Статья. Развитие творческих способностей детей с ОВЗ через занятия декоративно-прикладным искусством

Статья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon deti_s_ogr_vozm.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей детей

с ограниченными возможностями

через занятия декоративно-прикланым искусством.

                                                Кулинич Ю.А. педагог дополнительного                                                                                            образования, МБОУ ДОД «Центр детского творчества»                             города Абакана.

 В условиях модернизации российского образования особую актуальность приобретает проблема создания оптимальных условий для развития, воспитания, образования детей с ограниченными возможностями здоровья.  Реабилитация детей с ограниченными возможностями – одна из наиболее важных и трудных задач современных систем социальной помощи. Неуклонный рост числа инвалидов предопределяет важность социально-реабилитационной деятельности [1]. Дети с ограниченными возможностями испытывают функциональные затруднения не только вследствие отклонений или недостатков развития, но и неприспособленности окружения к их специальным потребностям, предосудительного отношения к ним. Сегодня многие семьи с детьми инвалидами нуждаются в помощи и поддержке [2]. Дополнительное образование позволяет состояться Человеку. Состояться - значит реализовать свою собственную природную программу, т.е. состояться как личность.

Центр детского творчества г. Абакана организует работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья по специально - разработанным программам. Детская комната реабилитации «Ладушки» работает с детьми 5-15 лет.

По образовательной программе «Умелые ручки» занимаются дети 5-11 лет. Основная цель программы – помочь детям познать себя через развитие творческих способностей, направить их на путь эстетического, нравственного и духовного взросления. Содержание программы представляет три основных раздела: ИЗО, лепка, работа с бумагой. Как правило, ребёнок с психофизиологическими нарушениями приходит не имея навыков общения, но именно они являются обязательным условием развития ребёнка. На занятиях объединения используются такие методы как: наблюдение, беседа, игра, индивидуальная работа, метод коллективно-творческой деятельности, стимулирования, поощрения и др; при которых развивается духовная сторона личности ребенка, формируется интерес к занятиям, повышается качество и оригинальность детских творческих работ. Организация образовательного процесса основана на эффективном взаимодействии педагога и воспитанников, на создание благоприятной эмоционально-психологической атмосфере в детском коллективе и атмосфере творчества, где каждый ребенок может реализовать свои возможности. Занятия ДПИ помогают ребенку не только «открыться», почувствовать себя нужным, но и позволяют ему сохранить чувство уверенности в себе, облегчают его активное участие в жизни коллектива, а так же способствует наиболее полному вовлечению ребенка в социальную жизнь, развитию его личности, включая культурное и духовно-нравственное развитие. Формирование ситуаций, способствующих развитию творческих способностей обучающихся, происходит на различных стадиях освоения различного материала.

На занятиях ИЗО формируется интерес к изобразительной деятельности через поощрение индивидуальных интересов и предпочтений. Дети учатся смешивать краски для получения различных оттенков (используется как гуашь так и акварель), изображать различные предметы добиваясь выразительной передачи формы, окраски. Занятия проводятся в игровой форме, что способствует формированию индивидуального взгляда ребенка на окружающую его действительность.

На занятиях по лепке дети знакомятся с лепкой как из пластилина, так и из соленого теста. Здесь они учатся путем изменения формы, использования «налепов» и внесения различных дополнительных деталей, превращать массу во что-то живое, красивое, творчески неповторимое. У детей формируется уверенность в себе и своих возможностях при создании простых предметов доступными им средствами выразительности.

Работа с бумагой включает в себя четыре составляющих: аппликация, бумагопластика, оригами, работа с картоном. В процессе работы с бумагой практикуется показ необходимых способов деятельности приучение к самоконтролю.

Каждый предмет народного творчества несет в себе заряд положительной энергии, добра, радости – всего того, что так не хватает ребятам с небольшими отклонении как физическом, так и в психологическом здоровье. В результате преобразования различных материалов в конкретные формы и образы (на занятиях по ДПИ) у детей формируются художественные и трудовые навыки. Они познают красоту труда так как сами участвуют в создании эстетических выразительных изделии и имеют возможность получить удовлетворение от результатов своей деятельности.

Для многих детей с ограниченными возможностями здоровья особенно у тех у кого нарушена речь, слух, мелкая моторика, декоративно-прикладное творчество является основным видом деятельности. Через него происходит познание мира и выработка навыков работы с бумагой, картоном, пластилином, бросовым материалом. Развивается фантазия, формирование активной жизненной позиции у детей через расширение сфер их деятельности: изготовление замечательных произведений декоративно-прикладного творчества для украшения своего интерьера, подарков гостям и родным, организацию выставок[1].

На занятиях декоративно-прикладного искусства очень важно вовлекать детей с ограниченными возможностями в коллективную работу. Успех совместной деятельности зависит от разделения обязанностей и приучает к самокорнтролю. Дети имеют возможность общаться в разновозрастных группах и на общих мероприятиях. Система реабилитации на занятиях декоративно-прикладным искусством предусматривает работу не только с детьми, но и с их родителями. Наблюдения за деятельностью ребенка во время занятий, совместные обсуждения с педагогом впечатлений помогают родителям видеть не только возможности ребенка, но и перспективу его развития.

Своеобразие детского творчества заключается в том, что в результате него не создается никакого значимого продукта, но сам процесс творчества трудно переоценить, т.к. его результат имеет огромное значение для личностного развития человека и является фундаментом успешной жизнедеятельности в будущем. Опыт использования в педагогической практике заданий направленных на развитие творческих способностей показывает, что дети активно реализующие себя в художественном творчестве, в последствие успешно занимаются и другими видами творческой деятельности, а значит проблема развития творческих способностей в этом случае не только узко-художественная. Может быть, только не многие найдут свое призвание в творчества, но зато получат на таких занятиях свой первый полноценный творческий опыт.

Реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья на занятиях декоративно-прикладного искусства – это система занятий и мероприятий прежде всего, развивающие творческие способности, которые в свою очередь, являются необходимым условием для развития социально значимой, гармоничной, позитивной и успешной личности.

   Литература:

1.Бойков Д.И., Бойнова С.АВ., Граш Н.Е. Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями. М.: Новый учебник,2013.

2.Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями. М.: Педагогика-Пресс, 2009.