Занятие по технологии: бисероплетение

Урок по изготовлению держателей для салфеток, используемых при сервировки стола.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_biser_1.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет:  Технология

Тема урока: Бисероплетение

Цель урока:

активизировать познавательную и творческую деятельность школьников при обучении основам бисероплетения.

Задачи:

1.      Обогащение и активизация знаний обучающихся об истории и развитии бисероплетения как искусства, совершенствование знаний по основам композиции, цветоведения, материаловедения и техники бисероплетения.

2.     Формирование художественного и эстетического вкуса, развитие интереса к истокам народного творчества своей Родины, выработка у обучающихся интереса выполнять украшения своими руками.

3.      Развитие концентрации зрительного внимания, образного мышления, творческих способностей, фантазии,  самоконтроля, мелкой моторики, аккуратности, умения довести начатое дело до конца.

4.      Воспитание  трудолюбия, аккуратности в работе.

Тип урока:  Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории):  15

Используемые учебники и учебные пособия:

 учебник. Технология: 5 кл.: для девочек/ под ред. В.Д.Симоненко.- М.: Просвещение, 2010.

 Шорохов, Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе/ Е.В. Шорохов. – М.: Просвещение,1974. – 144 с.

Используемая методическая литература:

1.    Аполозова, Л.М. Бисероплетение/ Л.М. Аполозова. – М.: Культура и традиции, 1997. – 112 с.

2.    Бабина, Н.Ф. Развитие творческого мышления учащихся при решении кроссвордов/ Н.Ф. Бабина. – Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2000. – 63 с.

3.    Базулина, Л.В., Новикова, И.В. Бисер/ Л.В. Базулина, И.В. Новикова. – Ярославль: Академия развития, 1999. – 224 с.

4.    Горяева, Н.А., Островская, О.В. Изобразительное искусство: декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений/ Н.А. Горяева, О.В. Островская/ Под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2009. – 192 с.

5.    Дерендяев, К.Л. Поурочные разработки по технологии/ К.Л. Дерендяев. – М.: Вако, 2009. – 288 с.

6.    Кузин, В.С. Основы обучения изобразительному искусству в школе/ В.С. Кузин. – М.: Просвещение, 1977. – 208 с.

 

Используемое оборудование:

персональный компьютер,  интерактивная доска, мультимедийный проектор, тетради по технологии (альбомы по изобразительному искусству), презентация к уроку, разноцветный бисер (бусины, стеклярус, рубка), иглы, нитки, ножницы, фурнитура, кольца для салфеток, образцы изделий из бисера, карточки «Гармония цвета», карточки со схемами плетения из бисера, карточки с названием программы по подбору цветов, карточки «Простые цепочки», две скатерти (красного  и синего цвета), карточки с кроссвордами для домашнего задания.

Краткое описание:  В ходе подготовки и проведения данного занятия учащиеся смогут научиться выполнению украшений для сервировки стола в виде колец для салфеток и закрепить знания о цветовом круге, что значительно расширит их кругозор. Методическая разработка может быть использована как в системе учебной деятельности, так и во внеурочной работе с одаренными детьми.

Методы ведения урока:   словесные,   наглядно  -  демонстрационные, практические

Виды контроля: устные вопросы, задания

Учебное задание: освоение практических навыков при выполнении плетения цепочки

Оформление доски: тема урока, новые слова (близуры, швензы, пуссеты, схема, контраст), название программы по подбору цветов с адресом интернет-сайта, домашнее задание.

Ход урока:

I.       Организационный момент:

1.    Приветствие учителя учениками.

2.    Проверка готовности к уроку (наличие тетради по технологии (альбома по изобразительному искусству), письменных принадлежностей, дидактического раздаточного материала к уроку, инструментов и приспособлений для работы с бисером, бисер).

3.    Эмоциональный настрой на урок (дети повторяют за учителем):

- Сегодня на уроке я буду внимательным.

- Буду размышлять.

- Буду фантазировать и творить.

Ребята, улыбнитесь друг другу. Подарите и мне свои улыбки. Спасибо. Ваши улыбки располагают к приятному общению, создают хорошее настроение.

II.    Основная часть:

Учитель технологии: Ребята, сегодня у нас необычный урок. Посмотрите, пожалуйста, перед собой, что вы видите? – бусины, ножницы и т.д.

Учитель: Правильно, бусины… Эти бусины называются – бисер.

Археологические находки говорят о том, что бисер делали ещё 4000 лет назад в Древнем Египте. Научившись делать стекло, египтяне стали изготавливать «фальшивый жемчуг» - бисер. Непрозрачное стекло, которое для этого использовали, по-арабски называлось «бусра» или «бусер». Отсюда и название - «бисер». Бисер – мелкие разноцветные стеклянные бусины с отверстиями, употребляемые, главным образом, для вышивания (на предметах быта и женской одежды).

Также бусины изготавливались из натуральных материалов: камней, зубов, зерен, костей. Нанизывали их на травинку, на конский волос, а затем на нитку и леску. И во все времена эта кропотливая работа делалась для того, чтобы себя необычно украсить. Ниточки из бисера вплетались в волосы, ими расшивали одежду, головные уборы и обувь, надевали на руки, ноги, шею.

 Прикоснуться к этой тайне - к искусству бисероплетения - желают многие современные девушки. Создавать маленькие шедевры из бусинок стало вновь популярно. Бисер сейчас достать легко, материал этот недорогой, а смотрятся изделия из него оригинально и подчеркивают индивидуальность владелицы. Главное - немного времени, элементарных навыков и фантазии.

- Итак, тема урока «Бисероплетение – современный вид рукоделия».

- Представьте себя в роли дизайнера изделий из бисера. В течение урока вы изготовите  кольца для салфеток из бисера, которые потом можете использовать при сервировке стола. Также кольца для салфеток – это хороший подарок. Какими будут ваши кольца для салфеток, зависит от творческой фантазии  и художественного вкуса.

Чтобы создать интересное изделие из бисера, необходимы знания о цвете. В природе существует семь основных цветов. Их называют хроматическими. Они легко запоминаются по считалочке:

«Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».

Хроматический цветовой ряд представлен красным, оранжевым, жёлтым, зелёным, голубым, синим, фиолетовым цветом. Кроме хроматических цветов существуют ахроматические цвета – чёрный, белый и серый. Знания свойств цвета очень важно при работе с бисером. Взаимодействуя друг с другом, бисерины не сохраняют свой цвет. Цвет изделия из бисера меняется при различном освещении (солнечном или искусственном). Поэтому и необходимо подобрать цвета в гармонии друг с другом.

Гармония цветов делится на гармонию родственных цветов и гармонию контрастных цветов. Гармония родственных цветов имеет три разновидности. Гармония контрастных цветов строится на совмещении цветов хроматического и ахроматического ряда. Ребята, скажите, как можно сочетать цвета при работе с бисером? Используйте  карточку «Гармония цвета». Работаем по парам.

Многие мастера бисероплетения пользуются автоматической программой подбора цвета, основанной на системе цветового круга  Color Scheme Designer 3 (http://colorschemedesigner.com). Ребята, у вас на столах лежат карточки с названием этой программы и адресом сайта в Интернете.  В конце урока вы их можете взять домой. Это поможет вам расширить знания о цветовом круге и применять их в самостоятельной работе с бисером.

Мы привыкли называть все мелкие бусинки общим словом – бисер. Но в зависимости от формы и размера он делится на следующие виды: бисер, бусины, стеклярус, рубка.

Для работы с бисером не требуется сложных инструментов и приспособлений, но они должны быть удобными. Поговорка гласит: «Хороший инструмент – половина работы».

·      Иглы, гибкие и тонкие, длиной около 5 см. Иглы для бисера выпускают под номерами: 10, 12, 13, 15 и 16. Чем больше номер иглы, тем она тоньше. Чаще всего используется игла №12.

·      Нитки. Лучше использовать капроновую, лавсановую или шёлковую нить. Низать изделия можно на леску или тонкую проволоку.

·      Ножницы должны быть острыми. Сейчас есть такие ножницы, как щипчики, без колец, что очень облегчает работу.

·      Фурнитура. Это вспомогательный материал, без которого трудно выполнить качественное изделие из бисера. К фурнитуре относятся замочки и крючки, колечки, близуры (серьги без замка), швензы (серьги с замочком), пуссеты (серьги-гвоздики), заготовки для клипс, брошей и заколок для волос.

- Итак, вы готовы пофантазировать, создать неповторимое украшение для сервировки праздничного стола? Вы будете работать по группам. Перед каждым из вас лежат карточки. Как вы думаете, что это? (ответы детей). Верно, это схемы плетения из бисера. Из чего состоят схемы? (ответы детей: круги, прямые линии). Схема – это чертёж, на котором условными графическими обозначениями показаны составные части изделия. Запишите определение в тетрадь.

Основными элементами плетения из бисера являются цепочки, наиболее простые по техники исполнения и в то же время самые распространенные. Это схема №1. Простая цепочка низается одной иглой. Разнообразно выглядят цепочки из чередующихся бисерин и стекляруса или из бусин разного размера и цвета. Можно соединить простые цепочки, пропустив через одну крупную бусину или несколько нитей объединить в одном украшении. Это схема №2. К цепочкам подплетаются различные по рисунку и техники исполнения узоры.

 Прежде чем приступить к работе, мы с вами повторим технику безопасности при работе с ручным инструментом. Первая группа рассказывает об опасностях в работе. Вторая группа – техника безопасности до начала и во время работы. Третья группа – в аварийных ситуациях и по окончании работы.

Практическая работа « Изготовление кольца для салфетки»

Вводный инструктаж

 Дети, сидящие за  столом,накрытым синей скатертью,  изготавливают цепочки в холодной цветовой гамме, а дети, сидящие за столом с красной скатертью, изготавливают цепочки в тёплой цветовой гамме. Длина цепочки 10-12 см. Сегодня мы работаем по схеме №1. В работе используйте технологическую карту.

Текущий инструктаж:

·                          Регулярный обход рабочих мест и по вызову ученика.

·                          Корректировка хода практической работы.

·                          Контроль за соблюдением правил безопасной работы.

III. Ребята, давайте отдохнём и проведём гимнастику для глаз, послушаем приятную музыку.

Продолжим практическую работу. Итак,  у вас получились очень красивые кольца для салфеток из бисера.  Как и многие другие изделия из бисера, они служат украшением интерьера дома. Об этом мы с вами ещё будем говорить на уроках по теме «Культура дома».  (Слайд №12, 13)

Заключительный инструктаж:

·  Подведение итогов урока учителем (характеристика ошибок и успехов в работе).

Уборка рабочих мест.

IV. Закрепление материала:

Учитель: Совместно работая, мы узнали сегодня о бисероплетении, видах бусин и истории их возникновения.

  • Что такое бисероплетение?
  •   Какие виды бисера вы знаете?
  •  Что такое схема? Для чего она нужна при работе с бисером?
  • Скажите, как можно сочетать цвета при работе с бисером?
  •  Чем запомнилось изучение темы?
  • Какие виды работ вам особенно понравились, почему?
  • Чему вы научились?
  • Какие трудности вам встретились?
  • Над чем следует ещё поработать?

Подведение итогов.

Учитель отмечает учащихся, активно работавших во время урока, ставит им оценки за устные ответы. Затем зачитываются оценки за выполненную практическую работу.

V.    Домашнее задание: карточки с кроссвордом, решить кроссворд.

Библиографический список:

1.    Аполозова, Л.М. Бисероплетение/ Л.М. Аполозова. – М.: Культура и традиции, 1997. – 112 с.

2.    Бабина, Н.Ф. Развитие творческого мышления учащихся при решении кроссвордов/ Н.Ф. Бабина. – Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2000. – 63 с.

3.    Базулина, Л.В., Новикова, И.В. Бисер/ Л.В. Базулина, И.В. Новикова. – Ярославль: Академия развития, 1999. – 224 с.

4.    Горяева, Н.А., Островская, О.В. Изобразительное искусство: декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений/ Н.А. Горяева, О.В. Островская/ Под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2009. – 192 с.

5.    Дерендяев, К.Л. Поурочные разработки по технологии/ К.Л. Дерендяев. – М.: Вако, 2009. – 288 с.

6.    Кузин, В.С. Основы обучения изобразительному искусству в школе/ В.С. Кузин. – М.: Просвещение, 1977. – 208 с.

7.    Шорохов, Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе/ Е.В. Шорохов. – М.: Просвещение,1974. – 144 с.