Прикладное творчество как средство развития творческой активности детей

Денежко Лариса Александровна

Мир детства уникален и неповторим. Впечатления детства остаются в памяти людей навсегда, и потому так важно, чтобы маленький человек, вступающий в жизнь, делающий робкие шаги по бесконечной лестнице познания себя и мира, преодолевал эти ступеньки с радостью и удовольствием. И первым помощником в воспитании и обучении детей является их творческая активность. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Прикладное творчество как средство развития творческой активности детей

Денежко Л.А.,

Педагог дополнительного образования

МАУ ДО ДДТ Маленький принц»,

г. Хабаровск

Мир детства уникален и неповторим. Впечатления детства остаются в памяти людей навсегда, и потому так важно, чтобы маленький человек, вступающий в жизнь, делающий робкие шаги по бесконечной лестнице познания себя и мира, преодолевал эти ступеньки с радостью и удовольствием. И первым помощником в воспитании и обучении детей является их творческая активность. Именно от сформированности художественно-эстетической активности ребенка зависит, будет ли в дальнейшем человек совершенствовать свой внутренний мир при общении с искусством или нет. Занятия по искусству воспитывают у подрастающего поколения потребность в общении с лучшими образцами русской и зарубежной изобразительной культуры и поддерживают определенный уровень художественно-эстетической культуры вообще.

Ученых — психологов, педагогов интересует творческая активность личности, которая проявляется в конкретном виде деятельности. Меня заинтересовала тема творческой активности в прикладном творчестве, и я, наблюдая за детьми, анализировала также педагогическую и психологическую литературу по этому вопросу.

Творчество, являясь жизненной необходимостью, потребностью человека, захватывает его, преобразует, развивает и обогащает, формируя его как самобытную личность, которая пытается в каждое свое дело внести что-то такое, что присуще только ей.

Ученые считают, что активность и деятельность связаны между собой. Но высшей формой активности личности считается творческая активность. Творческая деятельность, активность присущи человеку, нужно только помочь ему найти и раскрыть себя в той сфере, в которой он может проявить себя наиболее ярко, с максимальной пользой как для себя, так и для общества, результат творчества всегда направлен на созидание и прогресс.

Считаю, для формирования творческой личности необходимы следующие организационно-педагогические, научно-методические и психолого-педагогические условия:

  1. Создание атмосферы толерантности, психологического комфорта, взаимной поддержки, дружеского общения, сотворчества и сотрудничества детей, педагога, родителей.
  2. Учет возрастных и природных особенностей детей.
  3. Использование технологий и методов, развивающих познавательный интерес, творческую самостоятельность и активность: словесные, наглядные упражнения, творческие задания и игровые ситуации (упражнения «Долепи скульптуру», «Найди подобное», «Нарисуй схематичную фигуру», «Убери лишнее», «Дострой до целого», «Трансформируй», «Изобрази настроение»).

Использование современных методов воспитания и развития:

  • метод опережающего обучения;
  • метод эвристического обучения;
  • метод проектов;
  • метод рефлексивного обучения;
  • метод проблемного обучения;
  • организация работы в творческих группах;
  • предоставление детям свободы деятельности и права на ошибку при самостоятельном поиске.
  1. Обеспечение возможности нравственного, профессионального и жизненного самовыражения и самоутверждения подростков.
  2. Выявление, поощрение и развитие одаренных детей.

Именно в этих направлениях я и работаю.

Формы и методы развития творческой активности при организации прикладной деятельности и дизайна — средство развития ребенка

Я организовываю обучение и воспитание двумя способами: первый — дифференциация обучения (деление на группы) и второй — персональный образовательный путь ребенка.

Используя принцип педагогической поддержки О. Газмана, помогаю каждому учащемуся осознать свои интересы, планы и проблемы. Помогаю им через включение в конкретные виды прикладной и конструктивной деятельности, создаю равные «стартовые» возможности каждому ребенку, поднимаю каждого на качественно новый уровень индивидуального развития.

Используя познавательный интерес ребенка и его опыт, могу определить, с помощью каких методов, средств и условий можно совершенствоваться ребенку дальше. Выполняю функции научного руководителя, вывожу ребенка на ближайший уровень развития, обеспечиваю высокий уровень консультирования, предоставляю свободу выбора и методов достижения целей, создаю условия для конкретного воплощения творческих идей.

Обучение и воспитание детей организовываю так, чтобы обучение было не просто передачей готовых знаний, умений и навыков, а созданием условий для развития творческой активности ребенка. Каждый ребенок — это личность, поэтому к каждому ребенку нужно найти подход для достижения им заданных целей. Если использовать такой личностно-ориентированный подход, то результат получается очень высокий. На занятиях вижу каждого ребенка и помогаю ему только в том случае, если четко вижу, что ребенок не способен справиться с заданием сам. Если же он может работать без дополнительной помощи, я поощряю его самостоятельность. Я выделяю основные условия, которые содействуют развитию творческой активности.

Моя задача — пробудить в ребенке желание созидать, преобразовывать мир, создавать прекрасное своими руками. От его творческой активности зависит то, как сложится его профессиональная карьера и личная жизнь. Развитие творческой активности — процесс сложный и длительный.

В моем коллективе дети обучаются по двум программам: «Народная игрушка» — 7 лет обучения, возраст обучающихся 6–16 лет, и «Керамика» — 5 лет обучения, возраст обучающихся 8–16 лет. Большой материал для изучения истоков народного искусства дают промыслы России. Из современных промыслов особый интерес представляет глиняная игрушка, которая несет в себе образы древнерусского народного сознания, его представлений о мире и культуре. Беря в руки невзрачный глиняный комочек и осознав его безграничные возможности, ребенок совершенно по-другому смотрит на мир, внимательно и с восхищением всматривается в окружающую природу, бережно относится к ней.

Задачами моих авторских программ является развитие творческой активности детей, их творческого потенциала с учетом индивидуальных и возрастных особенностей. Суть программ заключается в том, что детям и подросткам предоставляется возможность средствами прикладного искусства и дизайна приобщиться к истокам народных традиций, обычаев, праздников, попробовать свои силы в творчестве, проявить самостоятельность и оригинальность, показать знание исторического материала и свое отношение к нему.

При освоении программ дети получают основы художественных знаний и умений в области декоративной и конструктивной керамики, станковой скульптуры и скульптуры малых форм. Структура занятий предполагает интеграцию двух направлений: занятия по народной игрушке чередуются с занятиями по керамике. Процесс познания происходит через личную художественную деятельность, изучение художественного наследия и произведений современного искусства. Учащиеся получают определенный программами уровень грамотности и развивают способность выражать эстетическое отношение к окружающей действительности через свои творческие работы. Программы способствуют профессиональному самоопределению учащихся, которые посвятят себя работе в области искусства.

Я работаю с детским контингентом разного возраста. Особого внимания заслуживает подростковый возраст, так как он является основным для становления личности. Именно в этом возрасте совершается важнейшая перестройка самосознания. У подростков появляется возможность саморазвития, совершенствования, самовоспитания. Он начинает сравнивать, анализировать, планировать, ставить цели, стремиться к ним.

На занятиях с детьми использую разнообразные формы, методы и приемы: беседа; рассказ; лекция; показ видеоматериала; посещение музеев и выставочных залов, мастерских художников и детских студий; работа с натуры в изображении людей и предметов; зарисовки с комментариями; творческая работа по представлению, упражнения по конструированию из бумаги, пластилина и глины; создание собственной композиции; анализ своей работы и работы художников; занятия-экскурсии, мастер-классы. Это позволяет прогнозировать возможности применения знаний и навыков детьми в различных жизненных ситуациях. Формами контроля усвоения программы являются:

  • участие в выставках различного уровня;
  • индивидуальная и групповая формы устных опросов;
  • самостоятельное выполнение заданий;
  • персональная выставка ребенка;
  • участие в конкурсах и олимпиадах в номинации «Прикладное творчество».

В прикладном творчестве важен не только итог, но важен и сам процесс деятельности: рождение замысла, предвидение ошибки и риск решения. На занятиях дети — не просто созерцатели, а действующие лица, которые учатся созидать. Здесь невидимый мир мысли проявляется в движении рук, материала, инструментов. В конечном счете — в изготовленном сувенире. У детей есть простор для самостоятельности и выдумки, для развития умения, сообразительности и интеллекта. Прикладное творчество — это не исполнительское искусство. Здесь дети — полноценные авторы своих произведений. Знания и навыки приобретаются через активную деятельность учащихся. Специфика прикладного творчества — его рукотворность.

Я работаю с детьми, у которых по-разному проявляются способности. Есть дети, которые легко и быстро усваивают объяснение педагога, после похвалы они улучшают качество своих работ, на следующее занятие приходят со своей идеей, много работают дома самостоятельно. Это творчески активные дети. В работе с такими детьми нужно сохранить их индивидуальность, не подавлять их и в то же время обучить навыкам и приемам прикладного искусства.

Есть дети, которые хотят полностью выйти из-под влияния педагога и работать только так, как им нравится. Из таких ситуаций я вижу два выхода:

  1. Объясняю тему, полностью рассказываю последовательность выполнения работы и не вмешиваюсь советами в процесс выполнения работы учащимся. Видя затруднение ребенка, предлагаю свою помощь, но, как правило, эта помощь отвергается ребенком. Этот метод носит название «метод естественных последствий», когда ребенку дается возможность испытать неприятные последствия своего упрямства. Постепенно учащийся заходит в тупик и не может понять, почему у него получается не так красиво, как ему хотелось. Именно в этот момент мягко напоминаю, что я несколько раз пыталась подсказать, но автор решил делать по-своему. А далее объясняю, что именно нужно немного поправить, тем самым даю понять, что у студийца еще мало знаний и опыта, чтобы не прислушиваться к педагогу.
  2. Другая ситуация: после объяснения темы учащийся говорит, что одну часть работы он сделает, как ему объяснили, а другую часть сделает по-своему. Ребенка хвалю за интересную мысль. И вместе с ним, развивая его идею, осторожно даю советы, показываю, как можно улучшить его работу, не вмешиваюсь в его действия, а создаю подобную одновременно с ним. Ребенок непременно видит красивые детали и хочет, чтобы они появились в его работе.

Строю свою программу так:

  • чтобы каждая последующая тема была сложнее предыдущей;
  • всегда даю возможность ребенку самому оценить свою работу и только после него говорю свои замечания;
  • нельзя выполнять за ребенка более 10% работы;
  • не иду на поводу слов «не получается», «не могу»; разбираюсь вместе с ребенком, почему не получается и еще раз объясняю на своей работе, как исправить ситуацию; даю ребенку не менее пяти раз пытаться самому исправить ошибку. Только после этого, если у ребенка не получается (а зачастую ему удается это сделать), то вместе с ним, желательно, его рукой исправляем работу. Ребенок должен почувствовать, как надо работать с материалом.

Когда и как хвалю ребенка? Похвала в обучении как лекарство: может помочь, а может навредить.

В младшем школьном возрасте хвалю так, чтобы слышала вся группа. Здесь использую даже не похвалу, а восхищение работами ребенка. Похвалой отмечаю каждый этап работы. Стараюсь удивлять детей на каждом занятии различными приемами лепки, тем самым показывая неисчерпаемые возможности материала. Хвалю детей одинаково, не выделяю любимчиков.

В более старшем возрасте интонации при похвале меняю, они становятся более спокойными. Хвалю ребенка индивидуально, не сообщая всей группе. Похвалой отмечаю большие этапы в работе. Обязательно хвалю в конце занятия.

У любого человека есть идеал, к которому он стремится. Многие дети, увидев работы старших учащихся или работы выпускников, мысленно или вслух восклицают: «Я хочу научиться работать также!». Поэтому при изучении темы показываю новичкам в обучении эти работы. Это задает высокий уровень, на который дети будут ровняться.

Все перечисленные принципы я применяю в процессе обучения на протяжении пятнадцати лет и на основе динамики роста уровня работ учащихся, убедилась, что они работают.