Рабочая программа курса дополнительного образования по напрвлению Свит-дизайн "Сладкие букеты"

Тунгусова Ирина Николаевна

Предлагаемая дополнительная образовательная программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является стратегически важным направлением в развитии и воспитании подрастающего поколения. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tungusova_sladkie_bukety_rabochaya_programa_moya.docx54.26 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5»

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

_________/___________________/

«__»_______________201__г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор

__________/________________/

 Приказ №____

от «__»______________201__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса дополнительного образования

по направлению «Свит - дизайн»

«Сладкие букеты»

3 – 8 класс

                       Разработчик: Тунгусова И. Н.,

        Педагог дополнительного образования

Лабытнанги 2015


  1. Пояснительная записка

Дополнительная образовательная программа во внеурочное время «Сладкие букеты» разработана на один года обучения для учеников 9 – 14 лет и рассчитана на 140часов, из них теории – (38)часов, практических работ – (100) часов, подготовка и защита проекта – 2часа. Учебный год составляет 35 недель. Занятия проводятся согласно расписанию 2 раза в неделю по 2 часа. Наполняемость групп 10–15 человек. Формы занятий – групповые и индивидуально-групповые, учебные группы формируются по возрасту. Имеют место как традиционные формы обучения (рассказ, беседа, дискуссия, практическая работа), так и нетрадиционные (викторины, праздники, конкурсы).

В течение всего периода обучения учебный процесс организован следующим образом: две основные техники работы с бумагой следуют в последовательности друг за другом (самая простая техника, изготовление видов цветов, - в вначале, а самая сложная, составление композиции - после). Учебный процесс в рамках одного учебного занятия проводится по-разному в зависимости от времени выполнения предложенной темы занятий (в начале темы теоретические занятия проводятся со всей группой, а затем - в зависимости от конкретного выбора заданий учащиеся разбиваются на подгруппы, если хотят делать модель с какой-то определенной группой или воплощают в жизнь свое индивидуальное решение).

Особенности методики учебной работыпо каждому разделу программы следующие: в начале каждого раздела проводится общее знакомство с моделями, которые могут быть получены в результате его освоения (модели в авторском исполнении); знакомство с теоретическими положениями, которые необходимы при работе; обращение к книгам (включая авторские) и тематическим журналам с материалами, Интернет-ресурсами, посвященными тематике раздела; знакомство с инструментами и материалами, требующимися для выполнения моделей и чертежей; обеспечение готовыми выкройками-развертками, модулями или другими деталями для занятий; объяснение и показ основных приемов работы, выявление общих и универсальных деталей.

Воспитательный процесс организован путем совместного обсуждения с ребятами возможного применения отдельных моделей или композиций из них, определение места каждого ученика в этой общей работе. Самостоятельность - ученик делает одну какую-то модель от начала до конца самостоятельно, или в роли участника группы - каждый участник работы выбирает интересную и посильную ему группу деталей и тоже выполняет ее самостоятельно). Программа ориентирована на развитие у  детей чувства красоты, гармонии, вкуса; развития мелкой моторики и воспитывает стремления к творческому восприятию своего труда и развития у воспитанников.

Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).

Предлагаемая дополнительная образовательная программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является стратегически важным направлением в развитии и воспитании подрастающего поколения. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.

В программе рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник «Свит - дизайна».

Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.

Цель данной программы — создать оптимальные организационно-педагогические условия для усвоения ребенком практических навыков работы с бумагой, интсрументами,  воспитание творческой активности, общее и творческое развитие личности.

Задачи:

Обучающие:

•        формировать умение использовать различные приемы при работе с бумагой;

•        отрабатывать практические навыки работы с инструментами;

•        осваивать навыки организации и планирования работы.

Развивающие:

•        развивать образное и пространственное мышление, фантазию ребенка;

•        формировать художественный вкус и гармонию между формой и содержанием художественного образа;

•        развивать аналитическое мышление и самоанализ;

•        развивать творческий потенциал ребенка, его познавательную активность;

Воспитательные:

•        формировать творческое мышление, стремление сделать-смастерить что-либо нужное своими руками, терпение и упорство, необходимое при работе с бумагой;

•        формировать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению, умение работать в группе;

•        создать комфортную среду педагогического общения между педагогом и воспитанниками.

Принципы, лежащие в основе программы:

•        доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

•        наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов).

•        демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

•        «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

Для лучшего усвоения материала и развития творчества используется просмотр слайдов, видеофильмов, репродукций, раздаточный материал.

Методы работы можно объединить по следующим признакам:

  • Словесный: объяснение, беседа, рассказ, инструктаж (вводный, текущий, частичный, используемый чаще всего на занятиях по закреплению или при выполнении творческих работ).
  • Наглядный: демонстрация образов, выполненных мастерами, демонстрация схем.
  • Практический: различные упражнения в закреплении умений, показ последовательности действий, индивидуальная и групповая отработка.

Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе освоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, степень продвинутости по образовательному маршруту, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

В процессе работы по программе «Сладкие букеты», дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение и др.

Программа «Сладкие букеты» может быть использована в системе дополнительного образования для работы как с детьми с дефектами (речи, слуха, дети различных групп коррекции), так и с одарёнными детьми. Она помогает создать основу для глубокого осмысленного творчества детей.

Имея блочную структуру, программа ориентирована на межпредметную связь. Она взаимодействует с изобразительным искусством, технологией, мировой художественной культурой так как работы, которые выполнены детьми, необходимо оформлять, придавать им эстетический вид.

Прохождение темы предполагает овладение учащимися комплексом знаний, умений и навыков, обеспечивающих в целом ее практическую реализацию.

Ожидаемые результаты:

  1. познакомятся со свойствами и возможностями бумаги как материала для художественного творчества;
  2. познакомятся с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения;
  3. овладеют основными приемами работы с бумагой: складывание, сгибание, вырезание, склеивание;
  4. научатся работать нужными инструментами и приспособлениями;
  5. познакомятся с основными видами цветов из бумаги;
  6. научатся последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и способов изготовления, готовое изделие);
  7. научатся сознательно использовать знания и умения, полученных на занятиях для воплощения собственного замысла в бумажных объемах и плоскостных композициях;
  8. научаться самостоятельно, разрабатывать и проектировать изделия.

Способы определения результативности:

1.        Проведение диагностики ЗУН обучающихся в конце года.

2.        Составление индивидуальной карты «Оценка результатов освоения программы».

3.        Итоговая аттестация обучающихся в конце учебного года.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

  • Составление портфолиоучеников;
  • Самоанализ;
  • Итоговый урок;
  • Проведение выставок работ обучающихся;
  • Участие во внутриучрежденческих, районных, областных выставках и конкурсах;

Педагогический мониторинг:

Для успешной реализации программы предлагается непрерывное и систематическое отслеживание результатов деятельности ребенка (см. таб. 2).

Показатели критериев определяются уровнем: высокий (В) — 3 балла; средний (С) — 2 балла; низкий (Н) — 1 балл.

Результаты деятельности ребенка

Таблица 2

Параметры

Критерии

Образовательные результаты

Освоение детьми содержания образования

  1. Разнообразие умений и навыков
  2. Глубина и широта знаний по предмету

Детские практические и творческие достижения

3. Позиция активности ребенка в обучении и устойчивого интереса к деятельности

4. Разнообразие творческих достижений (выставки, конкурсы их масштаб)

5. Развитие общих познавательных способностей

(сенсомоторика, воображение, память, речь, внимание)

Эффективность воспитательных воздействий

1. Культура поведения ребенка

2. Характер отношений в коллективе

Мониторинг образовательных результатов:

1.        Разнообразие умений и навыков

Высокий (3 балла): имеет четкие технические умения и навыки, умеет правильно использовать материалы и инструменты (ножницы, клеевой пистолет, кусачки, бумагу и т.д.).

Средний (2 балла): имеет отдельные технические умения и навыки, умеет правильно использовать инструменты и материалы.

Низкий (1 балл): имеет слабые технические навыки, отсутствует умение использовать инструменты.

2.        Глубина и широта знаний по предмету

Высокий (3 балла): имеет широкий кругозор знаний по содержанию курса, владеет определенными понятиями (название материалов, определения) свободно использует технические обороты, пользуется дополнительным материалом.

Средний (2 балла): имеет неполные знания по содержанию курса, оперирует специальными терминами, не использует дополнительную литературу.

Низкий (1 балл): недостаточны знания по содержанию курса, знает отдельные определения.

3.        Позиция активности и устойчивого интереса к деятельности

Высокий (3 балла): проявляет активный интерес к деятельности, стремится к самостоятельной творческой активности.

Средний (2 балла): проявляет интерес к деятельности, настойчив в достижении цели, проявляет активность только на определенные темы или на определенных этапах работы.

Низкий (1 балл): присутствует на занятиях, не активен, выполняет задания только по четким инструкциям, указаниям педагога.

4.        Разнообразие творческих достижений

Высокий (3 балла): регулярно принимает участие в выставках, конкурсах, в масштабе района, города.

Средний (2 балла): участвует в выставках внутри кружка, учреждения.

Низкий (1 балл): редко участвует в конкурсах, соревнованиях, выставках внутри кружка.

5.        Развитие познавательных способностей: воображения, памяти, речи, сенсомоторики

Высокий (3 балла): точность, полнота восприятия цвета, формы, величины, хорошее развитие мелкой моторики рук; воспитанник обладает содержательной, выразительной речью, умеет четко отвечать на поставленные вопросы, обладает творческим воображением; у ребенка устойчивое внимание.

Средний (2 балла): ребенок воспринимает четко формы и величины, но недостаточно развита мелкая моторика рук, репродуктивное воображение с элементами творчества; воспитанник знает ответы на вопрос, но не может оформить мысль, не всегда может сконцентрировать внимание.

Низкий (1 балл):не всегда может соотнести размер и форму, мелкая моторика рук развита слабо, воображение репродуктивное.

Форма фиксации образовательных результатов (см. таб. 3).

Образовательные результаты

Таблица 3

Ф.И. возраст

Промежуточный

декабрь

Итоговый

май

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

Мониторинг эффективности воспитательных воздействий

1.        Культура поведения ребенка

Высокий (3 балла):имеет моральные суждения о нравственных поступках, соблюдает нормы поведения, имеет нравственные качества личности (доброта, взаимовыручка, уважение, дисциплина).

Средний (2 балла): имеет моральные суждения о нравственных поступках, обладает поведенческими нормами, но не всегда их соблюдает.

Низкий (1 балл): моральные суждения о нравственных поступках расходятся с общепринятыми нормами, редко соблюдает нормы поведения.

2.        Характер отношений в коллективе

Высокий (3 балла): высокая коммуникативная культура, принимает активное заинтересованное участие в делах коллектива.

Средний (2 балла): имеет коммуникативные качества, но часто стесняется принимать участие в делах коллектива.

Низкий (1 балл): низкий уровень коммуникативных качеств, нет желания общаться в коллективе.

Форма фиксации результатов воспитательных воздействий (см. таб. 4)

Эффективность воспитательных воздействий

Таблица 4

Ф.И.

возраст

Промежуточный

декабрь

Итоговый

май

1

2

1

2


  1. Учебно – тематический план

Раздел

Тема занятия

Количество часов

Содержание

занятия

Основные виды деятельности учащихся на занятии

Материалы, пособия

Введение.

Вводный урок.

История рукоделия.

4

Знакомство с детьми. Ознакомление с работой кружка, правилами поведения, его программой и задачами.

Изучение понятия «Свит - дизайн».

Теоретическая и групповая  работа.

Презентация, иллюстрационный материал, книги.

Инструменты и материалы.

Правила техники безопасности.

2

Знакомство с инструментами материалами.

Правила их использования.

Техника безопасности

Теоретическая и групповая работа.

Презентация, иллюстрационный материал, книги.

Материал – бумага.

Все о бумаге и конфетах.

2

Знакомство с историей возникновения бумаги, ее виды. История происхождения конфет.

Теоретическая и групповая работа.

Презентация, иллюстрационный материал.

Основные приемы работы.

4

Изучение техник

крепления конфет в букете. Создание декоративных и вспомогательных элементов.

Теоретическая и практическая работа.

Групповая и индивидуальная работа.

Иллюстрационный материал, готовые шаблоны, схемы.

Объемное конструирование из бумаги.

Принцип изготовления Роз.Принцип изготовления Тюльпанов.

6

Изготовление цветов

Теоретическая и практическая работа.

Групповая и индивидуальная работа.

Иллюстрационный материал, готовые шаблоны, схемы.

Принцип изготовления

Ромашки.Принцип изготовления Герберы. Принцип изготовления Подсолнуха.

6

Изготовление цветов.

Теоретическая и практическая работа.

Групповая и индивидуальная работа.

Иллюстрационный материал, готовые шаблоны, схемы.

Принцип изготовления

Орхидеи.

Принцип составления букета.

6

Изготовление цветка.

Изучение законов композиции. Подготовка к созданию букета

Теоретическая и практическая работа.

Групповая и индивидуальная работа.

Иллюстрационный материал, готовые шаблоны, схемы.

Принцип изготовления

Лилии.

Проект композиции «Для любимой мамы».

8

Изготовление цветка. Изучение основ цветоведения. Создание букета

Теоретическая и практическая работа.

Групповая и индивидуальная работа.

Иллюстрационный материал, готовые шаблоны, схемы.

Принцип изготовления

Георгина.

Принцип изготовления композиции «Для любимой мамы».

8

Изготовление цветка.

Завершение работы по созданию букета.

Теоретическая и практическая работа.

Групповая и индивидуальная работа.

Иллюстрационный материал, готовые шаблоны, схемы.

Принцип изготовления елочной ветки. Принцип изготовления шишки.

Принцип сборки елочной ветки и шишки.

6

Изготовление елочной ветки и шишки.

Теоретическая и практическая работа.

Групповая и индивидуальная работа.

Иллюстрационный материал, готовые шаблоны, схемы.

Технология изготовления новогодней композиции.

8

Выбор композиции.

Изготовление композиции

Итоговая диагностика.

Теоретическая и практическая работа.

Групповая и индивидуальная работа.

Иллюстрационный материал, готовые шаблоны, схемы.

Принцип изготовления

Нарцисса. Принцип изготовления Ириса. Принцип изготовленияЛандыша.

6

Изготовление цветов.

Теоретическая и практическая.

Групповая и индивидуальная работа.

Иллюстрационный материал, готовые шаблоны, схемы.

Принцип изготовления

Хризантемы. Принцип Изготовления Пиона. Принцип изготовления Астры.

6

Изготовление цветов.

Теоретическая и практическая.

Групповая и индивидуальная работа.

Иллюстрационный материал, готовые шаблоны, схемы.

Принцип изготовления Гвоздики. Принцип изготовления Фиалки. Принцип изготовления

Вьюнка.

6

Изготовление цветов.

Теоретическая и практическая.

Групповая и индивидуальная работа.

Иллюстрационный материал, готовые шаблоны, схемы.

Технология изготовления сладкого подарка

«Подарок настоящему мужчине».

8

Выбор композиции.

Изготовление композиции.

Теоретическая и практическая работа.

Групповая и индивидуальная работа.

Иллюстрационный материал, готовые шаблоны, схемы.

Технология изготовления конфетной композиции

к 8 марта.

8

Выбор композиции.

Изготовление композиции.

Теоретическая и практическая работа.

Групповая и индивидуальная работа.

Иллюстрационный материал, готовые шаблоны, схемы.

Принцип изготовления

Фрезии. Принцип изготовления Магнолии. Принцип изготовления

Водяной лилии.

6

Изготовление цветов.

Теоретическая и практическая работа.

Групповая и индивидуальная работа.

Иллюстрационный материал, готовые шаблоны, схемы.

Принцип изготовления Анемонов. Принцип изготовления Клубники. Принцип изготовления Вишни.

6

Изготовление цветов.

Теоретическая и практическая работа.

Групповая и индивидуальная работа.

Иллюстрационный материал, готовые шаблоны, схемы.

Объемное торцевание бумагой.

Технология изготовления разновидностей основ для композиций.

8

Изучение  разновидностей основ для комозиций.

Изготовление композиции.

Теоретическая и практическая работа.

Групповая и индивидуальная работа.

Иллюстрационный материал, готовые шаблоны, схемы.

Технология изготовления Пасхальной композиции.

8

Выбор композиции.

Изготовление композиции.

Теоретическая и практическая работа.

Групповая и индивидуальная работа.

Иллюстрационный материал, готовые шаблоны, схемы.

Технология изготовления разновидностей основ для букета.

8

Изучение разновидностей основ для буктов и композиций

Изготовление основы.

Теоретическая и практическая работа.

Групповая и индивидуальная работа.

Иллюстрационный материал, готовые шаблоны, схемы.

Творческие работы

Изготовление изделий по собственному проекту.

8

Выбор темы.

Изготовление проекта.

Теоретическая и практическая работа.

Групповая и индивидуальная работа.

Иллюстрационный материал, готовые шаблоны, схемы.

Подведение итогов.

Аттестация учащихся.

2

Защита пректа.

Выставка работ.

Итоговая диагностика.

Теоретическая работа.

Групповая работа.


  1. Содержание изучаемого курса

Программа «Сладкие букеты» состоит из 3 блоков.

В информационно-мотивационный блок включены разделы «Введение» и «Материал — бумага». На этих занятиях необходимо четко и доступно объяснить детям правила техники безопасности и санитарно-гигиенические требования, мотивировать погружение в программу, предоставить детям информационные сведения об истории и происхождении бумаги, создании сладких букетов, свойства бумаги, назначение и применение.

Технологический блок состоит из разделов «Объемное конструирование и» и «Объемное торцевание», раскрывающих технологию работы с бумагой, приемы работы с конфетами, конструирование композиий, составление букетов. Способы создания изделий из бумаги в технике «Свит-дизайн». Занятия данного цикла предусматривает изготовление изделий соответствующих тематике праздника соглавсно календарному времени, с проведением выставок. Это дает возможность детям расширить свой кругозор, учиться анализировать увиденные работы, оформление и организацию выставки.

Цикл «Творческие работы» включен в проверочно-результативный блок. Для проверки результативности реализации программы и правильного планирования тематики занятий в завершении полугодия и года предусмотрены итоговые задания, которые проводятся в виде выставок, коллективных проектов и помогают педагогу проанализировать результаты деятельности.


  1. Методическое обеспечение курса

Программа создана с учётом имеющегося опыта педагога по направлению декоративно-прикладного направления «Свит - дизайн». При создании программы были рассмотрены дополнительные образовательные программы аналогичного характера: Лобановой Т. А. программа кружка «Волшебная бумага», Дряхловой Н. А. программа кружка «Мир из бумаги», Гончарук Л. В.  программа кружка «Цветочная фантазия», программа «Флористика» Кудрявцевой О. А., программа Вяткиной Т. С. «Сладкие букеты», авторская программа Богатовой И. В. «Бумажная миниатюра» и другие программы. Рассмотренные программы отражают разные направления в творчестве из бумаги. Предлагаемая же программа представляет собой художественную обработку бумаги, выстроенных в единой логике «от простого к сложному» в технике «Свит - дизайн».

Темы предполагают работу с детьми в форме занятий, совместной работе детей с педагогом, а так же их самостоятельной творческой деятельности. Место педагога в деятельности по обучению детей, работе с бумагой, меняется по мере развития интереса и овладения детьми навыками конструирования.

Основная задача на всех этапах освоения темы - содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка.

Тема предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне.

Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие, воспитывает уверенность в себе.

Образные представления у младших школьников значительно опережают их практические умения. Поэтому предполагаются игры-упражнения, упражнения по цветоведению, задания, обогащающие словарный запас детей.

Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед конструированием композиций, так и во время работы. Готовые поделки обыгрываются, используются для создания сложных композиций на темы тематических праздников.

Выполнение творческих заданий на темы праздников  служат развитию воображения и фантазии у ребят, позволяют не только выявлять индивидуальные творческие возможности, но и решать нравственно-этические задачи в образной форме.

В старших классах проводится углубляющая работа на всех этапах выполнения задания, уделяется больше разбору и анализу работ, созданных учащимися.

При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначения своего изделия. Подобная установка дисциплинирует обучающихся, дает хороший осознанный подход к решению и чисто пластических задач объемной формы. С первых же занятий дети приучаются работать по плану:

  1. Проект;
  2. Воплощение в материале;
  3. Выявлениеформы с помощью декоративных фактур.

Тема ориентирует обучающихся на творчество, самостоятельность в поисках композиционных решений в выборе способов приготовления поделок. Используя полученные знания, ребята,создают свои композиции, не пользуясь выкройками и шаблонами. Готовые выкройки лишают творческого начала того, кто ими пользуется, оставляя за ним право лишь на механическое исполнительство.

Коллективные работы незаменимы для объединения коллектива, разработки творческих проектов, приобретения коммуникативных навыков, для естественного детского обмена опытом в атмосфере дружбы и доверия, открытости, развития толерантности.

Программа предусматривает организацию выставок, участие в конкурсах и выставках. Это является стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения.

Необходимое техническое оснащение занятий.

Для реализаци успешных занятий в объединении воспитанникам необходимо наличие компьютера, медиапроетора, а так же иметь:

  • различный флористический материал: тейп – лента; бумага разных видов; картон; органза, сетка, сизаль; декоративные ленты и шнуры; искусственные цветы, листья и плоды; флористическая губка, пеноплекс или пенопласт и т.д.;
  • бросовый материал: фольга, пленка, скотч, корзинки и коробки, шпажки и зубочистки, проволока, и т.д.;
  • книги, шаблоны;
  • инструменты: клеевой пистолет, ножницы, кусачки,  карандаш, кисти, салфетки, клеенки.


  1. Список литературы

  1. Гитун Т. В. Цветы: букеты и композиции. – М. : Этерна, 2005.
  2. Ильина Т.В. Мониторинг образовательных результатов в учреждении дополнительного образования детей. — Ярославль: ИЦ «Пионер» ГУ ЦДЮ, 2002.
  3. Конькова Е. Искусство составлять букеты / /  Юный натуралист. – 2003. -  № 9.  
  4. Невдахина З.И. Дополнительное образование детей: сборник авторских программ. Вып. 3. – М.: Народное образование, 2007.
  5. Преображенская В. Н.Поделки – самоделки. Букеты из конфет. – М.: АСТ, 2012.
  6. Стрельцова С. Букеты из конфет. – М.: Олма Медиагрупп, 2012.
  7. Фиалковская С. Модно. Красиво. Просто. Букеты из конфет. – М.: АСТ, 2014.
  8. Шипилова Е. Своими руками. Просто и красиво. Букеты из конфет. - М.: Астрель, 2012.
  9. http://vtvorchestve.ru
  10. www.liveinternet.ru
  11. http://stranamasterov.ru