Классный час «Бабушкина кукла»

Ячменева Екатерина Александровна

Классный час по предмету — декоративно-прикладное искусство.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kl.chas_babushkina_kukla.docx23.62 КБ

Предварительный просмотр:

 

Классный час «Бабушкина кукла»

Преподаватель: Ячменева Екатерина Александровна

16. 11.2013г.

Классный час по предмету — декоративно-прикладное искусство.

В третьем классе отделения изобразительного искусства Детской школы искусств (по семилетней программе)

 

Цель: Формирование у детей интереса к истории и культуре русского народа, через образ традиционной народной куклы.

Задачи:

  1. Обогащать знания первоклассников об истории возникновения кукол.
  2. Формировать знания о разнообразии и назначении традиционной русской куклы.
  3. Дать возможность детям самим научится изготавливать кукол своими руками.
  4. Воспитывать интерес к русской народной кукле и бережное отношение к истории культуры своего народа.

Оборудование:

  • компьютер;
  • стенд для показа кукол;
  • русская изба с заранее изготовленными детьми куклами.

 

Ход  классного часа

Слайд 1

  Во многих русских сказках встречаются куколки, которым герои доверяют свои горести и радости, делятся своими мыслями. И маленькие куклы - помощницы не оставляют в беде своих хозяев.

Наши предки обращались за помощью к куколкам, которые помогали в решении их жизненных проблем. Считалось, что через куклы можно общаться напрямую с богами и просить у них помощи и защиты. Существовали куклы-помощницы в делах, целительские куклы, обережные куклы, куклы, помогающие сохранить или привлечь достаток в дом и т.д. На Руси существовало огромное количество кукол. В некоторых домах хранилось до 500 штук.

Куклу наряжали, но лицо не рисовали. По народным поверьям, кукла без лица считалась неодушевленной, недоступной для вселения в нее злых духов, недобрых сил, а значит, и безвредной для ребенка. Поэтому безликая кукла была и игрушкой, и оберегом. Считалось, что при изготовлении обрядовых кукол недопустимо использовать колющие и режущие предметы. Поэтому тряпочки и нитки для кукол нужно было не резать, а рвать.

Играли  в куклы и дети, такая игра поощрялась взрослыми, т.к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья.
Такая кукла практически полностью забыта современными людьми. Потерян большой  пласт нашей истории и культуры. В то время как кукла сопровождала человека с  рождения до смерти.  

Слайд 2

Русская народная кукла является исторической частицей культуры народов России. Проведённые раскопки под Новгородом подтверждают, что славянской кукле около тысячи лет.

        Давайте познакомимся с историей некоторых славянских праздников, традициями и народными куклами, которые с ними связаны.

(На ширме вывешены куклы, без названий)

Подготовленные выступления детей:

Слайд 3

Сначала узнаем, какие же обережные куклы были у наших предков и как они им помогали.

Слайд 4

Кукла «День и ночь»

Ученик 1

(Выходит, достаёт  куклу из избы,  представляет её классу).

Кукла эта «День и ночь»
Всю беду прогонит прочь!
Днём «Белая» дом сторожит,
Ночью «Синяя» за ним приглядит!

- это кукла оберег, которая охранят жилище и его домочадцев, она символизирует, сутки и оберегает смену дня и ночи, порядок в мире. Кукла День - Ночь представляет собой 2 куклы. Одна - означает день (светлая), вторая (тёмная, синяя) символизирует ночь. Каждый день утром, тот, кто раньше всех вставал - выставлял вперед светлую и просил её об удачном дне. Так веселая, трудолюбивая и заботливая кукла День следила, чтобы в будни люди работали, трудились, в праздники веселились, чтобы днем светило солнышко. Вечером же последний ложившийся спать - менял куколку на темную, и молился о хорошей ночи для всех домочадцев, чтобы все проснулись живыми, здоровыми и отдохнувшими. Так мудрая, задумчивая и таинственная куколка Ночь следила, чтобы все легли спать, чтобы все отдохнули и набрались сил, она давала сон и оберегала его.
Куколки День-Ночь делались небольшими, ведь раньше, в старину, берегли каждый лоскуток. Лица, как и всем традиционным куклам, не рисовали. Шили и дарили такую куколку на Новый год, и весь год они служили своеобразным календарем, отмеряя каждый 365 день и каждую 365 ночь.

(Помещает куклу на стенд)

Слайд 5

Кукла Пеленашка

Ученик 2

(Выходит, достаёт  куклу из избы,  представляет её классу).

Во многих русских сказках встречаются куколки, которым герои доверяют свои горести и радости, делятся своими мыслями. И маленькие куклы-помощницы не оставляют в беде своих хозяев. Вот как показана в русской сказке «Терешечка» молитва родителей о потомстве, продолжении рода:

     «У старика со старухой не было детей. Вот сделали они колодочку, завернули ее в пеленочку, стали качать да прибаюкивать. Качали так, качали да прибаюкивали, и вместо колодочки стал расти сыночек Терёшечка - настоящая ягодка».

         Описанная кукла известна под названием Пеленашка.  Таких куколок клали в колыбель к новорождённому ребёнку, считалось, что они оберегали его, а позднее  ребёнок начинал ими играть.

(Помещает куклу на стенд) 

Слайд 6

Вепская кукла

Ученик 3

(Выходит, достаёт  куклу из избы,  представляет её классу).

Обережная кукла. Есть еще одна кукла, которая сопровождала ребенка с самого детства и до тех пор, пока не портилась. Это "вепсская кукла». Делалась она из старых вещей матери без использования ножниц и иглы. Для того чтобы жизнь ребенка была не "резаная и не колотая". До рождения малыша, чтобы согреть колыбельку, в нее клали эту куклу. А после рождения кукла висела над колыбелькой и охраняла малыша от порчи. Когда ребенок подрастал, он с ней играл.

(Помещает куклу на стенд)

Слайд 7

Кукла Крупеничка

Ученик 4

(Выходит, достаёт  куклу из избы,  представляет её классу).

С раннего детства мы помним русскую народную сказку о красавице Крупеничке, которую похитил татарский хан.

Крупеничка (или Зернушка) – это тряпичная кукла-оберег на сытость, достаток в семье и хозяйственность. Крупеничка была главной куклой в древнеславянской семье. При сборе урожая эту куклу заполняли зерном, наряжали и бережно хранили в красном углу. Куклу наполняли гречишным зерном или пшеницей. Славяне верили, что если Крупеничка доверху наполнена зерном, то следующий год будет сытным и благополучным, и что именно Крупеничка принесет в дом достаток и благополучие.

Во времена неурожая из куклы по чуть-чуть брали зерно и употребляли в пищу. По внешнему виду Крупенички можно было судить о достатке и благополучие в семье – если кукла была худая, значит, в дом пришла беда, голодают люди в нем и достаток покинул семью.

(Помещает куклу на стенд)

Слайд 8

Куватка

Ученик 5

(Выходит, достаёт  куклу из избы,  представляет её классу).

Обережная кукла. Считалось раньше, что если над кроваткой ребёнка висит “Куватка’’, то она отгоняет эту злую силу. За две недели до рождения ребёнка будущая мать помещала такую куклу – оберег в колыбель. Когда родители уходили в поле на работу, и ребёнок оставался в доме один, он смотрел на эти маленькие куколки и спокойно играл.

(Помещает куклу на стенд)

Слайд 9

Кукла Берестушка 

Ученик  6

(Выходит, достаёт  куклу из избы,  представляет её классу).

Кукла Берестушка – обережная кукла, которая защищает дом от порчи, сглаза и дурных людей. А так же хранит покой и благополучие в доме.

Кукла делалась из кусочка бересты и в женском образе.

Эта кукла хранилась в доме около окна или за наличниками двери.

(Помещает куклу на стенд)

Слайд 10

Кукла «Скрутка»

Ученик 7

(Выходит, достаёт  куклу из избы,  представляет её классу).

Кукла-скрутка, висящая в доме на стене, – наилучший оберег от порчи и сглаза. Лоскутки, из которых мастерили платье, косынку и фартук куклы, должны быть новыми. Наши предки верили, что одежда, поношенная человеком, хранит в себе его проблемы и печали.

(Помещает куклу на стенд)

Слайд 11

Учитель.

 Теперь давайте познакомимся с несколькими обрядовыми куклами.

Слайд 12 

Кукла Десятиручка

Ученик 8

(Выходит, достаёт  куклу из избы,  представляет её классу).

Рассказчик. Осенняя пора.… В это время практически у каждой хозяйки работы прибавляется. К ежедневным хлопотам по дому – готовке, уборке и стирке прибавляются сбор урожая и многочисленные домашние заготовки. Хочется, чтобы и дом был уютным, и муж сытым, и чтобы запасов до весны хватило. И когда все успеть? У женщины ведь не десять рук! Иногда просто так устаешь, что и делать на следующий день ничего не хочется…. Вот если бы помощницу иметь!

Слайд 13

Кукла Купавка

Ученик 9

(Выходит, достаёт  куклу из избы,  представляет её классу).

Повелось так с давних пор,
Обряды любит наш народ.
Запоет девичий хор,
Да к реке гурьбой идет,
Речка их венки несет.
А когда стает темно,
Весь народ идет в лесок -  
Отыскать любви цветок.

Существовал ещё один обряд на празднике Ивана Купала, и  проходил он с использование куклы Купавки.

Кукла Купавка- это обрядовая кукла одного дня. "Купавка" олицетворяла собой начало купаний.

Её сплавляли по воде, и тесёмки, привязанные к её рукам, забирали с собой людские болезни и невзгоды – такое значение придавалось очистительной силе воды. Эта кукла праздников Аграфены Купальницы и Ивана Купала.

(Помещает куклу на стенд)

Слайд 14

 Лихоманка

Ученик 10

(Выходит, достаёт  куклу из избы,  представляет её классу).

Лихоманка — обрядовая кукла. В  старину магическая кукла, которую изготавливали под  заговор от недугов, болезней, весенней лихорадки. Считалось, что сестрица-трясовица, увидев такую куклу, узнает себя и вселится в нее вместо человека.

Поговорка: «Кто спит под вечер в феврале, тот наспит Кумоху.». Кумохой называли весеннюю простудную лихорадку. По верованиям, Кумоха – дородная женщина, живущая в лесу со своими 12 сестрами. Люди верили, что Кумоха с сестрами нападают на расслабившего человека, и уберечься от них можно было только заговорами. Во время заговора и изготавливались эти магические куклы. Накануне Благовещенья, ночью, эти куклы сжигались, унося с собой болезни.

(Помещает куклу на стенд)

Слайд 15

Каргопольская кукла

Ученик 11

(Выходит, достаёт  куклу из избы,  представляет её классу).

Каргопольская кукла из медвежьей стороны — образ покровительницы женских рукоделий, связанный с культом Параскевы Пятницы. Для изготовления такой куклы используют новую отбеленную холстину, лоскуты разноцветных тканей с традиционным ромбическим орнаментом, кудель. Головной убор куклы украшают желтой лентой.

(Помещает куклу на стенд)

Слайд 16

Кукла из лыка «Веничек»

Ученик 12

(Выходит, достаёт  куклу из избы,  представляет её классу).

Кукла «Веничек» считалось, что помогает в хозяйстве. Если что-то не спорилось, то хозяйке надо было состряпать куклу Веничек, и дела домашние шли на лад. Эта полезная кукла была легка в исполнении: брали лыко, перевязывали наподобие маленького веничка и украшали цветными лентами.
Иногда куклу наряжали в передник и платок. Если в доме были неприятности, хозяйка куклой, как маленьким веничком выметала "сор" (неприятности) из дома через окна и дверь. Дома в этот момент никого не должно было быть. Куколка хранилась в укромном месте.

(Помещает куклу на стенд)

Слайд 17

Учитель: Посмотрите ребята, сколько нового мы сегодня узнали об истории России в куклах, о происхождении, значении, разновидности  самих кукол.

И это лишь малая часть из всего того многообразия кукол, которое существовала в те далёкие времена. Все они несли в себе магическое действие, служили человеку помощниками, оберегали  его от проблем и болезней, а также были развлечением для детей.

Конечно, кто-то может сказать, что все это вымысел, но люди верили в это. Эти знания жили очень долго и передавались из поколения в поколение.

Такие куклы являются уникальным и особым видом искусства, они хранят в себе традиции и обряды, которые на протяжении многих веков складывались у русского народа, сохраняя  его историю.

 

         Скоро мы с вами пойдём на экскурсию в школьный музей. Давайте подарим кукол музею, чтобы они хранились там и другие люди тоже смогли познакомиться с историей, традициями и обрядами, связанными с первыми русскими куклами.

 Литература и ресурсы:

  1. Праздники и обычаи народов мира. Энциклопедия «Я познаю мир». Издательство «Астрель», 2002.
  2. Книга для учителя по воспитательной работе. Творчество в начальных классах. Перевертень Г. И. Издательство «Просвещение», 1988.
  3. Учебно – методическое пособие «Цветные ладошки». Лыкова И. А. Издательство «Карапуз», 2005.
  4. Рисунки  www.lenagold.ru
  5. http://v.foto.radikal.ru/0704/18/e027551d76a2.png
  6. http://s54.radikal.ru/i143/0810/95/a19d42db2074.png
  7. http://s42.radikal.ru/i095/0811/53/df28fc7448cf.png
  8. http://i046.radikal.ru/0810/5c/63c8e3c1ea6a.png