План-конспект занятия «Работа с тканью и текстильными материалами. "Кукла-оберег"

Гущина Евгения Андреевна

Цель:

  • познакомить с куклой-оберегом;
  • научить изготовлять куклу-крестовец;
  • развивать творческие способности, воображение;
  • воспитывать духовность, уважительное отношение к традициям.

Оборудование:

  • лоскутки,
  • ленты,
  • верёвочки,
  • веточки,
  • фотографии старинных кукол,
  • современные куклы,
  • куклы-обереги: "Крупеничка", "Пеленашка", "Кувадки", "Столбушка", "Зольная",
  • кукла-крестовец,
  • книга "Василиса Прекрасная"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_tkanyu._kukla-obereg.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект занятия

«Работа с тканью и текстильными материалами. "Кукла-оберег"

Цель: 

  • познакомить с куклой-оберегом;
  • научить изготовлять куклу-крестовец;
  • развивать творческие способности, воображение;
  • воспитывать духовность, уважительное отношение к традициям.

Оборудование: 

  • лоскутки,
  • ленты,
  • верёвочки,
  • веточки,
  • фотографии старинных кукол,
  • современные куклы,
  • куклы-обереги: "Крупеничка", "Пеленашка", "Кувадки", "Столбушка", "Зольная",
  • кукла-крестовец,
  • книга "Василиса Прекрасная"

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Основная часть.

Чтение учителем отрывка из книги.

- В некотором царстве жил-был купец. Двенадцать лет жил он в супружестве и прижил только одну дочь, Василису Прекрасную. Когда мать скончалась, девочке было восемь лет. Умирая, купчиха призвала к себе дочку, вынула из-под одеяла куклу, отдала ей и сказала:

- Слушай, Василисушка! Помни и исполни мои последние слова. Я умираю и, вместе с родительским благословлением, оставляю тебе вот эту куклу; береги её всегда при себе и никому не показывай; а когда приключится у тебя какое горе, дай ей поесть и спроси у неё совета. Покушает она и скажет тебе, чем помочь несчастью:

И вот стала Василиса жить: Подкармливает куколку и жалуется ей. А куколка покушает, послушает и советы даёт:

Вы все, наверное, слышали эту сказку о Василисе и её куколке. А если нет - можете прочитать. Я не случайно начала урок с этой сказки. Посмотрите на название темы сегодняшнего урока и прочитайте ее.

- Ребята, кто желает прочитать вслух? ( "Кукла-крестовец")

- Правильно, это тема сегодняшнего урока, а что она обозначает?

- Кукла-крестовец - это оберег. А вы, ребята, что знаете об оберегах?

Прежде, чем начать работу, давайте посмотрим, как выглядят современные куклы (выставка кукол). А теперь я вам расскажу об истории возникновения кукол.

Под куклой обычно подразумевают фигурку человека. Но куклы не всегда были тряпичными, они не сразу стали игрушками.

"Первобытные люди создавали из глины, дерева, камня изображения богов в виде человеческих фигур и поклонялись им, прося о защите. (Показ фото старинных кукол.) Не напоминает ли деревянная кукла "панка", распространённая на севере России? (Показ фото куклы "Панки". Архангельская губерния. Конец 19 века.)

У разных народов были куклы - обереги, талисманы, спасавшие от беды и приносившие счастье. Люди считали, что они отвлекают на себя злые силы, оберегают своих хозяев. Тряпичную берегиню или оберег дарили не только новорожденным, но и невестам. Без куклы не обходились даже в самом бедном доме. Берегини жили в каждой русской избе. Их передавали от старших к младшим, от матери к дочери. Каждая женщина сама умела мастерить кукол, а училась она этому с детства. О том, какую хозяйку берут в дом, судили по кукле, сделанной руками невесты.

Тряпичные куклы имели разный вид, но у всех не было лица. Ведь в старину куклам приписывали магическую силу: кукла должна была охранять от порчи того, кто с ней играл. А если сделать кукле лицо, в неё может вселиться злой дух, и тогда она оживет и погубит ребенка.

К концу 19 века кукла окончательно стала игрушкой для ребенка. Самодельные куклы сменились фабричными. Появились деревянные куклы, куклы из папье-маше.

Столицей кукольного царства стал подмосковный Сергиев Посад. Благодаря его мастерам появилось несколько видов кукол: Кукла с открывающимися и закрывающимися глазами - моргалка, дама в модном кружевном костюме с тонкой талией - кукла - талия и т. д.

К концу 19 века в Сергиев Посаде появляются этнографические куклы, которые знакомили детей с русской историей, культурой, традициями. Каждая кукла была наряжена в особый костюм и представляла какую-либо российскую губернию." (Учебник технологии Н.А. Цирулик 4 кл.)

- Ребята, как вы думаете, что обозначает слово "оберег", от какого слова оно образовалось?

- Правильно, от слова "оберегать", а это значит - беречь, охранять, спасать, заботиться. Люди, таким образом оберегали свою семью, своих близких от бед и несчастий.

На Руси обережные куколки изготовляли из подручного материала: ткани, дерева, соломы, ниток, кости. Каждую куколку делали с определенной целью. У кукол имелось своё название, своя история, свой обряд приготовления. Я расскажу вам о нескольких куклах.

Эта кукла называется "Крупеничка", она сделана из холщевого мешка с гречихой, который украшен нитями и тканями. В тех местах, где не росла гречиха, её заменяли горохом или другими крупами, и называлась она по-другому - "Зернушка" или "Горошинка". Такие куклы приманивала в дом достаток, обещали хороший будущий урожай, либо прибавление в семействе.

А вот эта кукла, носит название "Кувадки", и "играли" в нее мужчины! В старину женщины рожали детей в бане, и мужчины приносили куклу, чтобы обмануть злых духов не пустить их к матери с младенцем. Магический обряд защиты от злых духов назывался - "Кувада", отсюда и пошло название куклы.

Когда ребенок рождался, к нему в кроватку клали куколку - "Пеленашку" ,с той же целью - обмануть злых духов. Такую куклу-оберег нельзя было купить. Ее делали сами из куска ношеной домотканой одежды, т.к. одежда эта несла в себе тепло человека, и оно передавалось кукле вместе с частичкой жизненной силы человека. Кукла эта служила оберегом от сглаза. "Пеленашку" нужно было мастерить без ножниц и без иголки, чтобы случайно не поранить куклу и чтобы ребенок не болел в будущем. Перед тем, как положить ребенка в колыбель, туда клали "Пеленашку", чтобы у ребенка не было бессонницы.

Есть кукла "Столбушка". Брали небольшое березовое или осиновое полено и "одевали" его с помощью тканей и нитей. Так полено превращалось в куклу-женщину.

У этой древней куклы голова сделана из золы, а тело - из тряпок, у нее нет волос и головного убора. Куклу считали свадебной, т.к. её дарила мать своей дочери (невесте) и передавала вместе с куклой силу и тепло родного очага. Невеста в дом к жениху уносила благословление своего рода, своих предков и этот огонь. Так и соединялись два рода на огненном уровне. Такую же куклу делали при переезде в новый дом, чтобы забрать с собой домового и силу огня из старого очага. Еще такой оберег делала женщина своему любимому, когда он отправлялся в дальний путь или в военные походы. Женщина силой родного огня оберегала любимого в пути.

Много существует кукол-оберегов, и если вам интересно узнать о них, я расскажу подробнее, а сейчас давайте отдохнем.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Приседаем на уроки.
Встанем прямо, руки в боки.
Дышим носом глубоко.
Поднимаемся легко.
Наклоняемся вперед,
Прогибаемся назад.
Так деревья ветер гнет,
Так качаемся мы в лад .
Головой теперь покрутим.
Так мы лучше думать будем!
Поворот и поворот,
А потом наоборот.
Встанем, дети на носочки,
Ручки тянем в потолок.
На зарядке ставим точку,
Продолжаем наш урок.

Сегодня на уроке мы будем изготовлять куклу-крестовец, она тоже являлась оберегом. Давайте внимательно рассмотрим образец.

- Чем эта кукла отличается от современных кукол?

- Какие материалы и предметы, необходимые для её изготовления можно рассмотреть?

- Сколько лент вы видите на руках?

- Сколько раз встречается красный цвет?

- С чего надо начинать изготовление куклы?

Начинаем изготовление куклы с соединения палочек, связываем их ниточками.

- Что сделаем теперь, оденем куклу или насадим головку? Конечно же, оденем куклу. Платье сделаем из лоскутка и наденем его. Красной ленточкой привяжем фартук. Одежда готова.

Теперь сделаем голову из ваты и ткани, привяжем к основе нитками.

Косу сплетем из толстых ниток. Имейте в виду, что женщины на Руси заплетали одну косу, а девушки - две.

Завяжем красный бант и прикрепим косу к голове красной ленточкой.

Теперь повяжем платок, его делаем из лоскутка.

Осталось привязать ленточки. На каждую ленточку в старину загадывали желание, загадайте и вы желания, привязывая ленточки к своему оберегу, вдруг сбудутся?

Вот наша кукла-оберег и готова.

3. Итог урока.

Ребята, давайте вспомним, как называются и для чего предназначались куклы-обереги, которых я вам показывала?

- Что нового узнали на уроке?

- Чему научились?

Рефлексия.

- Поднимите руку те, кому понравилось на уроке.

А сейчас все выходим к доске вместе со своими куклами-оберегами. Посмотрите, какие красивые куклы у нас получились.