Из опыта работы педагога Белозерской Е. М.

Белозерская Елена Михайловна

    Я, Белозерская Елена Михайловна, по образованию инженер – технолог швейных изделий. С 1994 года работаю во Дворце детского творчества «Юный губкинец» педагогом дополнительного образования. Имею высшую квалификационную категорию, являюсь руководителем коллектива «Белошвейка». В течение многих лет работы с детьми мною накоплен богатый опыт в организации учебного процесса и досуговой деятельности объединения, создан стабильно работающий детский коллектив. Рада возможности передать своим воспитанникам любовь к тому делу, которое для меня стало делом всей моей жизни.  Именно это считаю основным результатом своей педагогической деятельности. С удовлетворением могу сказать, что выпускники нашего коллектива – это интересные творческие люди, умеющие преодолевать трудности и нашедшие свой путь в этой непростой жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

С  детства самым любимым занятием для меня было швейное дело. Сначала с удовольствием обшивала  кукол, а потом придумывала для себя немыслимые наряды и воплощала их в жизнь. Это и определило будущую профессию. По окончании Омского технологического института бытового обслуживания населения получила специальность инженера – технолога швейных изделий. Работала в ателье, а  затем,  в силу сложившихся обстоятельств, попала во Дворец детского творчества и стала заниматься педагогической деятельностью. С этих пор моя жизнь наполнена радостью творчества и общения с детьми. Видимо, именно в педагогике я нашла свое призвание. По–началу было непросто постигать премудрости педагогических технологий. Строила работу интуитивно, исходя из того, чем бы мне хотелось заниматься на месте своих учащихся, и как при этом правильно научиться любимому делу – кроить и шить одежду. Затем, разработала образовательную программу «Нескучное рукоделие», рассчитанную на 5 лет. Программа дает возможность девочкам освоить не только технологию изготовления одежды, но и различные  виды декоративно–прикладного творчества. Разнообразие занятий помогает удержать учащихся в коллективе в течение нескольких лет и сделать обучение полезным и интересным. Совсем маленькими школьницами приходят девочки в наш коллектив «Белошвейка» и занимаются там до подросткового и старшего возраста. В 2014 году нашему детскому объединению исполнилось 20 лет. В связи с этим хочется поделиться накопленным опытом и подвести некоторые итоги.

Курс обучения в коллективе можно условно разбить на три этапа. В течение  первого (подготовительного) этапа учащиеся занимаются такими видами деятельности как рисование, изготовление традиционной тряпичной куклы, лепка из соленого теста, выполнение мягкой игрушки, изготовление  одежды на куклу. С самого начала я стараюсь формировать у девочек сознательное отношение к труду, позволяющее самостоятельно и творчески использовать  полученные знания и умения. В течение второго (основного) этапа обучения учащиеся знакомятся с историей костюма, осваивают технологию изготовления, принципы конструирования и моделирования одежды, приобретают  навыки работы на швейных машинах различного назначения, знакомятся со свойствами тканей, получают практику декоративной обработки кожи, выполняют цветы из ткани. Последний  (творческий) этап обучения предполагает применение полученных знаний, умений и навыков при реализации творческих проектов. По окончании данного этапа учащиеся получают удостоверение мастера–исполнителя  по швейному делу.

В учебном процессе я стараюсь использовать  разнообразные формы работы. К примеру, у самых младших учащихся после окончания изучения каждого раздела проводятся конкурсы на выявление лучшей работы. В качестве судей выступают старшие девочки.  Они же являются «спонсорами», обеспечивающими призы, которые изготавливают  своими руками. Два раза в год мы проводим отчетные выставки, куда приглашаем педагогов, родителей, детей из других коллективов. Обязательно раз в году проходит авторская выставка одного из участников коллектива. Такие формы стимулируют детей к более качественному выполнению изделий, стремлению к аккуратности и усердию. Нередко у нас проходят дискуссии по вопросам моды. Девочки готовят небольшие сообщения о современных тенденциях в молодежной моде. В процессе обсуждения происходит  формирование собственного стиля в одежде.

Во время занятий я стараюсь выработать у  учащихся  способность грамотно выражать свою мысль, умение рассказать о чем–либо так, чтобы было понятно и интересно всем. Поэтому, иногда тот, кто раньше и лучше выполнил свое изделие, невольно примеряет на себя роль педагога для остальных. Мой помощник должен объяснить другим учащимся, как ему удалось так быстро и качественно выполнить задание. Такие поручения  очень нравятся детям и дают отличный результат при усвоении знаний. Этому также способствует проведение мастер–классов во время различных мероприятий. Уже традиционно коллектив «Белошвейка» принимает участие в празднике «Ученье с увлеченьем», где показывает всем желающим, как можно одеть куклу без нитки и иголки, используя муляжный метод. Городской фестиваль «Пасхальный перезвон» не обходится без наших красочных пасхальных яиц. Технология их изготовления непроста, но результат никого не оставляет равнодушным. В процессе проведения мастер–класса девочки раскрывают секреты своих знаний и умений. Итоговые занятия  в группах проходит в разной форме. Это может быть небольшой кукольный спектакль, где все герои выполнены руками детей, защита проекта, презентация выставки, демонстрация моделей.

Традиционным в последние годы стало проведение выставки-ярмарки, приуроченной к Светлому Христову Воскресению. Проведению ярмарки предшествует большая работа: изготовление сувениров, организация рекламы, оценка товаров, подготовка костюмов для продавцов, составление графика торговли и многое другое. Надо подчеркнуть, что участники коллектива берут на себя всю организацию и предварительную подготовку.  А мне приходится лишь координировать их действия. Жизнь  коллектива проходит ярко и интересно. Учебные занятия строятся с учетом возрастных особенностей учащихся. Однако, многие девочки, не боятся сложных заданий и нередко удивляют меня своим творческим подходом и высоким качеством исполнения. И конечно, у нас, как в любом детском объединении, есть свои «звездочки», которые  удивляют стремлением любое дело выполнить предельно старательно и внести в него какую–то изюминку. Работы этих детей получают высокую оценку на выставках и конкурсах.

         В прошлом году коллектив «Белошвейка» отметил свое 20-тилетие. Успехи последних лет окрыляют и  вдохновляют нас к покорению новых творческих вершин. Мы стремимся осваивать новые техники в области декоративно – прикладного творчества, такие как «терра», «декупаж», лоскутное шитье, цветы из фоамирана и т.д. Наша цель – сделать жизнь вокруг более красивой и радостной.

        Все только начинается!