План-конспект открытого занятия по теме «Оформление скрапбукинг»

Савина Надежда Александровна

        Данное занятие является  составной частью  программы «Скрапбукинг», рассчитанную на учащихся 12-14 лет. Данное занятие может использоваться в проектной деятельности по теме «Скрапбукинг».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkryt_zanyat_skrapbuking.docx23.14 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект открытого занятия  по теме «Оформление скрапбукинг»

Автор-составитель: Савина Надежда Александровна

Предмет (направленность):  «Рукоделие», дополнительное образование

Возраст детей: 12-13 лет.

Группа – 12 чел. (второй год обучения)

Количество часов, отведенных на реализацию проекта: 18 часов

 Количество часов, отведенных на реализацию занятия: 1 час                  

        Данное занятие является  составной частью  программы «Скрапбукинг», рассчитанную на учащихся 12-14 лет. Данное занятие может использоваться в проектной деятельности по теме «Скрапбукинг».

Скрапбу́кинг , скрэпбу́кинг (англ. scrapbooking, от англ. scrapbook: scrap — вырезка, book — книга, букв. «книга из вырезок») — вид рукодельного искусства, заключающегося в изготовлении и оформлении семейных или личных фотоальбомов.

Этот вид творчества представляет собой способ хранения личной и семейной истории в виде фотографий, газетных вырезок, рисунков, записей и других памятных мелочей, используя своеобразный способ сохранения и передачи отдельных историй с помощью особых визуальных и тактильных приёмов вместо обычного рассказа. Основная идея скрапбукинга — сохранить фотографии и другие памятные вещи о каких-либо событиях на длительный срок для будущих поколений. В данной программе основной акцент идёт в создании открыток ручной работы в технике скрапбукинг.

Современный вид рукодельного искусства – скрапбукинг позволяет учащимся окунуться с сказочный, чудесный мир творчества, позволяющий проявлять и развивать свою фантазию, креативное мышление, индивидуальные способности каждого ребенка.

Занятия скрапбукингом  помогают сформировать у ребенка  новое  мышление, способствуют развитию  визуальной культуры, навыками и умениями  художественного творчества. Ребенок с детских лет учится  находиться в гармонии с природой, начинает ценить и беречь культуру прошлого и настоящего, художественно преобразовывать окружающий мир.

Цель: Развитие дизайнерских способностей при оформлении фотоальбома в технике «скрапбукинг».

Задачи:

Образовательные:

  1. Дать навыки оформления фотографии в технике скрапбукинг;
  2. формировать  практические навыки работы в технике скрапбукинг;
  3.  закрепить умения  обращения с простейшими орудиями труда;
  4.  учить создавать сувенирные изделия, альбомы  ручной работы в технике скрапбукинг.

Развивающие:

1. развивать эстетический вкус, цветоощущение в процессе оформления фотографии;

2. формировать у детей практические навыки работы в технике скрапбукинг;

3. закрепить умения  обращения с простейшими орудиями труда:

4. развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей на основе знаний, умений и навыков;

5. развивать эстетические чувства и представления, образное мышление и воображение, способность к творческому подходу в реализации задуманного;

6. развивать пространственное воображение.

Воспитательные:

  1. воспитывать интерес к работе в технике скрапбукинг;
  2. воспитывать трудолюбие и коммуникативность учащихся;
  3. формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Форма занятия: групповая и индивидуальная.

Дидактические принципы: принцип доступности, наглядности, принцип систематичности и последовательности, принцип сочетания различных форм организации обучения.

Материалы и оборудование:

- цветной картон,

- декоративная бумага,

- фотографии,

- декоративные элементы (пайетки, ленты, вырезки, стикеры и д.р),

- клей «Папирус», клей-карандаш,

- ножницы,

- карандаши,

- линейка,

- фломастеры,

-  ноутбук;

- мультимедийный проектор;

- экран;

-бумага для скрапбукинга;

- клеевой пистолет;

- двухсторонний скотч;

- ножницы;

- дыроколы фигурные

Наглядно-дидактический материал:

- готовые альбомы в стиле скрапбукинг;

- презентация к занятию;

- видеоролики «Уроки скрапбукинга»;

- технологические карты (скетчи) по составлению композиций;

- цветовой круг.

План занятия

Оргмомент -  1 мин.

Цель: Подготовить детей к работе на занятии.

Самоопределение.

Сообщение темы и цели занятия - 2 мин.

Цель: Подготовка к активной деятельности на занятии.

Повторение  изученного - 10 мин.

Цель: сформировать представление об изучаемом объекте и его сущности, на их основе выработать умения.

Упражнение на понимание - 3 мин.

Цель: применение знаний и их вторичное применение на практике.

Самостоятельная работа - 15 мин.

Цель: Стимулирование на усвоение нового материала.

Обобщение и систематизация знаний - 5 мин.

Цель: Стимулирование на усвоение нового материала.

Подведение итогов - 8 мин.

Провести анализ успешности овладения знаниями и способами деятельности.

Домашнее задание - 1 мин.

Цель: дать домашнее задание, которое направлено на дальнейшее развитие знаний.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Сообщение темы и цели занятия - 2 мин.

У каждого из нас накапливается огромное количество фотографий. Мы запечатлеваем почти каждый шаг. И что же мы делаем с этими фотографиями потом? Просто складываем их в фотоальбом и изредка показываем гостям. А можно сделать такой альбом, который интересно не только перелистывать и рассматривать, но  и перечитывать. Да-да, не удивляйтесь. На протяжении нескольких занятий мы с вами изучали, что такое скрапбукинг, знакомились со стилями и правилами оформления. И сегодня я бы хотела, что бы вы применили все свои знания в изготовлении альбома. Но не просто альбома, а летописи нашего объединения в стиле скрапбукинг.

 1. Повторение изученного - 10 мин.

Сначала давайте вспомним.

1.Что такое скрапбукинг?

Ответы детей: Это слово произошло от английского слова Scrap – вырезка и book – книги, а все вместе означает вносить заметки в книгу.

  1. Какой известный писатель изобрел и запатентовал альбом скрапбукинга с самоклеющимися страницами?

Ответы детей:  В конце 19 века известный писатель Марк Твен изобрел и запатентовал альбом с самоклеющимися страницами. Для оформления альбомов стали использовать ткань, кожу, замочки, ленты и различные застежки. С появлением фотоаппаратов,  они дополнились фотографиями. Юные леди по всей Европе стали заполнять и украшать школьные дневники и дамские альбомы.

  1. В какой стране в начале 20 века возродилось искусство скрапбукинга?

Ответы детей: В конце 20 века  увлечение скрапбукингом возродилось благодаря американской семье Кристенсен, которые представили публике 50 альбомов семейной истории, написали книгу и создали интернет-магазин материалов для этого вида рукоделия.

  1. С какими стилями оформления альбома скрапбукинга мы познакомились?

 Для ответа используется презентация «Стили скрапбукинга».

  1. Какие материалы и техники используют для создания  альбомов скрапбукинга?

Ответы детей: Учащиеся перечисляют техники для создания скрапбукинга и материалы.

Упражнение на понимание - 5 мин.

Давайте вспомним. Что за приспособление помогает нам выбрать подходящее сочетание цветов.

Ответы детей: Цветовой круг.

Учащимся дается цветовой круг и геометрические фигурки из картона разных цветов.

Как расположить фото, чтобы было и красиво и понятно, о чем страница? Тут надо знать некоторые правила композиции.

 Композиция – это искусство гармонично связывать воедино самые разные элементы и детали.

1. Самое простое - поместить фото в центр, а вокруг сделать симметричный декор.

 2. Можно двигать фото по вертикали и горизонтали.

Для начала вместо фото мы будем использовать разные геометрические фигуры. И попытаемся составить из них гармоничную композицию. Правила составления композиции мы с вами изучали на предыдущих занятиях. Теперь возьмем цветовой круг и построим  композицию уже с добавлением гармоничных цветов. Вспомните видео уроки, которые мы с вами просматривали при изучении темы «Скрапбукинг».

Итак, вы потренировались в выполнении композиций. А теперь перейдем непосредственно к созданию собственных страничек альбома. Для этого мы разделимся на группы по 4 человека. Каждая группа будет выполнять страницу по определенной теме.

Самостоятельная работа - 15 мин.

В течение самостоятельной работы педагог дает пояснения, рассказывает о правилах составления композиции, дополнительных материалах и т.д.

Продумайте тему страницы  заранее. О чем она? Какому событию или человеку посвящена работа? Что в ней особенного, что стоит запомнить навсегда? Каждая страница - маленький рассказ, который пойман фотографом. Все остальные детали – только дополнение.

 Прежде чем начать оформление, выберите лучшую фотографию. Решите, что самое важное.  Можно обрезать все лишнее (фото может быть круглым, овальным, квадратным). Это фото будет центром композиции. На одной странице может быть больше одной фотографии, но остальные являются дополнением к главной и как-то связаны с ней. Этой связующей нитью может быть заголовок, рассказ о событии, а также декоративные элементы.

Каждая страница имеет фон, на котором расположено все остальное. Это как обои на стене, на которой мы видим картину. Выбираем бумагу такого цвета, чтобы будущая фотография сочеталась по цвету. Фон может быть нескольких цветов. Обычно фотографию помещают в рамку. В нашем случае это будет подложка под фото. Это тоже фон, но меньше основного. Он выступает за края фото и не обязательно повторяет контур фотографии, но должен быть в тему страницы. Бумага может быть различной: декоративная, фольга и т. д.

Какие детали выбрать?

 Прежде всего, то, что передает настроение фотографии.

 - Какие детали подходят к рассказу о празднике? (флаги, шарики)

 - Какие детали подходят к рассказу о развлечении в парке аттракционов? (билеты, фантики)

 - К рассказу об отдыхе на море? (билеты на поезд, ракушки)

 - К рассказу об отдыхе в деревне? (засушенные цветочки, листочки и т.д.)

 - Прежде чем наклеить детали, необходимо разложить их на листе и посмотреть, как это будет выглядеть. Нельзя располагать в одном месте много крупных деталей, так как они притянут взгляд, а фото останется незаметным.

Чтобы запомнить интересные моменты нашей жизни, необходимо использовать заголовки, краткие подписи и заметки, описывающие тему.

Например: «На даче», «В зоопарке», «Подруги», «Веселый день рождения» и т.д.

В технике скрапбукинг создают не только классические прямоугольные альбомы. Они могут быть в виде домика или замка, круга, даже в виде в торта, фартука, яичницы и т. п.

Учащиеся обсуждают в группах эскиз страницы, рассказывают о теме своих работ. Подбирают все необходимые элементы и приступают к выполнению задания.

Просмотр слайдов с вариантами оформления фотографий

Подведение итогов занятия:

Сегодня вы еще раз вспомнили, что такое скрапбукинг. Научились оформлять странички скрапбукинга. Каждая группа создала неповторимую страничку летописи нашего объединения. Теперь мы объединим их в единый альбом.

Домашнее задание:

Мне бы очень хотелось, чтобы вы и далее занимались этим видом творчества и оформляли  дома свои альбомы. В качестве домашнего задания: найдите в интернете специальные схемы для альбомов. Они называются скетчи. И выберите наиболее понравившиеся вам. Можете распечатать их и принести на занятие.

Список используемой литературы:

1.  Каминская Е. «Скрапбукинг. Искусство оформления фотографий и фотоальбомов», Рипол Классик, 2012

2.  Лаптева Т. «Скрапбукинг. Основы искусства оформления фотографий». Эксмо, 2011