Диагностические материалы к образовательной программе Мастерская «ФАНТАЗИЯ»
Диагностические материалы к образовательной программе Мастерская «ФАНТАЗИЯ»
по декоративно-прикладному творчеству для детей 7-12 лет
Срок реализации программы – 2 года
Автор-составитель: Семенова Людмила Петровна, педагог дополнительного образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnosticheskie_materialy_semenova_mo.doc | 94.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 316 с углубленным изучением английского языка Фрунзенского района Санкт-Петербурга
УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ СОШ №316 ________________Е.А. Акиньшина «___» ______________2013 г. |
Диагностические материалы
к образовательной программе
Мастерская «ФАНТАЗИЯ»
по декоративно-прикладному творчеству
для детей 7-12 лет
Срок реализации программы – 2 года
Автор-составитель: Семенова Людмила Петровна, педагог дополнительного образования
Санкт-Петербург
2013
Диагностика
Диагностика – один из важных разделов любой образовательной программы.
Для оценки эффективности реализации программы необходима система отслеживания и фиксации результатов работы учащихся.
Цель диагностики – проследить динамику развития и рост мастерства учащихся.
Диагностический контроль дает возможность определить уровень мотивации выбора и устойчивости интереса, воспитанности учащихся, творческих способностей, отношение к трудовой деятельности.
Результативность выполнения программы отслеживается путем проведения первичного, промежуточного и итогового этапов диагностики по следующим направлениям, например:
- Мотивация выбора творческого объединения и устойчивости интереса учащихся;
- Уровень воспитанности;
- Уровень творческих способностей;
- Отношение к трудовой деятельности.
Также можно отследить уровень знаний, умений, навыков усвоенных детьми за время прохождения программы.
Цель первичной диагностики - определение уровня мотивации, подготовленности и развитости детей в начале обучения.
Для определения уровня мотивации используется анкета для учащихся «Мои интересы»
Определение уровня творческих способностей проходит с помощью творческих заданий «Диагностика цветового восприятия».
Для определения уровня воспитанности разработаны следующие критерии:
соблюдение норм поведения, взаимоотношения, Я – концепция (умение аргументировать свою позицию, самокритичность, уверенность в себе, лидерские качества и т.д)
Проведение исследование на начальном этапе дает возможность педагогу подобрать оптимальный объем учебного материала, определить точки роста учащихся.
Цель промежуточного диагностирования: определить степень усвоения детьми учебного материала, оценить динамику развития и рост мастерства учащихся на данном этапе.
В ходе реализации программы предусматривается выполнение детьми творческих работ, оценивание которых помогает определить степень усвоения детьми учебного материала. Для этого используются «Критерии оценки работ учащихся»
Отношение к трудовой деятельности оценивается на основании следующих критериев: трудолюбия, старательности в труде, отношения к делу.
Проведение диагностирования позволяет сделать необходимую корректировку образовательных программ.
Цель проведения итогового этапа диагностики: определить степень достижения результатов обучения, закрепление знаний, ориентация учащихся на дальнейшее самостоятельное обучение.
Для определения динамики развития и роста мастерства учащихся проводится анализ результатов по показателям диагностики, зафиксированным в таблице «Результаты диагностического контроля»
Это позволяет сделать вывод о степени результативности образовательной программы, выявить одаренных детей и разработать для них индивидуальный образовательный маршрут с целью достижения высоких результатов в данном направлении, помочь в профессиональном самоопределении.
Приложение №1
Анкета «Мои интересы»
Дорогой друг!
Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы:
- Меня зовут_____________________________________________________________
- Мне__________________________________________________________________
- Я выбрал кружок____________________________________________________
- Я узнал об объединении (нужное отметить):
- Из газет;
- От учителя;
- От родителей;
- От друзей;
- Свой вариант_____________________________________________________
- Я пришел в этот кружок, потому что (нужное отметить):
- Хочу заниматься любимым делом;
- Надеюсь найти новых друзей;
- Хочу узнать новое, интересное о том, чего не изучают на уроках в школе;
- Нечем заняться;
- Свой вариант_____________________________________________________
- Думаю, что занятия помогут мне (нужное отметить):
- Определиться с выбором профессии;
- С пользой проводить свободное время;
- Приобрести знания, которые пригодятся на уроках в школе;
- Свой вариант____________________________________________________
Приложение №2
Определение уровня творческих способностей:
«Диагностика цветового восприятия»
Цель диагностики: определение способности к различным видам цветоразличения у детей.
Выполнение:
Перед детьми на столе раскалывают, не по порядку, цветные карточки от темного до самого светлого цвета. Ребенку предлагают выбрать 8 карточек зеленого цвета с разной степенью выраженности на нем желтого оттенка.
Задача:
Разложить карточки по порядку от менее до более желтых.
Оценка результатов зависит от точности раскладывания цветов, чем она выше – тем выше способности у ребенка к различным видам цветовоспиятия.
Данная методика позволяет вести не только педагогические наблюдения, но и эффективно активизировать на занятии творческую деятельность учащихся.
Рис.1 Цветовосприятие
Приложение №3
«Уровень воспитанности детей»
№п/п | Ф.И.О. | Соблюдение норм поведения | Взаимо-отношения | Я - концепция | ||||||
На занятиях | В семье | На мероприятиях | Со сверстниками | Со взрослыми | Умение аргументировать | самокритичность | Уверенность в себе | Лидерские качества | ||
1. | ||||||||||
2. | ||||||||||
3. |
Приложение № 4
Критерии оценивания уровня воспитанности
Отношение к старшим:
- Вежливость в общении;
- Послушание в выполнении заданий;
- Оказание посильной помощи нуждающимся в ней;
- Доброжелательное отношение к старшим.
Отношение к сверстникам:
- Активное участие в совместной деятельности и играх;
- Чувство эмпатии.
Отношение к сверстникам:
- Умение аргументировать свою позицию;
- Самокритичность;
- Уверенность в себе;
- Лидерские качества.
Поведение в семье:
- Проявляет ли интерес к делам семьи, ее проблемам;
- Переживает ли совместно с другими невзгоды и радости;
- Выполняет ли поручения;
- Проявляет заботу о членах семьи;
- Правильно реагирует на замечания;
- Вежлив ли в общении со всеми членами семьи.
Приложение №5
«Карта анализа поведения ребенка на занятиях»
возраст | Особенности поведения | Как оценивает полученный результат | ||||||||||||
Критерии анализа | Слушает внимательно (В) или отвлекается (О) | Выполняет задание сосредоточенно или рассеянно | Самостоятелен от начала до конца | Подражает другому | Работает быстро (Б) Медленно (М) | Увлечен занятием (да/нет) | Выполняет старательно | Успевает закончить (З) Оставляет незавершенным (Н) | Как реагирует на затруднения | Любуется своей работой, удовлетворен | Смущается из-за ошибок | Проявляет равнодушие | ||
№ | Ф.И.О ученика | |||||||||||||
1 | ||||||||||||||
2 | ||||||||||||||
3 |
Приложение №6
«Критерии оценки работ учащихся»
- Самотоятельность в работе: самостоятельное выполнение работ; выполнение работ с помощью педагога.
- Трудоемкость: прорисовка мелких деталей; выполнение сложных работ; размер работы.
- Цветовое решение: гармоничность цветовой гаммы; интересное, необычное цветовое решение, богатство сближенных оттенков;
- Креативность: оригинальное исполнение работы; сложность в передачи форм; владение изобразительными навыками; самостоятельность замысла.
- Качество исполнения: изделие аккуратное; содержит небольшие дефекты; содержит грубые дефекты.
- Оригинальность работы: оригинальность темы; использование разных техник; вариативность, образность.
Приложение №7
Анкета для родителей
Просим Вас принять участие в социологическом опросе, который проводится с целью изучения Вашего мнения о поведении Вашего ребенка в семье. Ваши ответы помогут педагогу улучшить взаимодействие семьи, Центра детского творчества и объединения.
1. Ф.И.О.родителей__________________________________________________________
2. Ф.И. ребенка_____________________________________________________________
3. Состав семьи____________________________________________________________
4. Как Ваш ребенок проявляет себя при общении в семье:
- Всегда вежлив и учтив;
- Вежлив, но иногда проявляет неуважение;
- Чаще всего проявляет неуважение;
- Ваш вариант_________________________________________________________
5. Имеет ли ваш ребенок постоянные обязанности по дому?
6. Оказывает ли ваш ребенок посильную помощь, сочувствие, защиту другим членам семьи?
7. Принимает ли участие в делах семьи, в семейных праздниках, какую инициативу проявляет при этом?
Приложение №8
Результаты диагностического контроля
№п/п | Ф.И.О.учащегося | Первичный контроль | Промежуточный контроль | Итоговый контроль | |||||||||
Уровень мотивации и интереса | Уровень творческих способностей | Уровень воспитанности | Отношение к труду | Уровень мотивации и интереса | Уровень творческих способностей | Уровень воспитанности | Отношение к труду | Уровень мотивации и интереса | Уровень творческих способностей | Уровень воспитанности | Отношение к труду | ||
1. | |||||||||||||
2. | |||||||||||||
3. |
Низкий уровень - 1-3 баллов;
Средний уровень - 4-7 баллов;
Высокий уровень - 8-10 баллов.