Методическое сообщение преподавателя Ячменева Е.А. МАОУК ДО МО г.Нягань «Детская школа искусств» на тему: Иллюстрирование русских сказок на уроках ИЗО

Ячменева Екатерина Александровна

Методическое сообщение преподавателя Ячменева Е.А.       МАОУК ДО МО г.Нягань «Детская школа искусств» на тему: Иллюстрирование русских сказок на уроках ИЗО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod._soobshchenie_26.05.16.docx19.58 КБ

Предварительный просмотр:

Методическое сообщение преподавателя Ячменева Е.А.       МАОУК ДО МО г.Нягань «Детская школа искусств» на тему: Иллюстрирование русских сказок на уроках ИЗО

Иллюстрирование народных сказок на уроках изобразительного искусства занимает важное место в системе художественного образования учащихся младшего школьного возраста.

Создание иллюстрации к народной сказке дает богатые возможности для развития творческого воображения и образного мышления детей.

             Иллюстрирование сказок с ранних лет прививают детям любовь к своей земле и своему народу, его доброй мудрости, накопленной веками, его богатой и живой культуре. А ребенок, воспитанный на родных сказках будет интересоваться и с уважением относиться к чужим обычаям и искусству.

             Рисование иллюстрации требует от маленького художника особой подготовки, и не столько в технике рисования, сколько в способности мыслить образами и создавать художественные образы, используя при этом весь багаж знаний и умений. Как известно, в начальной школе этот багаж учащихся еще совсем беден, и учителю необходимо, прежде всего, развивать наблюдательность и зрительную память учеников, включая в работу над композицией рисование с натуры и по памяти.

             Для расширения этих знаний, перед тем как заняться иллюстрированием, даются задания и проводятся упражнения, основанные на рисовании с натуры, в частности – выполнение набросков. Наброски можно выполнять разными способами:

  1. Наброски, используемые от начала до конца непосредственно с натуры.
  2. Наброски, исполняемые комбинированным способом (сначала по наблюдению с натуры, а затем без натуры – по памяти).
  3. Наброски по представлению («от себя»), связанные со способностью человека вызывать в сознании представления об отдельных ранее воспринятых предметах, живых объектах и явлениях окружающей деятельности.
  4.  Наброски, исполняемые комплексным способом, то есть с применением всех вышеуказанных способов работы, включая и работу по представлению («от себя»).
  5. Наброски по представлению – первоначальное воплощение в обобщенном изображении ( набросок – эскиз ) какого – либо творческого замысла или художественного образа, темы, сюжета и т.п. Созданию сказочных художественных образов можно посвятить целый урок, при этом ученики должны создавать образы не только главных героев – персонажей сказки, но и предметов окружающего мира.

Земля богата травами, цветами, грибами, ягодами. Нужно показывать ученикам образцы народных росписей с изображениями растительных орнаментов – Хохломской, Полхов – Майданской, Городецкой. Ребятам можно предложить изобразить землю в виде «земного ковра», с травами, кустами, цветами. Для этого поверхность земли можно закрасить каким – либо цветом, «затамповать» поролоном, а затем по высохшему слою прорисовать элементы растений.

             Интересно изображать поверхность земли с помощью восковых мелков. Зелеными, желтыми мелками рисуют траву, цветы. После чего, подобрав всевозможные нужные оттенки земли, акварелью поверх рисунка изображают землю.

             Сказочные цветы можно создать в процессе упражнений, для чего предложить учащимся образцы реальных изображений – фотографий, гербарий. Для работы нужно выбирать и разные материалы. Очень эффектно смотрятся рисунки, выполненные гелиевой ручкой по акварельному подмалевку.

             Лес является основным местом действия в русских народных сказках. В иллюстрациях к русским сказкам можно увидеть, сколько внимания уделяют художники прорисовке разных пород деревьев. Учащиеся затрудняются рисовать деревья. В данном случае можно использовать силуэтное изображение.

             Изображение силуэта деревьев-интересное и в то же время сложное задание, здесь необходимо минимальными изобразительными средствами передать породу дерева. Можно выполнить деревья по мотивам лубочных картинок, с элементами декора. Также полезны задания на рисование деревьев в манере какого-либо художника. Для этого нужно проанализировать вместе с учениками иллюстрации художников, обращая их внимание на изобразительно-выразительные средства, используемые для передачи сказочности, а также средства декоративность, например элементы орнаментов, типы линий, цветовую условность и т.д., охарактеризовать особенности колорита в иллюстрациях. Можно сравнить репродукции работ разных художников, найти вместе с участниками отличительные особенности в их манере.

        При создании сказочных образов явлений природы нужно соблюдать ряд правил.

1.        В начале работы важно помочь детям выявить наиболее ярко выраженные особенности формы растения, его силуэта.

2.        При компоновке мотивом необходимо обратить внимание на их пространственную направленность (вертикальную, горизонтальную, диагональную) и соответственно ей располагать рисунок.

3.        Обратить внимание учеников на характер линий, из которых складывается абрис изображаемых элементов: прямые, волнистые, мягкие, угловатые, и т.п.

4.        Необходимо детально изучать строение деревьев, цветов, ягод. Для этого лучше использовать макеты или фотографии, плакаты хорошего качества.

5.        В работе с такими природными материалами, как кора, срезы деревьев, камни, необходимо превращать их фактурную поверхность в декор, выразительный по ритму и пластике.

6.        В работе над рисованием стилизованного леса надо обобщать форму, стремиться максимально использовать одну и ту же форму, меняя ее размеры и конфигурацию.

7.        Декор в пейзаже может применяться как в большей, так и в меньшей степени, композиция может сплошь ажурной, а может сделать орнаментальный акцент в некоторых местах, все зависит от замысла.

8.        Цвет может использоваться «натурально» или условно, что предпочтительнее для сказочных образов.

        Сказки о животных являются основным жанром иллюстрирования в школьной программе.

        Образы животных мира часто олицетворяют в сказках человеческие пороки, слабости и недостатки или положительные качества. Нередко человека сравнивают со зверем: «злой как волк», «хитер как лиса», «топает как медведь», «верный как пес». Учащимся можно предложить поиграть в театр, пригласить к доске и изобразить с помощью жестов, движений, например, хитрую лису или трусливого зайца. Все это помогает эмоционально окрасить урок.

        Тексты очень помогают выбрать характер линий, мазка, цвет, фактуру. Например, чтобы нарисовать хитрую, льстивую лисицу, как описывает ее в сказках, необходимо использовать волнистую извивающую линию. Лиса любопытна, мордочка у нее вытянутая, ушки острые, торчком –все услышит хитрая, ничего не пропустит. Пышность меха можно показать полусухой щетиной кистью или способом тамповки поролоном. Хвост у лисы длинный, напоминающий форму листа дерева.

        Рисование лап всегда вызывает затруднения у школьников. Начинать рисование нужно с бедер. Затем обратить внимание на изгиб задней ноги, многие дети воспринимают его как колено, вывернутое назад, но этот изгиб-не колено, а пятка. Передние ноги нарисовать проще.

        Для эффективного рисования необходимо выполнить несколько набросков с чучела лисы или иметь хорошие репродукции, фотографии с изображением лисы и продемонстрировать последовательность рисования животного на диске. В данном случае также пригодится динамическая модель лисы для рисования с натуры, она позволяет выполнять наброски в разных динамических положениях.

        Для изображения медведя на уроках можно использовать богородскую игрушку. В такой игрушке все очень живо и близко детям, фигуры животных передаются тонко, выразительно, жизненно верно. Выполнив несколько набросков с такой игрушки, ученики поймут форму основных частей, индивидуальные особенности животного.

        При создании сказочных образов объектов животного мира нужно освоить следующие требования:

  1. Для усиления выразительности сказочного образа можно утрировать то, что выделила природа. Для хищных зверей, волка например, характерна мощная пасть. Значит, ее можно изобразить крупнее, чем она есть на самом деле. Медведь-очень крупное животное, с массивным туловищем, огромными лапами, с когтями. Этот акцент тоже можно использовать.
  2. При декоративной обработке формы можно использовать природную фактуру, выделив ее графически, а можно ввести орнаментальность. При этом важно учесть, что декор должен не разрушать форму, а наполнять ее красивой фактурой, поэтому орнаментальный рисунок должен располагаться по линиям развития формы.
  3. Нужно избегать изображения сложных ракурсов, лучше использовать профильное изображение животных или другие максимально характерные повороты.
  4. Возможно очеловечивание объектов животного мира-постановка на две лапы, изображение мимики, использование соответствующих атрибутов, одевания в народные костюмы. При этом важно учитывать особенности костюма, его составляющие элементы, цветовую гамму.

Большую роль в таких заданиях играют разные техники-восковые мелки и акварель, тамповка поролоном гуашевыми красками.

На уроке обязательно должны находиться наглядные пособия с изображением русских народных костюмов, репродукции иллюстраций художников, на которые необходимо обращать внимание. Какие изобразительно-выразительные средства используют художники для передачи сказочного животного: цветовую условность, яркость красок, плоскостность изображения, орнаментальность одежды, использование контурной линии, декора, какое положение? В основном это профильное изображение, так как именно это положение наиболее точно передает характерные особенности того или иного зверя.

В процессе практической работы над иллюстрацией желательно, чтобы учащиеся самостоятельно выбирали из текста сказки сюжеты для иллюстрирования. Но если ученик затрудняется выбрать нужный сюжет, можно предложить отрывок текста, напечатанный заранее на отдельном листе бумаги. Возможен и другой вариант. Когда всем ученикам предлагаются напечатанные отрывки текста сказки для иллюстрирования. В данном случае рисунки получаются разнообразными, что позволяет создать макет книги, проиллюстрированной детьми.