Занятие в системе дополнительного образования по программе «Путешествие в страну мозаики» с применением ТИБО

Семёнова Людмила Петровна

Занятие в системе дополнительного образования по программе

«Путешествие в страну мозаики» с применением ТИБО

Семенова Людмила Петровна,

педагог дополнительного образования, отличник народного просвещения РФ

 

Цель: обеспечить условия для личностного развития ребенка через приобщение его к искусству мозаики, осуществить личностно-ориентированный подход к каждому обучающемуся.

Задачи.

Обучающие: Занимаясь по программе «Путешествие в страну мозаики», дети

·        узнают историю мозаики,

·        рассматривают различные виды мозаик.

·        применяют различный материал для мозаичных работ,

·        учатся организовывать свое рабочее место,

·        знакомятся с правилами техники безопасности при работе с материалами и инструментами,

·        изучают основы цветовых гармоний,

·        узнают основные приемы выкладывания мозаики из цветной бумаги, фольги, круп, семян и др.

·        учатся составлять эскиз по выбранному сюжету,

·        составляют композицию с учетом всей плоскости подготовленной для работы поверхности.

Развивающие: Курс программы дает возможность каждому обучающемуся

·        самостоятельно выполнить работу в технике мозаики,

·        приобрести творческий опыт в составлении предметной, сюжетной, декоративной мозаики,

·        развить способность к тонкому цветоразличию и ориентированию на плоскости листа.

Воспитательные: В процессе творческих занятий у детей воспитываются

·        художественный вкус,

·        тщательность, аккуратность,

·        трудолюбие,

·        неторопливость, усидчивость,

·        бережное отношение к материалам, оборудованию, природе.

Творческая увлеченная работа в коллективе формирует дружеские отношения между учащимися, благотворно влияет на настроение и самочувствие, укрепляет заботливое отношение к людям через изделие, выполненное на занятиях.

Этапы работы:

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ВВОД

Мозаика – один из видов монументально-декоративного искусства. Для работы используют гальку, камни, смальту, керамическую плитку и др. Эти материалы с помощью вяжущих средств закрепляются на поверхности по определенному рисунку, узору. Мозаикой украшали и украшают наружные и внутренние поверхности (стены, полы, потолки) архитектурных сооружений.

Мозаичные работы имеют давнюю историю. В Древнем Египте она применялась для инкрустации изделий бытового назначения. Огромен вклад древнерусских мастеров в технику мозаичной живописи, исключительны достижения художников Киева и Великого Новгорода, создавших произведения мозаичной живописи в C-CI вв., фрагментарно сохранившиеся до наших дней.

Возрожденная во второй половине XVIII в., русская мозаичная живопись обязана своим расцветом М.В. Ломоносову. Он не только воссоздал русскую монументальную и станковую мозаичную живопись, но и внес много нового и ценного в технику и материал мозаики.

Благодаря достижениям художников прошлых столетий, занимавшихся мозаикой, монументальное мозаичное искусство нашло широкое применение в живописно-декоративном оформлении интерьеров общественных зданий и сооружений, воздвигаемых российскими зодчими. Монументальные мозаичные панно украшают станции Петербургского и Московского метрополитена.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ВВОД

Приглашая детей в веселое путешествие по «Стране Мозаики», предлагается использовать в качестве материалов цветную бумагу, фольгу, карандашную стружку, крупы, семена бобовых культур, яичную скорлупу и др. Разнообразие материалов привлекает учащихся к данной технике своей оригинальностью и простотой исполнения.

Заранее педагог подготавливает материал и инструменты для мозаики, рабочие места для учеников. Обязательно информирует о правилах поведения и техники безопасности на занятии.

ХОД ЗАНЯТИЯ «Рыбка из манной крупы»

1.     Рассматриваются образцы работ, выполненных в технике мозаики из манки

2.     Демонстрация приемов работы (алгоритм):

·        Смазать клеем ПВА фрагмент рисунка, выполненного на картоне.

·        Засыпать этот фрагмент манной крупой нужного цвета.

·        Прижать насыпанную манку ложечкой, держать 20-30 секунд.

·        Стряхнуть лишнее на вспомогательный лист бумаги и высыпать в баночку.

·        Повторить все действия на других фрагментах.

·        После полного высыхания работы, обвести контур гуашью или тушью.

3.     Выполнение работы самостоятельно под наблюдением педагога (пооперационный инструктаж)

4.     Рефлексия: Законченные работы учеников (цветные рыбки) вывешиваются на изображение водоема (аквариума) с подводным пейзажем (камни, водоросли и т.п.). Отмечаются самые красивые рыбки, аккуратно выполненные работы. Про каждую рыбку ребенок и педагог рассказывают интересную историю, даже в недостаточно хороших работах можно найти какую-то «изюминку», чтобы детям захотелось продолжить занятия. Кроме этого педагог тактично указывает на недочеты в работах, предлагая способы их устранения.

Материалы и инструменты.

·        Основа – цветной картон с контуром рыбки.

·        Образцы работ – картинка «Рыбка», выполненная в технике мозаики из манной крупы.

·        Манная крупа различных цветов в баночках.

·        Клей ПВА в баночках.

·        Кисточки  для клея и красок.

·        Гуашь, тушь, краски.

·        Подставка для кисточек

·        Листы бумаги для удаления лишней манки.

·        Ложечка для манки (можно из картона)

·        Изображение водоема (из ватмана)

·        Двусторонний скотч (для крепежа «рыбок»).

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

При дальнейшей работе учащимся предлагаются трафареты с изображением животных, растений, сказочных персонажей для составления сюжетов и композиций.

В процессе выполнения заданий педагога учащиеся помогают друг другу, подсказывают оптимальные способы выполнения, сообща принимают решения о выборе цвета и материала и т.д.

Для окрашивания манной крупы можно использовать спиртовые растворы чернил для авторучек и фломастеров, зеленку, раствор «Фукорцин», молотый кофе, корицу и др.

Для защиты работ от влажности и солнечных лучей можно использовать акриловый лак, лак для волос, прозрачную пленку.

Рекомендуемая литература: Закржевская Е.Д., Марсаль С.В. «Веселое путешествие в страну мозаики». Издательство: Ростов-на-Дону, «Феникс», 2011г.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие в системе дополнительного образования по программе

«Путешествие в страну мозаики» с применением ТИБО

Семенова Людмила Петровна,

педагог дополнительного образования, отличник народного просвещения РФ

Цель: обеспечить условия для личностного развития ребенка через приобщение его к искусству мозаики, осуществить личностно-ориентированный подход к каждому обучающемуся.

Задачи.

Обучающие: Занимаясь по программе «Путешествие в страну мозаики», дети

  • узнают историю мозаики,
  • рассматривают различные виды мозаик.
  • применяют различный материал для мозаичных работ,
  • учатся организовывать свое рабочее место,
  • знакомятся с правилами техники безопасности при работе с материалами и инструментами,
  • изучают основы цветовых гармоний,
  • узнают основные приемы выкладывания мозаики из цветной бумаги, фольги, круп, семян и др.
  • учатся составлять эскиз по выбранному сюжету,
  • составляют композицию с учетом всей плоскости подготовленной для работы поверхности.

Развивающие: Курс программы дает возможность каждому обучающемуся

  • самостоятельно выполнить работу в технике мозаики,
  • приобрести творческий опыт в составлении предметной, сюжетной, декоративной мозаики,
  • развить способность к тонкому цветоразличию и ориентированию на плоскости листа.

Воспитательные: В процессе творческих занятий у детей воспитываются

  • художественный вкус,
  • тщательность, аккуратность,
  • трудолюбие,
  • неторопливость, усидчивость,
  • бережное отношение к материалам, оборудованию, природе.

Творческая увлеченная работа в коллективе формирует дружеские отношения между учащимися, благотворно влияет на настроение и самочувствие, укрепляет заботливое отношение к людям через изделие, выполненное на занятиях.

Этапы работы:

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ВВОД

Мозаика – один из видов монументально-декоративного искусства. Для работы используют гальку, камни, смальту, керамическую плитку и др. Эти материалы с помощью вяжущих средств закрепляются на поверхности по определенному рисунку, узору. Мозаикой украшали и украшают наружные и внутренние поверхности (стены, полы, потолки) архитектурных сооружений.

Мозаичные работы имеют давнюю историю. В Древнем Египте она применялась для инкрустации изделий бытового назначения. Огромен вклад древнерусских мастеров в технику мозаичной живописи, исключительны достижения художников Киева и Великого Новгорода, создавших произведения мозаичной живописи в Χ−ΧΙ вв., фрагментарно сохранившиеся до наших дней.

Возрожденная во второй половине XVIII в., русская мозаичная живопись обязана своим расцветом М.В. Ломоносову. Он не только воссоздал русскую монументальную и станковую мозаичную живопись, но и внес много нового и ценного в технику и материал мозаики.

Благодаря достижениям художников прошлых столетий, занимавшихся мозаикой, монументальное мозаичное искусство нашло широкое применение в живописно-декоративном оформлении интерьеров общественных зданий и сооружений, воздвигаемых российскими зодчими. Монументальные мозаичные панно украшают станции Петербургского и Московского метрополитена.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ВВОД

Приглашая детей в веселое путешествие по «Стране Мозаики», предлагается использовать в качестве материалов цветную бумагу, фольгу, карандашную стружку, крупы, семена бобовых культур, яичную скорлупу и др. Разнообразие материалов привлекает учащихся к данной технике своей оригинальностью и простотой исполнения.

Заранее педагог подготавливает материал и инструменты для мозаики, рабочие места для учеников. Обязательно информирует о правилах поведения и техники безопасности на занятии.

ХОД ЗАНЯТИЯ «Рыбка из манной крупы»

  1. Рассматриваются образцы работ, выполненных в технике мозаики из манки
  2. Демонстрация приемов работы (алгоритм):
  • Смазать клеем ПВА фрагмент рисунка, выполненного на картоне.
  • Засыпать этот фрагмент манной крупой нужного цвета.
  • Прижать насыпанную манку ложечкой, держать 20-30 секунд.
  • Стряхнуть лишнее на вспомогательный лист бумаги и высыпать в баночку.
  • Повторить все действия на других фрагментах.
  • После полного высыхания работы, обвести контур гуашью или тушью.
  1. Выполнение работы самостоятельно под наблюдением педагога (пооперационный инструктаж)
  2. Рефлексия: Законченные работы учеников (цветные рыбки) вывешиваются на изображение водоема (аквариума) с подводным пейзажем (камни, водоросли и т.п.). Отмечаются самые красивые рыбки, аккуратно выполненные работы. Про каждую рыбку ребенок и педагог рассказывают интересную историю, даже в недостаточно хороших работах можно найти какую-то «изюминку», чтобы детям захотелось продолжить занятия. Кроме этого педагог тактично указывает на недочеты в работах, предлагая способы их устранения.

Материалы и инструменты.

  • Основа – цветной картон с контуром рыбки.
  • Образцы работ – картинка «Рыбка», выполненная в технике мозаики из манной крупы.
  • Манная крупа различных цветов в баночках.
  • Клей ПВА в баночках.
  • Кисточки  для клея и красок.
  • Гуашь, тушь, краски.
  • Подставка для кисточек
  • Листы бумаги для удаления лишней манки.
  • Ложечка для манки (можно из картона)
  • Изображение водоема (из ватмана)
  • Двусторонний скотч (для крепежа «рыбок»).

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

При дальнейшей работе учащимся предлагаются трафареты с изображением животных, растений, сказочных персонажей для составления сюжетов и композиций.

В процессе выполнения заданий педагога учащиеся помогают друг другу, подсказывают оптимальные способы выполнения, сообща принимают решения о выборе цвета и материала и т.д.

Для окрашивания манной крупы можно использовать спиртовые растворы чернил для авторучек и фломастеров, зеленку, раствор «Фукорцин», молотый кофе, корицу и др.

Для защиты работ от влажности и солнечных лучей можно использовать акриловый лак, лак для волос, прозрачную пленку.

Рекомендуемая литература: Закржевская Е.Д., Марсаль С.В. «Веселое путешествие в страну мозаики». Издательство: Ростов-на-Дону, «Феникс», 2011г.