи характерны для их игрушек?

(Звучит народная песня «Веретенце»)

2-я учащаяся (в костюме мастерицы хохломской росписи):

Сколько света и тепла, добрых слов и ласки                                                  сохранила хохлома – золотая сказка:                                                            деревянная посуда, стульчики и прялки,                                                              кроватки и дощечки, столовые наборы –                                                                  золотом на них горят дивные узоры.                                                                    Кустики и травки, ягодки, цветочки, -                                                            огненные краски, - завитки и точки.

- Какие краски используют в хохломской росписи?

- Почему хохлому называют золотой?

- Какие предметы  украшают хохломской росписью?

(Звучит хороводная мелодия)

3-я ученица (в костюме мастерицы из Жостова):

Строгость тут и красота – магическая сила –                                                          глаз не в силах отвести от жостовских мотивов.                                            Расцвели букеты тут прямо на подносе,                                                               словно с поля ветерок нам цветы приносит.                                                           Если всмотришься в поднос, цветы зашевелятся,                                                         и на тонкий аромат бабочки слетятся.

-Чем отличается жостовская роспись от дымковской и хохломской?

- Почему подносы чаще всего бывают черного цвета?

- Молодцы! Вы хорошо усвоили эту тему.

(Звучит народная мелодия – хоровод)

4-я учащаяся (в костюме мастерицы из Гжели):

В Подмосковье сёл немало знаменитых и простых,                                                       и людей там много славных творческих, мастеровых.

С 18 века там освоили фарфор.                                                                              Стали делать всем посуду и лепить игрушки,                                                              из керамики сосуды, квасники и кружки.

Белая керамика, голубые розы,                                                                                      птица счастья синяя, будто бы с мороза…                                                                      А названье у села, словно звонкая капель – ГЖЕЛЬ.

- Сегодня мы остановимся на гжельской росписи. На прошлом уроке мы познакомились с историей возникновения этого промысла, а так же мы изучили элементы гжельской росписи.

На доске таблица «Элементы гжельской росписи»

- Обратите внимание на доску, скажите, какой цвет используют в гжельской росписи?  Какие элементы этой росписи вам знакомы?

Сегодня нам нужно из этих элементов составить узор и расписать тарелочку. Ваша задача осложняется тем, что вы будете расписывать объемную форму тарелочки, которую вы изготовили самостоятельно из папье-маше.

Прежде чем приступить к работе, ознакомимся с таблицами  «Особенности  ритма композиции в круге».

Важно помнить, что в круге орнамент подчиняется округлым формам.

(Звучит спокойная русская народная мелодия)

Творческая работа. Чтобы работы получились удачными все без исключения, во время фронтальной и индивидуальной работы с учениками, важно направить каждого ребенка на тот уровень работы, который соответствует его возможностям. Так как в группе находятся дети не только с разными творческими возможностями, но и разные по возрасту.

В конце урока устраивается выставка выполненных работ и их обсуждение:

- Почему выбран такой сюжет?

- Для каких целей может служить этот предмет?

-Что запомнилось и что понравилось на уроке?

Итог можно подвести учителю, а можно предоставить это самим детям.

Дома детям предлагается рассмотреть тарелочки и другие бытовые предметы и определить, каким способом они украшены.