"Истоки древнего искусства"
Пргограмма авторская для учащихся 5 классов. Знакомит с культурой и искусством древней Руси, а также искусством других народов. Расширяет представления о традиционных школах живописи и декоративно-прикладного искусства. Знакомит с историей происхождения орнамента и его символикой. . Определяет значение традиционных образов и мотивов древнерусского искусства и своего многонационального края. Проявления синтеза искусств на примере годовых народных календарных праздников. Знакомит с забытыми традициями русского народного творчества.Содержит теоретическую и практическую часть. Позволяет попробовать себя в роли творца своего маленького шедевра. Знакомит с художественными технологиями китайской и египетской живописи. По этой программе проводятся мастер-классы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа по внеурочной деятельности общекультурного назначения. | 36.94 КБ |
редактированное издание | 37.86 КБ |
редактированное издание | 41.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №79
г. Тольятти
Программа рассмотрена на | Согласовано: | Утверждаю: |
Заседании МО | Зам.директора по УВР | Директор МБУ «Школа№79» |
от_________пр№___ 2015г | Долговой Р.Р. | Насенникова Т.Д. |
_____________________ | ____________________ | ________________________ |
«____»_____________2015г |
Программа внеурочной деятельности
«Истоки древнего искусства»
Тип программы: авторская
Направление: общекультурное
Возраст учащихся: 12-13 лет (5 классы)
Срок реализации: 1 год
Автор:
Гришагина Лариса Владимировна
Учитель изобразительного искусства
Тольятти .2015
Пояснительная записка
Программа «Истоки древнего искусства» общекультурного направления. Предназначена для детей 5 классов(12-13 лет0. Для обеспечения культурно-развивающего досуга детей.
Данная программа авторская. Она составлена из нескольких модулей: базовой общеобразовательной программы « Изобразительное искусство» 1 -9 классы под редакцией Б.М. Неменского 2011г . программы «Изобразительное искусство» (автор Т. Я. Шпикалова) 2006 u.
Из базовой программы были взяты темы: «Древние образы в народном искусстве», «Народный праздничный костюм», «Народные промыслы», но с углубленным изучением отдельных аспектов. Учитывающие интересы и потребности обучающихся. «Календарные праздники». как один из разделов программы включает в себя и использование литературных произведений. На примерах иллюстраций сказочных героев и образов. В программе использованы интегративные связи: из истории литературы , изобразительного искусства, мировой художественной культуры. Уникальность программы состоит в том, что она не только знакомит с примерами национальных художественных традиций, как своего народа, так и других народов мира. Но и дает способ попробовать себя в роли творца (своего маленького шедевра) разных мастеров национальных школ. Посещение фестивалей народных выставок и декоративных и художественных работ даст широкое представление в многообразии художественных культур. Поможет сориентироваться в выборе профессиональной деятельности.
Большее количество часов уделено декоративно-прикладному творчеству ( витраж, мозаика, работа с природным материалом, тканью) Количество часов изменилось . из-за увеличения отводимых часов на декоративно-прикладное творчество и тематическую живопись.
Общее количество часов 68.
Цель программы: создание условий для развития художественно-эстетических и творческих способностей школьников.
Задачи:
Предметные: - расширить знания и представления о традиционных школах живописи и декоративно-прикладного искусства. Познакомить с историей происхождения орнамента, на примерах национальных традиций. Познакомится с новыми технологическими приемами в живописи и декоративном искусстве. Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях
Развивающие: развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию. Техническое мышление, конструкторские способности. Сформировать познавательные интересы. навыки работы с информацией.
Воспитательные: Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе; умение общаться со сверстниками , принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
Оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
Достичь оптимального для каждого уровня развития;
Основные принципы программы
- Включение учащихся в активную творческую деятельность.
- Доступность и наглядность
- Связь теории с практикой.
- Учет возрастных особенностей
- Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
- Целенаправленность и последовательность деятельности.
3. Сроки реализации программы 1 год (2 часа в неделю)
Количество обучающихся в группах : не менее 15 человек.
Ожидаемые результаты и способы проверки результативности
Диагностические признаки | Способы проверки |
Обучающийся должен знать/иметь представление: Истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства. Значение традиционных образов и мотивов древнерусского искусства. Знать несколько народных промыслов России. Проявление синтеза искусств на примере годовых народных календарных праздников. Примеры мировых художественных традиций в изобразительном искусстве и в декоративно прикладном творчестве. Образы героев былин и сказок России. Основные средства художественной выразительности.
Обучающийся должен уметь: Применять художественно-выразительные средства графики, живописи, скульптуры, народного и декоративно-прикладного искусства в своем творчестве. Применять приемы художественного конструирования объемных предметов с опорой на план проектируемого образа. Самостоятельно создавать тематические композиции с использованием знаний народных традиций : предметов быта, народного костюма, календарных праздников, особенностей традиций искусства родного края. Создавать эскизы декоративных композиций с использованием знаний построения орнаментальных композиций, Элементарных навыков стилизации формы и цвета природных форм. Различные приемы кистевой росписи. Владеть навыком работы в конкретном материале (витраж, мозаика, панно и др.) Работать в творческих группах. | Педагогическое наблюдение, собеседование, итоговая работа Открытое занятие. Конкурсные работы. Викторины, тесты. Конкурсные работы. Итоговые работы. |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Наименование разделов | Всего часов: | Теория (час) | Практика (час) |
1 | Символика древних образов | 12ч | 2ч | 10ч |
2 | Народные промыслы России | 12ч | 2ч | 10ч |
3 | Тематическая живопись (пейзаж, натюрморт, портрет) | 10ч | 2ч | 8ч |
4 | Живопись разных стран | 8 ч | 1ч | 7ч |
5 | Графика | 6ч | 1ч | 5ч |
6 | Декоративное искусство | 16ч | 4ч | 12ч |
7 | Знакомство с творчеством мастеров .(посещение выставок декоративно-прикладного искусства) | 4ч | ||
Итого: | 68ч | 12ч | 52ч | |
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел1. Символика древних образов.
Теория: Знакомство с художественными традициями Русского искусства. Символическими образами, как выражение человека представлений об этом мире. Обереговые символы. Русские древние традиции в старославянских обрядах, национальных костюмах. Мифологические образы в Русских народных сказках и их связь с декоративным искусством.
Практика: Задание на применение символических изображений в росписи декоративной посуды. С учетом применения ритма, гармонического ряда, цвета. Использование в рисунках знаний по изображению и русского национального костюма. Задание на изображение мифологических существ древних сказаний и сказок. Поиск материала по изображению своего национального костюма.
Раздел2. Народные промыслы России.
Теория: Магическая роль глиняной игрушки в глубокой древности. Разновидности и особенности народных промыслов России. Виды кистевой росписи. Цветовой строй и основные элементы росписи. Своеобразие и единство традиционной росписи предметной формы и декора.
Практика: Роспись посуды, предметов быта. Создание глиняной игрушки.
Раздел3 Тематическая живопись.
Теория: Знакомство с тематическим построением картины. Их разновидностями, жанрами (пейзаж, натюрморт, портрет, бытовой , мифологический. т.д.) .Композиционным построением в картине, колоритом, способом актуализации различных объектов в картине.
Практика: Задание на изображение тематических картин. Рождество. Русские христианские праздники. Уникальные природные явления. Обрядовые праздники русского народа.
Раздел 4 Живопись разных стран.
Теория: Знакомство с созданием традиционных мировых художественных школ. Особенностями китайской живописи, приемами работы. Древнеегипетское искусство.
Практика: Задание на изображение национальных картин в различных техниках. Создание национального орнамента по примеру.
Раздел 5 Графика
Теория: Знакомство с созданием орнамента в архитектуре (витражные окна, декоративная лепнина). Приемами создания геометрического и растительного орнамента с использованием информационных технологий и программ. Знакомство с приемами работы чертежными инструментами. Знакомство с видами графического материала(пастель, карандаш ,уголь, соус)
Практика: Создание декоративного витражного окна, арки, фронтона .Графического построения костюма. С использованием оттиска, создание декоративного панно.
Раздел 6 Декоративное искусство
Теория: Особенности декоративного искусства в современном мире. Его виды. Искусство создания кукол в Древней Руси. Обрядовая кукла на Руси. Приемы создания кукол.
Практика: Создание декоративных панно, с использованием различных материалов. Изготовление традиционных кукол с использованием природного материала и ткани.
Раздел 7 Знакомство с творчеством мастеров.(посещение выставок декоративного искусства) .
Расширение кругозора и знакомство с творчеством мастеров родного края. Обмена опытом.
Приобщение к красоте окружающего мира. Памяти о традициях русского искусства и его воспитательной роли в жизни каждого из нас.
Тематическое планирование по внеурочной деятельности для 5классов.
1 | Древнерусская вышивка.(обереги-символы) | Фломастеры, гелиевые ручки | 2часа |
2 | Образ женщины – птицы в мифах древней Руси. | Гуашь, акварель. | 2часа |
3 | Русская краса. Иван да Марья. | Гуашь. Акрил. | 2часа |
4 | Древнерусский костюм. ( женский, мужской) | Гуашь, гелиевые ручки | 2часа |
5 | Домашняя утварь. ( подсвечник, чаша) | глина | 2часа |
6 | Роспись посуды. | Гуашь. акрил | 2часа |
7 | Золотая хохлома. Роспись по дереву. | Гуашь. | 2часа |
8 | Жостовский поднос. Роспись по тарелке. | Акрил | 2часа |
9 | Крестьянский натюрморт. | гуашь | 2часа |
10 | Народный праздник. Троица. | акварель | 2часа |
11 | Рождественский пейзаж. | Гуашь, акрил. | 2часа |
12 | Глиняная игрушка. Филимоново. Дымково. | Глина, пластилин. | 2часа |
13 | Гжельские пейзажи. | Гуашь | 2часа |
14 | Городецкая роспись по дереву. | Гуашь | 2часа |
15 | Изделие из бересты. Короба. | Цветной картон. Ножницы. | 2часа |
16 | Древнеегипетский орнамент. | Тушь. Гуашь. Слюда. | 2часа |
17 | Алебастровая ваза. | Гуашь | 2часа |
18 | Китайская живопись. Горы-воды. | Акварель. Тушь. | 2часа |
19 | Стрекоза. Пионы. (живопись по сырому) | Акварель | 2часа |
20 | Интерьер дворца (графика) | Карандаш, пастель. | 2часа |
21 | Придворный костюм. | Цветные ручки, Акварель. | 2 часа |
22 | Витраж окна. 17 век. | Акварель. Тушь | 2часа |
23 | Декоративное панно. | Глина, пластилин. Природный материал | 2часа |
24 | Декоративное панно. Русская природа . (оттиск) | Гуашь. Акрил. Пуговицы. | 2часа |
25 | Апликация. Русские народные сказки. | Цветные ткани. Клей, ножницы. | 2часа |
26 | Декоративные игрушки. | Природный материал. | 2часа |
27 | Русалки. (живопись) | Акварель, ручки. | 2часа |
28 | Три богатыря. | Пастель. | 2часа |
29 | Декоративные куклы-обереги. | Ткань, ножницы, иголки, нитки. | 2часа |
30 | Куклы-лихоманки. | Ткань, ножницы. | 2часа |
31-32 | Изготовление кукол. Неразлучники. | Природный материал, ткань, нитки | 4 часа |
33-34 | Посещение выставки народного декоративного творчества народов Поволжья. | 4 часа |
Итого: 68 часов.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Мотивация учащихся на изучение и освоение еще неизвестного, но интересующего материала.
Используется системно-комплексный подход в обучении. В процессе интеграции различных видов и жанров искусства, освоения выразительных средств различных художественных подсистем. Создает условия для свободы погружения в различные эпохи и художественные стили. Создает благоприятную обстановку для участия в диалогах в пространстве культуры, понимания целостной картины мира. Поэтому занятия строятся с использованием разнообразных методов обучения.
«Словесные методы; рассказ, объяснение, беседа
Наглядные методы: использование натуры, пособия, образца, иллюстрации, показ способов изображения или действия
Практические методы: Инсценировки праздников, викторины, конкурсы, тематические выставки, спектакли. Создание композиций и творческих работ.
Потому что дети недостаточно представляют себе объекты композиции, эпоху быт, костюмы. Поэтому организовывается посещение музеев декоративно-прикладного искусства, народного быта и творчества мастеров родного края. А также посещение выставочных галерей творческих работ детей и взрослых.
На всех этапах занятия, по возможности, вводятся творческие проблемные задачи. Одно из главных условий - предоставление учащимся возможно большей, целесообразной самостоятельности, что не исключает оказания им педагогической помощи. Включение в содержание занятий вводится метод проблемного изложения, что дает хорошие условия для развития творчества учащихся. Немаловажное значение имеет включение в программу исполнения инсценировок календарных праздников, школьных викторин и конкурсов.
Методическая литература.
«Изобразительное искусство 4-8 классы. В мире красок народного творчества: уроки. Внеклассные мероприятия Л.Неменская.
Занятия по прикладному искусству 5-7 классы. Л.Неменская.
Н.Величко «Русская роспись»
«Китайская живопись кистью». Под редакцией Вив Фостер.
«Декоративные куклы» О.Зайцева.
Материально-техническое обеспечение
Занятия проводятся в кабинете по изобразительному искусству, согласно требованиям и правилам организации учебного пространства школьных кабинетов.
Используется видеовоспроизводящая аппаратура.
Наглядные пособия: муляжи, скульптуры, композиции.
Литература
1.Алленов. М. История русского искусства. - М..1993.
2.Круглова. О. Русская народная резьба и роспись по дереву. - М..1974.
3.Лихачев Д. Русское искусство от древности до авангарда - М..1992.
4.Маслова Г. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник. - М..1978.
5.Маслова. Г. Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах - М..1984.
6.Народное искусство СССР: Альбом/ Сост. В. Елкова. Л. Романова - М..1972.
7. Народные мастера: Традиции, школы//НИИ теории и истории изобразительного искусства Академии художеств СССР. Под ред. М. Некрасовой ., 1985.
8.Острой О, Саксонова И. Изобразительное и прикладное искусство: Библиографическое пособие. – М., 1986.
9. Соболев Н. Русский орнамент – М., 1948.
10. Русский праздник: Праздники и обряды народного земледельческого календаря. Иллюстрированная энциклопедия/ Автор: О Баранова. Т. Зимина др.-СП6. 1998.
11. О. Лисичкина Мировая художественная культура . в 2 частях. Учебное пособие – СП6: 1997.
12. Герои русской истории. История России. Под ред. Л. Жуковой, В .Михайлова, «Белый город» ,- М, 2007.
13. Сокольникова Н. М. Методика преподавания изобразительного искусства, «Академия» - М . 2012.
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №79
г. Тольятти
Программа рассмотрена на | Согласовано: | Утверждаю: |
Заседании МО | Зам.директора по УВР | Директор МБУ «Школа№79» |
от_________пр№___ 2015г | Долговой Р.Р. | Насенникова Т.Д. |
_____________________ | ____________________ | ________________________ |
«____»_____________2015г |
Программа внеурочной деятельности
«Истоки древнего искусства»
Тип программы: авторская
Направление: общекультурное
Возраст учащихся: 12-13 лет (5 классы)
Срок реализации: 1 год
Автор:
Гришагина Лариса Владимировна
Учитель изобразительного искусства
Тольятти .2015
Пояснительная записка
Программа «Истоки древнего искусства» общекультурного направления, предназначена для детей 5 классов. Для обеспечения культурно-развивающего досуга детей во-внеурочное время.
Данная программа авторская (интегративная).Включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств.
Составлена на основе нескольких программ: базовой общеобразовательной программы « Изобразительное искусство» 1 -9 классы под редакцией Б.М. Неменского 2011г и программы «Изобразительное искусство» (автор Т. Я. Шпикалова) 2006 г. Также рассматриваются отдельные темы как искусство китайской живописи, древнеегипетское искусство, где учащиеся впервые изучают эти темы. Используют полученный опыт в своей практической деятельности.
Из базовой программы были взяты темы: «Древние образы в народном искусстве»; «народный праздничный костюм», «народные промыслы», но с углубленным изучением отдельных аспектов, не рассматриваемых в программе, учитывающие интересы и потребности обучающихся. На уроках учащиеся не только знакомятся с народными образами, символами разных стран, но и составляют театральные инсценировки с музыкальным сопровождением, позволяющие раскрыть всю красоту традиций искусства разных народов.
В программе использованы интегративные связи: из истории; литературы; изобразительного искусства; мировой художественной культуры; музыки.
Уникальность программы состоит в том, что она не только знакомит с примерами национальных художественных традиций, как своего народа, так и других народов мира. Использует инновационные методы изучения зарубежных художественных практик, предусматривая чередование уроков индивидуального практического творчества и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность, сотворчество учителя-ученика. Расширяет кругозор, развивает творческую активность, формирует способность к саморазвитию и самообразованию. Формирует ценностное отношение к миру, в форме личного творческого опыта, позволяя ориентироваться в мире современной художественной культуры. Программа построена по принципу целостности и последовательности, связи теории и практики Так изучение теории и практики предусматривает и обмен опытом Для этого предусмотрено несколько занятий посвятить посещению фестивалей народных художественных выставок, что даст широкий диапазон для саморазвития и в дальнейшем выбора профессиональной деятельности.
Наибольшее количество времени уделено декоративно-прикладному творчеству ( витраж, мозаика, работа с природным материалом, тканью).а также графика, живопись с изучением новых зарубежных технологий.
Общее количество часов 68 (2 часа в неделю)
Цель программы: создание условий для развития художественно-эстетических и творческих способностей школьников.
Задачи:
Предметные: - расширить знания и представления о традиционных школах живописи и декоративно-прикладного искусства, как своего народа, так и других стран. Формирование основ художественной культуры как способа познания целостного мира, через художественную творческую деятельность. Познакомить с новыми технологическими приемами в живописи и декоративном искусстве. Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях
Приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств, декоративно-прикладных искусствах.
Развивающие: развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию. Техническое мышление, конструкторские способности. Сформировать познавательные интересы. навыки работы с информацией.
Личностные: Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе; умение общаться со сверстниками. Формирование целостного мировоззрения .учитывающее культурное, духовное многообразие в современном мире. Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира.
Основные принципы программы
- Включение учащихся в активную творческую деятельность.
- Доступность и наглядность
- Связь теории с практикой.
- Учет возрастных особенностей
- Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
- Целенаправленность и последовательность деятельности.
3. Сроки реализации программы 1 год (2 часа в неделю)
Количество обучающихся в группах : не менее 15 человек.
Ожидаемые результаты и способы проверки результативности
Диагностические признаки | Способы проверки |
Обучающийся должен знать/иметь представление: Истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства. Значение традиционных образов и мотивов древнерусского искусства. Знать несколько народных промыслов России. Проявление синтеза искусств на примере годовых народных календарных праздников. Примеры мировых художественных традиций в изобразительном искусстве и в декоративно прикладном творчестве. Образы героев былин и сказок России. Основные средства художественной выразительности.
Обучающийся должен уметь: Применять художественно-выразительные средства графики, живописи, скульптуры, народного и декоративно-прикладного искусства в своем творчестве. Применять приемы художественного конструирования объемных предметов с опорой на план проектируемого образа. Самостоятельно создавать тематические композиции с использованием знаний народных традиций : предметов быта, народного костюма, календарных праздников, особенностей традиций искусства родного края. Создавать эскизы декоративных композиций с использованием знаний построения орнаментальных композиций, Элементарных навыков стилизации формы и цвета природных форм. Различные приемы кистевой росписи. Владеть навыком работы в конкретном материале (витраж, мозаика, панно и др.) Работать в творческих группах. | Педагогическое наблюдение, собеседование, итоговая работа Открытое занятие. Конкурсные работы. Викторины, тесты. Конкурсные работы. Итоговые работы. |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Наименование разделов | Всего часов: | Теория (час) | Практика (час) |
1 | Символика древних образов | 12ч | 2ч | 10ч |
2 | Народные промыслы России | 12ч | 2ч | 10ч |
3 | Тематическая живопись (пейзаж, натюрморт, портрет) | 10ч | 2ч | 8ч |
4 | Живопись разных стран | 8 ч | 1ч | 7ч |
5 | Графика | 6ч | 1ч | 5ч |
6 | Декоративное искусство | 16ч | 4ч | 12ч |
7 | Знакомство с творчеством мастеров .(посещение выставок декоративно-прикладного искусства) | 4ч | ||
Итого: | 68ч | 12ч | 52ч | |
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел1. Символика древних образов.
Теория: Знакомство с художественными традициями Русского искусства. Символическими образами, как выражение человека представлений об этом мире. Обереговые символы. Русские древние традиции в старославянских обрядах, национальных костюмах. Мифологические образы в Русских народных сказках и их связь с декоративным искусством.
Практика: Задание на применение символических изображений в росписи декоративной посуды. С учетом применения ритма, гармонического ряда, цвета. Использование в рисунках знаний по изображению и русского национального костюма. Задание на изображение мифологических существ древних сказаний и сказок. Поиск материала по изображению своего национального костюма.
Раздел2. Народные промыслы России.
Теория: Магическая роль глиняной игрушки в глубокой древности. Разновидности и особенности народных промыслов России. Виды кистевой росписи. Цветовой строй и основные элементы росписи. Своеобразие и единство традиционной росписи предметной формы и декора.
Практика: Роспись посуды, предметов быта. Создание глиняной игрушки.
Раздел3 Тематическая живопись.
Теория: Знакомство с тематическим построением картины. Их разновидностями, жанрами (пейзаж, натюрморт, портрет, бытовой , мифологический. т.д.) .Композиционным построением в картине, колоритом, способом актуализации различных объектов в картине.
Практика: Задание на изображение тематических картин. Рождество. Русские христианские праздники. Уникальные природные явления. Обрядовые праздники русского народа.
Раздел 4 Живопись разных стран.
Теория: Знакомство с созданием традиционных мировых художественных школ. Особенностями китайской живописи, приемами работы. Древнеегипетское искусство.
Практика: Задание на изображение национальных картин в различных техниках. Создание национального орнамента по примеру.
Раздел 5 Графика
Теория: Знакомство с созданием орнамента в архитектуре (витражные окна, декоративная лепнина). Приемами создания геометрического и растительного орнамента с использованием информационных технологий и программ. Знакомство с приемами работы чертежными инструментами. Знакомство с видами графического материала(пастель, карандаш ,уголь, соус)
Практика: Создание декоративного витражного окна, арки, фронтона .Графического построения костюма. С использованием оттиска, создание декоративного панно.
Раздел 6 Декоративное искусство
Теория: Особенности декоративного искусства в современном мире. Его виды. Искусство создания кукол в Древней Руси. Обрядовая кукла на Руси. Приемы создания кукол.
Практика: Создание декоративных панно, с использованием различных материалов. Изготовление традиционных кукол с использованием природного материала и ткани.
Раздел 7 Знакомство с творчеством мастеров.(посещение выставок декоративного искусства) .
Расширение кругозора и знакомство с творчеством мастеров родного края. Обмена опытом.
Приобщение к красоте окружающего мира. Памяти о традициях русского искусства и его воспитательной роли в жизни каждого из нас.
Тематическое планирование по внеурочной деятельности для 5классов.
1 | Древнерусская вышивка.(обереги-символы) | Фломастеры, гелиевые ручки | 2часа |
2 | Образ женщины – птицы в мифах древней Руси. | Гуашь, акварель. | 2часа |
3 | Русская краса. Иван да Марья. | Гуашь. Акрил. | 2часа |
4 | Древнерусский костюм. ( женский, мужской) | Гуашь, гелиевые ручки | 2часа |
5 | Домашняя утварь. ( подсвечник, чаша) | глина | 2часа |
6 | Роспись посуды. | Гуашь. акрил | 2часа |
7 | Золотая хохлома. Роспись по дереву. | Гуашь. | 2часа |
8 | Жостовский поднос. Роспись по тарелке. | Акрил | 2часа |
9 | Крестьянский натюрморт. | гуашь | 2часа |
10 | Народный праздник. Троица. | акварель | 2часа |
11 | Рождественский пейзаж. | Гуашь, акрил. | 2часа |
12 | Глиняная игрушка. Филимоново. Дымково. | Глина, пластилин. | 2часа |
13 | Гжельские пейзажи. | Гуашь | 2часа |
14 | Городецкая роспись по дереву. | Гуашь | 2часа |
15 | Изделие из бересты. Короба. | Цветной картон. Ножницы. | 2часа |
16 | Древнеегипетский орнамент. | Тушь. Гуашь. Слюда. | 2часа |
17 | Алебастровая ваза. | Гуашь | 2часа |
18 | Китайская живопись. Горы-воды. | Акварель. Тушь. | 2часа |
19 | Стрекоза. Пионы. (живопись по сырому) | Акварель | 2часа |
20 | Интерьер дворца (графика) | Карандаш, пастель. | 2часа |
21 | Придворный костюм. | Цветные ручки, Акварель. | 2 часа |
22 | Витраж окна. 17 век. | Акварель. Тушь | 2часа |
23 | Декоративное панно. | Глина, пластилин. Природный материал | 2часа |
24 | Декоративное панно. Русская природа . (оттиск) | Гуашь. Акрил. Пуговицы. | 2часа |
25 | Апликация. Русские народные сказки. | Цветные ткани. Клей, ножницы. | 2часа |
26 | Декоративные игрушки. | Природный материал. | 2часа |
27 | Русалки. (живопись) | Акварель, ручки. | 2часа |
28 | Три богатыря. | Пастель. | 2часа |
29 | Декоративные куклы-обереги. | Ткань, ножницы, иголки, нитки. | 2часа |
30 | Куклы-лихоманки. | Ткань, ножницы. | 2часа |
31-32 | Изготовление кукол. Неразлучники. | Природный материал, ткань, нитки | 4 часа |
33-34 | Посещение выставки народного декоративного творчества народов Поволжья. | 4 часа |
Итого: 68 часов.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Мотивация учащихся на изучение и освоение еще неизвестного, но интересующего материала.
Используется системно-комплексный подход в обучении. В процессе интеграции различных видов и жанров искусства, освоения выразительных средств различных художественных подсистем. Создает условия для свободы погружения в различные эпохи и художественные стили. Создает благоприятную обстановку для участия в диалогах в пространстве культуры, понимания целостной картины мира. Поэтому занятия строятся с использованием разнообразных методов обучения.
«Словесные методы; рассказ, объяснение, беседа
Наглядные методы: использование натуры, пособия, образца, иллюстрации, показ способов изображения или действия
Практические методы: Инсценировки праздников, викторины, конкурсы, тематические выставки, спектакли. Создание композиций и творческих работ.
Потому что дети недостаточно представляют себе объекты композиции, эпоху быт, костюмы. Поэтому организовывается посещение музеев декоративно-прикладного искусства, народного быта и творчества мастеров родного края. А также посещение выставочных галерей творческих работ детей и взрослых.
На всех этапах занятия, по возможности, вводятся творческие проблемные задачи. Одно из главных условий - предоставление учащимся возможно большей, целесообразной самостоятельности, что не исключает оказания им педагогической помощи. Включение в содержание занятий вводится метод проблемного изложения, что дает хорошие условия для развития творчества учащихся. Немаловажное значение имеет включение в программу исполнения инсценировок календарных праздников, школьных викторин и конкурсов.
Методическая литература.
«Изобразительное искусство 4-8 классы. В мире красок народного творчества: уроки. Внеклассные мероприятия Л.Неменская.
Занятия по прикладному искусству 5-7 классы. Л.Неменская.
Н.Величко «Русская роспись»
«Китайская живопись кистью». Под редакцией Вив Фостер.
«Декоративные куклы» О.Зайцева.
Материально-техническое обеспечение
Занятия проводятся в кабинете по изобразительному искусству, согласно требованиям и правилам организации учебного пространства школьных кабинетов.
Используется видеовоспроизводящая аппаратура.
Наглядные пособия: муляжи, скульптуры, композиции.
Литература
1.Алленов. М. История русского искусства. - М..1993.
2.Круглова. О. Русская народная резьба и роспись по дереву. - М..1974.
3.Лихачев Д. Русское искусство от древности до авангарда - М..1992.
4.Маслова Г. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник. - М..1978.
5.Маслова. Г. Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах - М..1984.
6.Народное искусство СССР: Альбом/ Сост. В. Елкова. Л. Романова - М..1972.
7. Народные мастера: Традиции, школы//НИИ теории и истории изобразительного искусства Академии художеств СССР. Под ред. М. Некрасовой ., 1985.
8.Острой О, Саксонова И. Изобразительное и прикладное искусство: Библиографическое пособие. – М., 1986.
9. Соболев Н. Русский орнамент – М., 1948.
10. Русский праздник: Праздники и обряды народного земледельческого календаря. Иллюстрированная энциклопедия/ Автор: О Баранова. Т. Зимина др.-СП6. 1998.
11. О. Лисичкина Мировая художественная культура . в 2 частях. Учебное пособие – СП6: 1997.
12. Герои русской истории. История России. Под ред. Л. Жуковой, В .Михайлова, «Белый город» ,- М, 2007.
13. Сокольникова Н. М. Методика преподавания изобразительного искусства, «Академия» - М . 2012.
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №79
г. Тольятти
Программа рассмотрена на | Согласовано: | Утверждаю: |
заседании МО | Зам.директора по УВР | Директор МБУ «Школа№79» |
от_________пр№___ 2015г | Долгова Р.Р. | Насенникова Т.Д. |
_____________________ | ____________________ | ________________________ |
«____»_____________2015г |
Программа внеурочной деятельности
«Истоки древнего искусства»
Тип программы: интегративная авторская программа.
Направление: общекультурное
Возраст учащихся: 12-13 лет (5 классы)
Срок реализации: 1 год
Автор:
Гришагина Лариса Владимировна,
учитель изобразительного искусства
Тольятти, .2015
Пояснительная записка
Программа «Истоки древнего искусства» общекультурного направления,
предназначена для занятий с учащимися 5 классов во второй половине дня, в соответствии с новыми требованиями ФГОС средней ступени общего образования второго поколения. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории культуры и семейных традиций своего и других народов, сокровищам мировой цивилизации, их сохранению и приумножению.
Программный материал построен на реализации системно - деятельстного подхода на средней ступени обучения,, предполагающая активизацию познавательной, художественно - эстетической деятельности каждого учащегося, с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей.
Данная программа авторская (интегративная). Она составлена на основе нескольких программ: « Изобразительное искусство» 1 -9 классы под редакцией Б.М. Неменского 2011г ; «Изобразительное искусство» (автор Т. Я. Шпикалова) 2006 г., где рассмотрены некоторые темы, но под другим аспектом.. Добавлено изучение зарубежных народных традиций живописи, такие как: китайская народная живопись и древнеегипетская живопись.
Здесь впервые учащиеся знакомятся с новой технологией живописи.
Программный материал построен так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью в многонациональной культуре.
В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта учащихся, живых примеров из окружающей действительности.
Из базовой программы были взяты темы: «Древние образы в народном искусстве», «Народный праздничный костюм», «Народные промыслы», но с углубленным изучением отдельных аспектов, исследованием и изучением художественного наследия своих предков, национальных традиций
Предусматривается поисковая работа по подбору материалов культурного наследия. Многие темы подразумевают и использование на уроках театральных инсценировок, таких как : «Календарные праздники»; «Живопись разных стран».
В программе использованы интегративные связи: из и истории и литературы, изобразительного искусства и мировой художественной культуры. Уникальность программы состоит в том, что она не только знакомит с примерами многонациональных художественных традиций своего народа и других народов мира. Но и предоставляет возможность освоить новые технологические приемы в живописи. Использовать свою творческую деятельность в жизни.
Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.
Художественная деятельность на уроках находит разнообразные формы выражения. Посещение фестивалей народных декоративных и художественных выставок; практических работ. Восприятие явлений действительности и произведений искусства; использование новых технологий в живописи и в декоративном искусстве; обсуждение работ собственного и коллективного творчества; изучения художественного наследия; прослушивания музыкальных произведений; создание театральных инсценировок.
Цель программы: .познакомить учащихся с истоками древнего искусства, художественной культурой разных народов мира.
Задачи:
Формирование навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.
Развитие позитивного отношения к базовым и общественным ценностям.
Человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура.
Предметные: - расширить представления о культуре и искусстве разных народов (России, Египта, Китая).
Познакомить с новыми живописными техниками (китайской живописью , египетской).
Развивающие: развивать воображение, образное мышление, интеллект, фантазию. Техническое мышление, конструкторские способности.
Формировать познавательные интересы к культурным ценностям.
Воспитательные: Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе; умение общаться со сверстниками.
Применять полученные знания в практической деятельности.
Основные принципы программы
- Включение учащихся в активную творческую деятельность.
-- Доступность и наглядность
- Связь теории с практикой.
- Учет возрастных особенностей
- Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
- Целенаправленность и последовательность деятельности.
3. Сроки реализации программы 1 год (1часа в неделю)68ч.
Ожидаемые результаты и способы проверки результативности
Диагностические признаки | Способы проверки |
Обучающийся должен знать/иметь представление: - Истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства. - Значение традиционных образов и мотивов древнерусского искусства -. Знать несколько народных промыслов России. -Иметь представление о народных календарных праздниках. - Знать примеры мировых художественных традиций в изобразительном искусстве и в декоративно прикладном творчестве. Образы героев былин и сказок России. Основные средства художественной выразительности - Знать основные художественные направления в китайской живописи.
Обучающийся должен уметь: -Применять художественно-выразительные средства графики, живописи, скульптуры, народного и декоративно-прикладного искусства в своем творчестве. - Применять приемы художественного конструирования . - Самостоятельно создавать художественно тематические композиции с учетом национальных традиций. - Создавать эскизы декоративных композиций с использованием основ орнаментальных композиций. - Знать различные приемы кистевой росписи. - Владеть навыком работы в конкретном материале (витраж, мозаика, панно и др.) - Работать в творческих группах. | Педагогическое наблюдение, собеседование, итоговая работа Открытое занятие. Конкурсные работы. Викторины, тесты. Конкурсные работы. Итоговые работы. |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Наименование разделов | Всего часов: | Теория (час) | Практика (час) |
1 | Символика древних образов | 12ч | 2ч | 10ч |
2 | Народные промыслы России | 12ч | 2ч | 10ч |
3 | Тематическая живопись (пейзаж, натюрморт, портрет) | 10ч | 2ч | 8ч |
4 | Живопись разных стран | 8 ч | 1ч | 7ч |
5 | Графика | 6ч | 1ч | 5ч |
6 | Декоративное искусство | 16ч | 4ч | 12ч |
7 | Знакомство с творчеством мастеров .(посещение выставок декоративно-прикладного искусства) | 4ч | ||
Итого: | 68ч | 12ч | 52ч | |
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел1. Символика древних образов.
Теория: Знакомство с художественными традициями Русского искусства. Символическими образами, как выражение человека представлений об этом мире. Обереговые символы. Русские древние традиции и старославянские обряды,.
Национальные костюмы народов Поволжья. Мифологические образы в Русских народных сказках и их связь с декоративным искусством.
Практика: Задание на применение символических изображений в росписи декоративной посуды. Изображение мифологических героев, национальных костюмов. Презентация инсценировок календарных праздников.. Исследовательская работа по теме «Обряды и традиции народов Поволжья»
Раздел2. Народные промыслы России.
Теория: Магическая роль глиняной игрушки в глубокой древности. Разновидности и особенности народных промыслов России. Виды кистевой росписи. Цветовой строй и основные элементы росписи. Своеобразие и единство традиционной росписи предметной формы и декора.
Практика: Роспись посуды, предметов быта. Создание глиняной игрушки.
Раздел3 Тематическая живопись.
Теория: Знакомство с тематическим построением картины. Их видами, жанрами (пейзаж, натюрморт, портрет, . т.д.) . Знакомство с .композиционным построением в картине, колоритом, способом актуализации различных объектов в картине.
Практика: Задание на изображение тематических картин. Рождество. Русские христианские праздники. Уникальные природные явления. Живопись , как выражение своих чувств(лирика моей души, моё настроение, мой мир).
Раздел 4 Живопись разных стран.
Теория: Знакомство с созданием традиционных мировых художественных школ. Особенностями китайской живописи, и её стилевыми приемами работы. Древнеегипетское искусство и живопись.
Практика: Задание на изображение национальных картин в различных техниках. Создание национального орнамента Египта, Китая, Узбекистана.
. Китайская миниатюра . Знакомство с техникой Гун-Би и Сё-И.
Раздел 5 Графика
Теория: Знакомство с созданием орнамента и его видами (растительный, геометрический). Знакомство с приемами работы чертежными инструментами. Знакомство с видами графического материала(пастель, карандаш ,уголь, соус)
Практика: Создание декоративного витражного окна, арки, фронтона . Создание
графического эскиза готического костюма.. Создание декоративного панно.
Раздел 6 Декоративно- прикладное искусств
Теория: Особенности декоративного искусства в современном мире. Его виды. Искусство создания кукол в Древней Руси. Обрядовая кукла на Руси. Приемы создания кукол.
Практика: Создание декоративных обрядовых кукол.. Использование разных технологий и материалов .при их изготовлении.
Раздел 7 Знакомство с творчеством мастеров декоративно-прикладного искусства (посещение выставок презентаций) .
Расширение кругозора и знакомство с творчеством мастеров родного края. Обмен опытом.
Приобщение к красоте окружающего мира, памяти о традициях русского искусства и его воспитательной роли в жизни каждого из нас.
Тематическое планирование по внеурочной деятельности для 5-6классов.
1 | Древнерусская вышивка.(обереги-символы) | Фломастеры, гелиевые ручки | 2часа |
2 | Образ женщины – птицы в мифах древней Руси. | Гуашь, акварель. | 2часа |
3 | Русская краса. Иван да Марья. | Гуашь. Акрил. | 2часа |
4 | Древнерусский костюм. ( женский, мужской) | Гуашь, гелиевые ручки | 2часа |
5 | Домашняя утварь. ( подсвечник, чаша) | глина | 2часа |
6 | Роспись посуды. | Гуашь. акрил | 2часа |
7 | Золотая хохлома. Роспись по дереву. | Гуашь. | 2часа |
8 | Жостовский поднос. Роспись по тарелке. | Акрил | 2часа |
9 | Крестьянский натюрморт. | гуашь | 2часа |
10 | Народный праздник. Троица. | акварель | 2часа |
11 | Рождественский пейзаж. | Гуашь, акрил. | 2часа |
12 | Глиняная игрушка. Филимоново. Дымково. | Глина, пластилин. | 2часа |
13 | Гжельские пейзажи. | Гуашь | 2часа |
14 | Городецкая роспись по дереву. | Гуашь | 2часа |
15 | Изделие из бересты. Короба. | Цветной картон. Ножницы. | 2часа |
16 | Древнеегипетский орнамент. | Тушь. Гуашь. Слюда. | 2часа |
17 | Алебастровая ваза. | Гуашь | 2часа |
18 | Китайская живопись. Горы-воды. | Акварель. Тушь. | 2часа |
19 | Стрекоза. Пионы. (живопись по сырому) | Акварель | 2часа |
20 | Интерьер дворца (графика) | Карандаш, пастель. | 2часа |
21 | Придворный костюм. | Цветные ручки, Акварель. | 2 часа |
22 | Витраж окна. 17 век. | Акварель. Тушь | 2часа |
23 | Декоративное панно. | Глина, пластилин. Природный материал | 2часа |
24 | Декоративное панно. Русская природа . (оттиск) | Гуашь. Акрил. Пуговицы. | 2часа |
25 | Апликация. Русские народные сказки. | Цветные ткани. Клей, ножницы. | 2часа |
26 | Декоративные игрушки. | Природный материал. | 2часа |
27 | Русалки. (живопись) | Акварель, ручки. | 2часа |
28 | Три богатыря. | Пастель. | 2часа |
29 | Декоративные куклы-обереги. | Ткань, ножницы, иголки, нитки. | 2часа |
30 | Куклы-лихоманки. | Ткань, ножницы. | 2часа |
31-32 | Изготовление кукол. Неразлучники. | Природный материал, ткань, нитки | 4 часа |
33-34 | Посещение выставки народного декоративного творчества народов Поволжья. | 4 часа |
Итого: 68 часов.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Мотивация учащихся на изучение и освоение еще неизвестного, но интересующего материала.
Используется системно-комплексный подход в обучении. В процессе интеграции различных видов и жанров искусства, освоения выразительных средств различных художественных подсистем создает условия для свободы погружения в различные эпохи и художественные стили. Создает благоприятную обстановку для участия в диалогах в пространстве культуры, понимания целостной картины мира. Поэтому занятия строятся с использованием разнообразных методов обучения.
«Словесные методы; рассказ, объяснение, беседа.
Наглядные методы: Мастер -класс, презентация,
Практические методы: Инсценировки праздников, викторины, конкурсы, тематические выставки, спектакли. Создание композиций и творческих работ.
Дети недостаточно представляют себе объекты композиции, эпоху и быт, костюмы. Поэтому лучше организовать посещение музеев декоративно-прикладного искусства, народного быта и творчества мастеров родного края. А также посещение выставочных галерей творческих работ детей и взрослых.
На всех этапах занятия, по возможности, вводятся творческие проблемные задачи. Одно из главных условий - предоставление учащимся возможно большей, целесообразной самостоятельности, что не исключает оказания им педагогической помощи. Включение в содержание занятий вводится метод проблемного изложения, что дает хорошие условия для развития творчества учащихся. Немаловажное значение имеет включение в программу исполнения инсценировок календарных праздников, школьных викторин и конкурсов.
Методическая литература.
«Изобразительное искусство 4-8 классы. В мире красок народного творчества: уроки. Внеклассные мероприятия Л.Неменская.
Занятия по прикладному искусству 5-7 классы. Л.Неменская.
Н.Величко «Русская роспись»
«Китайская живопись кистью». Под редакцией Вив Фостер.
«Декоративные куклы» О.Зайцева.
Материально-техническое обеспечение
Занятия проводятся в кабинете по изобразительному искусству, согласно требованиям и правилам организации учебного пространства школьных кабинетов.
Используется видеовоспроизводящая аппаратура.
Наглядные пособия: муляжи, скульптуры, композиции.
Литература
1.Алленов. М. История русского искусства. - М.: 1993.
2.Круглова. О. Русская народная резьба и роспись по дереву. - М.:1974.
3.Лихачев Д. Русское искусство от древности до авангарда - М.:1992.
4.Маслова Г. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник. - М..1978.
5.Маслова. Г. Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах - М..1984.
6.Народное искусство СССР: Альбом/ Сост. В. Елкова. Л. Романова - М.:1972.
7. Народные мастера: Традиции, школы//НИИ теории и истории изобразительного искусства Академии художеств СССР. Под ред. М.: Некрасовой ., 1985.
8.Острой О, Саксонова И. Изобразительное и прикладное искусство: Библиографическое пособие. – М.:1986.
9. Соболев Н. Русский орнамент – М.: 1978.
10. Сокольникова Н. М. Методика преподавания изобразительного искусства, «Академия» - М :. 2012.
11. О. Лисичкина Мировая художественная культура . в 2 частях. Учебное пособие – СП6 М.: 1997.
12. Герои русской истории. История России. Под ред. Л. Жуковой, В .Михайлова, «Белый город» ,- М: 2007.
13. Сокольникова Н. М. Методика преподавания изобразительного искусства, «Академия» - М :. 2012.