Презентация " Княжеская одежда"

Степанова Наталья Ивановна

Презентация была создана для защиты Олимпиадной проектной работы по Технологии и заняла в 2010 году 1 место в городском туре ВОШ 8- х классов. Будет интересна всем, кто занимается историей костюма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon Презентация Княжеская одежда2.85 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1150- летию Великого Новгорода посвящается. Русь изначальная. Женский княжеский костюм.

Слайд 2

Проект подготовили Ученицы 8 «Г» класса: Стекольникова Татьяна Березенцева Екатерина Коленова Евгения Руководители проекта учителя технологии: Никулищина Е.И. Степанова Н.И.

Слайд 3

Обоснование выбора темы В мае 2009 года мы с классом были на трехдневной экскурсии в Великом Новгороде. В этом году городу исполняется 1150 лет. Весь Великий Новгород – это история Руси. Мы даже жили на исторической территории - территория Торговых рядов возле реки Волхов. Давным- давно из этой реки добывали речной жемчуг, который шел для украшений местным красавицам. Буквально, в пяти минутах ходьбы от нашей гостиницы - Новгородский Кремль. Нам очень понравился город, его исторические памятники, архитектура и история. И, вот, в этом году при выборе темы для проектной работы нам с девочками пришла идея – а не создать ли нам проект в память о нашей поездке в этот замечательный город. Опираясь на наши уроки по рукоделию, изготовлению и оформлению одежды, мы решили сшить костюм русской княжны. Надеемся, что наша работа Вам понравится.

Слайд 4

Цель и задачи проектной работы. Цель работы: - Познакомиться с историей древнерусского костюма. -Создать женский княжеский костюм, приближенный к оригиналу. Задачи работы: - Отразить в своей работе наиболее яркую и важную информацию по истории древнерусского костюма; - Изучить материалы по подбору ткани, декора, фурнитуры, кроя костюма .

Слайд 5

История женского княжеского костюма К омплекс женского костюма, состоящий из рубахи и понёвы , носили небогатые девушки и женщины. Что же касается жён князей, то здесь стоит вспомнить о влиянии на Русь Византии. На тонкую, позже - шёлковую сорочку знатные жёны могли одевать платья разного покроя: туники, туникообразные свиты, шёлковые хитоны. Поверх платья носили драпирующиеся плащи. В особо торжественных случаях царственные особы могли облачаться в византийские далматики - длинные распашные одежды из парчи с рукавами длиной до колен.

Слайд 6

История женского княжеского костюма Для богатых и знатных женщин, благодаря богатству привозных тканей: вышитых шелков - поволок , плотной ворсистой ткани с золотой нитью - аксамита , разнообразных золотых вышивок, не было пределов в богатстве украшений. В XIII веке к "обычным" жемчужным и золотым украшениям добавились оторочки из горностаевого меха, которые пришивались к опушке или подолам платьев. У особенно богатых женщин подол мог быть расшит мехами до самого колена! Такое украшение производило немалое впечатление на иностранных гостей. Обычно комплекс одежды знатной женщины состоял из подпоясанного прямого платья и распашной накидки или плаща.

Слайд 7

История женского княжеского костюма Отмечая влияние Византии, стоит, однако отметить, что, несмотря на заимствованный покрой для платья и привозные ткани, украшения (вышивки, орнаменты) были традиционными для наших земель.

Слайд 8

Долгорукавка Долгорукавка - женская праздничная рубаха из льняного или конопляного полотна, а также шёлка или парчи. Покрой долгорукавки мало чем отличался от обычной женской сорочки, но в отличие от неё имел очень длинные рукава. Сравнительно широкие у плеча, к локтю рукава заужались и по длине достигали подола рубахи, а иногда и длиннее (до 3,5-4 м). Рукава собирались у запястья в складки и застёгивались обручами или браслетами. Распускать их было принято только по праздникам в особо торжественных случаях. Так, например, на древнерусских браслетах XII века, изображены танцующие женщины с рукавами до земли.

Слайд 9

Повой и убрус Повойник (волосник; подубрусник) - это старинный головной убор замужней женщины, который был известен уже в X веке. Первоначально представлял собой полотенце, которым женщины полностью покрывали голову, а иногда шею и плечи. Поверх, на голове, для закрепления надевалась повязка или лента. Интересно, что для украшения женщины использовали сплетённые из шерсти косы, которые затем могли комбинироваться с височными украшениями. Несколько позже (XV-XVI века) под повойником уже понимают подобие шерстяной шапочки, напоминавшей чепец, стянутый на затылке верёвочками или закреплённый на голове шерстяной лентой. Под него полностью убирались волосы, а сверху ещё надевался убрус - вышитое полотняное, а у знатных женщин - шёлковое, белое или красное полотно, концы которого богато украшались жемчугом и спускались на плечи, грудь и спину .

Слайд 10

Колты Колты крепили на головном уборе на уровне виска на сложенной вдвое цепочке или ленте. Обычно они состояли из двух выпуклых пластинок, которые соединялись вместе и сверху ещё дополнялись дужкой для крепления. В XI-XII веках наиболее распространёнными были золотые колты с эмалью разных цветов.

Слайд 11

Навершье Одним из самых красивейших элементов украшения в женском княжеском костюме было навершье . Оно богато украшалось золотной вышивкой, драгоценными камнями и жемчугом

Слайд 12

Украшение элементов женской княжеской одежды

Слайд 13

Эскиз, рисунок, фотографии. Модели женских княжеских платьев

Слайд 14

К сожалению, за отведенное нам время, мы не можем вам рассказать все, о чем мы узнали. Для получения более глубокой информации есть наш проект.

Слайд 15

Процесс работы над проектом

Слайд 16

Самоанализ работы. Исторический костюм – тема очень интересная и объемная. Работая над проектом, мы рассмотрели такие материалы, как статьи по истории русского костюма, головных уборов, обуви, декора; цветоведение; основы кроя. К сожалению, материала именно о русском – княжеском костюме не достаточно. Сами историки отмечают недостаток информации по этой теме, т.к. она мало еще изучена. Но, даже тот объем, который был нами получен, помог создать женский княжеский костюм, возможно, приближенный к оригиналу. В процессе работы мы узнали много нового о названии составных частей и дополнений русского костюма, тканях для его пошива, видах и назначении декора. Работа доставила много приятного волнения и удовольствия. Мы надеемся, что этот проект не будет пылиться на полке, а будет востребованным. Он может послужить наглядным пособием для уроков технологии в разделах «Конструирование и моделирование одежды», «Рукоделие» и «Технология изготовления одежды» для уроков по оформлению одежды с исторической точки зрения. Большое спасибо за внимание и творческих всем успехов в создании проектов!

Слайд 17

Библиография 1. Тарабукин Н.М. Очерки об истории костюма- М.: ГИТИС, 1994. 2. Рыбакова Б.А. Древняя Русь. Быт и культура- М.: Наука, 1997. 3. Соснина Н.Н. Русский традиционный костюм. Иллюстрированная энциклопедия - СПб., 1998. 4. http :// larussie , narod . ru 5. http :// arc . novgorod . ru / boar . php 3? cont = tunic . txt