Разработка открытого урока. Тема :" Вятская роспись"

Манух Олеся Александровна

Символическая роспись. Вятские мотивы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Открытый урок326.36 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка  плана-конспекта открытого урока с использованием ИКТ-технологий, метапредметности.

Тема урока: «Народные ремёсла. Вятская роспись»

Преподаватель Художественных дисциплин

Манух  Олеся Александровна

План-конспект открытого урока :

Предмет: декоративно-прикладное искусство.

Класс: 3-5 классов ДШИ, ДХШ.

Тип: урок закрепление.

Цель: создание педагогических условий для реализации творческого потенциала детей в изобразительной   деятельности, способствующих развитию эстетическо- нравственной  культуры детей, интереса к миру  декоративно-народного искусства.

Задачи:

а) учебно-образовательные:

 - формирование у обучающихся, основ разносторонних знаний;

 - выработка умений, специальных для  декоративно-прикладной дисциплины;

 б) воспитательные-  взаимосвязанное между собой нравственное, эстетическое и т.д. воспитание обучающихся.

 в) развивающие:

 - формирование умений и навыков учебной практической и умственной деятельности;

 - развитие познавательных процессов обучающихся (память, мышление, внимание, воображение, восприятие);

 - умение применять логические операции (анализ, синтез, сравнение, классификация, систематизация, обобщение);

 - развитие воли, эмоций, интересов, способностей и дарований личности;

-развить творческо-поисковые качества, декоративно-прикладные навыки и интерес детей  к истокам народных ремёсел;

-способствовать формированию, знаний о вятской росписи.

Форма открытого урока: тематическая беседа с практическими заданиями, использование ИКТ.

Вид: смотр народного искусства

Функция: формирующая, практическая.

Планируемый результат

Личностные

Сформировать:

-уважительное отношение к культуре и искусству своей страны

-целостное мировоззрение

-коммуникативную компетентность в общении со сверстниками

-потребность в самостоятельной практической творческой деятельности

-умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Предметные

  • Уметь сравнивать основные росписи, орнаменты
  • осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы в опоре на мотивы Вятской росписи;
  • осваивать характерные для Вятской росписи основные элементы орнамента и особенности цветового решения.

Метапредметные:

  -уметь определять и формулировать цель на уроке, работать по плану, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроперспективной оценки, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, высказывать свое предположение (Регулятивные УУД);

-уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и слышать партнера (Коммуникативные УУД);

-уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

      При наличии большой аудитории  предлагается  музыкально-танцевальное сопровождение других отделений ДШИ, для более творческой атмосферы открытого урока,  помогающего  почувствовать дух древнеславянской  эпохи, окунуться к своим «корням» . Использование хорового,  инструментального, хореографического отделения.

Хоровое отделение исполняет народную песню, в народных костюмах: «Под ракитою зелёной», (https://www.youtube.com/watch?v=7sL_GrcAPg8).

Инструментальное отделение : http://vmusicenet.info/top (балалайка или домра): «Во поле берёзка стояла».

Хореографическое отделение, народный танец:

-«Берёзка»;

-«Ручеёк».

Организация пространства

  • Работа в группах
  • Индивидуальная работа
  • Учебник для 5 класса Изобразительное искусство. «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека», авторы Н.А.Горяева, О.В.Островская
  • Образцы вятской росписи, украшений одежды, роспись по дереву. Известные  места вятской росписи, слайды с образцами различных орнаментов, элементов одежды , компьютерная презентация, краски.

Проектируемые результаты:

-  обучающиеся отвечают на вопросы: возникновения,  истоки, особенности росписи;

-  называют символы вятской росписи;

-  зарисовывают эскизы( практическое задание :

-http://patlah.ru/etm/etm-01/podelki/rospis/olonec/olonec-07.htm:;

- ttps://vk.com/vyatskaya_rospis;

- https://provp.info- видео о Вятской росписи)http://vyatkaart.ru/assets/images/Image_061.jpg

Материалы и оборудование:

  •  Напечатанный план-конспект открытого урока.

  • Ноутбук  для показа «История    Вятская роспись»(http://vyatkaart.ru/- сайт наглядного пособия).

  • Наглядный материал в виде цветных эскизов.

План–конспект открытого урока.

Основные этапы современного урока:

План открытого урока по ДПИ

«Народные ремёсла. Вятская росписи».

Время в мин.

Организационный момент. Приветствие обучающихся. Обозначение темы урока: « Народные ремёсла. Вятская роспись». Немного из истории.

2 -5мин.

Проверка домашнего задания. Обучающиеся должны были выполнить по одному элементу вятской росписи, воспользовавшись сайтом (http://patlah.ru/etm/etm-01/podelki/rospis/olonec/olonec-07.htm)

2-3мин.

Проверка знаний и умений обучающихся для подготовки к новой теме(5мин), продолжение обсуждения Вятской росписи по работам домашнего задания. Анализ выполненного.

5 мин.

Постановка цели занятия перед обучающимися. В виде проблемы-рассуждения. (2мин)

2 мин.

Метапредметность. Хор, песня.

5мин.

Организация восприятия и осмысления новой информации, т.е. усвоение исходных знаний(5мин)-видеофильм ,  продолжение введение в исторический  момент  вятской росписи. Метапредметность(балалайка, домра)

5-10 мин.

Творческое применение и добывание знаний, освоение способа деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений(практическое задание).  Метапредметность (хор)

15-20мин.

Здоровьезберегающие технологии( зарядка-пятиминутка)

https://www.youtube.com/watch?v=Y-h7WvX65bE

2-5мин.

Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний (беседа, дискуссия)

Вопросы задающие дискуссионный характер, проблематика. Как вы думаете..? А правда ли…?  Есть мнение?.. Правильно ли утверждает этот источник, что…?

5мин.

Контроль результатов учебной деятельности, осуществляемый преподавателем и обучающимся, оценка знаний (тестирование).

5 мин.

Танец «Берёзка»-выполняется около парт

 «Ручеёк»- обучающиеся хореографического отделения увлекают за собой сидящих за партами  обучающихся художественного отделения, которые в руках держат свои выполненные работы(демонстрируют их для гостей урока и для одноклассников)

5 мин.

5 мин.

Домашнее задание к следующему уроку (закрепление материала пройденного).

2 мин.

Подведение итогов урока, рефлексия. Анализ выполненных работ практической деятельности урока.

3 мин.

И того :

Примерно

1.20 -2 часа

.

Материалы для урока.

История    Вятская роспись

Вятская Роспись

(http://vyatkaart.ru/- сайт наглядного пособия)

Для 3-4 классов

          Истоки вятской росписи таятся в глубинах истории, когда на Вятской земле существовала древняя славянская ведическая культура. После принятия христианства эта культура, так же как и ее древние знания, была предана забвению. В настоящее время практически ничего не сохранилось из этих древнейших знаний кроме отдельных разрозненных фрагментов, которые чудом избежали истребления только благодаря передаче их в символической форме в виде традиционных промыслов, элементов украшения жилища и предметов быта. Лучше всего древние узоры сохранились в орнаментах вышивки, а также в росписи прялок и сундуков. Каждая роспись несла в себе оберегающую силу, энергию направления жизни в благоприятное русло развития событий по Божественному плану.

     Для 5 классов.          Вятская роспись была почти утрачена, поскольку особенность ее заключалась в изображении мироустройства древних славян. Действительно, роспись как важный элемент славянской культуры, культуры языческой, дохристианской, практически не сохранился, точнее, сохранился лишь фрагментарно. Тогда о каком же бренде, тем более вятском, может в таком случае идти  речь?.. Соглашусь: сохранился фрагментарно. Но ведь сохранился!

Известно, что на Руси после крещения христианство и язычество рядышком существовали и в народном сознании, и в народном быте: все так же, вместе с соблюдением постов и церковных обычаев люди праздновали Масленицу и веселились на Ивана Купалу; гадали в Святки; несмотря ни на какие запреты и уничтожительные меры, сохранились языческие народные музыкальные инструменты  (это я сейчас о домре, в частности, говорю Улыбаюсь), в деревнях по-прежнему расшивали сарафаны и полотенца, расписывали прялки, сани, домашнюю утварь, элементы жилища…  До сих пор, наверное, у некоторых сохранились от бабушек расшитые характерным узором скатерти или шторы, бережно хранимые старшим поколением в деревянных сундуках, которые, кстати, тоже как важный предмет дома принято было красиво расписывать.  Это было на Руси повсеместно, и Вятка не была здесь исключением. Только, как и многое другое, вятская роспись имеет свою особинку, а значит, и брендом быть вполне может. И хорошо, что в наше время нашлись люди, которые посвятили ее изучению и возрождению свои интеллектуальные силы, время и талант. А теперь обо  всем подробнее.

Информация для старших классов 4-5

           Киров-край мастеров.Здесь творят, изучают и ... исследуют на научном уровне: краеведы, искусствоведы, преподаватели, художники и другие категории. В 70- и 80-е годы на территории Кировской области работали экспедиции по изучению промыслов, в т.ч. и росписи. Ездили целые отряды: кировский краевед Любимов, московский искусствовед Барадулин В.А., кировский искусствовед Работинская В.А. (она тогда работала в объединении "Умелец"), от фабрики "Идеал" ездили кировские художники Солоницына (Кочергина) Е.Ю., Зашихина (Попова Е.Н., Малюгина (Петухова) М.В.Также ездили художники от Московского научно-исследовательского института художественной промышленности Гораздин А., Ситникова О. Возможно не всех назвала, прошу прощения. Также ездили педагоги и студенты от кировского историко-краеведческого клуба "Мир" (руководитель клуба Людмила Георгиевна Крылова). Клуб "Мир" ездят вообще 30 лет, на сегодняшний день у них собрана богатейшая коллекция северных домовых росписей (привезены целые фрагменты деревянных стен и шкафчиков). По итогам экспедиций было выявлено,что в северных районах Кировской обл(Подосиновский, Лузский, Опаринский) найдены очаги с северными домовыми росписями (их называют так же урало-сибирскими,а в южных районах (Богородский,Зуевский,Афанасьевский и др) были найдены сундучные росписи. Но!!! Наши северные районы раньше входили в состав Вологодской и Архангельской обл. Поэтому нельзя говорить,что у нас есть вятские росписи.А сундучные росписи как у нас встречаются и в Пермском крае. Северные росписи по схеме строения цветка и композиции в принципе похожи и узнаваемы начиная от Петрозаводска, далее Вологда, Архангельск, Вятка и вправо по карте до Тобольска, Красноярска, Новосибирска. По итогам экспедиций было проведено огромное количество семинаров, встреч, было издано фотоальбомов, было разработано много образцов для внедрения в производство на фабрике "Идеал" и объединении "Умелец" по выпуску изделий надомного труда. А московский искусствовед Барадулин Василий Алексеевич издал много книг по уральским северным росписям (где упоминает и Киров), сам бывал в Кирове с семинарами очень много раз. Над разработкой образцов, над усовершенствованием художественного мазка, над колоритом и цветом работали кировские художники (начало 70-х гг) - Окишева Евгения Алексеевна, Жигальцев Валерий, Бузанова Н., Колкова Лидия, Шишкина Валентина, Малюгина (Петухова) Марина, Зашихина(Попова) Елена, Карпиза Женя и др. Никого не хочу обидеть, если назвала не всех. А кировский художник и педагог Шустова Лия Николаевна в 1978 г.разработала ещё и традиционные формы для росписи-сундучки в уменьшенном размере. Обучать художественному мазку художников и исполнителей из Кирова приезжали Московские художники Владимир Плетнёв и Алексей Добромыслов. Писали цветки масляными красками, просто виртуозно. На сегодняшний день уже нет в живых Окишевой Е.А.,Жигальцева В.,Барадулина В.А.. А Московский художник Гораздин А.(ездил в экспедиции по Кировской обл)на сегодняшний день-член Союза Художников России,Председатель Московской Ассоциации художников декоративных искусств,Ольга Ситникова(ездила в экспедиции по Кировск.обл.)- тоже член СХ России,член Асссоциации.Таким образом, возрождением росписей занимались огромный коллектив людей не одно десятилетие.

              Итак…  Роспись – важный элемент народной культуры, выражающий собой символичное представление людей о мире и его устройстве. Для наших далеких предков она была характерным элементом домашнего быта, даже вышивка, которой украшали домашние тканевые вещи и одежду, суть тоже роспись. На Вятской земле она, как и во всех других уголках страны, была широко распространена в крестьянской и не только среде, и имела как общерусские черты, так и свои особенности, связанные с мировоззренческой базой славян, их представлениями о мироздании.

Для всех классов « Символическая форма»

            В вятской росписи все образы решаются в упрощенной символической форме. По представлениям древних славян, мир состоял из четырех элементов-стихий: Царя-Огня (под которым часто подразумевалось и Солнце), Царицы-Воды, Матери-Сырой Земли и Господина-Воздуха, который по умолчанию занимал всё пространство расписываемой поверхности. Существовал и пятый элемент, служащий объединительной силой всем четырем стихиям – это Любовь. Отсюда и деление структуры росписи на ярусы. Верхний ярус обозначает Небо и Солнце. Средний ярус – это мир человека и природы, а также существ ее населяющих. Нижний ярус представляет собой Мать-Землю и Воду, которая дает жизнь всему сущему.

  В большинстве своем мотивы росписи посвящены главным божествам – Солнцу-Отцу и Земле-Матери. Основное место в орнаментах занимает солярная (солнечная) символика, а также изображение космического устройства мира (Вселенной). Так, символ Солнца – это круг. Его энергия в росписи представляется в виде закругляющихся мазков. Встречается также символическое изображение Мирового Древа, являвшегося олицетворением Мировой Оси, на которой вращались Вселенная и Земля (твердь). Отголоски этих и других изображений до сих пор используются в традиционной росписи дымковской игрушки.

  Основными цветами вятской росписи являются, прежде всего, красный – цвет Верховного Божества Рода, а также желтый, оранжевый и черный. В качестве контрастных красок используются зеленый или синий цвета, которыми обозначается вода, в том числе и Хляби Небесные - воды, вытекающие из Небесной Сферы. Обязательным элементом считается наличие белого цвета, обозначающего Изначальный Белый Свет.

  Стиль вятской росписи можно охарактеризовать как свободный, кистевой, точечный, выполняющийся с использованием техники «двойной мазок» с фоном или без такового.

Особенности вятской росписи:

- в ней все образы решены в упрощенной символической форме;

- основными цветами являются красный – цвет Верховного Божества Рода, а также желтый, оранжевый и черный. В качестве контрастных красок используются зеленый или синий цвета, которыми обозначается вода. Обязательным элементом считается наличие белого цвета, обозначающего Изначальный Белый Свет;http://kirovkray.ru/images/panno.jpg

- стиль вятской росписи можно охарактеризовать как свободный, кистевой, точечный, выполняющийся с использованием техники «двойной мазок» с фоном или без такового;

- совмещение с резьбой и огромное количество символических элементов, космологичность;

Изделия, украшенные вятской росписью, сегодня можно встретить в художественных салонах. Они очень красивы, необычны, экспрессивны и ярки. А главное – историчны.

Символы Вятской росписи

Практическое задание-20минут.

Вместе с учителем (учитель на магнитной или интер-доске выполняется поэтапно практическое задание). Выбирается один или несколько элементов росписи ( сложность от классной подготовки, возрастной группы). Можно сделать орнаментом, узором ( в круге, полосе, квадрате).

Использование интерактивной доски: http://patlah.ru/etm/etm-01/podelki/rospis/olonec/olonec-07.htm

       В вятской росписи все образы решаются в упрощенной символической форме.  Каждый символ росписи имеет свой смысл:

Линии – восхождение духа,
Дерево – энергий жизни, радости, символ мироздания - символизирует формирование благополучия и достатка на будующий год.
Ладья - символ движения Солнца по небу.
Точка - сфера и вращение,
Круг - солнце,
Несколько кругов – солнце идет по небу,
Ромб – символ плодородия, продолжения жизни, охраняемые Божественным Светом и направленные на четыре стороны света.
Цветок в центре (розетка) – символ цветущей и плодоносящей Земли.
Резные розетки вверху и внизу – обозначают движение Солнца по небу, а так же вечное движение Божественной энергий на Земле и на Небе, которые непрерывно связаны между собой.
Боковой орнамент в виде стилизованных цепочек ягод, обозначает Божественное плодородие.
Ростки (грины) – пожелания добра,
Птички – посредники между небом и землей.символ вестей, небесные посланники,
Птички обращенные друг к другу – символизирует восход и закат солнца непрерывный круговорот энергий в мире.
Львы – охранный мужской символ.
Небесные олени по обе стороны от Древа - символы удачи.
Олень сам по себе является символом восхождения, знаком Высшей силы.

Техника нанесения росписи

              Основными цветами вятской росписи являются, прежде всего, красный – цвет Верховного Божества Рода, а также желтый, оранжевый и черный. В качестве контрастных красок используются зеленый или синий цвета, которыми обозначается вода, в том числе и Хляби Небесные - воды, вытекающие из Небесной Сферы. Обязательным элементом считается наличие белого цвета, обозначающего Изначальный Белый Свет.

Время возникновения сундучного промысла в вятской губернии, в частности в Вятском уезде, относится примерно к середине 20-х годов XIX века. На первых порах сундуки изготавливали из толстых сосновых тесин, и чтобы как-то облагородить грубую поверхность, их стали красить, а потом и расписывать. Когда же спрос на сундуки заметно возрос, и не только у местных покупателей, их для удобства перевозки стали делать из тонких и лёгких пиленых досок, и притом складнями – «укладками», на подобии матрёшек вставляющимися один в другого по 5-6, а то и по 7 сундуков различной величины в одном складне.

Форма сундуков с самого начала производства почти не изменялась, лишь только крышки по требованию городских покупателей иногда делали прямыми, а не выпуклыми.

Красили сундуки для сельских жителей красным цветом, расписывали белым и зелёным или чёрным и жёлтым. Городские покупатели предпочитали синюю и зелёную окраску и роспись под железную оковку.

При окраске вместо кистей использовали заячьи лапки. Инструментом в росписи служили чеканы – деревянные палочки длинной примерно 18 сантиметров, различной толщины, с вырезанными на торцах изображениями цветов, крестиков, звёздочек и других узоров. Чеканы делали сами сундучники.

Сделав несколько укладок сундуков, не менее трёх, приступали к окраске. Прежде всего из обрезков овечьей кожи приготавливали клей. Этим клеем с помощью заячьей лапки или кисти из луба покрывали с верху белый сундук и пока клей не высох мастера красили сундук со всех сторон, кроме задней стороны и дна. Эта окраска являлась фоном для росписи. Потом сундук покрывали слоем клея и начинали расписывать.

Прежде всего с помощью линейки и циркуля намечали тонкими линиями членения композиции. Во0первых на поверхности всех окрашенных стенок рисовали широкую раму. Такой же широкой полосой переднюю стенку и крышку делили на два разных квадрата, в них проводили диагонали, на пересечении которых рисовали окружности. Иногда углы квадратов отмечали наугольниками, в центре рисовали ромбы, а в ромбах круги. Ромбы и круги закрашивали сплошь каким-нибудь из участвующих в росписи цветов. Когда краски просыхали, всю поверхность крышки и стенок расписывали зелёным краской или голландской сажей под оковку, а затем жёлтым кроном или белилами печатали чеканами разные узоры.

                 Современную роспись наносят на поверхность сундучков и коробочек мягкими беличьими или колонковыми кистями, окраску фона производят флейцем или широкой плоской щетинной кистью.

После сушки расписанного изделия в течение 2-3 часов при температуре 18-23 °С производят его лакирование. Для этой цели используют нитроцеллюлозные лаки. Сушка изделия после лакирования 30-60 минут при комнатной температуре.

                  Современная Вятская роспись очень простая в освоении. Её приёмы доступны детям школьного возраста. Она хорошо смотрится на столярных изделиях.

             Изображения отличаются лаконизмом манеры и веками отработанными приемами владения кистью.

              Стиль вятской росписи можно охарактеризовать как свободный, кистевой, точечный, выполняющийся с использованием техники «двойной мазок» с фоном или без такового и с огромным количеством символических и космологических элементов.

Вопросы для проверки по усвоению темы

(тестирование)

  1. Где возникла вятская роспись?
  2. Почему названа роспись вятской?
  3. Что изображали вятские мастера на изделиях?
  4. Какие основные цвета использовались в росписи?
  5. Какие символы в вятской росписи?
  6. Какие животные изображались в росписи?
  7. Какие растения изображались в росписи?
  8. Как ещё можно назвать вятскую росписи ( Ответ: сундучная)?
  9. Что расписывали вятской росписью?
  10. Стиль вятской росписи(  Ответ: свободная, кистиевая, точенная)?
  11. Техника (Ответ: двойной мазок).
  12. Зарисуй элемент вятской росписи.

Интернет ресурсы

1.http://www.vyatskayarospis.ru/history.html-история 1-2 классов

2.http://kirovkray.ru/index.php/vyatskie-brendy/195-vyatskaya-rospis.html -история 3-5 классов.

3. http://patlah.ru/etm/etm-01/podelki/rospis/olonec/olonec-07.htm.

Приложение№1

ПОД РАКИТОЮ ЗЕЛЕНОЙ 

Под ракитою зеленой
Русский раненый лежал,
Ко груди, штыком пронзенной,
Крест свой медный прижимал.

Кровь лилась из свежей раны
На истоптанный песок;
Над ним вился черный ворон,
Чуя лакомый кусок.

«Ты не вейся, черный ворон,
Над моею головой!
Ты добычи не дождешься,
Я солдат еще живой!

Ты слетай в страну родную,
Отнеси маменьке поклон.
Передай платок кровавый
Моей женке молодой.

Ты скажи: она свободна,
Я женился на другой.
Я нашел себе невесту
В чистом поле, под кустом;

Моя сваха – востра сабля,
И венчал граненый штык;
Взял невесту тиху, скромну
И приданно небольшо.

Взял приданно небольшое –
Много лесу и долин,
Много сосен, много елок,
Много, много вересин».

В нашу гавань заходили корабли. Вып. 2. М., Стрекоза, 2000.




ВАРИАНТЫ МЕЛОДИИ

1. Крестьянская традиция


http://a-pesni.org/popular20/podrakit1.gif
Напев представляет собой крестьянскую традицию народных песен (см.: Традиционный фольклор Новгородской области. Изд. подготовили В. Жекулина, В. Коргузалов, М. Лобанов, В. Митрофанова. Л., 1979, № 16).

100 песен русских рабочих / Сост., вступит. статья и коммент. П. Ширяевой; Общ. ред. П. Выходцев. Л., Музыка, 1984


2. Казачья традиция 

http://a-pesni.org/popular20/podrakit2.gif
Напев представляет казачью традицию народных песен (см.: Русские народные песни Астраханской области. Сост. В. П. Самаренко, М. А. Этингер. М., 1978, № 102). 

100 песен русских рабочих / Сост., вступит. статья и коммент. П. Ширяевой; Общ. ред. П. Выходцев. Л., Музыка, 1984


ВАРИАНТ

http://a-pesni.org/popular20/podrakitoj.gif
Под ракитою зеленой
Русский раненый лежал,
Он к груди, штыком пронзенной,
Крест свой медный прижимал. 

Кровь лилась из малой ранки
На истоптанный песок.
Над ним вился черный ворон,
Чуя лакомый кусок. 

Ты не вейся, черный ворон,
Над моею головой,
Я тебе да не поддамся,
Я казак еще живой! 

Пролетай ты, черный ворон,
К отцу с матерью родной.
Ты снеси им, черный ворон,
Мой поклончик слезовой. 

А жене моей красивой –
Хоть платочек кровавой.
И скажи, чтоб не тужила,
Я женился на другой. 

Я женился на другой –
На винтовке строевой.
Шашка свашкою была,
Со штыком венчался я. 

Шашка свашкою была,
Со штыком венчался я.
Взял приданое большое –
Все германские поля.

Бирюков Ю. Е. Казачьи песни. М.: "Современная музыка", 2004.

Приложение №2

Приложение №3