Организация учебно-исследовательской деятельности на занятиях по обучению лепке из соленого теста.

Алла Михайловна Новикова

Наиболее эффективно учебно-исследовательская деятельность может быть организована в учреждении дополнительного образования детей.Ребенок, приходя в учреждения дополнительного образования, выбирает для себя то дело, к которому больше всего лежит его душа, в котором он сможет стать успешным. Воспитанник стремится реализовать здесь свои задатки и раскрыть свои способности в том или ином виде деятельности. И одним из таких важных и интересных дел для него становится исследовательская работа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

        МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

       ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Организация учебно-исследовательской деятельности

на занятиях по обучению лепке из соленого теста.

Педагог дополнительного образования

Новикова Алла Михайловна

Раменское

2016


Не существует сколько-нибудь достоверных тестов

на одарённость, кроме тех, которые проявляются

в результате активного участия хотя бы в самой

маленькой поисковой исследовательской работе».

Колмогоров А.Н.

Современные требования к специальной подготовленности педагога постоянно расширяются, изменяются и дополняются новыми. Педагог должен уметь действовать в пространстве современной культуры, обладать умениями организации исследовательской деятельности как одной из форм развития креативности, быть компетентным в оценке перспективных образовательных технологий и иметь собственную авторскую позицию в педагогике. Сегодня умение проводить исследование рассматривается как неотъемлемая характеристика личности. Именно поэтому развитие способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности являются основными задачами образования.  И педагоги сегодня всё чаще обращаются к учебно-исследовательской деятельности, которая может основой современного содержания образования через включение в  в процесс переоткрытия научных открытий.

Умелое сочетание различных форм и видов исследовательской деятельности научит ребенка самостоятельно мыслить, анализировать не только учебные, но и жизненные ситуации, а значит, и подготовит ко взрослой жизни.

В концепции стандартов образования нового поколения отмечено, что прочное усвоение знаний учащимися возможно при условии готовности и способности учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, высокой социальной профессиональной мобильности на основе непрерывного образования и компетенции «уметь учиться».

Исследовательская деятельность учащихся относится к технологии развивающего обучения. Она способствует развитию:

- критического мышления;

- информационной культуры;

- творческих и коммуникативных способностей;

- умения ставить цели и пути их реализации.

Участвуя в исследовательской деятельности, учащиеся приобретают компетенции и умения:

- видеть проблему;

- самостоятельно ставить задачи;

- планировать и оценивать свою работу;

- быть коммуникабельным, выступать перед публикой, связанно излагать свои мысли, уметь аргументировано говорить, выслушивать других, с достоинством выходить из острых ситуаций.

Формы организации учебно-исследовательской деятельности:

- учебный эксперимент;

- нетрадиционные занятия;

- исследовательский метод обучения;

- домашние задания исследовательского характера.

Наиболее эффективно учебно-исследовательская деятельность может быть организована в учреждении дополнительного образования детей.

Дополнительное образование в настоящее время по-новому определяет свое место в образовательно-воспитательном пространстве. Оно – органичная составляющая российской системы образования, так как находится в тесной взаимосвязи со школьным образованием.

Дополнительное образование детей представляет собой органическое единство познания, творчества, общения детей и взрослых, в основе которого лежат любознательность и увлеченность свободным поиском пути к мастерству и постижению смысла жизни.

В условиях дополнительного образования нет жёстких рамок классно-урочной системы. Выбор содержания, тематики и проблематики проектов и исследований обучающимися происходит в момент выбора одного из направлений работы кружка. В зависимости от уровня полученных результатов, предоставляется возможность детям публично продемонстрировать свои исследовательские проекты перед сверстниками, родителями, педагогами, для широкой общественности. Историки и исследователи этого вопроса - А.К. Бруднов, В.А. Горский, Л.Ю. Ляшко - говорят об отказе от стереотипа «второстепенности» дополнительного образования по отношению к базовому, указывают на многие преимущества перед последним в создании условий для формирования ребенком собственных представлений о самом себе и окружающем мире.

 Ребенок, приходя в учреждения дополнительного образования, выбирает для себя то дело, к которому больше всего лежит его душа, в котором он сможет стать успешным. Воспитанник стремится реализовать здесь свои задатки и раскрыть свои способности в том или ином виде деятельности. И одним из таких важных и интересных дел для него становится исследовательская работа.

 «Под учебно-исследовательской деятельностью понимается такая форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учащимся творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования: постановка проблемы, ознакомление с литературой по данной проблеме, овладение методикой исследования, сбор собственного материала, его анализ, обобщение, выводы», - говорится в Концепции дополнительного образования.

Мыслительные умения и навыки, приобретаемые воспитанниками в процессе исследовательской деятельности, представляют собой немаловажный процесс.

Обучающиеся, осуществляя исследовательскую деятельность, приобретают необходимые умения и навыки, формируют свою исследовательскую культуру.

Мыслительные умения и навыки помогают обучающимся выстраивать логическую цепочку своих суждений.

Учебно-исследовательские работы выполняются воспитанниками под постоянным контролем со стороны педагога и с использованием такой методики сбора и обработки данных, которые наиболее приемлемы для детей.

Исследовательская деятельность нацелена на раскрытие творческого потенциала каждого воспитанника, потому что создает единое интеллектуальное развивающее, личностно формирующее пространство с возможностями для самообразования, самовоспитания ребенка в условиях модернизации дополнительного образования. Исследовательская деятельность воспитанников дополнительного образования, как их авторское достижение, дает ребенку возможность реализовать свой творческий потенциал.

Общеобразовательная дополнительная программа «Тестопластика» (автор-составитель Новикова А.М.) включает себя элементы учебно-исследовательской деятельности. Это кратковременные задачи, которые выполняются на одном занятии. По организационной форме задания могут быть предложены как в индивидуальном порядке, так парам или группам.

Все работы из соленого теста выполняются на фольге. Необходимость использования подложки при лепке объясняется на первом же занятии.  Детям старше 7 лет предлагается провести исследование: почему мы используем фольгу, а не бумагу? Ведь это более доступный материал и работы проще подписывать. К началу исследования необходимо получить отрицательный результат, то есть испортить несколько образцов раскатанного теста. Таким образом, педагог должен подвести детей к выполнению этих образцов разной формы. Испорченные образцы и станут отправной точкой в учебно-исследовательской деятельности по изучению свойств бумаги.

Бумага при намокании не принимает прежний вид – она коробится, именно это особенность влияния увлажнения на бумагу не позволяет на ней лепить. Занятие-исследование по изучению свойств волокон бумаги очень интересное и познавательное для детей младшего школьного возраста.

Детям предлагаются образцы картона, туалетной или промокательной, писчей бумаги, ваты и ниток. От образцов бумаги отрываются полоски. В лупу рассматриваются кромки, размер волокон. После сравнения с волокнами ваты и ниток дети с помощью учителя или без делают вывод: бумага – это волокнистый материал, все волокна которого перепутаны и склеены, в отличие от ваты, волокна которой перепутаны, но не склеены, и в отличие от ниток, волокна которых скручены.

Следующая задача, с которой справляются дети – это определение расположения волокон в листе бумаги.  Расположение волокон в листе бумаги не хаотичное, а имеет определенный порядок и разграничение на долевые и поперечные. Можно рассмотреть под лупой лоскут ткани.  Долевые волокна – более прочные, в чем можно убедиться, растянув лоскут ткани в разных направлениях. Для определения направления волокон в листе бумаги отрезаем от листа две полоски одной ширины и уравниваем их длину. Именно с этими полосками предлагаем детям экспериментировать. Бумага больше гнется в поперечном направлении, это хорошо видно, если взять полоски за нижние концы. Если полоски намочить, то они начнут высыхать по-разному. Одна из полос сильно покоробится «волнами», так как между долевыми волокнами попадает вода и перпендикулярно им образуются «волны».

Очень интересно проходят занятия по определению рецептуры соленого. Ребятам предлагается возможность сравнивать собственные образцы теста с разным составом. Доли содержания воды, муки и соли определяются самостоятельно. Другое исследование, которое проводят воспитанники, это установление роли, которую имеет степень помола соли. Сравниваются образцы с мелкой, крупной солью, а также солью, измельченной в порошок. Дети проводят эксперименты по замене соли на другие составляющие, но с той же фракцией. Пытаются ответить на вопрос, почему же все же древний обычай лепки из теста связан именно с солью, изучают историю ремесла.

В современных условиях становится очень важным и нужным наличие достаточного количества творчески развитых детей, которые ясно осознают свои способности, желания и знают, как добиться поставленной цели. И те знания, умения, навыки, которые развивают творческие объединения учреждений дополнительного образования, непременно пригодятся воспитанникам в жизни. Пригодится ребенку и сам навык творчества, и владение творческими приемами. И все это станет замечательной движущейся силой в самой деятельности воспитанника во взрослой жизни.