Кружок "Рукодельница"

Тематический план

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rukodelnitsa-kruzhok_po_tehnologii.doc94 КБ

Предварительный просмотр:

                                

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дополнительного образования

(кружок по технологии «Рукодельница» для учащихся 9-15 лет)

                                             

                                                                     Составитель: Халимова Айгуль Мударисовна

                                                                                           учитель технологии МБОУ СОШ №13

Пояснительная записка

Век бурно развивающихся информационных технологий, бизнеса требует от личности развития таких качеств, как умение концентрироваться, рациональное мышление,  практичности характера. Дети много времени проводят за компьютером, меньше общаются с природой, становясь менее отзывчивыми, поэтому развитие творческой личности в школе должно быть не только практическим, но и духовным.

Занятия в кружке позволяют существенно влиять на трудовое  и эстетическое воспитание, рационально использовать свободное время учащихся.  Работа с бумагой, природным и бросовым материалом, тканью – это  самые распространенные виды декоративно – прикладного  искусства среди школьников. Несложность оборудования, наличие инструментов и приспособлений, материалов, доступность работы позволяют заниматься декоративно - прикладным творчеством учащимся начальной школы. Теоретическая часть включает краткие пояснения по темам занятий и приемам работы, а практическая  состоит из нескольких заданий. На начальном этапе работы осваивают приемы обработки материала. Необходимо воспитывать у детей умение доводить начатое дело до конца, следить за соблюдением элементарных правил культуры труда, приучать экономно и аккуратно использовать материалы, пользоваться инструментами и хранить их. Тематические блоки программы расположены в определённой системе: от более простого к сложному; каждый блок программы имеет свою логическую структуру; позволяет учитывать различную степень подготовки учащихся, индивидуальные способности, направленность интересов учащихся. Содержание программы позволяет максимально разнообразить творческую деятельность учащихся и не повторяет  имеющиеся школьные курсы трудового обучения (технологии). Программа раскрывает перед ребёнком многогранные возможности декоративно-прикладного творчества; приобщает к большому и разнообразному миру искусства; удовлетворяет  потребности детей в общении со своими сверстниками, а также в желании реализовать свои лидерские и организаторские качества. Программа рассчитана на обучение детей 9- 15 лет. Особое внимание в работе кружка уделено вопросам безопасности труда и санитарной гигиены.

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей

Программа кружка «Рукодельница» рассчитана на детей  9 – 15 лет, то есть на 4-8 классы. Практические занятия составляют большую часть программы.

Цель программы:

  •  всестороннее эстетическое и интеллектуальное развитие детей;
  • создание условий для самореализации ученика в творчестве;
  • формирование практических трудовых навыков;
  • развитие индивидуальных творческих способностей.

Задачи программы:

Обучающие:

  • расширение знаний и умений, полученных на уроках трудового обучения, изобразительного искусства;
  • обучение приемам работы с инструментами;
  • обучение умению планирования своей работы;
  • обучение приемам и технологии изготовления композиций; изучение свойств различных материалов;
  • обучение приемам работы с различными материалами;
  • обучение приемам самостоятельной разработки поделок.

Развивающие:

  • развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала;
  • развитие образного мышления и воображения, глазомера;  
  • развитие памяти, внимания, мышления , сенсорики ,мелкой моторики рук;
  • развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира;
  • обучение приемам коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля.

Воспитательные:

  • воспитание уважительного отношения к результатам труда;
  • воспитание трудолюбия, аккуратности, бережливости, усидчивости, целеустремлённости, терпения;
  • воспитание культуры общения, доброго отношения к товарищам, умения работать в коллективе;
  • развитие активности и самостоятельности;

Цели и задачи достигаются через средства и методы обучения:

   Рассказ, беседа, иллюстрация, информационно-коммуникационные технологии, практическая работа, коллективная и групповая, индивидуальный подход к каждому ребёнку, исследовательские проекты.

Ожидаемые результаты:

Высокая степень интереса младших школьников к содержанию занятий. Приобретение навыка изготовления поделок из разных видов материала. Активное участие в выставках декоративно-прикладного творчества как на школьном, так и на более высоком уровне. Использование поделок-сувениров в качестве подарков оформление класса, зала для проведения праздничных утренников и др. практическое применение  своих умений и навыков.

Тематический план

Тема

Количество часов

1.

Вводное занятие

2

2.

Работа с тканью

14

3.

Работа с нитками

18

4

Работа с солёным тестом

6

5

Вышивка крестиком.

14

6

Работа с бисером

16

Всего

70

Критерии и нормы оценки ЗУН учащихся

К концу  года обучения учащиеся должны знать:

  • правила безопасности труда и личной гигиены при работе указанными инструментами
  • название и назначение материалов – бумага, ткань, солёное тесто, бисер …
  • название и назначение ручных инструментов и приспособлений - ножницы, кисточка для клея, игла, наперсток;
  • правила разметки и контроль по шаблонам, линейке, угольнику;
  • способы обработки различных материалов предусмотренных программой.

К концу  года обучения учащиеся должны уметь:

  • анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);
  • правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
  • соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
  • бережно относиться к инструментам и материалам;
  • самостоятельно планировать и организовывать свой труд;
  • самостоятельно изготовлять изделия по образцу  (по рисунку, эскизу, схеме, замыслу);
  • экономно и рационально расходовать материалы;
  • контролировать правильность выполнения работы.

Календарно - тематическое планирование

№п/п

Раздел

Тема  раздела

Практика

 I

Вводное занятие (2 часа)

Вводное занятие. Безопасные приёмы работы с инструментами. Инструктаж по ТБ

2

 II

Работа с тканью (14 часов)

Основные приёмы изготовления  искусственных цветов.

2

Изготовление круглых лепестков. Изготовление острых лепестков.  

Сборка цветков.

2

Изготовление цветочки-пуговки.

2

Изготовление розочки

2

Изготовление многослойного цветка.

2

Оформление ободка, резинки, приколки (по усмотрению учащихся)

2

Выполнение цветочной композиции по выбору учащихся. Мини-выставка работ.

2

III

Работа с нитками (18 часов)

Приёмы вязания крючком. Инструменты и материалы для работы крючком.

1

Изготовление прихватки «Земляника»

7

Изонить. Основные приёмы изонити.

2

Составление геометрических узоров и заполнение их в технике изонити.

4

Декоративные картинки в технике изонить.

4

IV

Работа с солёным тестом (6 часов)

Чудеса солёного теста. Ознакомление учащихся  способами изготовления теста. Правила безопасности труда и личной гигиены. Эскиз рисунка.

4

Выполнение работ по выбору учащихся (лепка животных, сувениров)

2

  V

Вышивка крестиком

(14 часов)

Техника вышивания крестом.  Выполнение работ по выбору учащихся-вышивание крестиком.

12

Оформление работ.

2

VI

Работа с бисером (16 часов)

Знакомство, показ образцов, иллюстраций с бисера. Работа по схемам (изучение знаков, условных обозначений).

4

Плетение брошек, кулонов (работа по схемам).

10

Оформление работ.

2

Итого:

70 часов

Учебно-методическое обеспечение

  1. Балузина Л.В., Новикова И.В. Бисер. - Ярославль. Академия развития. Академия Холдинг. 2003
  2. Боголюбов Н.С. Лепка на занятиях в школьном кружке - Москва, Просвещение, 1983г.
  3. Егорова Р.И., Монастырская В.П. Учись шить. – М.:Просвещение,1988.
  4. Еременко Т.И. Рукоделие. – 2-е изд., испр. и доп. – М.:Легпромбытиздат,1989.
  5. Женская одежда в деталях. Ерзенкова Н.В., Минск,1991.

        

Электронные ресурсы

  1. http://podelkino.com/tag/podelki-iz-nitok
  2. http://lensut.narod.ru/brosovyi.htm
  3. http://stranamasterov.ru