Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (краткосрочная) "Аппликация соломкой".
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (краткосрочная) "Аппликация соломкой", предназначена для педагогов дополнительного образования, занимающихся с детьми аппликацией из соломки в летний период.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
applikatsiya_solomkoy_kratkosrochnaya_programma.doc | 109.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАВКАЗСКИЙ РАЙОН
Рассмотрено и одобрено на заседании Утверждаю
Педагогического совета МБОУ ДО ДДТ Директор МБОУ ДО ДДТ
Протокол № ______ от ____________ _________Л.П.Зорина
Приказ №___________
от «____»_________20__ г
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
(краткосрочная)
«Аппликация соломкой»
Направленность художественная
Уровень ознакомительный
Рассчитана на детей от 9 до 12 лет
Срок реализации (общее количество часов) 1 месяц (16 часов)
Автор: Ковалёв Алексей Михайлович
ст. Кавказская, 2016г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Новизна программы заключается в новом решении проблем дополнительного образования, увлечении обучающихся продуктивной деятельностью и формировании самостоятельности.
*** Дополнительная общеобразовательная программа «Аппликация соломкой» составлена с учётом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы. Дополнительная общеобразовательная программа «Аппликация соломкой» художественной направленности. Она представляет собой инструмент введения ребенка 9-12 лет в декоративно-прикладное творчество при помощи изготовления аппликаций из соломки.
Актуальность программы заключается в социальной потребности детей видеть прекрасное в простом, а обязанность педагога взращивать в детских сердцах чуткость к прекрасному, к доброму, тогда у них появится желание создать красоту своими руками. И если это сделано своими руками, то это приносит ещё большее чувство удовлетворения, что ведёт к развитию положительных качеств души. Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности. Программа пробуждает интерес обучающихся к народному творчеству и красоте декоративно-прикладного искусства.
Дополнительная общеобразовательная программа «Аппликация из соломки» посвящена сохранению и развитию этого вида народного декоративно-прикладного творчества и её педагогическая целесообразность заключается в пробуждении интереса детей к декоративно-прикладному творчеству.
Наиболее благоприятным периодом для начала обучению аппликации из соломки является возраст от 9 до 12 лет. Учебные умения и навыки детей развиваются тем быстрее, чем раньше начинается обучение каким – либо видам декоративно-прикладной деятельности.
Новизна программы «Аппликация из соломки» состоит в использовании современных педагогических технологий при обучении детей 9-12 лет изготовлению плоскостных аппликаций из соломки.
Аппликация из соломки позволит реализовать и развить творческие способности детей, даст возможность увидеть окружающий мир другими глазами. У детей, воспитывается усидчивость, терпение, аккуратность, художественный вкус, умение доводить начатое дело до конца, выделять главное.
Отличие данной программы от подобных ей в постепенном, не навязчивом введении детей в творческий процесс на занятиях, подборе аппликаций согласно возрастным особенностям детей, возможности проявить свой творческий потенциал, при изготовлении аппликаций внося изменения в предлагаемых эскизах.
Отличительными особенностями программы являются доступность в восприятии детьми всех разделов программы за счет элементарности построения занятия. Акцент в работе с детьми направлен на вовлечение их в мир декоративно-прикладного творчества, путём изготовления аппликаций из соломки своими руками, развитие зрительного восприятия и раскрытие творческого потенциала заложенного в них природой. Для удержания и сохранения внимания и живого интереса детей к работе на занятиях, подбираются интересные эскизы, проводиться много бесед о мастерах и народных умельцах проживающих на Кубани и в России, занимающихся народными промыслами и сохранением традиций.
Программное содержание по аппликации соломкой включает в себя несколько этапов.
Предлагаемая программа по аппликации соломкой представляет собой последовательность тщательно подобранных тем, по изучению правил изготовления плоскостных панно из соломки с постепенным усложнением изделий.
Каждое новое изделие базируется на уже изученном материале, содержит знакомые элементы и детали, которые уже известны ребенку из предыдущих работ, но при этом дополнено новыми, более сложными, еще не знакомыми ему элементами. Аппликация из соломки включает в себя несколько этапов:
Первый этап – это заготовка соломы. Учитель объясняет и показывает, как правильно нарезать, замочить, выгладить солому. Получить дополнительные оттенки с помощью утюга. Основная задача здесь – научить правильно подготовить солому для изготовления аппликаций. Убедить детей в том, что от качества обработки соломы зависит конечный результат и качество работ.
Второй этап – выполнение деталировки. Учитель объясняет и показывает, как правильно производиться перевод деталей эскизов на отдельные элементы, что означают буквы и чёрточки на деталях, необходимое расстояние между ними. Основная задача здесь – точность переводимых линий, указание цвета и направления на деталях.
Третий этап – выполнение деталей из соломки. Включает в себя наклеивание соломы на кальку, вырезание деталей. Основная задача здесь – подбор соломы по цветовой гамме, соблюдение направления и точность вырезания деталей по переведённым линиям.
Четвёртый этап – наклеивание и сборка деталей на основу. Включает в себя наклеивание отдельных деталей панно на основу, согласно эскизу. Основная задача здесь – соблюдение точности, аккуратности при наклеивании панно на основу. Дополнение новыми элементами эскиза, если есть необходимость. Окончательная отделка панно; наклеивание рамки, очистка от клея.
Полученные навыки закрепляются, изделия еще более усложняются.
Цель:
Развитие личности обучаемого, через занятия декоративно-прикладным творчеством, путём работы с природным материалом - соломка.
Задачи
Образовательные:
- Научить основным приемам и навыкам работы с соломкой;
- Обучить изготовлению аппликации из соломки;
Развивающие:
- Развитие эстетического вкуса и творческих способностей;
- Развитие аккуратности, усидчивости, умение доводить начатое дело до конца.
Воспитательные:
- Формирование любви к народному декоративно-прикладному творчеству;
- Формирование представления о народном мастере как творческой личности.
В результате обучающиеся должны знать:
- названия и назначение инструментов используемых при выполнении аппликаций;
- технологию обработки соломы и её тонирование;
- этапы выполнения работ при изготовлении аппликаций из соломки;
- правила организации рабочего места;
- правила безопасности труда и личной гигиены при работе с соломой;.
Обучающиеся должны уметь:
- правильно организовать рабочее место;
- пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретённые навыки на
практике;
- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены,
- выполнять работы самостоятельно согласно технологии,
- сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищескую помощь,
проявлять самостоятельность.
Предполагаемые результаты.
Знания, умения и навыки, приобретаемые обучающимися, за время освоения программы:
1. Умение подготовить солому к работе с аппликацией;
2. Знание технологии изготовления аппликаций из соломки;
3. Знание о различных направлениях народного декоративно-прикладного творчества ;
4. Умение получать дополнительные оттенки соломы;
5. Развитие интереса к рукоделию;
6. Развитие фантазии и эстетического вкуса;
7. Развитие усидчивости, аккуратности, терпения;
Обучающиеся к концу срока обучения:
1. Имеют необходимые знания и практические навыки для создания плоскостных панно из соломки.
2. Научившись изготавливать поделки своими руками, приобщаются к рукоделию, народному искусству, уважают чужую работу, учатся видеть красоту вокруг себя.
Педагогический контроль
Срок | Что контролируется | Виды контроля |
июнь
| Знания этапов выполнения аппликаций из соломки. Умение самостоятельно изготавливать аппликации из соломки. Навыки по обработке соломы. | Наблюдение. Выставка. |
3.Учебно-тематический план
№ | Тема | Всего часов |
I. | Вводное занятие. | 2 |
II. | Подготовка соломы к работе. | 2 |
III. | Технология изготовления, аппликации из соломки. | 10 |
IV. | Итоговое занятие | 2 |
Итого: | 16 |
4. Содержание программы
I. Вводное занятие.
Теория: Организация работы в объединении. Правила безопасности и гигиены при работе с соломой. Инструменты и материалы, используемые при работе. Беседа о мастерах и народных умельцах Кубани и России.
II. Подготовка соломы к работе.
Теория: Нарезка, замачивание, высушивание утюгом. Тонирование соломы утюгом, получение дополнительных оттенков.
Практика: Заготовка соломки для выполняемых работ.
III. Технология изготовления, аппликации из соломки.
Теория: Изготовление графического рисунка на кальке. Деталировка с указанием направления соломки на каждой детали. Наклеивание соломки на переведенные заготовки по указанному направлению. Вырезание деталей. Выбор композиционного решения для будущего изделия. Сборка деталей панно и наклеивание их на деревянную основу. Отделка готового изделия.
Практика: Изготовление плоскостных панно на выбор учащихся. Знакомство с предлагаемыми работами. Выбор эскиза. Деталировка. Выполнение работ производиться на фанере и ДВП. Предлагаемые работы: «Яблочко», «Вишенки», «Груша», «Грибочки», «Дубочки», «Цветочек».
Работа состоит из следующих этапов:
- Деталировка;
- Заготовка соломки;
- Изготовление деталей;
- Заготовка деревянной основы с рамкой;
- Сборка деталей на основу;
- Отделка готового изделия;
- Анализ выполнения работ.
IV. Итоговое занятие.
Теория: Анализ усвоения программы
Практика: Выставка детских работ.
Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы «Аппликация соломкой».
Виды: вводное занятие; изложение нового материала; отработка полученных знаний; закрепление; итоговое занятие.
Методы:
- Общепедагогические: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, репродуктивный.
- Методы обучения творчеству: придумывание, самооценка, образное видение, сравнение.
- Проведение занятий с использованием средств искусства: изучение народных промыслов, знакомство с декоративно-прикладным творчеством, изготовление художественных изделий.
Формы занятий:
Теоретические и практические (прикладная работа детей), выставка.
Методическое обеспечение
- образцы изделий мастеров и умельцев;
- наглядные пособия;
- литература;
- дидактический материал;
- интернет ресурсы о НДПТ;
Приёмы и методы организации занятий.
В работе используются различные виды деятельности, развивающие личность:
труд, учение, общение, творчество.
При определении содержания деятельности учитываются следующие
принципы:
Сотрудничество, сотворчество, совместный поиск;
Учёт психофизических особенностей детей;
Создание атмосферы успеха.
Формы организации учебной деятельности:
групповая, выставка.
Основной вид занятий – практический.
Формой занятий является свободное творчество, при выполнении как индивидуальных, так и групповых работ.
Занятия основываются на индивидуальном подходе к каждому ребенку, с учетом его
возможностей.
Программа рассчитана на 1 месяц занятий.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
Количество часов в месяц составляет 16 час.
Возраст детей 9-12 лет.
Педагогические приёмы:
формирования взглядов (убеждение, пример, разъяснение);
организации деятельности (приучение, показ, подражание,
требование);
стимулирования и коррекции (поощрение, похвала, соревнование, оценка,
взаимооценка и т.д.);
сотрудничества, позволяющие педагогу и воспитаннику быть партнёрами в
увлекательном процессе образования.
Материалы, инструменты, приспособления:
Солома, клей ПВА, калька, ДВП, тушь чёрная, лак НЦ-222,
Утюг, нож-косячок, ножницы, пластиковая дощечка, ручка, кисть, ножовка, наждачная бумага, чертилочка.
Демонстрационные пособия:
- технологические карты по изготовлению аппликаций из соломки;
- наглядные пособия предлагаемых работ, а также панно из соломки выполненные выпускниками;
- учебная литература по аппликации соломкой;
- альбомы с образцами, фотографиями.
Основные составляющие занятий:
1) воспитательный момент (правила хорошего тона, этикет),
2) организация рабочего места,
3) повторение пройденного материала,
4) организация и проведение занятия (включает следующие структурные элементы:
инструктажи: вводный – проводится перед началом практической работы,
текущий – во время выполнения практической работы и заключительный.
-подведение итогов, анализ, оценка работ,
-приведение в порядок рабочего места.
Перечисленные элементы не обязательно использовать на каждом занятии.
Главное, чтобы труд становился для детей источником радости, доставлял им удовольствие и моральное удовлетворение. Во время занятий нужно делать перерывы и физминутки.
Необходимо хорошо знать особенности каждого ребёнка и следить за его развитием и состоянием на момент занятий.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Для занятий аппликации соломкой необходимо подготовить рабочие места для педагога и
воспитанников, места хранения оборудования и незаконченных работ учеников.
Рабочие места. Все рабочие места оснащаются одинаковым оборудованием.
Ученики работают за столами, на которых располагается необходимый материал и инструмент для выполнения аппликаций из соломки.
Методические рекомендации
Демонстрационная аппликация учителя.
Учитель во время объяснения нового материала, сам показывает порядок выполнения тех или иных операций и своим примером мотивирует детей к занятию творчеством, детально разбирая все этапы выполнения аппликации из соломки.
6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Вакуленко Е. Г. Методика обучения аппликации соломкой: Пособие для преподавателей /науч. ред. Сокольникова Э.И. – М., РИЦ «Альфа» МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2003, 92с.
- Вакуленко Е. Г. Народные мастера Кубани / Вакуленко, Е.Г. – Краснодар: Традиция, 2009.-144с.: ил.
- Горнова Л.В. Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации/ Волгоград: Учитель, 2008.-250с.
- Емелина С.В.Авторская программа «Золотая соломка».2000 г.
- Маркелова О.Н. Технология. Организация кружковой работы в школе: конспекты занятий по темам «Аппликация из щепы», «Инкрустация из соломки», «Монотипия и флористика»/Волгоград, 2009г.-184с.
6. Мураева В.А. Технология народных ремесел. Бисер, Соломка, береста, макраме:
программа, разработки занятий.1-4 классы/Волгоград: Учитель, 2009,-127с. : ил.
7.Фитч Б. Дизайн и декор из соломки : плетение, вышивка, аппликация / Серия
«Рукодельница», - Ростов н/Д, Феникс, 2004.-96с.
Интернет-ресурсы:
http://orange-elephant.ru/master_classes/model/gribnayasemejka
http://mirpodelki.ucoz.ru/publ/lepka/lepka_iz_plastilina/16-1-0-70
http://www.o-gonek.com/#!, http://nsportal.ru./
http://nsportal.ru./ kovlyov-aleksey-mikhaylovich.
Календарно-тематический план
№ | Тема | Всего часов | Теория | Практика | Дата | Примечания |
Вводное занятие. | 2 | 2 | ||||
Подготовка соломы к работе. | 2 | 1 | 1 | |||
Изготовление поделки «Грибочки» Деталировка. Заготовка деталей. | 2 | 1 | 1 | |||
Изготовление поделки «Грибочки» Наклейка деталей на основу. | 2 | 2 | ||||
Изготовление поделки «Дубочки» Деталировка. Заготовка деталей. | 2 | 1 | 1 | |||
Изготовление поделки «Дубочки» Наклейка деталей на основу. | 2 | 2 | ||||
Изготовление поделки «Цветочек» | 2 | 2 | ||||
Итоговое занятие. Выставка. | 2 | 2 | ||||
Итого: | 16 | 7 | 9 |