Диагностические материалы к образовательной программе Мастерская «ФАНТАЗИЯ»

Семёнова Людмила Петровна

Диагностические материалы к образовательной программе Мастерская «ФАНТАЗИЯ»

по декоративно-прикладному творчеству для детей 7-12 лет

Срок реализации программы – 2 года

Автор-составитель: Семенова Людмила Петровна, педагог дополнительного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diagnosticheskie_materialy_semenova_mo.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа № 316 с углубленным изучением английского языка Фрунзенского района Санкт-Петербурга

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ СОШ №316 ________________Е.А. Акиньшина

«___» ______________2013 г.

Диагностические материалы

к образовательной программе

Мастерская «ФАНТАЗИЯ»

по декоративно-прикладному творчеству

для детей 7-12 лет

Срок реализации программы – 2 года

Автор-составитель: Семенова Людмила Петровна, педагог дополнительного образования

Санкт-Петербург

2013

Диагностика

Диагностика – один из важных разделов любой образовательной программы.

Для оценки эффективности реализации программы необходима система отслеживания и фиксации результатов работы учащихся.

          Цель диагностики – проследить динамику развития и рост мастерства учащихся.

           Диагностический контроль дает возможность определить уровень мотивации выбора и устойчивости интереса, воспитанности учащихся, творческих способностей, отношение к трудовой деятельности.

           Результативность выполнения программы отслеживается путем проведения первичного, промежуточного и итогового этапов диагностики по следующим направлениям, например:

  • Мотивация выбора творческого объединения и устойчивости интереса учащихся;
  • Уровень воспитанности;
  • Уровень творческих способностей;
  • Отношение к трудовой деятельности.

Также можно отследить уровень знаний, умений, навыков усвоенных детьми за время прохождения программы.

         Цель первичной диагностики - определение уровня мотивации, подготовленности и развитости детей в начале обучения.

Для определения уровня мотивации используется анкета для учащихся «Мои интересы»

           Определение уровня творческих способностей проходит с помощью творческих заданий «Диагностика цветового восприятия».

           Для определения уровня воспитанности разработаны следующие критерии:

соблюдение норм поведения, взаимоотношения, Я – концепция (умение аргументировать свою позицию, самокритичность, уверенность в себе, лидерские качества и т.д)

           Проведение исследование на начальном этапе дает возможность педагогу подобрать оптимальный объем учебного материала, определить точки роста учащихся.

          Цель промежуточного диагностирования: определить степень усвоения детьми учебного материала, оценить динамику развития и рост мастерства учащихся на данном этапе.

           В ходе реализации программы предусматривается выполнение детьми творческих работ, оценивание которых помогает определить степень усвоения детьми учебного материала. Для этого используются «Критерии оценки работ учащихся»

          Отношение к трудовой деятельности оценивается на основании следующих критериев: трудолюбия, старательности в труде, отношения к делу.

           Проведение диагностирования позволяет сделать необходимую корректировку образовательных программ.

          Цель проведения итогового этапа диагностики: определить степень достижения результатов обучения, закрепление знаний, ориентация учащихся на дальнейшее самостоятельное обучение.

         Для определения динамики развития и роста мастерства учащихся проводится анализ результатов по показателям диагностики, зафиксированным в таблице «Результаты диагностического контроля»

          Это позволяет сделать вывод о степени результативности образовательной программы, выявить одаренных детей и разработать для них индивидуальный образовательный маршрут с целью достижения высоких результатов в данном направлении, помочь в профессиональном самоопределении.

 

Приложение №1

Анкета «Мои интересы»

Дорогой друг!

Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы:

  1. Меня зовут_____________________________________________________________
  2. Мне__________________________________________________________________
  3. Я выбрал кружок____________________________________________________
  4. Я узнал об объединении (нужное отметить):
  • Из газет;
  • От учителя;
  • От родителей;
  • От друзей;
  • Свой вариант_____________________________________________________
  1. Я пришел в этот  кружок, потому что (нужное отметить):
  • Хочу заниматься любимым делом;
  • Надеюсь найти новых друзей;
  • Хочу узнать новое, интересное о том, чего не изучают на уроках в школе;
  • Нечем заняться;
  • Свой вариант_____________________________________________________
  1. Думаю, что занятия помогут мне (нужное отметить):
  • Определиться с выбором профессии;
  • С пользой проводить свободное время;
  • Приобрести знания, которые пригодятся на уроках в школе;
  • Свой вариант____________________________________________________

Приложение №2

Определение уровня творческих способностей:

«Диагностика цветового восприятия»

Цель диагностики: определение способности к различным видам цветоразличения у детей.

Выполнение:

Перед детьми на столе раскалывают, не по порядку, цветные  карточки от темного до самого светлого цвета. Ребенку предлагают выбрать 8 карточек зеленого цвета с разной степенью выраженности на нем желтого оттенка.

Задача: 

Разложить карточки по порядку от менее до более желтых.

Оценка результатов зависит от точности раскладывания цветов, чем она выше – тем выше способности у ребенка к различным видам цветовоспиятия.

Данная методика позволяет вести не только педагогические наблюдения, но и эффективно активизировать на занятии творческую деятельность учащихся.

                  

Рис.1 Цветовосприятие

Приложение №3

«Уровень воспитанности детей»

№п/п

Ф.И.О.

Соблюдение норм поведения

Взаимо-отношения

Я - концепция

На занятиях

В семье

На мероприятиях

Со сверстниками

Со взрослыми

Умение аргументировать

самокритичность

Уверенность в себе

Лидерские качества

1.

2.

3.

Приложение № 4

Критерии оценивания уровня воспитанности

Отношение к старшим:

  • Вежливость в общении;
  • Послушание в выполнении заданий;
  • Оказание посильной помощи нуждающимся в ней;
  • Доброжелательное отношение к старшим.

Отношение к сверстникам:

  • Активное участие в совместной деятельности и играх;
  • Чувство эмпатии.

Отношение к сверстникам:

  • Умение аргументировать свою позицию;
  • Самокритичность;
  • Уверенность в себе;
  • Лидерские качества.

Поведение в семье:

  • Проявляет ли интерес к делам семьи, ее проблемам;
  • Переживает ли совместно с другими невзгоды и радости;
  • Выполняет ли поручения;
  • Проявляет заботу о членах семьи;
  • Правильно реагирует на замечания;
  • Вежлив ли в общении со всеми членами семьи.

Приложение №5

«Карта анализа поведения ребенка на занятиях»

возраст

Особенности поведения

Как оценивает полученный результат

Критерии анализа

Слушает внимательно (В)  или отвлекается (О)

Выполняет задание сосредоточенно или рассеянно

Самостоятелен

от начала до конца

Подражает другому

Работает быстро (Б)

Медленно (М)

Увлечен занятием  

(да/нет)

Выполняет старательно

Успевает закончить (З)

Оставляет незавершенным (Н)

Как реагирует на затруднения

Любуется своей работой,

удовлетворен

Смущается из-за ошибок

Проявляет равнодушие

Ф.И.О ученика

1

2

3

Приложение №6

«Критерии оценки работ учащихся»

  1. Самотоятельность в работе: самостоятельное выполнение работ; выполнение работ с помощью педагога.
  2. Трудоемкость: прорисовка мелких деталей; выполнение сложных работ; размер работы.
  3. Цветовое решение: гармоничность цветовой гаммы; интересное, необычное цветовое решение, богатство сближенных оттенков;
  4. Креативность: оригинальное исполнение работы; сложность в передачи форм; владение изобразительными навыками; самостоятельность замысла.
  5. Качество исполнения:  изделие аккуратное; содержит небольшие дефекты; содержит грубые дефекты.
  6. Оригинальность работы: оригинальность темы; использование разных техник; вариативность, образность.

Приложение №7

Анкета для родителей

    Просим Вас принять участие в социологическом опросе, который проводится с целью изучения Вашего мнения о поведении Вашего ребенка в семье. Ваши ответы помогут педагогу улучшить взаимодействие семьи, Центра детского творчества и объединения.

1. Ф.И.О.родителей__________________________________________________________

2. Ф.И. ребенка_____________________________________________________________

3. Состав семьи____________________________________________________________

4. Как Ваш ребенок проявляет себя при общении в семье:

  • Всегда вежлив и учтив;
  • Вежлив, но иногда проявляет неуважение;
  • Чаще всего проявляет неуважение;
  • Ваш вариант_________________________________________________________

    5.  Имеет ли ваш ребенок постоянные обязанности по дому?

    6. Оказывает ли ваш ребенок посильную помощь, сочувствие, защиту другим членам семьи?

    7. Принимает ли участие в делах семьи, в семейных праздниках, какую инициативу проявляет при этом?

Приложение №8

Результаты диагностического контроля

№п/п

Ф.И.О.учащегося

Первичный контроль

Промежуточный контроль

Итоговый контроль

Уровень мотивации и интереса

Уровень творческих способностей

Уровень воспитанности

Отношение к труду

Уровень мотивации и интереса

Уровень творческих способностей

Уровень воспитанности

Отношение к труду

Уровень мотивации и интереса

Уровень творческих способностей

Уровень воспитанности

Отношение к труду

1.

2.

3.

Низкий уровень - 1-3 баллов;

Средний уровень - 4-7 баллов;

Высокий уровень -  8-10 баллов.