Стулья, как объект дизайна

Бирюкова Елена Николаевна

Проектная деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stulya_kak_obekt_dizayna.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Преподаватель Бирюкова Е.Н.

МБУДО «ДХШДПИ» г.Сургут

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«СТУЛЬЯ, КАК ОБЪЕКТ ДИЗАЙНА»

Пояснительная записка.

Исходя из миссии учреждения дополнительного образования детей,

определились два приоритетных направления проектной деятельности - творческое развитие и профориентационная подготовка учащихся. Обе эти задачи эффективно решаются в ходе  проектной работы, позволяющей преобразовать академические знания в реальный жизненный и творческий опыт учащихся, а также решать профориентационные задачи.

Для формирования опыта проектной работы подходят небольшие учебные проекты, которые можно предлагать ребятам уже с первого класса. Делать это, надо дозировано, используя сначала элементы проектной деятельности, создавая ситуацию успеха, чтобы эта работа стала для них интересной и привычной. В зависимости от сложности темы творческие проекты могут носить индивидуальный, парный или групповой  характер. Учитывая разную степень подготовки, индивидуальные способности и интересы учащиеся выполняют задания, соответствующие уровню их возможностей. Тематику учебных проектов предлагает учитель, либо выбирают сами учащиеся после изучения отдельных тем или целого тематического блока. Интереснее всего, работать над интегрированными исследовательскими и межпредметными прикладными проектами. Например, в 1-м классе азы проектной деятельности учащимся 11лет помог освоить первый групповой  междисциплинарный проект  «Стулья, как объект дизайна».

Оглавление.

1. Обоснование выбора проекта.

2. Ожидаемые приращения в компетентностях учащегося.

3. Тип проекта оптимальный для решения дидактических задач и методических целей, формирования компетентностей учащихся, с опорой на возрастные и индивидуальные способности учащихся.

4.  Позиция педагога.

5.  Процесс проблематизации.

6.  Целеполагание.

7.  Планирование.

8.  Реализация.

9.  Рефлексия.

10. Презентация.

11. Обоснование применения проектного метода обучения.

12. Список литературы.

1. Обоснование выбора проекта.

Компетентности, формирующиеся в проектной и исследовательской деятельности, социальные, профессиональные, коммуникативные формируют личность свободную, творческую.  А значит, выполняется главная задача педагога, а тем более преподавателя художественной школы. Личная и профессиональная успешность учеников – основная наша цель.

Дидактические цели проекта:

- Освоение проектного метода;

- Приобретение учащимися универсальных компетентностей, общеучебных навыков;

- Профориентация учеников.

Методические задачи проекта:

-  Познакомить учащихся с профессией дизайнера;

-  Освоить навыки стилизации форм и применения их на практике;

- Познакомить учащихся со способами и практическими навыками декорирования мебели (материалы, приёмы);

- Воспитать сознательное творческое отношение к выполняемой работе (доводить работу до конечного результата и получать удовлетворение от выполненной работы).

Проектная деятельность позволит ученикам научиться распознавать проблему, преобразовать её в цель своей деятельности, разрабатывать план достижения этой цели, осуществлять его, добиваться результата, анализировать свои успехи и промахи, чтобы не допускать их в будущем.

2. Ожидаемые приращения в компетентностях учащегося.

Учащиеся 1-го класса ДХШДПИ (11-13лет) уже умеют работать с краской, имеют базовые знания по декоративной композиции, общепринятые представления о дизайне, имеют навыки работы с ПК.

В  результате проектной работы учащиеся  приобретут информационные и деятельностные компетентности,  предметные ЗУНы. Учащиеся научатся искать и систематизировать собранную информацию по тематике проекта, приобретут навыки стилизации и применения их на практике, навыки декорирования предметов; научаться работать с эскизом поэтапно.

Недостающую информацию учащиеся смогут найти на интернет-сайтах,  в литературе по декоративной композиции о методике стилизации животных форм, о декорировании мебели (по рекомендации преподавателя). Степень участия педагога максимальна на всех этапах проекта (организующая, стимулирующая, обучающая).

3. Тип проекта оптимальный для решения дидактических задач и методических целей, формирования компетентностей учащихся, с опорой на возрастные и индивидуальные способности учащихся.

Задачи проекта должны соответствовать возрасту и лежать в зоне ближайшего развития учащихся — интерес к работе и  посильность во многом определяют успех. Учитывая  возрастные, психологические особенности учащихся 1класса (11-13лет),  специфику художественной школы, групповую форму обучения (8-10чел.), для достижения поставленных дидактических целей, решения методических задач, формирования необходимых компетентностей учащихся наиболее оптимальным является творческий, внутриклассный, групповой, материальный, краткосрочный проект с открытой, явной координацией.

Выбранный тип проекта  реализуется в рамках одного предмета учебного плана школы - «композиция». Выполняется группой учащихся -10 человек, в течение 6уроков. Это позволит распределить обязанности между членами группы, приобрести навыки проектной деятельности в максимально комфортных условиях, будет способствовать сплочённости, сформирует навыки сотрудничества. Материальный результат проекта -  роспись стульев. Письменная часть и презентация могут быть использованы при  дальнейшем обучении  декоративной композиции и реализации других дизайн-проектов.

4.  Позиция педагога.

Дети этой возрастной категории уже обладают достаточным учебным опытом, чтобы самостоятельно работать над проектом, имеют большую потребность в межличностном общении.  Но не имеют навыков выделения проблемы, формулирования цели, планирования деятельности. Позиция педагога в данном проекте – руководитель проектной работы, координатор, который осуществляет организацию, мотивацию творчества, стимуляцию  интереса и уверенности в успехе. Работа над проектом позволит сформировать настойчивость в достижении цели, развить коммуникативные навыки, рефлексивные способности, адекватную самооценку, самостоятельность в принятии решений,  критический анализ информации.

5.  Процесс проблематизации.

В последнее время в творческой среде актуальными становятся профессии архитектора и дизайнера. Они привлекают особое внимание у будущих выпускников школ, считаются престижными и  модными, а потому важно именно сейчас дать ученикам чёткое представление о специфике архитектурно-дизайнерской сферы деятельности, дать им попробовать себя в роли дизайнера, архитектора, художника. На этом этапе необходимо привить основные навыки и умения работы в данной специализации, заложить основы компетентности в архитектурно-дизайнерском творчестве.

Рассуждая на тему творчества, декоративно-прикладного искусства, профессии дизайнера,  мы пришли к мысли что,  входя в художественную школу, люди должны видеть, что здесь учатся талантливые личности, будущие дизайнеры, архитекторы, художники.

Неявно сформулированная цель проекта состоит в создании системы работы над художественным произведением, направленной на развитие творческих способностей и познавательных потребностей учащегося.

Чтобы подготовить учащихся к проекту, была проведена экскурсия в Сургутский Художественно-Промышленный  Колледж. Атмосфера колледжа, студенческие работы произвели сильное впечатление. После окончания художественной школы многие ученики решили поступать в СХПК, их мечта - стать дизайнерами. Поэтому они очень заинтересовались предложением попробовать себя в качестве дизайнера уже сейчас: познакомиться с видами дизайна и сферами его применения; посредством дизайна преобразовать окружающее пространство.

6.  Целеполагание.

Учеников очень вдохновила  идея стать авторами  и исполнителями дизайн-проекта, получить навыки дизайнерской деятельности и украсить интерьер школы.

Объектом дизайна выбрали старые стулья, которые стоят  в вестибюле и  делают интерьер школы «типовым». На этапе погружения в проект, предлагалось множество вариантов решения проблемы:

-  купить новые стулья, но это требует финансовых затрат;

-  убрать их из вестибюля, но не на чем будет сидеть на перемене;

- сделать инсталляцию – например, стулья прибить к стене или подвесить к потолку, будет нестандартный интерьер;

- старые стулья декорировать самим, дать им вторую жизнь и создать новый образ помещения.

Цель проекта была сформулирована следующим образом – преобразовать пространство интерьера школы, сделать его ярким и привлекательным за счёт мебели в вестибюле.

Достижение данной цели решит исходную проблему проекта – несоответствие интерьера  школы  творческой атмосфере.

Проектный продукт – роспись стульев, позволит оптимальным способом достичь цели проекта.

7. Планирование.

При планировании учащиеся самостоятельно выделили следующие этапы:

- подготовка необходимых для работы материалов;

- выбор мотива для декора;

- выполнение росписи.

Чтобы помочь разработать более подробный план и график работы, учащимся был задан ряд вопросов:

- Что надо сделать, чтобы интерьер  соответствовал творческой атмосфере школы?

- Может ли вид стульев повлиять на интерьер, изменить его?

- Какие действия мы должны предпринять, чтобы превратить стулья в предмет ДПИ?

- Что у нас есть и чего не хватает для решения поставленной цели?

- Как распределить обязанности и сколько понадобится времени на все этапы работы?

После этого учащиеся дополнили план работы над проектом пунктами:

- распределение обязанностей между членами группы;

- создание графика проектной работы;

- поиск информации на интернет-сайтах о технологии декорирования мебели; выбор техники  декорирования и мотива для декора;

- разработка по–этапного эскиза росписи (линейный и цветовой); обсуждение вариантов эскиза в группе;

- подготовка необходимых для работы материалов;

- выполнение росписи стульев согласно технологии (ошкурить поверхности, заклеить малярным скотчем металлические стойки,  загрунтовать деревянные поверхности, перенести рисунок, покрасить, доработать контурами, покрыть лаком);

- презентация;

- написание отчёта о проделанной работе.

8. Реализация.

Этап проблематизации и целеполагания  – это погружение в проект, мотивация творчества, осознание социальной значимости, когда необходимо заинтересовать и побудить искать решения, выдвигать идеи. Для этого была проведена экскурсия в СХПК и «закинута»  идея о банальном интерьере и старых стульях. Как координатор проекта, я помогла сформулировать  проблему,  цель и задачи проекта.

На этапе планирования и подготовки  учащимся была оказана помощь в распределении обязанностей между членами группы и разработке плана работы.

При помощи «вопросника» мы разработали график  в форме ежедневника. Все учащиеся принимали активное участие: совместно обсуждали все возникающие идеи по декору, делились мыслями по поводу проекта,  принесли ноутбук для сбора информации («мастер-классы» по декорированию с интернет-сайтов),  кюветы для краски, перчатки, краски и кисти.  Этот этап не вызвал затруднений у учащихся.

На этапе реализации  помощь учащимся была оказана в форме консультаций по технологическим вопросам, контроля качества исполнения. Трудности возникли с созданием эскиза (у учащихся ещё недостаточно опыта). Не было единого мнения в выборе темы и техники. Пришлось учиться анализировать, систематизировать собранную информацию, находить компромисс и считаться с мнением всех членов группы.

Стулья получились красивыми, все работали весело и дружно, ученики из других групп школы  живо интересовались происходящим.

Этап рефлексии - после того, как прошёл процесс «предвкушения», подготовки и реализации, мотив к работе  снизился. «Дизайнеры» уже ощущали чувство удовлетворённости, гордости за результат своего труда. Учитывая это, я заверила их, что для будущих «дизайн-проектов» необходимо зафиксировать все этапы, плюсы и минусы, и написать отчёт, чтобы не забыть ход работы и не совершать ошибок в будущем. Убедив всех, что это важная часть проекта,  поручила написание отчёта самым ответственным девочкам из группы.

Чтобы наилучшим образом показать результат работы я,  как руководитель проекта, предложила обсудить формы презентации, подвести итоги, оценить приобретённые предметные и проектные ЗУНы, умение работать в группе, предоставила фотографии, сделанные в процессе работы, помогла скорректировать текст и отрепетировать предстоящее выступление, стимулировала уверенность в успехе и в собственных силах.

9. Рефлексия.

Чтобы помочь ученикам сделать анализ и дать адекватную оценку собственной работе мною были разработаны критерии и сформировано представление об эталонной работе. Т.к. это первый опыт работы,  проводился с явной координацией и был групповым, ошибок учащиеся почти не допустили. Были некоторые недочёты, которые по ходу работы корректировались и исправлялись: неровно легла краска – прокрыли ещё на один слой; некоторые «трения» между участниками группы – конфликты погасили, проанализировали и сейчас вспоминаем с улыбкой; отставание от графика на неделю, объясняется объективными причинами – из-за актированных дней в январе, учащиеся не ходили в школу.

Изделие выполнено качественно - на стульях по-прежнему можно сидеть, их можно при необходимости мыть (покрыты 3-я слоями лака). Стулья стали украшением интерьера.

В результате проекта дети узнали, что такое предметный и средовой дизайн, приобрели навыки в области материальной и информационной технологии, умение пользоваться инструкцией, самостоятельно оценивать свою работу, анализировать и прогнозировать собственную деятельность. В отчёте дана глубокая оценка работы, доказано социальное и прикладное значение полученного результата. По критериям ученики оценили свою работу на «5», что совпало с моей оценкой, как координатора проекта и оценкой экспертов – преподавателей и директора школы. Самой значимой оценкой для них стало общественное признание.

10. Презентация.

Конспект выступления и презентационная программа были подготовлены совместно с другими членами группы, которые имеют навыки работы с ПК. Презентация была подготовлена и проведена ученицей, которая имеет артистические способности и чувствует себя на публике комфортно. Она проявила творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации и  собственную компетентность, когда отвечала на вопросы зрителей (учеников других групп и преподавателей школы).

11. Обоснование применения проектного метода обучения.

Дидактические цели и методические задачи проекта достигнуты. Учащиеся  получили опыт проектной деятельности,  освоили навыки стилизации, познакомились  с предметным дизайном, со способами декорирования предметов и применения их на практике. В результате проектной работы дети приобрели навыки в области материальной и информационной технологии, умение пользоваться инструкцией, самостоятельно оценивать свою работу, анализировать и прогнозировать собственную деятельность.

Учащиеся создали свой творческий продукт, который доставил радость  им  и окружающим – сверстникам, учителям, родителям; увидели, как серьезно оценивают их работу, и сами серьезно отнеслись к ней. У них появилось чувство гордости за созданное им произведение ДПИ. Многие смогли утвердиться в выборе будущей профессии.

Как показал опыт,  проектные формы работы способствуют формированию навыков коллективной работы, усвоению социальных знаний и культурных норм, грамотному и выразительному выполнению работ. А так же позволяют получать удовольствие от результата своей деятельности; воспитывают сознательное творческое отношение к выполняемой работе; формируют чувство успешности. Социальное и прикладное значение полученных результатов работы учащихся поднимает их на новый этап развития.

Список литературы:

  1. Пахомова, Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов / Н.Ю. Пахомова. − М.: АРКТИ, 2003. − 110с.
  2. Поливанова, К.Н. Проектная деятельность школьников / К.Н. Поливанова. − М.: Просвещение, 2006. − 192 с.
  3. Ступницкая, М.А. Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся /  М.А.   Ступницкая. -  М.: Первое сентября, 2010. — 44 с.
  4. Полат, Е. С.  Метод проектов  [Электронный ресурс] / Е. С.- Полат. - Режим доступа:  http://schools.keldysh.ru/labmro/lib/polat2.htm