"Истоки древнего искусства"

Гришагина Лариса Владимировна

Пргограмма авторская  для учащихся 5 классов.  Знакомит с культурой и искусством  древней Руси, а также  искусством других народов. Расширяет представления о  традиционных школах живописи  и декоративно-прикладного искусства. Знакомит с  историей  происхождения орнамента и его символикой. . Определяет значение  традиционных образов и мотивов древнерусского искусства  и своего многонационального края.  Проявления синтеза искусств на примере годовых народных календарных праздников. Знакомит с забытыми традициями русского народного творчества.Содержит  теоретическую и практическую часть. Позволяет попробовать себя в роли  творца своего маленького шедевра.  Знакомит  с художественными  технологиями китайской и египетской живописи. По этой программе проводятся мастер-классы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №79

                                                       г. Тольятти

Программа рассмотрена на

Согласовано:

Утверждаю:

Заседании  МО

Зам.директора по УВР

Директор МБУ «Школа№79»

от_________пр№___  2015г            

Долговой Р.Р.

Насенникова Т.Д.

_____________________

____________________

________________________

«____»_____________2015г

                                               Программа  внеурочной деятельности

                                                   «Истоки древнего искусства»

 

Тип программы: авторская

Направление: общекультурное

Возраст учащихся: 12-13 лет (5 классы)

Срок реализации: 1 год

        Автор:                        

Гришагина  Лариса Владимировна    

Учитель  изобразительного  искусства

 

Тольятти .2015

Пояснительная записка

Программа «Истоки древнего искусства» общекультурного направления. Предназначена для детей 5 классов(12-13 лет0. Для обеспечения культурно-развивающего досуга детей.

Данная программа авторская. Она составлена из нескольких модулей:  базовой   общеобразовательной  программы  « Изобразительное искусство»  1 -9 классы под редакцией Б.М. Неменского  2011г .  программы «Изобразительное искусство» (автор Т. Я. Шпикалова)  2006 u.

Из базовой программы были взяты темы: «Древние образы в народном искусстве», «Народный праздничный костюм», «Народные промыслы», но с углубленным изучением отдельных аспектов. Учитывающие интересы и потребности обучающихся.  «Календарные праздники». как один  из разделов программы включает  в  себя  и использование литературных произведений. На примерах иллюстраций   сказочных героев и образов. В программе использованы  интегративные  связи:  из истории  литературы , изобразительного искусства, мировой художественной культуры. Уникальность программы состоит в том, что она не только знакомит с примерами национальных художественных традиций, как своего народа, так и других народов мира.  Но  и дает способ попробовать себя в роли творца  (своего  маленького шедевра)  разных мастеров национальных школ. Посещение фестивалей народных выставок и декоративных и художественных работ даст широкое представление в многообразии художественных культур. Поможет сориентироваться в выборе профессиональной деятельности.  

Большее количество часов уделено декоративно-прикладному творчеству ( витраж, мозаика, работа с природным материалом, тканью) Количество часов  изменилось . из-за увеличения отводимых часов на декоративно-прикладное творчество и тематическую живопись.

Общее количество часов 68.

Цель программы: создание условий для развития художественно-эстетических и творческих  способностей школьников.

Задачи:

Предметные: - расширить знания и представления  о традиционных школах  живописи и декоративно-прикладного искусства. Познакомить с историей  происхождения  орнамента, на примерах национальных традиций. Познакомится  с новыми технологическими приемами в живописи и декоративном искусстве. Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях

Развивающие:  развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию. Техническое мышление, конструкторские способности. Сформировать познавательные интересы.  навыки работы с информацией.

Воспитательные: Совершенствовать навыки  трудовой деятельности в коллективе; умение общаться со сверстниками , принимать различные роли, оценивать  деятельность окружающих и свою собственную;

Оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;

Достичь оптимального для каждого уровня развития;

Основные принципы программы

  1. Включение учащихся в активную творческую деятельность.
  2. Доступность и наглядность
  3. Связь теории с практикой.
  4. Учет возрастных особенностей
  5. Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
  6. Целенаправленность и последовательность деятельности.

3. Сроки реализации программы 1 год  (2 часа в неделю)

Количество обучающихся в группах : не менее 15 человек.

Ожидаемые результаты и способы проверки результативности

Диагностические признаки

Способы проверки

Обучающийся должен знать/иметь представление:

Истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства.

Значение традиционных образов и мотивов древнерусского искусства. Знать несколько народных промыслов России.

Проявление синтеза искусств на примере годовых народных календарных праздников.

Примеры мировых художественных традиций в изобразительном искусстве и в декоративно прикладном творчестве. Образы  героев былин и сказок России. Основные средства художественной выразительности.

 

Обучающийся должен уметь:

 Применять художественно-выразительные средства графики, живописи, скульптуры, народного и декоративно-прикладного искусства в своем творчестве.

Применять приемы художественного конструирования объемных предметов с опорой на план проектируемого образа.

Самостоятельно создавать тематические композиции с использованием знаний народных традиций : предметов быта, народного костюма, календарных праздников, особенностей традиций искусства родного края.

Создавать эскизы декоративных композиций с использованием знаний построения орнаментальных композиций, Элементарных навыков стилизации формы и цвета природных форм. Различные приемы кистевой росписи.

Владеть навыком работы в конкретном материале (витраж, мозаика, панно и др.)

Работать в творческих группах.

Педагогическое наблюдение, собеседование, итоговая работа

Открытое занятие. Конкурсные работы.

Викторины, тесты.

Конкурсные работы.  Итоговые работы.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование разделов

Всего часов:

Теория (час)

Практика (час)

1

Символика древних образов

12ч

10ч

2

Народные промыслы России

12ч

10ч

3

Тематическая живопись (пейзаж, натюрморт, портрет)

10ч

4

Живопись разных стран

8 ч

5

Графика

6

Декоративное искусство

16ч

12ч

7

 Знакомство с творчеством мастеров .(посещение выставок декоративно-прикладного искусства)

                                    Итого:

68ч

12ч

52ч

                                   

                                                              СОДЕРЖАНИЕ

Раздел1. Символика древних образов.

Теория: Знакомство  с  художественными традициями  Русского искусства. Символическими образами, как выражение человека представлений об этом мире. Обереговые  символы. Русские древние традиции в старославянских обрядах, национальных костюмах. Мифологические образы  в Русских народных сказках и их связь с  декоративным искусством.

Практика: Задание  на применение символических изображений в росписи декоративной посуды. С учетом применения ритма, гармонического ряда, цвета. Использование в рисунках знаний  по изображению и русского национального костюма. Задание на изображение  мифологических существ древних сказаний и сказок.  Поиск материала по изображению своего национального костюма.

Раздел2. Народные промыслы России.

Теория: Магическая роль глиняной игрушки в глубокой древности. Разновидности и особенности народных промыслов России. Виды кистевой росписи. Цветовой строй и основные элементы росписи. Своеобразие и единство традиционной росписи   предметной формы и декора.

Практика:  Роспись посуды, предметов быта. Создание глиняной игрушки.

Раздел3 Тематическая живопись.

Теория: Знакомство  с тематическим построением картины. Их разновидностями, жанрами (пейзаж, натюрморт, портрет, бытовой , мифологический.  т.д.) .Композиционным построением в картине, колоритом, способом актуализации различных объектов в картине.

Практика: Задание на изображение тематических картин. Рождество. Русские христианские праздники. Уникальные природные явления. Обрядовые праздники русского народа.

Раздел 4 Живопись разных стран.

Теория: Знакомство с созданием традиционных мировых художественных школ. Особенностями китайской живописи, приемами работы. Древнеегипетское искусство.

Практика: Задание на изображение национальных картин в различных техниках. Создание  национального орнамента по примеру.

Раздел 5  Графика

Теория: Знакомство  с созданием орнамента в архитектуре (витражные окна, декоративная лепнина). Приемами создания геометрического и растительного орнамента с использованием информационных технологий и программ. Знакомство с приемами работы чертежными инструментами. Знакомство с видами графического материала(пастель, карандаш ,уголь, соус)

Практика:  Создание декоративного витражного окна, арки, фронтона .Графического построения костюма. С использованием  оттиска, создание декоративного панно.

Раздел 6 Декоративное искусство

Теория: Особенности декоративного искусства в современном мире. Его виды. Искусство создания кукол в Древней Руси. Обрядовая кукла на Руси. Приемы создания кукол.

Практика: Создание декоративных панно, с использованием различных материалов. Изготовление  традиционных кукол с использованием природного материала и ткани.

Раздел 7  Знакомство с творчеством мастеров.(посещение выставок декоративного искусства) .

Расширение кругозора  и знакомство с творчеством мастеров родного края. Обмена опытом.

Приобщение к красоте окружающего мира. Памяти  о  традициях русского искусства и его воспитательной роли в жизни каждого из нас.


Тематическое  планирование  по внеурочной деятельности для 5классов.

1

Древнерусская вышивка.(обереги-символы)

Фломастеры, гелиевые ручки

2часа

2

Образ женщины – птицы в мифах древней Руси.

Гуашь, акварель.

2часа

3

Русская краса. Иван да Марья.

Гуашь. Акрил.

2часа

4

Древнерусский  костюм. ( женский, мужской)

Гуашь, гелиевые  ручки

2часа

5

Домашняя  утварь. ( подсвечник, чаша)

глина

2часа

6

Роспись посуды.

Гуашь.  акрил

2часа

7

Золотая хохлома. Роспись по дереву.

Гуашь.

2часа

8

Жостовский поднос.  Роспись по тарелке.

Акрил

2часа

9

Крестьянский натюрморт.

гуашь

2часа

10

Народный праздник. Троица.

акварель

2часа

11

Рождественский пейзаж.

Гуашь, акрил.

2часа

12

Глиняная игрушка. Филимоново. Дымково.

Глина, пластилин.

2часа

13

Гжельские пейзажи.

Гуашь

2часа

14

Городецкая роспись по дереву.

Гуашь

2часа

15

Изделие из бересты. Короба.

Цветной картон. Ножницы.

2часа

16

Древнеегипетский орнамент.

Тушь. Гуашь. Слюда.

2часа

17

Алебастровая ваза.

Гуашь

2часа

18

Китайская живопись. Горы-воды.

Акварель. Тушь.

2часа

19

Стрекоза. Пионы. (живопись по сырому)

Акварель

2часа

20

Интерьер дворца (графика)

Карандаш, пастель.

2часа

21

Придворный костюм.

Цветные ручки, Акварель.

2 часа

22

Витраж окна. 17 век.

Акварель. Тушь

2часа

23

Декоративное панно.

Глина, пластилин. Природный материал

2часа

24

Декоративное панно. Русская  природа . (оттиск)

Гуашь. Акрил. Пуговицы.

2часа

25

Апликация. Русские народные сказки.

Цветные ткани. Клей, ножницы.

2часа

26

Декоративные  игрушки.

Природный материал.

2часа

27

Русалки. (живопись)

Акварель, ручки.

2часа

28

Три богатыря.

Пастель.

2часа

29

Декоративные куклы-обереги.

Ткань, ножницы, иголки, нитки.

2часа

30

Куклы-лихоманки.

Ткань, ножницы.

2часа

31-32

Изготовление кукол. Неразлучники.

Природный материал, ткань, нитки

4 часа

33-34

Посещение  выставки народного декоративного творчества народов Поволжья.                              

4 часа

                                                                                                                               Итого: 68 часов.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Мотивация учащихся на изучение и освоение еще неизвестного, но интересующего материала.

Используется системно-комплексный подход в обучении. В процессе интеграции различных видов и жанров искусства, освоения выразительных средств различных художественных подсистем. Создает условия для свободы погружения в различные эпохи и художественные стили.  Создает благоприятную обстановку для участия в диалогах в пространстве культуры, понимания целостной картины мира. Поэтому занятия строятся с использованием разнообразных методов обучения. 

«Словесные методы; рассказ, объяснение, беседа

Наглядные методы: использование натуры, пособия,  образца, иллюстрации, показ способов изображения или действия 

Практические методы: Инсценировки праздников, викторины, конкурсы, тематические выставки, спектакли. Создание композиций и творческих работ.

 

Потому что дети недостаточно представляют себе объекты композиции, эпоху быт, костюмы. Поэтому организовывается посещение музеев декоративно-прикладного искусства, народного быта  и творчества мастеров родного края.  А также посещение выставочных галерей творческих работ детей и взрослых.

 На всех этапах  занятия, по возможности, вводятся   творческие проблемные задачи. Одно из главных условий - предоставление учащимся возможно большей, целесообразной самостоятельности, что не исключает оказания им педагогической помощи.  Включение в содержание занятий вводится метод проблемного изложения, что дает хорошие условия для развития творчества учащихся. Немаловажное значение имеет включение в программу  исполнения инсценировок календарных праздников, школьных викторин и конкурсов.

Методическая литература.

 «Изобразительное искусство 4-8 классы. В мире красок народного творчества: уроки. Внеклассные мероприятия Л.Неменская.

Занятия по прикладному искусству 5-7 классы. Л.Неменская.

Н.Величко  «Русская роспись»

«Китайская живопись кистью». Под редакцией  Вив Фостер.

«Декоративные куклы»  О.Зайцева.

Материально-техническое обеспечение

Занятия проводятся  в  кабинете по изобразительному искусству, согласно требованиям и правилам организации учебного пространства школьных кабинетов.

Используется  видеовоспроизводящая аппаратура.

Наглядные пособия: муляжи, скульптуры, композиции.

Литература

1.Алленов. М. История русского  искусства. - М..1993.

2.Круглова. О. Русская народная резьба и роспись по дереву. - М..1974.

3.Лихачев Д.  Русское искусство от древности до авангарда - М..1992.

4.Маслова Г. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник. - М..1978.

5.Маслова. Г. Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах - М..1984.

6.Народное искусство СССР:  Альбом/ Сост. В. Елкова. Л. Романова -  М..1972.

7. Народные мастера: Традиции,  школы//НИИ теории и истории изобразительного искусства Академии художеств СССР. Под ред. М. Некрасовой ., 1985.

8.Острой О,  Саксонова И. Изобразительное и прикладное искусство: Библиографическое пособие. – М., 1986.

9. Соболев Н. Русский орнамент – М., 1948.

10. Русский праздник: Праздники и обряды народного земледельческого календаря. Иллюстрированная энциклопедия/ Автор: О Баранова. Т. Зимина др.-СП6. 1998.

11. О. Лисичкина  Мировая художественная культура . в 2 частях. Учебное пособие – СП6: 1997.

12. Герои русской истории. История России. Под ред. Л. Жуковой, В .Михайлова, «Белый город» ,- М, 2007.

13.   Сокольникова Н. М. Методика преподавания изобразительного искусства,                «Академия» - М . 2012.



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №79

                                                       г. Тольятти

Программа рассмотрена на

Согласовано:

Утверждаю:

Заседании  МО

Зам.директора по УВР

Директор МБУ «Школа№79»

от_________пр№___  2015г            

Долговой Р.Р.

Насенникова Т.Д.

_____________________

____________________

________________________

«____»_____________2015г

                                               Программа  внеурочной деятельности

                                                   «Истоки древнего искусства»

 

Тип программы: авторская

Направление: общекультурное

Возраст учащихся: 12-13 лет (5 классы)

Срок реализации: 1 год

        Автор:                        

Гришагина  Лариса Владимировна    

Учитель  изобразительного  искусства

 

Тольятти .2015

Пояснительная записка

Программа «Истоки древнего искусства» общекультурного направления, предназначена   для детей 5 классов. Для обеспечения культурно-развивающего досуга детей во-внеурочное время.

Данная программа авторская (интегративная).Включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств.

 Составлена на основе нескольких программ:   базовой   общеобразовательной  программы  « Изобразительное искусство»  1 -9 классы под редакцией Б.М. Неменского  2011г  и  программы «Изобразительное искусство» (автор Т. Я. Шпикалова)  2006 г. Также рассматриваются отдельные темы как  искусство  китайской  живописи, древнеегипетское искусство, где учащиеся впервые изучают эти темы. Используют полученный опыт в своей практической деятельности.

Из базовой программы были взяты темы: «Древние образы в народном искусстве»; «народный праздничный костюм», «народные промыслы», но с углубленным изучением отдельных аспектов, не рассматриваемых в программе,  учитывающие интересы и потребности обучающихся. На уроках учащиеся не только знакомятся с народными образами, символами разных стран, но и составляют театральные инсценировки с музыкальным сопровождением, позволяющие раскрыть всю красоту традиций  искусства  разных народов.

В программе использованы  интегративные  связи:  из истории;  литературы; изобразительного искусства; мировой художественной культуры; музыки.  

Уникальность программы состоит в том, что она не только знакомит с примерами национальных художественных традиций, как своего народа, так и других народов мира. Использует инновационные методы изучения зарубежных художественных практик, предусматривая  чередование уроков индивидуального практического творчества и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность, сотворчество учителя-ученика.  Расширяет кругозор, развивает творческую активность, формирует способность к саморазвитию и самообразованию. Формирует ценностное отношение к миру, в форме личного творческого опыта, позволяя ориентироваться в мире современной художественной культуры.     Программа построена по принципу целостности и последовательности, связи теории и практики  Так изучение теории и практики  предусматривает и обмен опытом   Для этого  предусмотрено несколько занятий посвятить посещению  фестивалей народных художественных выставок, что  даст широкий диапазон для саморазвития и в дальнейшем  выбора  профессиональной деятельности.  

Наибольшее количество времени  уделено декоративно-прикладному творчеству ( витраж, мозаика, работа с природным материалом, тканью).а также графика, живопись с изучением новых зарубежных технологий.

Общее количество часов 68 (2 часа в неделю)

Цель программы: создание условий для развития художественно-эстетических и творческих  способностей школьников.

Задачи:

Предметные: - расширить знания и представления  о традиционных школах  живописи и декоративно-прикладного искусства, как своего народа, так и других  стран. Формирование основ художественной культуры как способа познания целостного мира, через художественную  творческую деятельность. Познакомить  с новыми технологическими приемами в живописи и декоративном искусстве. Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях

Приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств, декоративно-прикладных искусствах.

Развивающие:  развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию. Техническое мышление, конструкторские способности. Сформировать познавательные интересы.  навыки работы с информацией.

Личностные: Совершенствовать навыки  трудовой деятельности в коллективе; умение общаться со сверстниками. Формирование целостного мировоззрения .учитывающее культурное, духовное многообразие в современном мире. Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира.

Основные принципы программы

  1. Включение учащихся в активную творческую деятельность.
  2. Доступность и наглядность
  3. Связь теории с практикой.
  4. Учет возрастных особенностей
  5. Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
  6. Целенаправленность и последовательность деятельности.

3. Сроки реализации программы 1 год  (2 часа в неделю)

Количество обучающихся в группах : не менее 15 человек.

Ожидаемые результаты и способы проверки результативности

Диагностические признаки

Способы проверки

Обучающийся должен знать/иметь представление:

Истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства.

Значение традиционных образов и мотивов древнерусского искусства. Знать несколько народных промыслов России.

Проявление синтеза искусств на примере годовых народных календарных праздников.

Примеры мировых художественных традиций в изобразительном искусстве и в декоративно прикладном творчестве. Образы  героев былин и сказок России. Основные средства художественной выразительности.

 

Обучающийся должен уметь:

 Применять художественно-выразительные средства графики, живописи, скульптуры, народного и декоративно-прикладного искусства в своем творчестве.

Применять приемы художественного конструирования объемных предметов с опорой на план проектируемого образа.

Самостоятельно создавать тематические композиции с использованием знаний народных традиций : предметов быта, народного костюма, календарных праздников, особенностей традиций искусства родного края.

Создавать эскизы декоративных композиций с использованием знаний построения орнаментальных композиций, Элементарных навыков стилизации формы и цвета природных форм. Различные приемы кистевой росписи.

Владеть навыком работы в конкретном материале (витраж, мозаика, панно и др.)

Работать в творческих группах.

Педагогическое наблюдение, собеседование, итоговая работа

Открытое занятие. Конкурсные работы.

Викторины, тесты.

Конкурсные работы.  Итоговые работы.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование разделов

Всего часов:

Теория (час)

Практика (час)

1

Символика древних образов

12ч

10ч

2

Народные промыслы России

12ч

10ч

3

Тематическая живопись (пейзаж, натюрморт, портрет)

10ч

4

Живопись разных стран

8 ч

5

Графика

6

Декоративное искусство

16ч

12ч

7

 Знакомство с творчеством мастеров .(посещение выставок декоративно-прикладного искусства)

                                    Итого:

68ч

12ч

52ч

                                   

                                                              СОДЕРЖАНИЕ

Раздел1. Символика древних образов.

Теория: Знакомство  с  художественными традициями  Русского искусства. Символическими образами, как выражение человека представлений об этом мире. Обереговые  символы. Русские древние традиции в старославянских обрядах, национальных костюмах. Мифологические образы  в Русских народных сказках и их связь с  декоративным искусством.

Практика: Задание  на применение символических изображений в росписи декоративной посуды. С учетом применения ритма, гармонического ряда, цвета. Использование в рисунках знаний  по изображению и русского национального костюма. Задание на изображение  мифологических существ древних сказаний и сказок.  Поиск материала по изображению своего национального костюма.

Раздел2. Народные промыслы России.

Теория: Магическая роль глиняной игрушки в глубокой древности. Разновидности и особенности народных промыслов России. Виды кистевой росписи. Цветовой строй и основные элементы росписи. Своеобразие и единство традиционной росписи   предметной формы и декора.

Практика:  Роспись посуды, предметов быта. Создание глиняной игрушки.

Раздел3 Тематическая живопись.

Теория: Знакомство  с тематическим построением картины. Их разновидностями, жанрами (пейзаж, натюрморт, портрет, бытовой , мифологический.  т.д.) .Композиционным построением в картине, колоритом, способом актуализации различных объектов в картине.

Практика: Задание на изображение тематических картин. Рождество. Русские христианские праздники. Уникальные природные явления. Обрядовые праздники русского народа.

Раздел 4 Живопись разных стран.

Теория: Знакомство с созданием традиционных мировых художественных школ. Особенностями китайской живописи, приемами работы. Древнеегипетское искусство.

Практика: Задание на изображение национальных картин в различных техниках. Создание  национального орнамента по примеру.

Раздел 5  Графика

Теория: Знакомство  с созданием орнамента в архитектуре (витражные окна, декоративная лепнина). Приемами создания геометрического и растительного орнамента с использованием информационных технологий и программ. Знакомство с приемами работы чертежными инструментами. Знакомство с видами графического материала(пастель, карандаш ,уголь, соус)

Практика:  Создание декоративного витражного окна, арки, фронтона .Графического построения костюма. С использованием  оттиска, создание декоративного панно.

Раздел 6 Декоративное искусство

Теория: Особенности декоративного искусства в современном мире. Его виды. Искусство создания кукол в Древней Руси. Обрядовая кукла на Руси. Приемы создания кукол.

Практика: Создание декоративных панно, с использованием различных материалов. Изготовление  традиционных кукол с использованием природного материала и ткани.

Раздел 7  Знакомство с творчеством мастеров.(посещение выставок декоративного искусства) .

Расширение кругозора  и знакомство с творчеством мастеров родного края. Обмена опытом.

Приобщение к красоте окружающего мира. Памяти  о  традициях русского искусства и его воспитательной роли в жизни каждого из нас.

Тематическое  планирование  по внеурочной деятельности для 5классов.

1

Древнерусская вышивка.(обереги-символы)

Фломастеры, гелиевые ручки

2часа

2

Образ женщины – птицы в мифах древней Руси.

Гуашь, акварель.

2часа

3

Русская краса. Иван да Марья.

Гуашь. Акрил.

2часа

4

Древнерусский  костюм. ( женский, мужской)

Гуашь, гелиевые  ручки

2часа

5

Домашняя  утварь. ( подсвечник, чаша)

глина

2часа

6

Роспись посуды.

Гуашь.  акрил

2часа

7

Золотая хохлома. Роспись по дереву.

Гуашь.

2часа

8

Жостовский поднос.  Роспись по тарелке.

Акрил

2часа

9

Крестьянский натюрморт.

гуашь

2часа

10

Народный праздник. Троица.

акварель

2часа

11

Рождественский пейзаж.

Гуашь, акрил.

2часа

12

Глиняная игрушка. Филимоново. Дымково.

Глина, пластилин.

2часа

13

Гжельские пейзажи.

Гуашь

2часа

14

Городецкая роспись по дереву.

Гуашь

2часа

15

Изделие из бересты. Короба.

Цветной картон. Ножницы.

2часа

16

Древнеегипетский орнамент.

Тушь. Гуашь. Слюда.

2часа

17

Алебастровая ваза.

Гуашь

2часа

18

Китайская живопись. Горы-воды.

Акварель. Тушь.

2часа

19

Стрекоза. Пионы. (живопись по сырому)

Акварель

2часа

20

Интерьер дворца (графика)

Карандаш, пастель.

2часа

21

Придворный костюм.

Цветные ручки, Акварель.

2 часа

22

Витраж окна. 17 век.

Акварель. Тушь

2часа

23

Декоративное панно.

Глина, пластилин. Природный материал

2часа

24

Декоративное панно. Русская  природа . (оттиск)

Гуашь. Акрил. Пуговицы.

2часа

25

Апликация. Русские народные сказки.

Цветные ткани. Клей, ножницы.

2часа

26

Декоративные  игрушки.

Природный материал.

2часа

27

Русалки. (живопись)

Акварель, ручки.

2часа

28

Три богатыря.

Пастель.

2часа

29

Декоративные куклы-обереги.

Ткань, ножницы, иголки, нитки.

2часа

30

Куклы-лихоманки.

Ткань, ножницы.

2часа

31-32

Изготовление кукол. Неразлучники.

Природный материал, ткань, нитки

4 часа

33-34

Посещение  выставки народного декоративного творчества народов Поволжья.                              

4 часа

                                                                                                                               Итого: 68 часов.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Мотивация учащихся на изучение и освоение еще неизвестного, но интересующего материала.

Используется системно-комплексный подход в обучении. В процессе интеграции различных видов и жанров искусства, освоения выразительных средств различных художественных подсистем. Создает условия для свободы погружения в различные эпохи и художественные стили.  Создает благоприятную обстановку для участия в диалогах в пространстве культуры, понимания целостной картины мира. Поэтому занятия строятся с использованием разнообразных методов обучения. 

«Словесные методы; рассказ, объяснение, беседа

Наглядные методы: использование натуры, пособия,  образца, иллюстрации, показ способов изображения или действия 

Практические методы: Инсценировки праздников, викторины, конкурсы, тематические выставки, спектакли. Создание композиций и творческих работ.

 

Потому что дети недостаточно представляют себе объекты композиции, эпоху быт, костюмы. Поэтому организовывается посещение музеев декоративно-прикладного искусства, народного быта  и творчества мастеров родного края.  А также посещение выставочных галерей творческих работ детей и взрослых.

 На всех этапах  занятия, по возможности, вводятся   творческие проблемные задачи. Одно из главных условий - предоставление учащимся возможно большей, целесообразной самостоятельности, что не исключает оказания им педагогической помощи.  Включение в содержание занятий вводится метод проблемного изложения, что дает хорошие условия для развития творчества учащихся. Немаловажное значение имеет включение в программу  исполнения инсценировок календарных праздников, школьных викторин и конкурсов.

Методическая литература.

 «Изобразительное искусство 4-8 классы. В мире красок народного творчества: уроки. Внеклассные мероприятия Л.Неменская.

Занятия по прикладному искусству 5-7 классы. Л.Неменская.

Н.Величко  «Русская роспись»

«Китайская живопись кистью». Под редакцией  Вив Фостер.

«Декоративные куклы»  О.Зайцева.

Материально-техническое обеспечение

Занятия проводятся  в  кабинете по изобразительному искусству, согласно требованиям и правилам организации учебного пространства школьных кабинетов.

Используется  видеовоспроизводящая аппаратура.

Наглядные пособия: муляжи, скульптуры, композиции.

Литература

1.Алленов. М. История русского  искусства. - М..1993.

2.Круглова. О. Русская народная резьба и роспись по дереву. - М..1974.

3.Лихачев Д.  Русское искусство от древности до авангарда - М..1992.

4.Маслова Г. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник. - М..1978.

5.Маслова. Г. Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах - М..1984.

6.Народное искусство СССР:  Альбом/ Сост. В. Елкова. Л. Романова -  М..1972.

7. Народные мастера: Традиции,  школы//НИИ теории и истории изобразительного искусства Академии художеств СССР. Под ред. М. Некрасовой ., 1985.

8.Острой О,  Саксонова И. Изобразительное и прикладное искусство: Библиографическое пособие. – М., 1986.

9. Соболев Н. Русский орнамент – М., 1948.

10. Русский праздник: Праздники и обряды народного земледельческого календаря. Иллюстрированная энциклопедия/ Автор: О Баранова. Т. Зимина др.-СП6. 1998.

11. О. Лисичкина  Мировая художественная культура . в 2 частях. Учебное пособие – СП6: 1997.

12. Герои русской истории. История России. Под ред. Л. Жуковой, В .Михайлова, «Белый город» ,- М, 2007.

13.   Сокольникова Н. М. Методика преподавания изобразительного искусства,                «Академия» - М . 2012.



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №79

                                                       г. Тольятти

Программа рассмотрена на

Согласовано:

Утверждаю:

заседании  МО

Зам.директора по УВР

Директор МБУ «Школа№79»

от_________пр№___  2015г            

Долгова Р.Р.

Насенникова Т.Д.

_____________________

____________________

________________________

«____»_____________2015г

                                               Программа  внеурочной деятельности

                                                   «Истоки древнего искусства»

 

Тип программы:  интегративная авторская программа.

Направление: общекультурное

Возраст учащихся: 12-13 лет (5 классы)

Срок реализации: 1 год

        Автор:                        

Гришагина  Лариса Владимировна,    

учитель  изобразительного  искусства

 

Тольятти, .2015

Пояснительная записка

      Программа «Истоки древнего искусства» общекультурного направления,

предназначена  для занятий с учащимися 5 классов во   второй половине дня, в  соответствии с новыми требованиями ФГОС средней ступени общего  образования второго поколения.  В процессе разработки программы  главным ориентиром стала  цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального  развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории   культуры и семейных традиций своего и других народов, сокровищам мировой цивилизации, их сохранению и приумножению. 

Программный материал построен на реализации системно - деятельстного подхода на средней ступени обучения,,  предполагающая активизацию познавательной,  художественно - эстетической деятельности каждого учащегося, с учетом его возрастных  особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей.

Данная программа авторская (интегративная).  Она  составлена  на основе нескольких программ: « Изобразительное искусство»  1 -9 классы под редакцией Б.М. Неменского  2011г  ; «Изобразительное искусство» (автор Т. Я. Шпикалова)  2006 г., где рассмотрены некоторые темы, но под другим аспектом..  Добавлено изучение зарубежных народных традиций живописи, такие как: китайская народная живопись и древнеегипетская живопись.  

Здесь  впервые учащиеся   знакомятся с новой технологией живописи.

Программный материал построен так, чтобы дать школьникам  ясные представления  о системе взаимодействия искусства с жизнью в многонациональной  культуре.

В ней   предусматривается широкое привлечение  жизненного опыта учащихся, живых примеров из окружающей действительности.

Из базовой программы были взяты темы: «Древние образы в народном искусстве», «Народный праздничный костюм», «Народные промыслы», но с углубленным изучением отдельных аспектов, исследованием и изучением художественного наследия своих предков, национальных традиций  

 Предусматривается поисковая работа по подбору материалов культурного наследия.  Многие темы подразумевают и использование на уроках  театральных инсценировок,  таких как : «Календарные праздники»; «Живопись разных стран».

      В программе использованы  интегративные  связи:  из и  истории   и литературы, изобразительного искусства и  мировой художественной культуры. Уникальность программы состоит в том, что она не только знакомит с примерами многонациональных  художественных традиций  своего народа  и других народов мира. Но и   предоставляет возможность освоить новые  технологические приемы в живописи.  Использовать свою творческую деятельность  в жизни. 

Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.

Программа  педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.

 Художественная  деятельность на уроках находит разнообразные формы выражения. Посещение фестивалей народных декоративных и художественных  выставок; практических работ.  Восприятие явлений действительности и произведений искусства; использование новых технологий в живописи и в декоративном искусстве; обсуждение работ собственного и коллективного творчества; изучения художественного наследия; прослушивания музыкальных произведений; создание театральных инсценировок.  

Цель программы: .познакомить учащихся с истоками древнего искусства, художественной культурой разных народов мира.

Задачи:

Формирование  навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.

Развитие позитивного отношения к базовым  и общественным ценностям.

Человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура.

Предметные: - расширить представления о культуре и искусстве разных народов (России,  Египта,  Китая).

Познакомить  с новыми  живописными техниками (китайской живописью , египетской).

Развивающие:  развивать воображение, образное мышление, интеллект, фантазию. Техническое мышление, конструкторские способности.

 Формировать познавательные интересы к культурным ценностям.

 Воспитательные: Совершенствовать навыки  трудовой деятельности в коллективе; умение общаться со сверстниками.

Применять полученные знания в практической деятельности.

Основные принципы программы

-  Включение учащихся в активную творческую деятельность.

-- Доступность и наглядность

-   Связь теории с практикой.

- Учет возрастных особенностей

- Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.

  1. Целенаправленность и последовательность деятельности.

3. Сроки реализации программы 1 год  (1часа в неделю)68ч.

Ожидаемые результаты и способы проверки результативности

Диагностические признаки

Способы проверки

Обучающийся должен знать/иметь представление:

- Истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства.

- Значение традиционных образов и мотивов древнерусского искусства

-. Знать несколько народных промыслов России.

-Иметь представление о народных  календарных праздниках.

- Знать примеры мировых художественных традиций в изобразительном искусстве и в декоративно прикладном творчестве. Образы  героев былин и сказок России. Основные средства художественной выразительности

- Знать основные художественные направления в китайской живописи.

 

Обучающийся должен уметь:

 -Применять художественно-выразительные средства графики, живописи, скульптуры, народного и декоративно-прикладного искусства в своем творчестве.

- Применять приемы художественного конструирования .

- Самостоятельно создавать художественно тематические композиции с учетом национальных традиций.

- Создавать эскизы декоративных композиций с использованием  основ орнаментальных композиций.

-  Знать различные приемы кистевой росписи.

- Владеть навыком работы в конкретном материале (витраж, мозаика, панно и др.)

- Работать в творческих группах.

Педагогическое наблюдение, собеседование, итоговая работа

Открытое занятие. Конкурсные работы.

Викторины, тесты.

Конкурсные работы.  Итоговые работы.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование разделов

Всего часов:

Теория (час)

Практика (час)

1

Символика древних образов

12ч

10ч

2

Народные промыслы России

12ч

10ч

3

Тематическая живопись (пейзаж, натюрморт, портрет)

10ч

4

Живопись разных стран

8 ч

5

Графика

6

Декоративное искусство

16ч

12ч

7

 Знакомство с творчеством мастеров .(посещение выставок декоративно-прикладного искусства)

                                    Итого:

68ч

12ч

52ч

                                   

                                                              СОДЕРЖАНИЕ

Раздел1. Символика древних образов.

Теория: Знакомство  с  художественными традициями  Русского искусства. Символическими образами, как выражение человека представлений об этом мире. Обереговые  символы. Русские древние традиции и  старославянские обряды,.

Национальные костюмы народов Поволжья. Мифологические образы  в Русских народных сказках и их связь с  декоративным искусством.

Практика: Задание  на применение символических изображений в росписи декоративной посуды. Изображение мифологических героев, национальных костюмов. Презентация инсценировок  календарных праздников.. Исследовательская работа  по теме «Обряды и традиции  народов Поволжья»

Раздел2. Народные промыслы России.

Теория: Магическая роль глиняной игрушки в глубокой древности. Разновидности и особенности народных промыслов России. Виды кистевой росписи. Цветовой строй и основные элементы росписи. Своеобразие и единство традиционной росписи   предметной формы и декора.

Практика:  Роспись посуды, предметов быта. Создание глиняной игрушки.

Раздел3 Тематическая живопись.

Теория: Знакомство  с тематическим построением картины. Их видами, жанрами (пейзаж, натюрморт, портрет, .  т.д.) . Знакомство с .композиционным построением в картине, колоритом, способом актуализации различных объектов в картине.

Практика: Задание на изображение тематических картин. Рождество. Русские христианские праздники. Уникальные природные явления. Живопись , как выражение своих чувств(лирика моей души, моё настроение, мой мир).

 

Раздел 4 Живопись разных стран.

Теория: Знакомство с созданием традиционных мировых художественных школ. Особенностями китайской живописи, и её стилевыми  приемами работы. Древнеегипетское искусство и живопись.

Практика: Задание на изображение национальных картин в различных техниках. Создание  национального орнамента  Египта, Китая, Узбекистана.

. Китайская миниатюра . Знакомство с техникой Гун-Би и Сё-И.

Раздел 5  Графика

Теория:  Знакомство  с созданием орнамента и его видами (растительный, геометрический).   Знакомство с приемами работы чертежными инструментами. Знакомство с видами графического материала(пастель, карандаш ,уголь, соус)

Практика:  Создание декоративного витражного окна, арки, фронтона . Создание

графического эскиза готического костюма.. Создание  декоративного  панно.

 

Раздел 6 Декоративно- прикладное  искусств

Теория: Особенности декоративного искусства в современном мире. Его виды. Искусство создания кукол в Древней Руси. Обрядовая кукла на Руси. Приемы создания кукол.

Практика: Создание декоративных   обрядовых кукол.. Использование разных технологий и материалов .при их изготовлении.

Раздел 7  Знакомство с творчеством мастеров декоративно-прикладного искусства (посещение выставок презентаций) .

Расширение кругозора  и знакомство с творчеством мастеров родного края. Обмен опытом.

Приобщение к красоте окружающего мира,  памяти  о  традициях русского искусства и его воспитательной роли в жизни каждого из нас.


Тематическое  планирование  по внеурочной деятельности для 5-6классов.

1

Древнерусская вышивка.(обереги-символы)

Фломастеры, гелиевые ручки

2часа

2

Образ женщины – птицы в мифах древней Руси.

Гуашь, акварель.

2часа

3

Русская краса. Иван да Марья.

Гуашь. Акрил.

2часа

4

Древнерусский  костюм. ( женский, мужской)

Гуашь, гелиевые  ручки

2часа

5

Домашняя  утварь. ( подсвечник, чаша)

глина

2часа

6

Роспись посуды.

Гуашь.  акрил

2часа

7

Золотая хохлома. Роспись по дереву.

Гуашь.

2часа

8

Жостовский поднос.  Роспись по тарелке.

Акрил

2часа

9

Крестьянский натюрморт.

гуашь

2часа

10

Народный праздник. Троица.

акварель

2часа

11

Рождественский пейзаж.

Гуашь, акрил.

2часа

12

Глиняная игрушка. Филимоново. Дымково.

Глина, пластилин.

2часа

13

Гжельские пейзажи.

Гуашь

2часа

14

Городецкая роспись по дереву.

Гуашь

2часа

15

Изделие из бересты. Короба.

Цветной картон. Ножницы.

2часа

16

Древнеегипетский орнамент.

Тушь. Гуашь. Слюда.

2часа

17

Алебастровая ваза.

Гуашь

2часа

18

Китайская живопись. Горы-воды.

Акварель. Тушь.

2часа

19

Стрекоза. Пионы. (живопись по сырому)

Акварель

2часа

20

Интерьер дворца (графика)

Карандаш, пастель.

2часа

21

Придворный костюм.

Цветные ручки, Акварель.

2 часа

22

Витраж окна. 17 век.

Акварель. Тушь

2часа

23

Декоративное панно.

Глина, пластилин. Природный материал

2часа

24

Декоративное панно. Русская  природа . (оттиск)

Гуашь. Акрил. Пуговицы.

2часа

25

Апликация. Русские народные сказки.

Цветные ткани. Клей, ножницы.

2часа

26

Декоративные  игрушки.

Природный материал.

2часа

27

Русалки. (живопись)

Акварель, ручки.

2часа

28

Три богатыря.

Пастель.

2часа

29

Декоративные куклы-обереги.

Ткань, ножницы, иголки, нитки.

2часа

30

Куклы-лихоманки.

Ткань, ножницы.

2часа

31-32

Изготовление кукол. Неразлучники.

Природный материал, ткань, нитки

4 часа

33-34

Посещение  выставки народного декоративного творчества народов Поволжья.                              

4 часа

                                                                                                                               Итого: 68 часов.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Мотивация учащихся на изучение и освоение еще неизвестного, но интересующего материала.

Используется системно-комплексный подход в обучении. В процессе интеграции различных видов и жанров искусства, освоения выразительных средств различных художественных подсистем  создает условия для свободы погружения в различные эпохи и художественные стили.  Создает благоприятную обстановку для участия в диалогах в пространстве культуры, понимания целостной картины мира. Поэтому занятия строятся с использованием разнообразных методов обучения.

«Словесные методы; рассказ, объяснение, беседа.

Наглядные методы: Мастер -класс, презентация,

Практические методы: Инсценировки праздников, викторины, конкурсы, тематические выставки, спектакли. Создание композиций и творческих работ.

 

    Дети недостаточно представляют себе объекты композиции, эпоху и  быт, костюмы. Поэтому лучше организовать посещение музеев декоративно-прикладного искусства, народного быта  и творчества мастеров родного края.  А также посещение выставочных галерей творческих работ детей и взрослых.

 На всех этапах  занятия, по возможности, вводятся   творческие проблемные задачи. Одно из главных условий - предоставление учащимся возможно большей, целесообразной самостоятельности, что не исключает оказания им педагогической помощи.  Включение в содержание занятий вводится метод проблемного изложения, что дает хорошие условия для развития творчества учащихся. Немаловажное значение имеет включение в программу  исполнения инсценировок календарных праздников, школьных викторин и конкурсов.

Методическая литература.

 «Изобразительное искусство 4-8 классы. В мире красок народного творчества: уроки. Внеклассные мероприятия Л.Неменская.

Занятия по прикладному искусству 5-7 классы. Л.Неменская.

Н.Величко  «Русская роспись»

«Китайская живопись кистью». Под редакцией  Вив Фостер.

«Декоративные куклы»  О.Зайцева.

Материально-техническое обеспечение

Занятия проводятся  в  кабинете по изобразительному искусству, согласно требованиям и правилам организации учебного пространства школьных кабинетов.

Используется  видеовоспроизводящая аппаратура.

Наглядные пособия: муляжи, скульптуры, композиции.

Литература

1.Алленов. М. История русского  искусства. - М.: 1993.

2.Круглова. О. Русская народная резьба и роспись по дереву. - М.:1974.

3.Лихачев Д.  Русское искусство от древности до авангарда - М.:1992.

4.Маслова Г. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник. - М..1978.

5.Маслова. Г. Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах - М..1984.

6.Народное искусство СССР:  Альбом/ Сост. В. Елкова. Л. Романова -  М.:1972.

7. Народные мастера: Традиции,  школы//НИИ теории и истории изобразительного искусства Академии художеств СССР. Под ред. М.: Некрасовой ., 1985.

8.Острой О,  Саксонова И. Изобразительное и прикладное искусство: Библиографическое пособие. – М.:1986.

9. Соболев Н. Русский орнамент – М.: 1978.

10.  Сокольникова Н. М. Методика преподавания изобразительного искусства,                «Академия» - М :. 2012.

 11. О. Лисичкина  Мировая художественная культура . в 2 частях. Учебное пособие – СП6 М.: 1997.

12. Герои русской истории. История России. Под ред. Л. Жуковой, В .Михайлова, «Белый город» ,- М: 2007.

13.   Сокольникова Н. М. Методика преподавания изобразительного искусства,                «Академия» - М :. 2012.