Конспект занятия мастер - класса на тему: " Живопись шерстью"

Ячменева Екатерина Александровна

Цель: ознакомление с новым направлением в творчестве и обучение                       изготавливать картину из шерсти в стиле «шерстяная живопись».

Задачи:

- познакомить с разновидностями изделий из шерсти в жизни человека

- развить творческие способности у родителей

- приобщить к труду и аккуратности

- научить применять несколько творческих направлений в одном изделии

Форма МК: интегрированная (лекционно-практическая)

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦЫПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦЫПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. НЯГАНЬ                            «Детская школа искусств»

Конспект занятия мастер - класса

на тему: " Живопись шерстью"

                                                     

                     

                                                Преподаватель: Ячменева Е.А.

Нягань. 2016г.

Цель: ознакомление с новым направлением в творчестве и обучение                       изготавливать картину из шерсти в стиле «шерстяная живопись».

Задачи:

- познакомить с разновидностями изделий из шерсти в жизни человека

- развить творческие способности у родителей

- приобщить к труду и аккуратности

- научить применять несколько творческих направлений в одном изделии

Форма МК: интегрированная (лекционно-практическая)

Руководитель: Ячменева Екатерина Александровна

Время проведения:

Место проведения: МАОУК ДО МО г.Нягань «Детская школа искусств»

Продолжительность работы: 2 часа

Участники мастер-класса: родители учеников

План конспект

Лекция:

Цель: Расширить кругозор в представлении родителей учащихся в разнообразии самодельных картин из шерсти

- научить различать основные виды валяния из шерсти

- воспитать интерес к творчеству

-

время проведения лекции 20 мин.

Практическая часть:

- кратко о истории «шерсть в старину» 

- ознакомление родителей с выставкой работ учеников

- ознакомление родителей с материалами и инструментами

- подготовка рабочего места

-изготовление изделия: - создание эскиза

                                    - нанесение контурного рисунка на фетр

                                    - подбор шерстяных волокон

                                    - выкладка рисунка на основе в технике «шерстяная живопись»

                                    - оформление изделия

время проведения практической части 1ч. 40мин.

Инструменты и принадлежности для работы:

- Магнитная доска

- Компьютер

- Образцы изделий

- Шерсть для валяния

- Иглы для валяния, иглопробивное устройство

- Губка

- Рамка для оформления

- Картинки для наглядного примера

Ход занятия.

  1. Организационный момент.             Не губи ты жизнь бездельем,

                                                                          Занимайся рукодельем!

                                                                          Результат – на радость нам,

                                                                          Нашим близким и друзьям!

Здравствуйте, я рада приветствовать вас в нашей творческой мастерской. Сегодня мы с вами познакомимся с историей возникновения валяния, выполним картину из шерсти способом сухого валяния. Ты входишь в мир, как в двери мастерской. Ты можешь сделать его лучше, красивее, потому что в каждом человеке заложена способность к творчеству. А радость твоего творения обязательно почувствуют те, кто будет это творение смотреть.

 

II. Изучение нового материала.

Преподаватель:                 

1. Словесно- иллюстрационный рассказ.

Войлок - от тюркского ajlyk – «покров, покрывало», в английском языке – Felt, в немецком– Filtz. Но все эти названия образовались в ходе истории валяния. Началось же все, согласно легенде, во времена Ноя. Первый валяный ковер появился на Ноевом ковчеге. Овцы, плывшие на нем, содержались в очень тесных стойлах. Шерсть, с их боков, падая на пол, намокала, утаптывалась и сбивалась под копытами. Когда овцы покинули ковчег – на полу остался лежать красивый шерстяной ковер. Археологи же датируют появление первых валяных изделий VI-V веком до н.э. Валяя шерсть  диких животных, собранную во время линьки, древние люди изготавливали первую примитивную одежду, и лишь спустя века они научились прясть, вязать и ткать. В мировую культуру войлок вошел как изобретение кочевников евразийских степей, горных скотоводов Тибета, Памира, Алтая, Кавказа.

      В Россию техника валяния пришла вместе с монголо-татарским игом и прижилась       благодаря суровым зимам. Самое распространенное русское валяное изделие, конечно же, валенки, хотя помимо них на Руси изготавливалось сукно и войлоки для хозяйственных нужд, валяные шапки, кисеты для хранения табака. Белорусы также использовали войлок в изготовлении валенок, верхней одежды, например, юбок, утеплении домов.

 Сегодня  в России войлок один из самых старых, традиционных материалов вновь обретает актуальность. Полузабытое народное ремесло последнее десятилетие возрождается в модной индустрии. Войлок, изготовленный по старинным технологиям, и на современных машинах находит применение при изготовлении обуви и шитья одежды, а не только как утеплитель. Профессиональные дизайнеры используют его как элемент декора, этакой "изюминкой" в одежде и интерьере

2. Ознакомление родителей учащихся с выставкой, выполненных работ в технике сухого и мокрого валяния.

3. Ознакомление родителей с материалами и инструментами, используемыми при валянии.

Существуют два способа валяния: сухое и мокрое. При сухом валянии используют специальные иглы. Иглы имеют специальные насечки, благодаря которым они подцепляют и смешивают (спутывают) волокна шерсти. Все насечки на игле расположены в одном направлении, противоположном направлению втыкания, благодаря этому иглу можно легко вынуть из шерсти.

Сухим способом обычно делают объемные вещи: игрушки, броши, бусы

Материалом для валяния служит непряденая шерсть (тонкорунная)

                       

Рассказ учителя сопровождается показом образцов пряжи, игл, иглопробивного устройства.

Мокрое валяние

Это классический способ. Основная его хитрость состоит в том, что для облегчения перемешивания и взаимопроникновения волокон шерсти используют мыльный раствор, который значительно уменьшает трение между волосками, и под воздействием сжимающих и давящих движений ладоней волоски располагаются в толще материала так, как их ни за что не удалось бы расположить в слое войлока в сухом состоянии.

 Помимо этого, в горячей воде волоски шерсти значительно удлиняются - таково природное свойство шерсти. После валяния изделие нужно тщательно прополоскать и просушить, при этом, по мере высыхания, волоски пытаются принять первоначальную длину, но поскольку их концы перепутаны в процессе валяния, смазка в виде мыльного раствора удалена, то вышеупомянутые "замочки" их крепко держат, что и позволяют войлоку сохранять приданную в ходе валяния форму. Уваливать изделия надо не менее 40 раз.  Таким образом изготавливаются и плоские войлочные изделия (ковры, панно, картины, ткани для одежды), и полу объёмные войлочные изделия, изготавливаемые с применением плоских форм- макетов (очёчники, сумки, обувь ).

III. Практическая работа

Задание1. По предложенным картинкам нарисовать эскиз, подобрать цветовую гамму шерсти, выложить фон картины и элементов цветка.

Учитель делает целевые обходы, следя на первом этапе и корректируя выбор цвета и правильность выполнения работы.        

IV. Итог урока.

Анализ урока.

Учитель. Итак, беседуя с вами, я убедилась, что вы заинтересовались этим видом рукоделия, поняли, что слова «сделано вручную» означают эксклюзивность данного изделия, его неповторимость. Большинство из вас сегодня, впервые взяв шерсть и иглы для валяния в руки, уже освоили основные приёмы валяния. Хочется отметить несколько хороших работ, которые выполнены аккуратно и плотно увалены. Насколько хорошо вы освоили технические приёмы валяния, вы можете оценить сами. Шерсть в изделии не должна быть рыхлой, должна быть плотной, с хорошо закреплённым к основе рисунком.

Наша работа подходит к концу, что нового и интересного для себя вы узнали сегодня?

Окончание работы в виде небольшой выставки. где обсуждаются все работы.

А также возможно применение одного из видов рефлексии.

Пример: При входе висит плакат с нарисованным деревом, «Деревом чувств», когда учащиеся входят в класс они выбирают и вешают листочек, а затем при окончании урока если настроение изменилось, то и листочек меняют

 «ДЕРЕВО ЧУВСТВ»

Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево яблоки красного  цвета, если нет,  зелёного.

красный - восторженное;

оранжевый - радостное, теплое;

желтый - светлое, приятное;

зеленый – спокойное;

синий - неудовлетворенное, грустное;

фиолетовый - тревожное, напряженное;

черный - упадок, уныние.

Таким способом учитель может контролировать нравятся или нет его уроки и кому.

Спасибо всем за внимание!