Приобщение детей к культурному наследию в студии "Мода и декор"

Кулик Галина Михайловна

Создание обережной куклы "Подорожница" в студии "Мода и декор" на  творческом уроке "Приобщение детей к культурному наследию". Педагог Кулик Галина Михайловна..

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priobshchenie_k_kulturnomu_naslediyu.docx187.62 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                            Кулик Галина Михайловна

Народная кукла как средство приобщения к русской культуре.

D:\мамочкино\нов.работа\DSC06473 копия.jpgПриобщение детей к культурному наследию в студии «Мода и декор». Занятие по созданию «обережной» куклы «Подорожница». 

 Два раза в неделю, после основных занятий в школе дети спешат во дворец детского творчества «Маленький принц» в студию «Мода и декор», где юные таланты мечтают стать дизайнерами, овладеть навыками шитья и участвовать в создании «звёздных» коллекций. На наших занятиях мы овладеваем знаниями конструирования, моделирования и декора одежды, учимся вдохновляться, изучать и использовать моду. Ребенок приходит сюда, чтобы оказаться в мире радости, в мире успеха. Именно здесь он раскрывается более полно, потому что творческое объединение, которое ребенок выбирает, соответствует его интересам, способностям и от того, какие условия здесь для ребенка, для него, как персоны, индивидуально будут созданы, во многом, возможно, будет зависеть и то, какое место во взрослой жизни он для себя найдет.

Мы занимаемся не только конструированием, моделированием, декором и пошивом, но и различными видами рукоделия на так называемых «свободных» уроках, посещаем мероприятия дворца, музеи, мастер-классы, ходим на выставки, интересные встречи. Общаясь и наблюдая за воспитанниками, я понимаю, что, к сожалению, современные дети зачастую даже не подозревают, насколько красив, богат, удивителен, самобытен и интересен мир традиционной русской  культуры и сегодня уже очевидно, что будущие поколения необходимо приобщать к наследию и опыту предков. Поэтому главная задача педагога не только следовать  выбранному профилю занятий, но и вносить свой вклад в воспитание нравственного и духовного развития ребёнка, так как обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за свою землю и многие другие ценные человеческие качества. Данная педагогическая позиция помогает воспитать у детей интерес не только к культуре своего народа, но и уважительное отношение к культурным традициям других народов.

В сегодняшней России традиционная тряпичная кукла переживает подлинное возрождение. Рукотворная лоскутная фигурка выполняет теперь новую коммуникативную функцию. Она стала живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту. Практикуя занятия по свободному творчеству, я непременно обращаюсь к истокам и культуре народных традиций. Задача любого курса, связанного с изучением народной культуры — приобщение, и на занятии нам предстоит интересная творческая работа, мы окунемся в загадочный мир народной куклы, у нас будет  возможность поучаствовать в творческой деятельности и получить «вещичку», сделанную своими руками. На уроке мы познакомимся с обычаями, традициями, связанными с куклами « оберегами», научимся выполнять одну из кукол «оберегов» - «подорожницу».

Перед началом работы я озвучила некоторые важные моменты  при изготовлении куклы - ничего нельзя прокалывать или сшивать иглой, она должна быть безликой, чтоб не вселился чужой дух, важно использование натуральных материалов   и еще, делать нужно куклу только в хорошем настроении. Мы же хотим получить позитивную, добрую куколку!
Фоном всего нашего занятия служили хоровые песни в исполнении детских коллективов нашего города, один из них стал лучшим детским хоровым коллективом России. Это  образцовый хор народной песни - «Млада». Таким образом, дети непринуждённо стали слушателями народных песен. Вначале нашего занятия я предложила студийцам цветные ткани с различными рисунками, и дети смогли сами подобрать подходящий, по их мнению, комплект материалов по сочетанию цветовой гаммы и исполнению рисунка. Работая с тканями, мы продолжаем развивать творческое мышление, воображение и эстетический вкус, используя свои приобретённые знания цветового сочетания и в создании игрушки. 

В ходе урока велся диалог, были вопросы-ответы: есть ли в вашем доме какая - то вещь, сохранившаяся от бабушек или дедушек, которую вы любите и оберегаете, сохранились ли игрушки, сделанные для вас вашими  родителями, бабушками или дедушками, на какой праздник собираются все родственники? Как жили русские люди, как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали обычаи, чем украшали свой быт, о чем мечтали? Дети студии с удовольствием включались в беседу, ведь ответить на эти и подобные вопросы - значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Такие занятия глубоко воздействуют на воспитанника, ведь он - активный участник всего того, что представлено на урокеВозникает особая атмосфера, основные черты которой - психологический комфорт для каждого, высокий уровень удовлетворенности общением, эмоциональный творческий подъем.

Знакомство детей с традиционными народными куклами проходило через показ слайдов, ведь самодельные куклы очень разнообразны - это обрядовые, обережные и игровые. Каждая кукла имеет своё «обережное» значение и связана с главными значимыми вещами и событиями в жизни русского человек - с родом, семьей, домом, счастьем, здоровьем, достатком. Славянскими куклами-оберегами не только украшали интерьер, они всегда были очень сильным помощницами в быту, куклы защищали дом, детей от тёмных сил, ссор, болезней, сглаза. Куколки делались по случаю народных праздников, например, для «Масленицы» или дня «Ивана-купалы»,  в качестве подарков или обрядовых символов для отмечания семейных событий, таких как свадьба или рождение ребёнка, а также просто изготавливались в качестве спутниц-хранительниц спокойствия, здоровья, достатка, любви. Кукол тщательно берегли, их никогда не выбрасывали, а передавали по наследству. Ими любовались, брали в руки, носили с собой. Им отводили специальное место в доме, ставили в красный угол, прятали в сундук, клали в приданное. Обрядовые куклы не были детской игрушкой. Их особенность - безликость, т. е. лицо не обозначалось, оставалось белым. Смысл этого состоит в том что, безликая кукла не позволит вселиться злому духу.

D:\мамочкино\нов.работа\DSC06477 копия.jpgПосле того, как дети студии «Мода и декор» получили представление о различных видах самодельных кукол, их назначении, роли в жизни детей и взрослых, на интерактивной доске был показан  ход изготовления нашего запланированного оберега, и мы были готовы приступить к изготовлению куклы «подорожницы». Подорожница - очень сильна своим терапевтическим эффектом в уверенности - всё будет хорошо. Надёжный оберег, ибо как мыслим, так и складывается. К тому же мы всегда в пути! В старину такую куколку делали для отъезжающих. Эта куколка – оберег путнику в дороге. В руках куклы располагался узелок, в котором были спрятаны несколько крупинок пшена или иной крупы и нитки. Крупа являлась неким символом сытости, дабы путник всегда был в дороге сыт. Нитки (у нас были красные) клали с целью, чтобы путник всегда сумел найти дорогу домой. Мы добавили в узелок копеечку, чтобы не бедствовать. D:\мамочкино\нов.работа\DSC06475.JPGВо время изготовления куклы дети  узнали, на каких условиях происходит передача куклы в дар. Если куколка предназначена в дар, то надо наполнить её самыми добрыми образами, искренне пожелать всего самого хорошего будущему владельцу или владелице куколки и представить, как это уже осуществляется. Необходимо помнить, что с этой минуты Ваша куколка становится самостоятельной энергетической единицей, делящей судьбу будущего хозяина или хозяйки. Обращаться надо с ней очень бережно.

D:\мамочкино\нов.работа\DSC06472.JPGD:\мамочкино\нов.работа\DSC06483 копия.jpgD:\мамочкино\нов.работа\DSC06486 копия.jpgНаши куколки получились подобны, но не одинаковы. Важно, что при изготовлении отсутствует понятие неудачи, неправильности, каждая кукла является особенной, неповторимой, как и сами дети. Параллельно с технологическим процессом происходило знакомство с фольклором, традиционными обрядами и обычаями, ребёнок узнал, как жили люди определённого возраста в старину, какие имели обязанности, как проводили свободное время, как одевались.  Я думаю, что создавая куклу, мы провели определенную работу по возвращению в нашу душу интуиции, пробудили ее, обратились к мудрости обитающей внутри нас. Мы сделали то, что нельзя купить, то, чего нет ни у кого, кроме нас. В этом изделии частичка нашего сердца, это выражение нашей индивидуальности, это наше творчество.

D:\мамочкино\нов.работа\DSC06481.JPGОдновременно созданная детьми кукла стала и живым средством общения и приобщения к народному культурному наследию.