Серия презентаций "Вышивка народов Поволжья"

Козлова Ирина Викторовна

Материал включает 3 презентации по общей теме: "История вышивки народов Поволжья в национальных костюмах" ( русская вышивка, марийская вышивка, татарская вышивка)

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагог дополнительного образования Козлова И.В.

Слайд 2

Русская вышивка имеет очень глубокие корни. Когда вышивание появилось на Руси, оно считалось рукоделием высшего сословия. Объяснялось это высокой ценой материалов, используемых для вышивки. Монахини и представительницы знати выполняли свои работы на бархате и шелке серебряными и золотыми нитями, жемчугом и драгоценными камнями.

Слайд 3

Русская вышивка имеет очень глубокие корни. Постепенно вышивальное искусство перестало быть привилегией дворянства и стало привычным занятием крестьянских девушек. Материалы при этом использовались более дешевые.

Слайд 4

Русская вышивка имеет очень глубокие корни. Техника и узоры вышивки на Руси передавались из поколения в поколение, жили столетия, а возможно и тысячелетия. Вышивать обычно учились с семи-восьми лет. Мать обучала дочек всему тому, что умела сама, чему научилась от своей матери.

Слайд 5

Основа для вышивания Основным материалом был холст, льняной или посконный, самый крепкий, выработанный из мужских стеблей конопли . Посконь в основном шла на рабочую одежду, праздничные же вещи шили из тонкого отбеленного полотна.

Слайд 6

Своими руками… Большинство домашних вещей крестьяне изготавливали своими руками . Женщины сеяли, убирали и обрабатывали лен и коноплю. Пряли, ткали и шили из холстины одежду и украшали ее. Участвовали в работе и дети. С малых лет девочки начинали готовить себе приданое: вещи складывались в коробью, потому и приданое тоже называлось «коробья».

Слайд 7

Праздничный костюм Украсить одежду старались как можно лучше, особенно праздничную. Ведь по ней судили люди о трудолюбии, мастерстве и вкусе хозяйки. Костюм же молодой замужней женщины был самым нарядным.

Слайд 8

Головные уборы Крестьянки расшивали и головные уборы: девушкам – перевязки с открытым верхом, женщинам – кокошники, полностью закрывающие волосы. Украшали такие уборы бисером, жемчугом, который исстари добывали в северных реках. В ряде губерний шили удивительно нарядные «золотые платы».

Слайд 9

Одежда на каждый день Основной частью костюма была рубаха. Вышивкой украшали ее плечевую часть, «оплечья», которые видны были из-под сарафана, вороток, подол, а порой и весь рукав. У тех же рубах, что специально предназначались для покоса и жатвы, узор широкой полосой стлался по подолу. Нарядно одетые крестьяне собирались вместе и с раздольной песней шли работать в поле.

Слайд 10

Вышитый пояс –украшение любого наряда

Слайд 11

Полотенце - украшение дома Важную роль играло в народной жизни полотенце. Им не только утирались. Самые нарядные были традиционным свадебным подарком невесты жениху, украшением крестьянского жилища. Вешали полотенца в передний «красный» угол, на стены избы. Украшали ими и повозку с молодыми, чтобы всем было видно: это свадьба, это праздник

Слайд 12

Символы вышивок Дошли до нас и древние свидетельства, что славяне «поклонялись убрусцам» - полотенцам. Вернее, изображениям на них. В вышивке наиболее распространен был образ птицы. В одних случаях ее изображали обобщенно, в других легко можно было определить породу: орел, лебедь, петух.

Слайд 13

Символы вышивок Дошли до нас и древние свидетельства, что славяне «поклонялись убрусцам» - полотен Но особенно любимой в народе была Пава с большим пышным хвостом. Оперение ее подчас настолько разрасталось, а хвост так удлинялся, что называли ее даже «рыбиной». Паву-птицу на рукоделье иногда окружают маленькие птички, возможно, ее птенцы.

Слайд 14

Символы вышивок Очень часто встречаются величавые женские фигуры. По сторонам от них - птицы, кони, всадники. Руки женщины то воздеты к небу, то обращены в благословляющем жесте к всадникам. Коней они нередко держат за поводья. И все, кто окружают ее, словно ей поклоняются. Таким предстает в вышивке образ великой Матери Земли, Матери всей природы.

Слайд 15

Вышивка крестом В основе вышивки крестом , лежат обычаи и обряды нашего народа. Крест для русского человека всегда был символом защиты, способным оградить от воздействия нечистой силы, дурного глаза и прочих неприятностей. Узор на подоле рубахи, на рукавах и горловине служил оберегом для человека.

Слайд 16

Вышивка гладью

Слайд 17

Вышивка лентами


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация к уроку «История марийской вышивки» Марийская вышивка Работа педагога дополнительного образования Козловой И.В.

Слайд 2

Марийский национальный орнамент Орнамент - одна из древних форм изобразительной деятельности человека, известная еще со времен палеолита В переводе орнамент от лат. ornemantum — «украшение».

Слайд 3

При вышивании активно используются различные геометрические фигуры , при помощи которых изображались люди, животные, растительный мир

Слайд 4

Из истории марийской вышивки Орнаментом украшались одежда (будничная, праздничная, ритуальная), женские украшения, различные предметы (домашняя утварь и предметы культа), жилище, его убранство, вооружение и доспехи, сбруя коня.

Слайд 5

Самые характерные узоры: это вышивка вокруг бороды и вышивка на плечах Мужчина - продолжатель своего рода. Поэтому было очень важно сохранить его здоровым, сильным. Вышивая такой орнамент, женщина желала уберечь мужчину от болезней, зла и порчи. Именно такую идею вкладывала она, оформляя вокруг основного узора целую канву из крючков и завитков

Слайд 6

Вышивка на мужской рубашке Другой не менее важной частью в мужской рубашке была расписная вышивка тупорол - "сторож спины". Само название этого узора уже говорит о его назначении - оберегать владельца рубахи со стороны спины.

Слайд 7

Самым распространенным головным убором для женщин является платок - шовыч , в разной степени украшенный вышивкой . Особое внимание уделялось подготовке головного платка невесты - вyргенчык . Богато вышитое покрывало имело форму большого прямоугольника и считалось предметом свадебного ритуала, им накрывали голову невесты и называли его вуйле-ведыш (букв. - "покрывало для головы"). Угол такого платка, ниспадающий на спину, часто украшал узор с мотивом креста, который должен был оберегать молодую женщину от сглаза и порчи.

Слайд 8

Узор "крест" размещали в углу платка. Символически назовем его "сторожем дома» Квадрат в центре - это земля, дом. Если на него будет надвигаться какая-то неприятность, то крест её рассечёт, измельчит и сведёт на нет. Всего здесь 30 крестов. Квадрат со всех сторон ограждён мотивами типа воронка. Они как репьи с колючками не пропускают, задерживают неприятности, оберегая "дом". вышивкой.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Татарская вышивка

Слайд 3

Мужской и женский национальный татарский костюм

Слайд 4

Виды татарского орнамента цветочно-растительный орнамент бутоны цветов садового, лесного, лугового происхождения

Слайд 5

Геометрический орнамент мотивы спирали , волны , жгута, плетёнки, верёвочки, скобы для оформления бордюров и каймы композиций

Слайд 6

Зооморфный орнамент Мотивы зооморфного орнамента встречается редко, так как изображение живых существ запрещено мусульманской религией.

Слайд 7

Виды швов, используемых в татарской вышивке Тамбурный шов : низкий тамбур ,шитый крупными стежками ; высокий тамбур ,шитый мелкими стежками, создающий впечатление рельефно нашитого шнурка

Слайд 8

Золотошвейная гладь

Слайд 9

Национальная татарская обувь