Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (краткосрочная) "Аппликация соломкой".

Ковалёв Алексей Михайлович

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (краткосрочная) "Аппликация соломкой", предназначена для педагогов дополнительного образования, занимающихся с детьми аппликацией из соломки в летний период.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon applikatsiya_solomkoy_kratkosrochnaya_programma.doc109.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 КАВКАЗСКИЙ РАЙОН

 

Рассмотрено и одобрено на заседании                         Утверждаю

Педагогического совета МБОУ ДО ДДТ                            Директор  МБОУ ДО ДДТ

Протокол № ______ от ____________                         _________Л.П.Зорина

                                                                                    Приказ №___________

                                                                                                       от «____»_________20__   г

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

(краткосрочная)

«Аппликация соломкой»

 

 

Направленность  художественная

Уровень  ознакомительный

Рассчитана на детей от  9  до  12  лет

Срок реализации (общее количество часов) 1 месяц (16 часов)

Автор: Ковалёв Алексей Михайлович

 ст. Кавказская, 2016г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ         ЗАПИСКА

Новизна программы заключается в новом решении проблем дополнительного образования, увлечении обучающихся  продуктивной деятельностью и формировании самостоятельности.

***  Дополнительная общеобразовательная    программа   «Аппликация соломкой»     составлена с учётом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы. Дополнительная общеобразовательная    программа   «Аппликация соломкой»   художественной направленности.  Она  представляет  собой  инструмент   введения    ребенка    9-12  лет   в декоративно-прикладное творчество при помощи изготовления аппликаций из соломки.

      Актуальность  программы  заключается  в  социальной  потребности  детей   видеть прекрасное в простом, а обязанность педагога взращивать в детских сердцах чуткость к прекрасному, к доброму, тогда у них появится желание создать красоту своими руками. И если это сделано своими руками, то это приносит ещё большее чувство удовлетворения, что ведёт к развитию положительных качеств души. Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности. Программа пробуждает интерес обучающихся  к народному творчеству и красоте декоративно-прикладного искусства.

Дополнительная общеобразовательная программа «Аппликация из соломки» посвящена сохранению и развитию этого вида народного декоративно-прикладного творчества и её педагогическая целесообразность заключается в пробуждении интереса детей к  декоративно-прикладному творчеству.

   Наиболее благоприятным периодом для начала  обучению аппликации из соломки является возраст от 9 до 12 лет. Учебные умения и навыки детей развиваются тем быстрее, чем раньше начинается обучение каким – либо видам  декоративно-прикладной деятельности.

   Новизна программы «Аппликация из соломки» состоит в использовании современных педагогических технологий при обучении детей  9-12 лет изготовлению  плоскостных аппликаций из соломки.

   Аппликация из соломки позволит реализовать и развить творческие способности детей, даст возможность увидеть окружающий мир другими глазами. У детей, воспитывается усидчивость, терпение, аккуратность,  художественный вкус, умение доводить начатое дело до конца, выделять главное.

      Отличие данной программы от подобных ей в постепенном, не навязчивом введении детей в творческий процесс на занятиях, подборе аппликаций согласно возрастным особенностям детей, возможности проявить свой творческий потенциал, при изготовлении аппликаций внося изменения в предлагаемых эскизах.

         Отличительными особенностями программы являются доступность в восприятии детьми всех разделов программы за счет элементарности построения занятия. Акцент в работе с детьми направлен на вовлечение их в мир декоративно-прикладного творчества, путём изготовления аппликаций из соломки своими руками, развитие зрительного восприятия и раскрытие творческого потенциала заложенного в них природой. Для удержания и сохранения внимания и живого интереса детей к работе на занятиях, подбираются интересные  эскизы, проводиться много бесед о мастерах и народных умельцах проживающих на Кубани и в России, занимающихся народными промыслами и сохранением традиций.  

Программное содержание по аппликации соломкой включает в себя несколько этапов.

Предлагаемая программа по аппликации соломкой представляет собой последовательность тщательно подобранных тем, по изучению правил изготовления плоскостных панно из соломки с постепенным усложнением изделий.

Каждое новое изделие базируется на уже изученном материале, содержит знакомые элементы и детали, которые уже известны ребенку из предыдущих работ, но при этом дополнено новыми, более сложными, еще не знакомыми ему элементами. Аппликация из соломки включает в себя несколько этапов:

Первый этап – это заготовка соломы. Учитель объясняет и показывает, как правильно нарезать, замочить, выгладить солому. Получить дополнительные оттенки с помощью утюга.  Основная задача здесь – научить правильно подготовить солому для изготовления аппликаций. Убедить детей в том, что от качества обработки соломы зависит конечный результат и качество работ.

Второй этап – выполнение деталировки. Учитель объясняет и показывает, как правильно производиться перевод деталей эскизов на отдельные элементы, что означают буквы и чёрточки на деталях, необходимое расстояние между ними. Основная задача здесь – точность переводимых линий, указание цвета и направления на деталях.

Третий  этап – выполнение деталей из соломки. Включает в себя наклеивание соломы на кальку, вырезание деталей. Основная задача здесь – подбор соломы по цветовой гамме, соблюдение направления и точность вырезания деталей по переведённым линиям.

Четвёртый этап – наклеивание и сборка деталей на основу. Включает в себя наклеивание отдельных деталей панно на основу, согласно эскизу. Основная задача здесь – соблюдение точности, аккуратности при наклеивании панно на основу. Дополнение новыми элементами эскиза, если есть необходимость. Окончательная отделка панно; наклеивание рамки, очистка от клея.

Полученные навыки закрепляются, изделия еще более усложняются.

Цель:

 Развитие личности обучаемого, через занятия декоративно-прикладным творчеством, путём работы с природным материалом  - соломка.

Задачи

Образовательные:

  • Научить основным приемам и навыкам работы с соломкой;
  • Обучить изготовлению аппликации из соломки;

Развивающие:

  • Развитие эстетического вкуса и творческих способностей;
  • Развитие аккуратности, усидчивости, умение доводить начатое дело до конца.

Воспитательные:

  • Формирование любви к народному декоративно-прикладному творчеству;
  • Формирование представления о народном мастере как творческой личности.

В результате  обучающиеся должны знать:

- названия и назначение инструментов используемых при выполнении аппликаций;

- технологию обработки соломы и её тонирование;

- этапы выполнения работ при изготовлении  аппликаций из соломки;

- правила организации рабочего места;

- правила безопасности труда и личной гигиены при работе с соломой;.

Обучающиеся должны уметь:

- правильно организовать рабочее место;

- пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретённые навыки на

практике;

- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены,

- выполнять работы самостоятельно согласно технологии,

- сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищескую помощь,

проявлять самостоятельность.

Предполагаемые результаты.

Знания, умения и навыки, приобретаемые обучающимися, за время освоения программы:

1. Умение подготовить солому к работе с аппликацией;

2. Знание технологии изготовления аппликаций из соломки;

3. Знание о различных  направлениях народного  декоративно-прикладного творчества ;

4. Умение получать дополнительные оттенки соломы;

5. Развитие интереса к рукоделию;

6. Развитие фантазии и эстетического вкуса;

7. Развитие усидчивости, аккуратности, терпения;

  Обучающиеся к концу срока обучения:

1.  Имеют необходимые знания и практические навыки для создания плоскостных панно из соломки.

2. Научившись изготавливать поделки своими руками, приобщаются к рукоделию, народному искусству, уважают чужую работу, учатся видеть красоту вокруг себя.

 Педагогический контроль

Срок

Что контролируется

Виды контроля

июнь

 

Знания этапов выполнения аппликаций из соломки.

Умение самостоятельно изготавливать аппликации из соломки.

Навыки по обработке соломы. 

 Наблюдение.  

       Выставка.  

3.Учебно-тематический план

Тема                                                                        

Всего часов

I.

 Вводное занятие.  

2

II.

Подготовка соломы к работе.

2

III.

Технология изготовления,  аппликации из соломки.

10

IV.

Итоговое   занятие

2

Итого:                                                        

16

4. Содержание программы

I. Вводное  занятие.

Теория:  Организация работы в объединении. Правила безопасности и гигиены при работе с соломой.  Инструменты и материалы, используемые при работе. Беседа о мастерах и народных умельцах Кубани и России.

II. Подготовка соломы к работе. 

Теория: Нарезка, замачивание, высушивание утюгом.  Тонирование соломы  утюгом, получение дополнительных оттенков.

Практика: Заготовка соломки для выполняемых работ.

III. Технология изготовления,  аппликации из соломки.

Теория: Изготовление графического рисунка на кальке. Деталировка с указанием направления соломки на каждой детали. Наклеивание соломки на переведенные заготовки по указанному направлению. Вырезание деталей. Выбор композиционного решения для будущего изделия. Сборка деталей панно и наклеивание их на деревянную основу. Отделка готового изделия.

Практика: Изготовление плоскостных панно на выбор учащихся. Знакомство с предлагаемыми работами. Выбор эскиза. Деталировка. Выполнение работ производиться на фанере и ДВП. Предлагаемые работы: «Яблочко», «Вишенки», «Груша», «Грибочки», «Дубочки», «Цветочек».

Работа состоит из следующих этапов:

  • Деталировка;
  • Заготовка  соломки;
  • Изготовление деталей;
  • Заготовка деревянной основы с рамкой;
  • Сборка деталей на основу;
  • Отделка готового изделия;
  • Анализ выполнения работ.

IV. Итоговое   занятие.

 Теория:  Анализ усвоения программы

Практика: Выставка детских работ.

Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы «Аппликация соломкой».

Виды: вводное занятие; изложение нового материала; отработка полученных знаний; закрепление; итоговое занятие.

Методы:

  • Общепедагогические: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, репродуктивный.
  • Методы обучения творчеству: придумывание, самооценка, образное видение, сравнение.
  • Проведение занятий с использованием средств искусства: изучение народных промыслов, знакомство с декоративно-прикладным творчеством, изготовление художественных изделий.

Формы занятий:

Теоретические и практические (прикладная работа детей), выставка.

 Методическое обеспечение

  • образцы изделий мастеров и умельцев;
  • наглядные пособия;
  • литература;
  • дидактический материал;
  • интернет ресурсы о НДПТ;

                   

 

Приёмы и методы организации занятий.

В работе используются различные виды деятельности, развивающие личность:

 труд, учение, общение, творчество.

При определении содержания деятельности учитываются следующие

принципы:

Сотрудничество, сотворчество, совместный поиск;

Учёт психофизических особенностей детей;

Создание атмосферы успеха.

Формы организации учебной деятельности:

групповая, выставка.

Основной вид занятий – практический.

Формой занятий является свободное творчество, при выполнении как индивидуальных, так и групповых работ.

Занятия основываются на индивидуальном подходе к каждому ребенку, с учетом его

возможностей.

Программа рассчитана на 1 месяц занятий.

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.

Количество часов в месяц составляет 16 час.

Возраст детей  9-12 лет.

Педагогические приёмы:

формирования взглядов (убеждение, пример, разъяснение);

организации деятельности (приучение, показ, подражание,

требование);

стимулирования и коррекции (поощрение, похвала, соревнование, оценка,

взаимооценка и т.д.);

сотрудничества, позволяющие педагогу и воспитаннику быть партнёрами в

увлекательном процессе образования.

Материалы, инструменты, приспособления:

Солома, клей ПВА, калька, ДВП, тушь чёрная, лак НЦ-222,

Утюг, нож-косячок, ножницы, пластиковая дощечка, ручка, кисть, ножовка, наждачная бумага, чертилочка.

Демонстрационные пособия:

- технологические карты по изготовлению аппликаций из соломки;

- наглядные пособия предлагаемых работ, а также панно из соломки выполненные выпускниками;

- учебная литература по аппликации соломкой;

- альбомы с образцами, фотографиями.

Основные составляющие занятий:

1) воспитательный момент (правила хорошего тона, этикет),

2) организация рабочего места,

3) повторение пройденного материала,

4) организация и проведение занятия (включает следующие структурные элементы:

инструктажи: вводный – проводится перед началом практической работы,

текущий – во время выполнения практической работы и заключительный.

-подведение итогов, анализ, оценка работ,

-приведение в порядок рабочего места.

Перечисленные элементы не обязательно использовать на каждом занятии.

 Главное, чтобы труд становился для детей источником радости, доставлял им удовольствие и моральное удовлетворение. Во время занятий нужно делать перерывы и физминутки.

Необходимо хорошо знать особенности каждого ребёнка и следить за его развитием и состоянием на момент занятий.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Для занятий аппликации соломкой  необходимо подготовить рабочие места для  педагога и

воспитанников, места хранения оборудования и незаконченных работ учеников.

Рабочие места. Все рабочие места оснащаются одинаковым оборудованием.

Ученики работают за столами, на которых располагается необходимый материал и инструмент для выполнения аппликаций из соломки.

Методические рекомендации

Демонстрационная аппликация учителя.  

Учитель во время объяснения нового материала, сам показывает порядок выполнения тех или иных операций и своим примером мотивирует детей к занятию творчеством, детально разбирая все этапы выполнения аппликации из соломки.

6.   СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

  1.  Вакуленко Е. Г.  Методика обучения аппликации соломкой: Пособие для преподавателей /науч. ред. Сокольникова Э.И. – М., РИЦ «Альфа» МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2003, 92с.
  2. Вакуленко Е. Г. Народные мастера Кубани / Вакуленко, Е.Г. – Краснодар: Традиция, 2009.-144с.: ил.
  3. Горнова Л.В. Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации/ Волгоград: Учитель, 2008.-250с.
  4. Емелина С.В.Авторская программа «Золотая соломка».2000 г.
  5. Маркелова О.Н. Технология. Организация кружковой работы в школе: конспекты занятий по темам «Аппликация из щепы», «Инкрустация из соломки», «Монотипия и флористика»/Волгоград, 2009г.-184с.

       6. Мураева В.А. Технология народных ремесел. Бисер, Соломка, береста, макраме:  

           программа, разработки занятий.1-4 классы/Волгоград: Учитель, 2009,-127с. : ил.

 7.Фитч Б. Дизайн и декор из соломки : плетение, вышивка, аппликация / Серия

       «Рукодельница», - Ростов н/Д, Феникс, 2004.-96с. 

Интернет-ресурсы:

     http://orange-elephant.ru/master_classes/model/gribnayasemejka

http://mirpodelki.ucoz.ru/publ/lepka/lepka_iz_plastilina/16-1-0-70

http://www.o-gonek.com/#!,    http://nsportal.ru./      

     http://nsportal.ru./    kovlyov-aleksey-mikhaylovich.   

Календарно-тематический план

Тема                                                                    

Всего часов

Теория

Практика

Дата

Примечания

 Вводное занятие.  

2

2

 Подготовка соломы к работе.

2

1

1

Изготовление поделки «Грибочки»

Деталировка. Заготовка деталей.

2

1

1

Изготовление поделки «Грибочки»

Наклейка деталей на основу.

2

2

Изготовление поделки «Дубочки»

Деталировка. Заготовка деталей.

2

1

1

Изготовление поделки «Дубочки»

Наклейка деталей на основу.

2

2

Изготовление поделки «Цветочек»

2

2

Итоговое   занятие. Выставка.

2

2

Итого:                                                        

16

7

9