Программа "Искусство народной росписи"
Данная программа рассчитана на детей, желающих заниматься художественной росписью по дереву, и ориентирована на развитие изобразительных способностей, эстетического восприятия, художественного вкуса, формирование духовной культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_iskusstvo_narodnoy_rospisi.doc | 112 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
ВЕРХНЕКЕТСКОГО РАЙОНА ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (МОДИФИЦИРОВАННАЯ) ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ПРЕДМЕТУ:
«Искусство народной росписи»
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 2-4 КЛАССОВ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОТДЕЛЕНИЯ
ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ
Срок реализации: 3 года
Составитель: преподаватель художественного отделения
Ирина Владимировна Горшунова
р.п. Белый Яр – 2015 г.
Оглавление
Введение …………………………………………………………………………………… 3
Пояснительная записка……………………………………………………………………..4
Учебно-тематический план 1-3 год обучения .………………………………………….. 6-9
Содержание программы 1-3 год обучения ...……………………………………………...6-9
Список литературы для педагога ………………………………………………………… 10
Список литературы для родителей и детей ………………………………………………10
Введение
Данная программа рассчитана на детей, желающих заниматься художественной росписью по дереву, и ориентирована на развитие изобразительных способностей, эстетического восприятия, художественного вкуса, формирование духовной культуры. Обучающиеся знакомятся с техникой рисования, создания композиции, изучают правила сочетания цветов, выполняют работы с использованием различных красящих веществ: гуаши, акриловых красок. В процессе выполнения практических заданий осваивают навыки безопасной работы с различными инструментами и веществами. Занятия способствуют развитию у детей восприятия цветовой гармонии, эстетических чувств, творческих способностей, мотивации на поиск и создание собственной декоративной композиции. Обучение художественной росписи осуществляется на знакомстве с различными народными промыслами: городецкой, пермогорской, мезенской, полхов-майданской, хохломской, жостовской, гжель, дымковской и филимоновской. Произведения декоративно прикладного искусства передают детям представление народа о красоте, добре, раскрывают перед учащимися разнообразные выразительные возможности сюжетной декоративной композиции. Активное освоение традиций народного искусства в его главных видах дает возможность приобщиться к многонациональной культуре прошлого и настоящего.
Пояснительная записка
Роспись – это «почерк» народа, его живой образный язык. Сохраняя традиционные предпочтения, роспись всегда отражает время и даже подвержена моде.
Для реализации данной программы необходимы бумага формата А3, деревянные заготовки, кисти, акриловые и гуашевые краски.
В программе раскрывается значение русского народного искусства как мощного средства эстетического и трудового воспитания. Простые и красивые художественные изделия народных мастеров помогают прививать детям любовь к родному краю, учат их видеть и любить природу, ценить традиции родных мест. Существует много народных росписей.
Обучение по предмету начинается со 2 класса. За 3 года обучения дети знакомятся с росписями – городецкой, пермогорской, мезенской, полхов-майданской, хохломской, жостовской, дымковской и филимоновской игрушками, и гжель. И по окончанию каждой росписи обучающиеся выполняют работу на деревянных заготовках.
А к концу 4 класса обучающиеся делают выбор и выполняют ту роспись, которая наиболее им ближе.
Нормативно-правовой базой программы являются:
- Закон Российской Федерации «Об образовании» от сентября 2013г.;
- Устав МАОУ ДОД «Детская школа искусств» Верхнекетского района Томской области (новая редакция) от 25.03.2011г.;
- Типовые положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей с изменениями и дополнениями от 02.08.2012г.
- Учебный план МАОУ ДО «Детская школа искусств» на 2014-2015 гг.
Организация деятельности
Программа рассчитана на 3 года для обучающихся художественного отделения МАОУ ДО «ДШИ». Обучающиеся занимаются 1 час в неделю, всего: 34 часа в год. Обучение проводится с учетом индивидуальных способностей обучающихся, их уровня знаний и умений.
Цель программы – приобщение детей к народной росписи и ее традициям.
Задачи программы:
- познакомить детей с историей возникновения русской народной росписи;
- научить самостоятельно, выполнять эскизы различных композиций;
- ознакомить с основными техниками и приемами каждой из росписей;
- развить творческие способности детей;
- воспитывать аккуратность и настойчивость в работе;
- привить любовь к труду;
- на основе изделий народных мастеров развить любовь к родному краю.
Формы и методы обучения:
- теоретические занятия – беседы о декоративно-прикладном искусстве с использованием репродукций народных мастеров, наглядных пособий;
- практические занятия – освоение приемов с разным материалом.
Практическая часть проходит в форме групповых и индивидуальных занятий, а также самостоятельной работы обучающихся.
Ожидаемые результаты
- усвоить теоретический материал по народным росписям;
- уметь правильно выполнять схемы композиций;
- усвоить элементы и технику выполнения каждой из росписи.
Формы и методы контроля
- анализ и самоанализ выполненных работ обучающимися;
- выполнение практических заданий на отметку;
- тестирование;
- просмотр выполненных работ.
Методическое обеспечение программы
Техническое и дидактическое обеспечение занятий
Чтобы выполнить все поставленные задачи образовательной программы нам необходимо: материально-техническое обеспечение.
Оборудование:
- наличие просторного кабинета, освещение по всем санитарным нормам;
- мольберты;
- оптимальное освещение рабочего места;
- учебная доска.
Инструменты:
- кнопки;
- простой карандаш;
- краски: гуашь и акриловые;
- ластик.
Материалы:
- бумага для черчения/акварели (формат А3, А4);
Дидактический материал:
- специальная литература по предмету «Искусство народной росписи»;
- наглядные пособия.
Учебно-тематический план
1 год обучения
№ п/п | Тема занятий | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1. | Введение в курс народной росписи | 1 | 0,2 | 0,8 |
2. | Хохломская роспись | 7 | 0,2 | 6,8 |
3. | Жостовская роспись | 7 | 0,2 | 6,8 |
4. | Просмотр работ | 1 | 1 | - |
5. | Гжель | 9 | 0,2 | 8,8 |
6. | Филимоновская игрушка | 8 | 0,2 | 7,8 |
7. | Итоговое занятие (просмотр) | 1 | 1 | - |
Итого: | 34 | 3 | 31 |
Содержание программы
1. Введение в курс народной росписи.
Беседа о народной росписи. Подготовка к работе. Технология работы с деревянной поверхностью. Азбука народной росписи.
Практические занятия. Готовим деревянную поверхность. Перенос рисунка на поверхность. Зарисовка основных элементов народной росписи. Орнаменты: геометрические, природные, фантазийные, символические, смешанные. Рисуем по схемам композиции.
2. Хохломская роспись.
Беседа о промысле. Технология хохломской росписи. Основные элементы росписи. Композиции в Хохломе.
Практические занятия. Виды Хохломы: верховое письмо, фоновое письмо, «кудрина». Орнаментальные полосы. Травные кустики. Кудрина. Цветы. Плоды и листья. Схемы композиций хохломской росписи.
3. Жостовская роспись.
Вводная беседа. Рассказ о подносах «Жостово». Технология жостовской росписи. Особенности жостовской росписи.
Практические занятия. Этапы жостовской росписи. Схемы композиций жостовской росписи.
4. Итоговое занятие за 1 полугодие.
Просмотр выполненных работ.
5. Гжель.
Беседа о промысле. Технология гжельской росписи.
Практические занятия. Основные элементы росписи. Роспись изделий.
6. Филимоновская игрушка.
Беседа о промысле. Технология филимоновской росписи.
Практические занятия. Основные элементы росписи. Роспись изделий.
7. Итоговое занятие за 2 полугодие.
Просмотр выполненных работ.
Учебно-тематический план
2 год обучения
№ п/п | Тема занятий | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1. | Мезенская роспись | 8 | 1 | 7 |
2. | Городецкая роспись | 7 | 0,2 | 6,8 |
3. | Просмотр работ | 1 | 1 | - |
4. | Хохломская роспись | 7 | 0,2 | 6,8 |
5. | Дымковская роспись | 6 | 0,2 | 5,8 |
6. | Итоговый урок | 4 | - | 4 |
7. | Итоговое занятие (просмотр) | 1 | 1 | - |
Итого: | 34 | 3,6 | 30,4 |
Содержание программы
- Мезенская роспись.
Беседа о промысле. Технология мезенской росписи. Композиции.
Практические занятия. Мелкие элементы мезенской росписи: края и обводки, птицы, лошадка, олень и лось. Композиции – бёрдо, композиция в квадрате, в прямоугольнике (вертикальная), в полосе, в круге.
- Городецкая роспись.
Беседа о промысле. Традиции городецкой росписи. Элементы городецкой росписи. Особенности городецких композиций.
Практические занятия. Городецкие рамки, листья, цветы, птиц, лошадей, фигуры людей. Составляем различные композиции.
- Итоговое занятие за 1 полугодие.
Просмотр выполненных работ.
- Хохломская роспись.
Беседа о промысле. Технология хохломской росписи. Основные элементы росписи. Композиции в Хохломе.
Практические занятия. Виды Хохломы: верховое письмо, фоновое письмо, «кудрина». Орнаментальные полосы. Травные кустики. Кудрина. Цветы. Плоды и листья. Схемы композиций хохломской росписи.
- Дымковская роспись.
Беседа о промысле. Технология дымковской росписи.
Практические занятия. Основные элементы росписи. Роспись изделий.
- Итоговый урок. Составление своей композиции. Роспись изделий.
- Итоговое занятие за 2 полугодие.
Просмотр выполненных работ.
Учебно-тематический план
3 год обучения
№ п/п | Тема занятий | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1. | Полхов-Майдан | 6 | 0,2 | 5,8 |
2. | Пермогорская роспись | 9 | 0,2 | 8,8 |
3. | Просмотр работ | 1 | 1 | - |
4. | Хохломская роспись | 7 | 0,2 | 6,8 |
5. | Городецкая роспись | 5 | 0,2 | 4,8 |
6. | Роспись на выбор | 5 | - | 5 |
7. | Итоговое занятие (просмотр) | 1 | 1 | - |
Итого: | 34 | 2,8 | 31,2 |
Содержание программы
- Полхов-майдановская роспись.
Беседа о промысле. Традиции полхов-майданской росписи.
Практические занятия. Основные элементы: цветы, ягоды, бутоны, травки и веточки. Схемы композиций полхов-майданской росписи.
- Пермогорская роспись.
Беседа о промысле. Особенности пермогорской росписи. Техника и приемы росписи. Композиции в пермогорской росписи.
Практические занятия. Основные элементы: ленточки и бордюры, углы, приписки, цветы, трилистник, древо, птицы, птица Сирин. Схемы композиций пермогорской росписи.
- Итоговое занятие за 1 полугодие.
Просмотр выполненных работ.
- Хохломская роспись.
Беседа о промысле. Технология хохломской росписи. Основные элементы росписи. Композиции в Хохломе.
Практические занятия. Виды Хохломы: верховое письмо, фоновое письмо, «кудрина». Орнаментальные полосы. Травные кустики. Кудрина. Цветы. Плоды и листья. Схемы композиций хохломской росписи.
- Городецкая роспись.
Беседа о промысле. Традиции городецкой росписи. Элементы городецкой росписи. Особенности городецких композиций.
Практические занятия. Городецкие рамки, листья, цветы, птиц, лошадей, фигуры людей. Составляем различные композиции.
- Дипломная работа.
Практические занятия. Роспись на выбор.
- Итоговое занятие за 2 полугодие.
Просмотр выполненных работ.
Список литературы для педагога
- Величко, Н.К. Русская роспись: Техника. Приемы. Изделия: энциклопедия. – М.: АСТ - ПРЕСС КНИГА, 2010. – 224 с.: ил. – (Золотая библиотека увлечений).
- Горяева Н.А. ИЗО. Декоративно-прикладное искусство Методика преподавания в 5 классе. Под руководством Неменского Б.М., М.Просвещение. 2007г.
- Горяева Н.А. ИЗО. Декоративно-прикладное искусство. Рабочая тетрадь для 5 класса. Под руководством Неменского Б.М., М.Просвещение. 2008г.
- Горяева Н.А. ИЗО. Декоративно-прикладное искусство. Учебник для 5 класса. Под руководством Неменского Б.М., М.Просвещение. 2009г.
- Дорожин Ю.Г. Городецкая роспись. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. М. Мозаика-Синтез.2007г.
- Дрожжин Г.А. Сохранить традиции народного искусства. Ассоциация «Народные художественные промыслы России», Родина. 2002г.
- Жегалова С.О. О русском народном искусстве. Юный художник, 1994г.
- Изобразительное искусство 1-9 классы: учебное издание. – М.: АГАР, 1996. – 160 с.
- Коновалов А.Е. Городецкая роспись. Горький ,1988г.
- Некрасова М.А. Современное народное искусство. Л., 1980г.
- Неменский Б.М. Программы Неменский «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 класс. М., Просвещение, 2009г.
- Рондели Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусство; книга для учителя. М., Просвещение, 1984г.
- Уткин П.И. Народные художественные промыслы. М., Высшая школа, 1992г.
Список литературы для родителей и детей
- Величко, Н.К. Русская роспись: Техника. Приемы. Изделия: энциклопедия. – М.: АСТ - ПРЕСС КНИГА, 2010. – 224 с.: ил. – (Золотая библиотека увлечений).
- Дорожин Ю.Г. Городецкая роспись. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. М. Мозаика-Синтез.2007г.
- Дрожжин Г.А. Сохранить традиции народного искусства. Ассоциация «Народные художественные промыслы России», Родина. 2002г.
- Жегалова С.О. О русском народном искусстве. Юный художник, 1994г.