ТЕХНОЛОГИИ ПЛЕТЕНИЯ ГОБЕЛЕНОВ И ПРИМЕНЕНИЕ ИХ В ПРАКТИКЕ

Федорова Марина Анатольевна

Цель статьи. Рассмотреть поэтапное ведение работы, изучить материалы, исследовать технологию плетения гобеленов и применение их в практике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Федорова М.А.

ТЕХНОЛОГИИ ПЛЕТЕНИЯ ГОБЕЛЕНОВ И ПРИМЕНЕНИЕ ИХ В ПРАКТИКЕ

Актуальность темы. Актуальность темы определяется тем, что в условиях современного массового тиражирования произведений прикладного искусства с помощью современных технологий, значительно повышается ценность ручного художественного мастерства, а в художественном оформлении есть возможность проследить наследие исторических стилей.

Анализ литературы. Данная тема в литературе представлена широко. О выразительных возможностях декоративно-прикладного искусства и художественно-композиционных возможности декоративного панно писали Барышников Даглдиян К. [1], Дворкина И. [2], Уталишвили Н. [4]. Проблема взаимодействия гобелена и архитектуры затронул в своих работах  Жоголь Т.Е. [3].

Цель статьи. Рассмотреть поэтапное ведение работы, изучить материалы, исследовать технологию плетения гобеленов и применение их в практике.

Изложение основного материала.

Современные технологические возможности, их влияние на фактуру, текстуру и технические свойства влияющие на визуальное и смысловое восприятие гобелена [1].

Перед выполнением изделия необходимо исследовать методологию ведения сложного образа в рисунке изображения.

Определившись с темой, формой и силуэтом будущего изделия. Выполняются несколько предварительных эскизов простым карандашом вписанных в заданную форму. Для проработки деталей необходимо учитывать контраст тона или сближенные отношения, по цвету теплое или холодное, цветовую гамму, необходимо разработать дополнительные эскизы в черно-белом и цветовом варианте [2]. При выборе цветового решения эскиза учитывается: цвет интерьера и найденные цвета экспериментальным путем. Т.е. при переплетении нитей одного цвета с другим образуются новые дополнительные оттенки, которые необходимо учитывать при начальном этапе эскиза. Это позволяет определять общие цвета и эмоциональное воздействие цвета на зрителя.

При получении результата, выполняем эскиз картона в натуральную величину и решаем цветовую задачу. Выбранный цветовой колорит, определяет размер будущего гобелена.

Приступая к следующему этапу, определяемся с материалами и инструментами, которые необходимы при создании гобелена.

Материалы необходимые для работы: основа и уток. Гобелен не может существовать без основы, так как является каркасом гобелена.

Нить основы должна быть прочной и не тянуться, в качестве основы используют льняные (шпагат) или хлопчатобумажные нити (веревки).

Нити утка должны быть мягкими, эластичными, без сопротивления укутывать нити основы. Это может быть шерсть, синтетические волокна (акрил), пакля, шнуры, полоски ткани, металлическая нить и другое [4].

Актуально отметить, что технические возможности станков не отвечают основным требованиям в исполнении сложного гобелена. Мастера заменяют станок на деревянную раму (по горизонтали или вертикали с 2-х сторон закрепленными шурупами на расстоянии 1см.), тем самым, облегчая дальнейшую работу с изделием. Так же ковровая колотушка заменяется стальной столовой вилкой [2].

Необходимо рассмотреть возможность технологического переплетения  нитей утка с основой, определяющее будущее изображение гобелена.

Опираясь на основные техники плетения создаем индивидуальное изделие и собственный стиль работы. В изготовлении гобелена учитываются 3 основных метода переплетений нитей разных цветов:

  • закрепление утков на общей нити основы;
  • простое соединение утков между собой;
  • паласная техника.

Следующий этап выполнения гобелена.

С внутренней стороны деревянной рамы крепится эскиз и натягивается основа. При натяжении нити учитывается сила натяжения нити основы. Закономерно учитывать размер, форму, сложность рисунка, цветовые гаммы, переплетения нитей и материалов [4].

Готовое изделие срезаем со станка и обрабатываем края. Готовый гобелен выставляем на металлической или деревянной основе.

Применение гобелена в практике.

Гобелен был преимущественно функциональной частью интерьера, например служил навесом и утеплением помещений, а заодно декоративным украшением – настенным ковром, панно [4].

В современном интерьере сложно увидеть гобелены ручной работы.

Актуально отметить то, что на сегодняшний день стиль и гамма гобеленов изменилась на столько, что современный гобелен гармонично подходит для любого современного интерьера. Также использование современного гобелена в интерьере офиса или квартиры – это модно, стильно, современно, уютно и красиво.

В современном искусстве технология плетения гобеленов применяется не только в декоративном панно, но и в сумках, верхней одежде, обивки мебели и др.

Вывод. Современные мастера гобелена изменяют художественный образ классического визуального мировоззрения в силуэте декоративного панно. Технологические возможности позволяют применять сложные текстуры, керамику, дерево, стекло, металл и другие материалы, передавая замысел сюжета и раскрывая эстетическую идею методологически завершенного образа изделия.

Литература

1. Даглдиян К. Декоративная композиция/ К. Даглдиян – Ростов н/Д.: Феникс, 2011. – 368с.

2. Дворкина И. Гобелен за десять вечеров/ И. Дворкина. – М.: Культура и традиции, 1998. – 285с.

3. Жоголь T.E. Декоративное искусство в современном интерьере. / Т.Е. Жоголь. –  Киев: Будівельник, 1986. – 193с.

4. Уталишвили Н. Эксклюзивный гобелен. Техника. Приемы. Изделия /  Нелли Уталишвили. – М.: АСТ – Пресс Книга, 2011. – 80с.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«технологии плетения гобеленов и применение их в практике» Автор: Федорова Марина Анатольевна

Слайд 2

Рассмотрим материалы и технологию переплетения нитей на основе авторского гобелена: Федоровой М.А. на тему «Крым»

Слайд 3

Работа над эскизом: - тема и формат будущего изделия; - эскизы в простом карандаше;

Слайд 4

Схема модульности Треугольника Прямоугольника

Слайд 5

Возможные цветовые решения - Теплый колорит (охра), сближенные потону - Тепло - холодный колорит , контрастный тон - Холодный колорит , сближенный по тону

Слайд 6

Эскиз натуральной величины (120*170)

Слайд 7

- Основа - Уток Материалы (изготовление гобеленов):

Слайд 8

1. Станок или деревянная рама; 2. Ковровая колотушка или столовая стальная вилка; 3. Нож крючок; 4. Ножницы; 5. Челнок; 6. Цыганская игла. Инструменты:

Слайд 9

1. Закрепление утков на общей нити основы; 2. Простое соединение утков между собой; 3. Паласная техника; Техники плетения гобелена

Слайд 10

Выполнение гобелена

Слайд 13

Применение гобелена в практике

Слайд 17

Спасибо за внимание