Занятие в системе дополнительного образования по программе «Путешествие в страну мозаики» с применением ТИБО
Занятие в системе дополнительного образования по программе
«Путешествие в страну мозаики» с применением ТИБО
Семенова Людмила Петровна,
педагог дополнительного образования, отличник народного просвещения РФ
Цель: обеспечить условия для личностного развития ребенка через приобщение его к искусству мозаики, осуществить личностно-ориентированный подход к каждому обучающемуся.
Задачи.
Обучающие: Занимаясь по программе «Путешествие в страну мозаики», дети
· узнают историю мозаики,
· рассматривают различные виды мозаик.
· применяют различный материал для мозаичных работ,
· учатся организовывать свое рабочее место,
· знакомятся с правилами техники безопасности при работе с материалами и инструментами,
· изучают основы цветовых гармоний,
· узнают основные приемы выкладывания мозаики из цветной бумаги, фольги, круп, семян и др.
· учатся составлять эскиз по выбранному сюжету,
· составляют композицию с учетом всей плоскости подготовленной для работы поверхности.
Развивающие: Курс программы дает возможность каждому обучающемуся
· самостоятельно выполнить работу в технике мозаики,
· приобрести творческий опыт в составлении предметной, сюжетной, декоративной мозаики,
· развить способность к тонкому цветоразличию и ориентированию на плоскости листа.
Воспитательные: В процессе творческих занятий у детей воспитываются
· художественный вкус,
· тщательность, аккуратность,
· трудолюбие,
· неторопливость, усидчивость,
· бережное отношение к материалам, оборудованию, природе.
Творческая увлеченная работа в коллективе формирует дружеские отношения между учащимися, благотворно влияет на настроение и самочувствие, укрепляет заботливое отношение к людям через изделие, выполненное на занятиях.
Этапы работы:
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ВВОД
Мозаика – один из видов монументально-декоративного искусства. Для работы используют гальку, камни, смальту, керамическую плитку и др. Эти материалы с помощью вяжущих средств закрепляются на поверхности по определенному рисунку, узору. Мозаикой украшали и украшают наружные и внутренние поверхности (стены, полы, потолки) архитектурных сооружений.
Мозаичные работы имеют давнюю историю. В Древнем Египте она применялась для инкрустации изделий бытового назначения. Огромен вклад древнерусских мастеров в технику мозаичной живописи, исключительны достижения художников Киева и Великого Новгорода, создавших произведения мозаичной живописи в C-CI вв., фрагментарно сохранившиеся до наших дней.
Возрожденная во второй половине XVIII в., русская мозаичная живопись обязана своим расцветом М.В. Ломоносову. Он не только воссоздал русскую монументальную и станковую мозаичную живопись, но и внес много нового и ценного в технику и материал мозаики.
Благодаря достижениям художников прошлых столетий, занимавшихся мозаикой, монументальное мозаичное искусство нашло широкое применение в живописно-декоративном оформлении интерьеров общественных зданий и сооружений, воздвигаемых российскими зодчими. Монументальные мозаичные панно украшают станции Петербургского и Московского метрополитена.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ВВОД
Приглашая детей в веселое путешествие по «Стране Мозаики», предлагается использовать в качестве материалов цветную бумагу, фольгу, карандашную стружку, крупы, семена бобовых культур, яичную скорлупу и др. Разнообразие материалов привлекает учащихся к данной технике своей оригинальностью и простотой исполнения.
Заранее педагог подготавливает материал и инструменты для мозаики, рабочие места для учеников. Обязательно информирует о правилах поведения и техники безопасности на занятии.
ХОД ЗАНЯТИЯ «Рыбка из манной крупы»
1. Рассматриваются образцы работ, выполненных в технике мозаики из манки
2. Демонстрация приемов работы (алгоритм):
· Смазать клеем ПВА фрагмент рисунка, выполненного на картоне.
· Засыпать этот фрагмент манной крупой нужного цвета.
· Прижать насыпанную манку ложечкой, держать 20-30 секунд.
· Стряхнуть лишнее на вспомогательный лист бумаги и высыпать в баночку.
· Повторить все действия на других фрагментах.
· После полного высыхания работы, обвести контур гуашью или тушью.
3. Выполнение работы самостоятельно под наблюдением педагога (пооперационный инструктаж)
4. Рефлексия: Законченные работы учеников (цветные рыбки) вывешиваются на изображение водоема (аквариума) с подводным пейзажем (камни, водоросли и т.п.). Отмечаются самые красивые рыбки, аккуратно выполненные работы. Про каждую рыбку ребенок и педагог рассказывают интересную историю, даже в недостаточно хороших работах можно найти какую-то «изюминку», чтобы детям захотелось продолжить занятия. Кроме этого педагог тактично указывает на недочеты в работах, предлагая способы их устранения.
Материалы и инструменты.
· Основа – цветной картон с контуром рыбки.
· Образцы работ – картинка «Рыбка», выполненная в технике мозаики из манной крупы.
· Манная крупа различных цветов в баночках.
· Клей ПВА в баночках.
· Кисточки для клея и красок.
· Гуашь, тушь, краски.
· Подставка для кисточек
· Листы бумаги для удаления лишней манки.
· Ложечка для манки (можно из картона)
· Изображение водоема (из ватмана)
· Двусторонний скотч (для крепежа «рыбок»).
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
При дальнейшей работе учащимся предлагаются трафареты с изображением животных, растений, сказочных персонажей для составления сюжетов и композиций.
В процессе выполнения заданий педагога учащиеся помогают друг другу, подсказывают оптимальные способы выполнения, сообща принимают решения о выборе цвета и материала и т.д.
Для окрашивания манной крупы можно использовать спиртовые растворы чернил для авторучек и фломастеров, зеленку, раствор «Фукорцин», молотый кофе, корицу и др.
Для защиты работ от влажности и солнечных лучей можно использовать акриловый лак, лак для волос, прозрачную пленку.
Рекомендуемая литература: Закржевская Е.Д., Марсаль С.В. «Веселое путешествие в страну мозаики». Издательство: Ростов-на-Дону, «Феникс», 2011г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_v_sisteme_dopolnitelnogo_obrazovaniya_po_programme.docx | 19.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие в системе дополнительного образования по программе
«Путешествие в страну мозаики» с применением ТИБО
Семенова Людмила Петровна,
педагог дополнительного образования, отличник народного просвещения РФ
Цель: обеспечить условия для личностного развития ребенка через приобщение его к искусству мозаики, осуществить личностно-ориентированный подход к каждому обучающемуся.
Задачи.
Обучающие: Занимаясь по программе «Путешествие в страну мозаики», дети
- узнают историю мозаики,
- рассматривают различные виды мозаик.
- применяют различный материал для мозаичных работ,
- учатся организовывать свое рабочее место,
- знакомятся с правилами техники безопасности при работе с материалами и инструментами,
- изучают основы цветовых гармоний,
- узнают основные приемы выкладывания мозаики из цветной бумаги, фольги, круп, семян и др.
- учатся составлять эскиз по выбранному сюжету,
- составляют композицию с учетом всей плоскости подготовленной для работы поверхности.
Развивающие: Курс программы дает возможность каждому обучающемуся
- самостоятельно выполнить работу в технике мозаики,
- приобрести творческий опыт в составлении предметной, сюжетной, декоративной мозаики,
- развить способность к тонкому цветоразличию и ориентированию на плоскости листа.
Воспитательные: В процессе творческих занятий у детей воспитываются
- художественный вкус,
- тщательность, аккуратность,
- трудолюбие,
- неторопливость, усидчивость,
- бережное отношение к материалам, оборудованию, природе.
Творческая увлеченная работа в коллективе формирует дружеские отношения между учащимися, благотворно влияет на настроение и самочувствие, укрепляет заботливое отношение к людям через изделие, выполненное на занятиях.
Этапы работы:
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ВВОД
Мозаика – один из видов монументально-декоративного искусства. Для работы используют гальку, камни, смальту, керамическую плитку и др. Эти материалы с помощью вяжущих средств закрепляются на поверхности по определенному рисунку, узору. Мозаикой украшали и украшают наружные и внутренние поверхности (стены, полы, потолки) архитектурных сооружений.
Мозаичные работы имеют давнюю историю. В Древнем Египте она применялась для инкрустации изделий бытового назначения. Огромен вклад древнерусских мастеров в технику мозаичной живописи, исключительны достижения художников Киева и Великого Новгорода, создавших произведения мозаичной живописи в Χ−ΧΙ вв., фрагментарно сохранившиеся до наших дней.
Возрожденная во второй половине XVIII в., русская мозаичная живопись обязана своим расцветом М.В. Ломоносову. Он не только воссоздал русскую монументальную и станковую мозаичную живопись, но и внес много нового и ценного в технику и материал мозаики.
Благодаря достижениям художников прошлых столетий, занимавшихся мозаикой, монументальное мозаичное искусство нашло широкое применение в живописно-декоративном оформлении интерьеров общественных зданий и сооружений, воздвигаемых российскими зодчими. Монументальные мозаичные панно украшают станции Петербургского и Московского метрополитена.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ВВОД
Приглашая детей в веселое путешествие по «Стране Мозаики», предлагается использовать в качестве материалов цветную бумагу, фольгу, карандашную стружку, крупы, семена бобовых культур, яичную скорлупу и др. Разнообразие материалов привлекает учащихся к данной технике своей оригинальностью и простотой исполнения.
Заранее педагог подготавливает материал и инструменты для мозаики, рабочие места для учеников. Обязательно информирует о правилах поведения и техники безопасности на занятии.
ХОД ЗАНЯТИЯ «Рыбка из манной крупы»
- Рассматриваются образцы работ, выполненных в технике мозаики из манки
- Демонстрация приемов работы (алгоритм):
- Смазать клеем ПВА фрагмент рисунка, выполненного на картоне.
- Засыпать этот фрагмент манной крупой нужного цвета.
- Прижать насыпанную манку ложечкой, держать 20-30 секунд.
- Стряхнуть лишнее на вспомогательный лист бумаги и высыпать в баночку.
- Повторить все действия на других фрагментах.
- После полного высыхания работы, обвести контур гуашью или тушью.
- Выполнение работы самостоятельно под наблюдением педагога (пооперационный инструктаж)
- Рефлексия: Законченные работы учеников (цветные рыбки) вывешиваются на изображение водоема (аквариума) с подводным пейзажем (камни, водоросли и т.п.). Отмечаются самые красивые рыбки, аккуратно выполненные работы. Про каждую рыбку ребенок и педагог рассказывают интересную историю, даже в недостаточно хороших работах можно найти какую-то «изюминку», чтобы детям захотелось продолжить занятия. Кроме этого педагог тактично указывает на недочеты в работах, предлагая способы их устранения.
Материалы и инструменты.
- Основа – цветной картон с контуром рыбки.
- Образцы работ – картинка «Рыбка», выполненная в технике мозаики из манной крупы.
- Манная крупа различных цветов в баночках.
- Клей ПВА в баночках.
- Кисточки для клея и красок.
- Гуашь, тушь, краски.
- Подставка для кисточек
- Листы бумаги для удаления лишней манки.
- Ложечка для манки (можно из картона)
- Изображение водоема (из ватмана)
- Двусторонний скотч (для крепежа «рыбок»).
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
При дальнейшей работе учащимся предлагаются трафареты с изображением животных, растений, сказочных персонажей для составления сюжетов и композиций.
В процессе выполнения заданий педагога учащиеся помогают друг другу, подсказывают оптимальные способы выполнения, сообща принимают решения о выборе цвета и материала и т.д.
Для окрашивания манной крупы можно использовать спиртовые растворы чернил для авторучек и фломастеров, зеленку, раствор «Фукорцин», молотый кофе, корицу и др.
Для защиты работ от влажности и солнечных лучей можно использовать акриловый лак, лак для волос, прозрачную пленку.
Рекомендуемая литература: Закржевская Е.Д., Марсаль С.В. «Веселое путешествие в страну мозаики». Издательство: Ростов-на-Дону, «Феникс», 2011г.