Мастерская «ФАНТАЗИЯ» Образовательная программа по декоративно-прикладному творчеству

Семёнова Людмила Петровна

Мастерская «ФАНТАЗИЯ»

Образовательная программа

по декоративно-прикладному творчеству

для детей 7-12 лет

Срок реализации программы – 2 года

 

Автор-составитель: Семенова Людмила Петровна, педагог дополнительного образования

 

Санкт-Петербург, 2013

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon semenova_masterskaya_fantaziya_2013_72_72_itogo.doc220 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа № 316 с углубленным изучением английского языка Фрунзенского района Санкт-Петербурга

ПРИНЯТО

Решением Педагогического совета

ГБОУ СОШ №316

Протокол № __  от ____________г.

УТВЕРЖДЕНО

Приказом №___ от _________

Директор ГБОУ СОШ №316 ________________Е.А. Акиньшина

.

Мастерская «ФАНТАЗИЯ»

Образовательная программа

по декоративно-прикладному творчеству

для детей 7-12 лет

Срок реализации программы – 2 года

Автор-составитель: Семенова Людмила Петровна, педагог дополнительного образования

Санкт-Петербург

2013

Содержание программы:

        

РАЗДЕЛЫ:

СТРАНИЦА:

I

Пояснительная записка

3

II

Учебно-тематический план

7

III

Содержание программы  

10

IV

Методическое обеспечение

(условия реализации программы)

15

V

Диагностический компонент

(диагностика результативности образовательного процесса)

16

VI

Список литературы

19

                   

 


  1. Пояснительная записка

На территории России существует множество видов декоративно-прикладного искусства. Знакомство с некоторыми из них, а также изучение на основе историко-культурных традиций имеет глубокий социальный смысл, являясь средством нравственного, эстетического и патриотического воспитания детей. В настоящее время во всем мире актуальна проблема сохранения культурного наследия, в том числе и народных промыслов, которые придают особый колорит каждой народности. Поэтому важно формирование у детей целостных представлений о народном декоративно-прикладном искусстве. Программа «Умелые руки» предоставляет ребятам такую возможность, основываясь, прежде всего на богатом культурном наследии нашей страны. Это позволяет детям ощутить всю красоту простых вещей созданных руками наших предков, которые стремились создать не только функциональные предметы, но и украшали их с необыкновенным художественным вкусом. Все это может дать качественный толчок в эстетическом развитии личности ребенка.

Направленность программы - художественно-эстетическая.

Уровень освоения - общекультурный.

Цель программы: создание условий для гармоничного развития художественно-творческих способностей учащихся посредством практического освоения приемов изготовления игрушек, украшений и предметов быта в техниках народных промыслов и декоративно-прикладного искусства.

Задачи:

1. Формирующие:

• Формирование навыков и приемов работы с деревянными, тканевыми, бумажными, стеклянными поверхностями.

• Формирование навыков и приемов работы с ткаческим станком, с пяльцами и бисерными иглами и полосками бумаги и т.д.

• Формирование навыков и приемов работы в технике папье-маше, различных видов мозаики, бисера, квиллинга, оригами, лепки из соленого теста, из пластилина по стеклу.

• Формирование навыков и приемов работы с различными видами красок, проволокой, соломой, нитками, бумагой, соленым тестом.

2. Развивающие:

• Развитие художественно-творческих способностей учащихся.

• Развитие самостоятельности в изучении народных промыслов.

• Развитие эстетического вкуса, любви к народному искусству и ручному труду.

3. Воспитывающие:

•Воспитание аккуратности, усидчивости, взаимовыручки, предприимчивости, ответственности, бесконфликтного общения, культуры поведения.

• Воспитание интереса и бережного отношения к традициям народных промыслов и культуре родного края.

Условия реализации программы

Возраст обучающихся — 7-12 лет.

Наполняемость групп — 12-15 человек.

Она обусловлена тем, что обучающие занятия носят как индивидуальный, так и групповой (пары и подгруппы) характер. При этом неизбежным являются занятия в смешанной группе, предполагающей разный возраст и разную степень интеллектуальной подготовки учеников. В ходе занятий в смешанной группе обучающиеся изучают общую тему, но при этом выполняют различные по степени сложности и объему задания.

Продолжительность программы: данная программа рассчитана на два года обучения. Объем программы  на два года обучения — 144 часа, которые распределяются следующим образом:

• первый год — 72 часа (два раза в неделю по одному часу);

• второй год — 72 часа (два раза в неделю по одному часу).

Программа состоит из учебных модулей:

  • «Народная игрушка: солома, ткань»
  • «Веселое тесто»
  • «Росписи по дереву, глине»
  • «Изготовление и роспись папье-маше»
  • «Такая разная мозаика»
  • «Открытка в технике квиллинг»
  • «Бисероплетение»
  • «Ткачество»

Каждый из модулей включает в себя два раздела:

  1. история промысла;
  2. изделия для украшения быта человека.

Обучение основывается на следующих педагогических принципах:

личностно-ориентированного подхода (обращение к субъективному опыту учащегося, то есть к опыту его собственной жизнедеятельности; признание самобытности и уникальности каждого ученика);

природосообразности (учитывается возраст учащегося, а так же уровень его интеллектуальной подготовки, предполагающей выполнение заданий различной степени сложности);

культуросообразности (приобщение к современной мировой культуре и их ориентация на общечеловеческие культурные ценности);

свободы выбора решений и самостоятельности в их реализации;

сотрудничества и ответственности;

сознательного усвоения учащимися учебного материала;

систематичности, последовательности и наглядности обучения.

Кроме того, на протяжении всего обучения действует принцип «от простого к сложному». В процессе обучения используются следующие методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, деятельный, эвристический.

Программа предусматривает использование фронтальной, индивидуальной и групповой форм учебной работы учащихся:

- Фронтальная форма предусматривает подачу учебного материала всему коллективу учащихся.

- Индивидуальная форма предполагает самостоятельную работу учащихся. Она предполагает оказание такой помощи каждому из них со стороны педагога, которая позволяет, не уменьшая активности ученика, содействовать выработки навыков самостоятельной работы.

- В ходе групповой работы учащимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Групповая работа позволяет выполнить наиболее сложные и масштабные работы с наименьшими материальными затратами, так как каждый учащийся может научиться конкретному приему на отдельном образце, который является частью изделия.

В процессе обучения предусматриваются следующие формы учебных занятий: теоретическое занятие (сочетающие в себе объяснение и практическое упражнение), собеседование, консультация, экскурсия, практическое упражнение под руководством  педагога для закрепления определенных навыков, самостоятельное изготовление конкретного изделия, участие в выставках.

Ожидаемые результаты

В результате освоения программы учащийся демонстрирует личное «продвижение»:

  • в развитии познавательного интереса к декоративно-прикладному искусству, творческого мышления;
  • в овладении навыками работы с различными материалами в разных техниках;
  • в формировании  художественного вкуса, эстетической культуры;
  • в знании основ художественной грамоты,  видов и жанров декоративно-прикладного творчества, их применение в окружающем нас пространстве.

Оценка результатов работы проводится на нескольких уровнях:

  • на занятиях постоянно ведется совместное обсуждение выполняемых детьми работ;
  • все законченные работы оцениваются не только коллективом детей и педагогом, но и родителями и друзьями;
  • наиболее удачные работы используются в качестве ориентира и подсказки при общем обсуждении рабочих моментов;
  • в постоянном контакте с родителями отслеживается  отношение ребенка к занятиям и уровень оценки его деятельности в коллективе;
  • на отчетной и конкурсных выставках в течении и в конце учебного года среди зрителей проводится голосование, и выбираются лучшие работы, авторы которых награждаются;
  • об уровне достигнутых результатов может говорить успешное дальнейшее обучение выпускников мастерской в художественных школах и других учебных заведениях данного профиля.

Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:

• вводный, который проводится перед началом работы и предназначен для закрепления знаний, умений и навыков по пройденным темам;

• текущий, проводимый в ходе учебного занятия и закрепляющий знания по данной теме. Он позволяет учащимся усвоить последовательность технологических операций;

• рубежный, который проводится после завершения изучения каждого блока. Он закрепляет знания, связанные с технологической характеристикой изделия;

• итоговый, проводимый после завершения всей учебной программы.

Диагностика результативности образовательной программы с целью оценки качества и корректировки проводится в начале и конце каждого учебного года. По итогам наблюдений, по результатам участия в конкурсах и мероприятиях заполняются диагностические карты (см. раздел V).

  1. Учебно-тематический план первого года обучения

(2 раза в неделю по 1 часу, 72 часа в год)

Тема

Тема

Количество
часов

Из них:

Теоретические

занятия

Практические занятия

Вводное занятие. Правила техники безопасности во время занятий.

1

1

-

Декоративно-прикладное искусство России.

1

1

-

2

2

1.

«Народная игрушка: солома, ткань»

1.1.

Вводное занятие.

Народные игрушки – все что под рукой - лоскутки и солома

2

1

1

1.2.

Изготовление соломенной куклы. Освоение технологии запаривания и сворачивания соломы.

6

2

4

1.3.

Домашние куколки-берегини из ткани. Основа и одежда.

6

2

4

1.4.

Открытое занятие:

Праздник ко Дню матери «Я подарю тебе свое тепло».

2

-

2

16

5

11

2.

«Веселое тесто»

2.1.

Освоение приемов и навыков работы с тестом

4

2

2

2.2.

Изготовление поделок и сувениров

11

2

9

2.3.

Оформление сюжетных панно, картин, тематических композиций

3

1

2

18

5

13

3.

Росписи по дереву,  глине (хохлома, гжель, дымка, калининская)

3.1.

История развития росписей по дереву. Способы предварительной обработки деревянной  и глиняной поверхностей.

2

1

1

3.2.

Виды росписи. Выбор рисунка. Способы переноса рисунка на поверхность.

3

1

2

3.3.

Виды красок и способы нанесения на рисунок.

7

1

6

3.4.

Нанесение тенёвок, оживки, контуров.

3

1

2

3.5.

Исправление дефектов. Закрепление красочного слоя.

3

1

2

18

5

13

4.

«Изготовление и роспись папье-маше»

4.1.

Знакомство с техникой папье-маше. Способы изготовления форм.

2

1

1

4.2.

Изготовление тарелки в технике папье-маше.

2

1

1

4.3.

Подготовка к покраске. Выбор рисунка. Изготовление эскиза.

2

1

1

4.4.

Нанесение рисунка на форму. Закрепление красочного слоя

3

1

2

4.5.

Самостоятельное выполнение работы в технике папье-маше.

7

-

7

4.6.

Подготовка и проведение итоговой выставки.

2

1

1

18

5

13

Итого

72

22

50

Учебно-тематический план второго года обучения

(2 раза в неделю по 1 часу, 72 часа в год)

Тема

Тема

Количество
часов

Из них:

Теоретические

занятия

Практические занятия

Вводное занятие. Правила техники безопасности во время занятий.

1

1

-

1

1

5.

«Такая разная мозаика»

5.1.

История мозаики.

Виды и техники

1

1

-

5.2.

Освоение приемов и навыков мозаики из круп и семян

2

1

1

5.2.1

Изготовление творческих работ

4

-

4

5.3.

Освоение приемов и навыков мозаики из бумаги

2

1

1

5.3.1.

Изготовление творческих работ

4

1

3

5.3.2.

Изготовление коллективных творческих работ

2

1

1

5.4.

Оформление панно для выставки

2

-

2

17

5

12

6.

«Открытка в технике квиллинг»

6.1.

Квиллинг - бумажная филигрань. История квиллинга.

1

1

-

6.2.

Подготовка к творчеству. Технология выполнения квиллинга. Освоение приемов и навыков работы

6

1

5

6.3.

Творческие работы. Изготовление открыток, тематических композиций, сюжетных панно по созданному эскизу.

11

3

8

18

5

13

7.

«Бисероплетение»

7.1.

История и техники изготовления украшений из бисера.

1

1

-

7.2.

Параллельное плетение, Игольчатое плетение,

Петельное плетение

7

2

5

7.3.

Комбинированное плетение

2

-

2

7.4.

Приёмы закрепления цветов в сосудах, на панно, в бутоньерках

2

1

1

7.5.

Низание в крестик

2

-

2

7.6.

Вышивание бисером

3

1

2

7.7.

Подготовка к выставке

1

-

1

18

5

13

8.

«Ткачество»

8.1.

Техника безопасности при работе с ткаческим станком

2

1

1

8.2.

Способы переплетений и формирования узоров и орнаментов на полотне.

6

2

4

8.3.

Способы плетения разно-фактурной поверхности

5

1

4

8.4.

Окончательная обработка  изделия (доведение до готовности, подготовка к выставке)

5

1

4

18

5

13

Итого

72

21

51


  1. Содержание программы.

Программа состоит из тематических блоков усложняющихся по видам деятельности, техникам выполнения, временной длительности, в зависимости от степени освоения детьми тех или иных навыков и года обучения.

ема №

Тема:

Содержание:

Вводное занятие. Правила техники безопасности во время занятий.

Цели, задачи и содержание программы обучения. Правила техники  безопасности и личной гигиены при работе.

Декоративно-прикладное искусство России.

Народные промыслы и ремесла, его влияние на современную культуру.

1.

«Народная игрушка: солома, ткань»

1.1.

Вводное занятие.

Народные игрушки – все что под рукой - лоскутки и солома

Правила техники безопасности. Народная кукла – просто и сложно. Традиции и игры с куклами на Руси. Материалы – «все что под рукой»  крестьянских детей – солома, бечевка, лоскут.

1.2.

Изготовление соломенной куклы. Освоение технологии запаривания и сворачивания соломы.

Овладение техникой вязания соломы – сбор и сушка, запаривание, сворачивание форм и деталей. Изготовление подвижных частей. Оформление и декорирование тканью – костюм для куклы -  сарафан, рубашка, платок  и т.д.

1.3.

Домашние куколки-берегини из ткани. Основа и одежда.

Освоение техники скручивания и уплотнения формы, набивка и обтягивание. Легенды, сказки, приметы связанные с куклами берегинями. Работа над оформлением кукольной одежды в традиции русского народного костюма.

1.4.

Открытое занятие:

Праздник ко Дню матери «Я подарю тебе свое тепло».

Коллективная подготовка и проведение праздника – «Осенние посиделки». Гости – родители, подготовка подарков для мам.

2.

«Веселое тесто»

2.1.

Освоение приемов и навыков работы с тестом

Лепка- искусство объемного изображения. Правила техники безопасности. Материалы, инструменты, рецепты приготовления солёного теста. Разделение теста – общипывание, разрезание стекой, формирование. Изменение формы – раскатывание в ладонях, сплющивание, вдавливание, вытягивание, сгибание.

Соединение деталей – прижатие, примазать, загладить.

Способы объемной лепки. Рельефная лепка – барельеф, горельеф, контррельеф

Сушка готового изделия. Роспись готового изделия акварельными красками.

Изготовление сувениров: медальон с цветком, свинка, кошечка, новогодние сувениры, рельеф «Окно».

2.2.

Изготовление поделок и сувениров

Раскатывание скалкой, использование трафареток, вырезание форм стекой, обработка поверхности пальцами. Использование крупы, бисера и бусинок для украшения изделия. Закручивание и переплетение частей. Выполнение заданий по технологии. Изготовление сувениров – подсвечник, подкова, «домовенок», плетёнка с цветком, жаворонок, курочка в гнезде, магнитик на холодильник, гусеница на листочке.

Изготовление рельефов фигурок для сюжетных панно и тематических композиций: цветы, листья, грибы, дерево, домик, рыбы, водоросли, осьминог.

2.3.

Оформление сюжетных панно, картин, тематических композиций

Приемы закрепления фигурок и рельефов из соленого теста на основе из картона и тканей. Подбор изготовленных поделок по темам и сюжетам.

Коллективное оформление сюжетного панно: «Морские обитатели», «Домик в деревне», «Грибная поляна».

Оформление композиций – «Хохлома», «Цветы», «Осень»

3.

Росписи по дереву,  глине

(хохлома, гжель, дымка, калининская)

3.1.

История развития росписей по дереву. Способы предварительной обработки деревянной  и глиняной поверхностей.

Развитие росписи по дереву. Особенности росписи по дереву различных частей России. Виды росписей, их отличие, место возникновения, причины возникновения.

3.2.

Виды росписи. Выбор рисунка. Способы переноса рисунка на поверхность.

Приемы  обработки деревянной поверхности. Понятие роспись. Выбор рисунка. Перенос выбранного рисунка на кальку. Упражнение по работе с копировальной бумагой. Перенос выбранного  рисунка на рабочую поверхность. Расположение деталей, величина деталей

3.3.

Виды красок и способы нанесения на рисунок.

Акриловые, акварельные и гуашевые краски их различия. Приемы работы с
этими составами. Приемы нанесения красок на деревянную поверхность.

3.4.

Нанесение тенёвок, оживки, контуров.

Для чего нужны тени на рисунке. Как и куда нужно наносить тени. Примеры нанесения бликов на роспись. Приемы нанесения бликов. Примеры применения данного способа в росписи по дереву. Упражнение
для правильной толщины контура.

3.5.

Исправление дефектов. Закрепление красочного слоя.

Правка дефектов. Закрепление краски при помощи лака или теплого
растительного масла. Самостоятельный выбор поверхности, рисунка, способа выполнения работы.

4.

«Изготовление и роспись папье-маше»

4.1.

Знакомство с техникой папье-маше. Способы изготовления форм.

Горячий и холодный способы, сухой и мокрый способы. Предварительная обработка формы.

4.2.

Изготовление тарелки в технике папье-маше.

Нанесение слоев на заготовленный
объект. Подготовка поверхности к дальнейшей работе, наложение слоев бумажной массы.

4.3.

Подготовка к покраске. Выбор рисунка. Изготовление эскиза.

Нанесение грунтовочного слоя. Выбор орнамента. Составление орнамента для тарелки.

4.4.

Нанесение рисунка на форму. Закрепление красочного слоя

Перенос рисунка на тарелку. Нанесение краски на рисунок. Нанесение лака.

4.5.

Самостоятельное выполнение работы в технике папье-маше.

Самостоятельный выбор рисунка, выполнение формы из папье-маше и её
последующая самостоятельная обработка.

4.6.

Подготовка и проведение итоговой выставки.

Оформление работ и выставки.

5.

«Такая разная мозаика»

5.1.

История мозаики.

Виды и техники

Правила техники безопасности. Первое знакомство с образцами и материалами. Использование мозаики для украшения зданий, метрополитена и т.д. Роль М.В. Ломоносова в развитии мозаики.

5.2.

Освоение приемов и навыков мозаики из круп и семян

Свойства материалов (манной крупы, риса, пшена, гречи, фасоли, дыни, чечевицы). Составление эскиза, перевод на фон. Использование клеевой основы на картоне. Выкладывание мозаики по эскизу на картонной т пластилиновой основе по технологии.

5.2.1

Изготовление творческих работ

Приемы использования новых материалов: макаронных изделий, карандашных стружек, фольги.

5.3.

Освоение приемов и навыков мозаики из бумаги

Виды мозаик из бумаги: контурная, сплошная, с просветами и без них. Мозаика декоративная из геометрических форм. Упражнения в освоении основных приемов и навыков мозаики из бумаги. Изготовление поздравительных открыток.

5.3.1.

Изготовление творческих работ

Использование журналов, календарей с цветными иллюстрациями. Выполнение работ из бумаги – свободный выбор темы изображений.

5.3.2.

Изготовление коллективных творческих работ

Практика в технологиях выполнения панно

5.4.

Оформление панно для выставки

Отбор лучших работ для выставки- коллективное обсуждение. Выбор единого стиля оформления.

6.

«Открытка в технике квиллинг»

6.1.

Квиллинг - бумажная филигрань. История квиллинга.

История квиллинга. Правила техники безопасности. Организация рабочего места. Материалы и инструменты. Изготовление специального инструмента. Нарезка полосок бумаги. Закручивание ролла.

6.2.

Подготовка к творчеству. Технология выполнения квиллинга. Освоение приемов и навыков работы

Знакомство с элементами квиллинга: ролл, спираль, глаз, овал, капля, лист, квадрат, ромб, крест, стрелка, треугольник, луна, сердце, рога, конус. Элементы  хастинга.

Выполнение заданий по технологии. Изготовление сувениров, панно «Рябина»,  «Пруд», «Хохлома», «Маргаритка», изготовление открыток.

6.3.

Творческие работы. Изготовление открыток, тематических композиций, сюжетных панно по созданному эскизу.

Создание эскиза-картинки будущей работы. Реализация задуманного.

Изготовление открыток, тематических композиций, сюжетных панно, по созданному эскизу.

7.

«Бисероплетение»

7.1.

История и техники изготовления украшений из бисера.

Материалы, инструменты, виды бисера и проволоки. Техника безопасности труда. Организация рабочего места. Сортировка бисера по размеру и качеству.

7.2.

Параллельное плетение, Игольчатое плетение,

Петельное плетение

Плетение разными способами с применением бисера и стекляруса. Понятие схемы плетения и численной формулы элемента изделия. Основные приемы, формирование петель с помощью закручивания проволоки и образования кольца у бисеринок. Изготовление сувениров по технологии: цветы, плоды, листья, фигурки животных, веточек ели, насекомых, хризантем, маргариток, ромашек, веточек яблони.

7.3.

Комбинированное плетение

Выбор детьми техник плетения, подбор материалов по размеру, по цвету. Анализ схем плетения моделей. Изготовление сувениров.

7.4.

Приёмы закрепления цветов в сосудах, на панно, в бутоньерках

Подбор сосуда, использование пластилина, кензана, маскировка места крепления цветов. Использование для создания панно плетенных тарелок, картона обтянутого материалом. Оформление изящного букетика бутоньерки. Составление композиций из цветов, насекомых, декоративных элементов. Выбор основы для закрепления композиции учитывая её размеры. Закрепление композиции с помощью проволоки, пластилина, ниток. Использование декоративной ленты, камешков, раковин.

7.5.

Низание в крестик

Низание одной и двумя иглами. Изготовление простых украшений: цепочек, браслетов с применением рубленного бисера,  стекляруса и бусинок разных размеров и форм по технологии.

7.6.

Вышивание бисером

Шитьё в прикрёп. Создание брошей, медальонов, браслетов в этой технике.

7.7.

Подготовка к выставке

Оформление законченных работ. Коллективное участие в монтаже выставки.

8.

«Ткачество»

8.1.

Техника безопасности при работе с ткаческим станком

Организация рабочего места. Знакомство с образцами работ.

8.2.

Способы переплетений и формирования узоров и орнаментов на полотне.

Ткачество на станке с нитяной основой и ручное ткачество. Проработка технологий выполнения орнаментов.

8.3.

Способы плетения разно-фактурной поверхности

Изготовление тканых изделий с ровными и фигурными краями. Подбор нитей по толщине и материалу и цвету.

8.4.

Окончательная обработка  изделия (доведение до готовности, подготовка к выставке)

Финишная обработка изделия – обработка края и мест переходов нитей.

Коллективное участие в монтаже выставки.

  1. Методическое обеспечение и техническое оснащение

Оборудование:
Столы, стулья, доска настенная, шкафы, стеллаж для хранения материалов демонстрации выполненных работ.


Инструменты:
Карандаши, ручки, линейки, ножницы, аппараты для выжигания.


Материалы:

  • «Народная игрушка: солома, ткань» - солома, лоскуты, бичевка, иголки, нитки;
  • «Веселое тесто» - мука, соль, вода, акварельные краски, кисти, стеки, скалки, клеенки и доски, формы, фигурные стеки;
  • «Росписи по дереву, глине» - доски разделочные не обработанные, заготовки глиняных игрушек, болванки деревянной посуды – ложки, плошки, акриловые краски, кисти, лак;
  • «Изготовление и роспись папье-маше» - бумага, газеты, картон, гуашь, клей канцелярский, ПВА, клейстер, кисти, фартуки, салфетки, подносы для сушки, ножницы, емкости для клея, клеенки для столов;
  • «Такая разная мозаика» - пластилин, манная крупа, рис, пшено, греча, фасоль, семена дыни и тыквы, чечевица, картон, рамки, стеки, карандаши;
  • «Открытка в технике квиллинг» - бумага цветная, канцелярский нож, зубочистки, клей ПВА, ножницы, картон, рамки;
  • «Бисероплетение» - бисер и стеклярус, иглы для бисера, проволока, тканевые салфетки, каркасные основы.
  • «Ткачество» - нитки из шерсти и хлопка, ткаческий станок.

-                 копировальная бумага, мел, фанера, калька, газеты, деревянные заготовки (яйца, браслеты), стенды, фломастеры;

-                 наглядность – стенды с видами росписей и с образцами изделий различных техник, фотографии деревянных расписных изделий, традиционные русские орнаменты

-                 телевизор с видеоплеер, магнитофон, проектор.

  1. Диагностические карты

  1. Литература

  1. Ляухина М. «Бисер». Основы художественного ремесла. М.: АСТ-ПРЕСС, 2004.
  2. Петрунькина А. «Фенечки из бисера», Айрис-пресс, М.2012
  3. Куликова Л.Г., Короткова Л.Ю. «Цветы из бисера: букеты, панно, бутоньерки», Ниола-пресс, СПб, 2013
  4. Бондарева Н.И. «Рукоделие из бисера», Детство-пресс, М., 2012
  5. Уолтер Хелен «Популярный квиллинг», Ниола-пресс 2008г.
  6. Быстрицкая А. «Бумажная филигрань», Айрис-пресс, М.2007
  7. РумянцеваЕ.А. «Делаем игрушки сами», Айрис-пресс, М.2012
  8. Шайдурова Н.В, «Учимся делать открытки», Детство-пресс, М., 2012
  9. Пищикова Н.Г. «» Работа с бумагой в нетрадиционной технике», Скрипторий, 2006,2007
  10. Давыдова Г.Н. «Бумагопластика», Скрипторий, 2003,2008
  11. Закржевская Е.Д., Марсаль С.В. «Путешествие в страну мозаики», Феникс, 2005
  12. Гусакова М.А. «Аппликация», Просвещение, 2009
  13. Горичева В.С., Филиппова Т.В. «Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок», Академия – холдинг, Ярославль, 2000
  14. Бедник Н.И. «Хохлома»- Л; Художник РСФСР, 1980.
  15. Бусева-Давыдова И. Игрушки Крутца.-М.: Детская литература ,1991.
  16. Пул Стефан.Выжигание по дереву.- М.: АСТ-ПРЕСС, 2004.
  17. Соколова М.С.  Художественная роспись по дереву.- М; Владос ,2005.
  18. Соломенникова О.А. Радость творчества.-М; Мозаика-синтез , 2005.
  19. Тризна Ю.С. Ремесла на Руси.- Л; Художник РСФСР ,1979.
  20. Рабочие тетради «Искусство-детям».- М. Мозаика-синтез, 2003.
  21.  Наглядно-дидактическое пособие «Мир в картинках», Мозаика-синтез, М., 2011