Презентация к уроку изобразительного искусства для 5 класса "Золотая хохлома"

Презентация к уроку изобразительного искусства для 5 класса "Золотая хохлома"

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon hohlomskaya_rospis.ppt2.2 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Золотая хохлома» Народные промыслы России

Слайд 2

История промысла Хохлома — старинное село, затерявшееся в глуши дремучих заволжских лесов. Вместе с его историей уходит в далекое прошлое зарождение там известного на весь мир искусства хохломской росписи. Впервые упоминание об этом селе встречается в документах XVI века. Еще при Иване Грозном о Хохломе знали как о лесном участке под названием «Хохломская Ухожея». В XVII веке ряд селений вместе с Хохломой перешли во владение Троице-Сергиева монастыря, расположенного недалеко от Москвы (ныне город Загорск). Возможно, уже в это время зародилось в Хохломе производство деревянной золоченой посуды, так как в документах монастыря упоминаются ковши, ложки, поставцы, раскрашенные разноцветными красками и золотом.

Слайд 3

История промысла Деревянная посуда с самых древних времен была у русского человека в большом употреблении: ковши и скобкари в форме плывущей птицы, круглые братины, обеденные миски, ложки разных форм и размеров найдены в археологических раскопках еще X—XIII веков. Есть образцы, которые датируются несколькими тысячелетиями

Слайд 4

Особенности промысла Особенность технологии росписи пошела от иконописи. Это было время обширного заселения нижегородских земель разным людом, сре­ди которого были «старооб­рядцы» - противники церковных реформ Патриарха Никона. Они знали секрет золочения икон при помощи серебряного ме­талла и льняного масла - олифы. Деревянные иконы покрывали слоем серебра, растертого в порошок, после чего оли­фили, затем ставили в печь. После закалки икона приобретала новый золотистый цвет. Впоследс­твии, с появлением более дешевого олова, этот способ перешел и на посуду.

Слайд 5

Основные типы росписи Фоновое письмо Верховое письмо На сегодняшний день существует два основных типа Хохломского рисунка: фоновый и верховой. Отличаются эти типы принципом нанесения рисунка .

Слайд 6

Верховое письмо Название говорит само за себя: рисунок наносится тонкой кистью на уже готовый фон. В верховой росписи активно используются три основных вида орнамента: «травка», «пряник», «под ягодку». Самым древним орнаментом считается «травка» - осока, луговик и другие знакомые всем травы. Как правило, травяной орнамент создается ритмичными отрывистыми мазками. Травяной рисунок, к слову, один из самых популярных у Хохломских мастеров.

Слайд 7

Фоновое письмо Самой сложной считается «роспись под фон». Это весьма длительный и трудоемкий процесс. При «росписи под фон» элементы рисунка наносятся от фона, первоначально формируется контурность, а оставшееся пространство зарисовывается мастером черной или красной краской, в зависимости от выбранного цвета фона.

Слайд 8

«Кудрина» Для этого типа росписи характерны золотые узоры, окруженные цветным фоном. Примечательно, что «кудрина» считается самым древним типом Хохломской росписи. При детальном рассмотрении «кудрина» напоминает яркий ковер с множеством витиеватых, переплетающихся между собой узоров

Слайд 9

Основные элементы росписи

Слайд 10

Этапы росписи

Слайд 11

Этапы выполнения росписи изделия

Слайд 12

Задание для самостоятельной работы: Обвести контуры поставца, используя шаблон. Закрасить форму поставца желтым цветом. Выполнить украшение поставца узорами хохломской росписи.

Слайд 13

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! При подготовке презентации использовался материал сайтов: http://promisly.ru/ http://www.izomir.narod.ru/Knigi/Iskusstvo/Iskusstvo_hohlomskoy_rospisi/002.html http://cliparti.jimdo.com/ https://rus-hohloma.ru Автор-составитель : Надеенская Елена Алексеевна, учитель изобразительного искусства МОУ «Арсеньевская СОШ» Тульской области