Программа "Керамика и глиняная игрушка"

Вора Екатерина Васильевна

Обучение основам искусства керамики, развитие творческих способностей детей и приобщение их к сохранению и развитию традиций декоративно-прикладного искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_glinyanaya_igrushka_i_keramika.doc409 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПУРОВСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА-ИНТЕРНАТ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

с. САМБУРГ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

Рассмотрена на МС                                                «Утверждаю»

Председатель МС                                                Директор школы

МКОУ «ШИСОО» с. Самбург

_____________ Вовк И.А.                                        _______________ А.М.Муравьева

«____» ___________20__ год                                «____» ____________ 20__ год

ПРОГРАММА

ОБЪЕДИНЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 «Глиняная игрушка и керамика»

Рассчитана на детей 7-17лет

Срок реализации – 2 года

Педагог дополнительного образования детей

Екатерина Васильевна Вора

Самбург

2016-2017

Пояснительная записка

Актуальность педагогическая целесообразность программы

Актуальность программы заключается в том, что в современном мире уделяется недостаточное внимание развитию гуманитарной сферы в области образования детей и подростков. А это влечет за собой потерю уважения к славному прошлому нашей страны, истокам ее культуры, складывающейся веками. Исходя из этого, осознание необходимости сохранения и развития лучших традиций прошлого и современного искусства следует передать молодому подрастающему поколению. Владение и понимание языка искусства приводит к более глубокому пониманию красоты окружающего мира, воспитывает грамотного зрителя, приобщает к духовным ценностям,  формирует мировоззрение.

Керамика – древнее искусство. На протяжении всей истории она  неразрывно была связана с бытом человека, выражала  его эстетические вкусы, его мировоззрение. Религиозная, ритуальная, бытовая скульптура малых форм Древнего Египта, Античной Греции и Рима, мелкая пластика скифов, славянских племен и затем Древней Руси – все это примеры реальной необходимости такого вида искусства, украшающего жилище.

Современное искусство керамики стремиться не только к декоративной красочности, но как всякое большое искусство, опираясь на богатейшее реалистические традиции изучения человека и всевозможных форм жизни, отражает противоречивую сложность времени, дух человека, его сознание и мышление, искусство керамики становится порой иносказательным, напряженно интеллектуальным, заставляющим думать.

В работе над лепкой и росписью игрушек заложены большие возможности для эстетического и художественного воспитания учащихся, а так же общего развития и расширения кругозора. Скульптура  (лепка) малых форм, как вид искусства, является эффективным средством познания объемно-пространственных свойств действительности – важного фактора в общем развитии детей.

Трехмерное изображение объемных предметов помогает учащимся познать предметы в реальной полноте их форм. Работа с глиной в сочетании с обязательной росписью игрушек, изготовление налепленных украшений, теснение, гравировкой расширяет круг знаний детей не только о пластике материала, о гибкой изменчивой форме, но и  позволяет овладеть полезными техническими навыками, чувством пропорций и цветовое приятия, тренирует руку и глаз, способность координировать движение руки сознательно воспринимаемым объектом.

Запланировано участие в выставках, создается фонд работ и образцов игрушек, предметов быта для постоянной экспозиции.

Занятия в объединении «Глиняная игрушка и керамика» определяют будущее устремление детей в выборе профессии и тесной связи с изобразительным искусством в дальнейшей жизни. Процесс обучения построен по принципу перехода от простой формы до более сложной, от простейших приемов лепки до целостного пластического метода, компактного применения их в процессе лепки. От натуральных форм до созданных по собственным эскизам фантазийных форм. Программа предполагает от личного творчества, от сочетания элементов традиционных форм перейти к импровизации, к созданию новых произведений, что создает свободу творчества, раскованность, легкость и простому восприятию, веру в свои способности, расширение и развитие познавательных интересов, стимулирует фантазию.

Информационная карта программы

  • Тип программы – авторская;
  • Образовательная область – искусство;
  • Направленность деятельности – художественно-эстетическая;
  • Способ освоения содержания программы – творческий;
  • Уровень освоения содержания образования – профессионально-ориентировочный;
  • Форма реализации программы – групповая, индивидуальная;
  • Продолжительность реализации – двухгодичная.

Программа предназначена для обучения учащихся 7-11 классов продолжительность курса два года.

Дальнейшее обучение детей продолжается в творческой группе созданной из детей первых двух лет обучения. Как правило, она малочисленна, но постоянна и профессионально ориентирована, т.е. в нее входят дети, которые собираются продолжить свое художественное образование или довольно серьезно относится к своему увлечению.

Число учащихся составляет:

Для 1 года обучения – 12-20 учащихся

Для 2 года обучения – 10-12 учащихся

Цели и задачи программы:

Цель: Обучение основам искусства керамики, развитие творческих способностей детей и приобщение их к сохранению и развитию традиций декоративно-прикладного искусства.

Задачи:

Обучающие

  • Познакомить с историей возникновения старинного искусства керамики, изучить русские традиционные промыслы;
  • Познакомить с современным искусством керамики;
  • Научить технологии работы с глиной;
  • Познакомить с различными видами глины и их свойствами;
  • Научить пользоваться необходимыми инструментами при работе с глиной;
  • Научить канонам пропорции и соразмерности;
  • Познакомить с основами композиции.

Развивающие:

  • Развивать образное мышление;
  • Развивать художественный вкус и кругозор;
  • Развивать эстетическое отношение к окружающему миру;
  • Развитие творческого начала при выполнении заданий педагога и самостоятельных работ;
  • Развить самостоятельность и творчество через метод школьного творческого проекта;
  •  Подготовить учащихся к первоначальному осознанному профессиональному выбору.

Воспитательные:

  • Воспитание чувства патриотизма и бережного отношения к русской культуре, ее традициям;
  • Уважение к высоким образцам культуры других стран и народов;
  • Воспитание навыков работы в коллективе;
  • Доброжелательность в оценке творческих работ товарищей и критическое отношение к своим работам;
  • Ответственность и целеустремленность в выполнении и результативности своей работы;
  • Взаимопомощь старших младшим;
  • Уважение и бережное отношение к материалам и инструментам

Формы и методы организации учебного процесса

Основной формой занятий является учебное занятие в скульптурной мастерской, с постоянным индивидуальным консультированием. Обеспечить взаимосвязанную деятельность педагога и учащегося по обеспечению усвоение учебного содержания в соответствии с задачами урока, способствовать творческому развитию учащихся и профессиональной ориентации.

Мозговой штурм (коллективный поиск решения постановленной проблемы – проектирование).

Метод деловой игры, проблемно – поисковый (эвристический) метод.

Объяснительно – иллюстрированный или репродуктивный метод.

Словесный в форме беседы, при котором педагог, опираясь на имеющиеся у учащихся знания и практический опыт, а так же для извлечения учащимися знаний из наблюдения предметов, формы, способов их создания.

Наглядная форма, это учебные плакаты, образцы готовых лепных форм, метод практической работы, где дети закрепляют все полезные теоретические знания.

 Метод контроля и самоконтроля является основным показателем приобретенных знаний.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

  1. Теоретическая подготовка по основным разделам программы.
  2. практические навыки и умения.
  3. Личностные качества, формирование развития, Которых осуществляется в процессе реализации программы.

Формы результативности выполнения

 изобразительной программы

I год обучения

  • Мини – выставки в объединении.
  • Постоянная экспозиция работ в кабинете.
  • Обсуждение выставок, отбор лучших работ для фонда учреждения.
  • Выставки детских работ для родителей.
  • Участие в детских, районных, окружных выставках, конкурсах.

II год обучения

  • Создание творческих работ совместно с объединениями: резьба по кости «Снежинка», «Палитра».
  • Создание фонда передвижных выставок.
  • Участие в районных, окружных выставках, конкурсах, фестивалях.
  • Участие в праздничных ярмарках – продажах (изготовление сувенирных игрушек).
  • Анализ и отбор работ для благотворных акций.
  • Тематические выставки.
  • Участие в ежегодной благотворительной выставке – распродаже в округе.
  • Мастер – класс непосредственное участие в этом детей как консультантов.

Контрольные вопросы по теме

«Лепка глиняных игрушек на основе изучения народных промыслов России»

  1. Когда, где и как появился этот народный промысел?
  2. Каковы особенности этого промысла?
  3. Как сохранились традиции этого промысла и в чем они проявились?
  4. Какова тематика игрушек этого промысла?
  5. В чем отличия дымковских и тверских птиц?
  6. Технология лепки игрушек, ее основные принципы
  7. Как лепить игрушку – свистульку?
  8. В каких промыслах нет лепки свистящей детали?
  9. Почему тверскую игрушку не грунтуют?
  10. Что такое «Налепы»? В каких промыслах они  используются
  11. Какую игрушку расписывают тремя цветами?
  12. Как лепить многофигурную композицию?  
  13. Как работать над эскизом, что при этом использовать?
  14. Для чего нужны стеки?
  15. Как правильно слепить юбку – ступку для «Барыни»?
  16. Какими способами можно слепить простую форму игрушки? Какую выбрали Вы?
  17. Какого из народных мастеров Вы можете назвать?
  18. Почему может разрушиться игрушка в печи?
  19. Какими видами росписи Вы пользовались при оформлении игрушки? (Почему?)

Игровые проверочные тесты:

1.Тема: «Лепка игрушек по образцу игрушечных промыслов России»

  1. Юбка дымковской барыни называется:

а) кастрюля;         б) чаша;         в) ступка;

  1. Один из элементов росписи дымковской игрушки называется:

а) арбуз;        б) помидор;        в) огурец;

  1. Филимоновскую игрушку лепят из глины:

а) белой        б) красной                в) голубой

4.  Роспись тверской игрушки находят на определенный фон:

а) красный        б) белый                в) цветной

5. «Барыня» - это национальный сюжет игрушек:

а) каргопольская        б) тверских        в) дымковская

6. Какие игрушки создаются без свистулек:

в) филимоновские        б) абашевские        в) тверские

7. Тремя цветами расписывают игрушки:

а) филимоновскую        б) каргопольскую        в) дымковскую

8. Каким инструментом мастера пользуются при лепке:

а) отверткой         б) долотом        в) стекой

9. Глина – это материал:

а) твердый        б) пластичный        в) упругий

10). К какому виду искусства относится глиняная игрушка:

а) скульптура        б) графика                в) декоративно-прикладное искусство

11. Каргопольская игрушка относится к народным промыслам:

а) России        б) Украины        в) Молдавии

2. Тема: «Учимся лепить»

1. Чтобы определить пригодность глины, ее нужно:

а) смять        б) погладить        в) скатать жгут и согнуть пополам

2. Какие изделия создают из глины:

а) обувь        б) посуду                в) мебель

3. Чтобы игрушка была прочной:

а) обжигают        б) кладут в холодильник        в) хранят в темноте

4. Каким способом можно слепить «Колобка» из сказки:

а) комбинированным        б) пластическим                в) конструктивным

5. Чтобы краска при росписи сохранилась, нужно добавить:

а) известь        б) фруктовый сок        в) клей ПВА

6. При работе с глиной мастер надевает:

а) выходное платье        б) фартук                в) махровый халат

7. Чтобы слепить собачью мордочку, глину нужно:

а) затянуть назад        б) вдавить внутрь        в) вытянуть вперед

8. Для обжига игрушек существует специальная печь:

а) микроволновая        б) тостер                в) муфельная

9. Мастера – гончары создают формы кувшинов:

а) на гончарном круге        б) на столе        в) на лавочке

10. Каким способом можно слепить вазочку:

а) ленточным        б) бантичным        в) веревочным

11. Какая игрушка весело свистит:

а) филимоновская        б) дымковская                в) тверская

12. Рельефы бывают:

а) высшие        б) мягкие                в) плотные

13. Глина после обжига:

а) гудит        б) стучит                в) звенит

14. Лепка глиняной игрушки развивает:

а) слух        б) координацию движений        в) скорость бега

15. Глиняная игрушка – это:

а) архитектурная постройка        б) живописная работа        в) скульптура в малой пластике

К концу I – го года обучения:

Дети будут знать:

  • Правила техники безопасности и личной гигиены при работе в скульптурной мастерской;
  • Основные сведения об истории возникновения и развития искусства керамики;
  • Виды глины, их свойства и качества;
  • Основные виды керамических изделий;
  • Различные способы и методы создания объема.

Уметь:

  • Подготовить глину к работе;
  • Различные способы и методы создания объема;4
  • Использовать на практике навыки изготовления различных бытовых предметов;
  • Изображать животных упрощенной формы в реалистической традиции, как виде статичной игрушки, так и в движении.
  • Применить свои знания и способности в коллективных тематических работах.

После II года обучения:

Дети будут знать:

  • Технологию изготовления более сложных по форме керамических изделий;
  • Свойства керамических красителей;
  • Температурный режим обжига;
  • Основные сведения о пропорциях предметов и фигуры человека;
  • Основные принципы композиции;

Уметь:

  • Изготовлять керамические изделия, более сложных форм;
  • Приготовление и применение керамических красителей;
  • Изображать двух - фигурную и много - фигурную композицию животных и человека;
  •  Разрабатывать и изготовлять коллективную – тематическую композицию;
  • Оценивать работу свою и товарищей;
  • Понимать иносказательный язык керамики на различных выставках;

Проведение итогов реализации программы осуществляется в следующих формах:

  1. Зачет по пройденным темам за год.
  2. Внутренний просмотр за полугодие и просмотр на педсовете скульптурной мастерской.
  3. Итоговая выставка в конце каждого года обучения.
  4. Участие в различных конкурсах выставках.
  5. Отчетная выставка после 2-х годичного обучения

Учебно-методическое обеспечение: литература по керамике, плакаты, таблицы готовые изделия, слайды классических изделий из керамики, видео фильмы о народных промыслах, видео фильмы о художественной керамике.

Материально – техническая база:

  1. Местная голубая глина;
  2. Скульптурные стеки, кисти;
  3. Вращающаяся подставка;
  4. Сито;
  5. Древянная Казка;
  6. Ведро;
  7. Лопата;
  8. Ванна (таз);
  9. Веревочная болванка;
  10. Цилиндрическая болванка;
  11. Коническая и перемидальная болванка;
  12. Цветочный горшок, чайные блюдца;
  13. Гончарный круг;
  14. Инструменты гончара.

15.Струна или проволка, скребки, клюшки, ложечка, губка, штампики разных форм, груша или пластмассовый флакон.

16.Гончарные гребешки, диски, инструмент для обтачивания, гончарные иглы или шило;

17.Стеллажи для сушки изделий.

Используемая литература

  1. М.А.Изотова,  Гончарные работы, Ростов на Дону, «Феникс», 2008 г.
  2. В.И.Колякина, Методика организации коллективного творчества, Издательский центр, «Владос», М., 2002 г.
  3. С.Корнилова, А.Галанов, Уроки изобразительного искусства.
  4. Народное искусство Русского Севера под редакцией Т.Я.Шпикаловой.
  5. Н.М.Сокольникова, Методика преподавания изобразительного искусства. Издательский центр «Академия», 1999 г.
  6. Е.Н.Хохлова, Производство художественной керамики, М. «Легкая индустрия», 1978 г.
  7. Хоаким Чарарра, Ручная лепка, ООО Издательство Астрель, 2003 г.
  8. Х.Чаварра, Техника работы на гончарном круге, ООО Издательство «Астрель» ,2003 г.
  9. Г.Фцотов, Глина, АСТ – пресс, Москва, 1999 г.
  10. Т.Я.Шпикалова, М.А.Некрасова, Г.А.Поровская, Н.Д.Бордюг, Возвращение к истокам, Издательский центр «Владос», 2002 г.


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА-ИНТЕРНАТ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

с. САМБУРГ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

Календарно-тематический план

ДО «Керамика и глиняная игрушка»

I год обучения на 2016 – 2017 учебный год

Руководитель Вора Е.В.

Тема занятий

Всего часов

Дата

теор.

практ.

1

Вводное занятие

2

2

Виды глин. Инструменты приспособления.

2

3

Подготовка глиняной массы, заготовка пластов.

2

1

1

4

Сушка изделий.

2

1

1

5

Обжиг изделий.

2

1

1

6

Керамические пигменты, краски.

2

1

1

7

Декорирование керамики

2

1

1

8

Изобразительные средства, жанры виды скульптуры

2

2

9

Народная игрушка

2

2

10

Лепка игрушки. Свистулька

2

2

11

Лепка животного

2

1

1

12

Лепка животного

2

1

1

13

Обжиг изделий

2

2

14

Обжиг изделий

2

1

1

15

Роспись керамических изделий

2

1

1

16

Роспись керамических изделий

2

2

17

Роспись керамических изделий

2

1

1

18

Роспись керамических изделий

2

2

19

Пластовый рельеф

2

2

20

Игрушка, человек, животное

2

2

21

Обжиг изделий

2

1

1

22

Роспись изделий по индивидуальному замыслу

2

1

1

23

Роспись изделий по индивидуальному замыслу

2

2

24

Пластовый рельеф

2

2

25

Керамическое панно «Растительный мир»

2

2

26

Керамическое панно «Рябина зимой»

2

2

27

Керамическое панно «Зимушка»

2

2

28

Керамическое панно «С новым годом»

2

2

29

Керамическое панно «Эти смешные животные»

2

2

30

Керамическое панно «Карасики»

2

2

31

Обжиг изделий

2

1

1

32

Роспись керамических изделий

2

1

1

33

Роспись керамических изделий

2

2

34

Роспись керамических изделий

2

2

35

Светильники. Светильник – животное.

2

1

1

36

Светильник – чумик, домик

2

2

37

Керамические изделия малых форм

2

1

1

38

Ручная лепка - Вазочка

2

2

39

Ручная лепка - Динозавр

2

2

40

Ручная лепка – Сюрприз Мешочек

2

2

41

Ручная лепка - Мамонт

2

2

42

Ручная лепка – Милая старушка

2

2

43

Обжиг изделий

2

1

1

44

Роспись изделий по индивидуальному замыслу

2

1

1

45

Роспись изделий по индивидуальному замыслу

2

2

46

Роспись изделий по индивидуальному замыслу

2

2

47

Формовка ручная и на гончарном круге

2

1

1

48

Формовка на цилиндровой болванке.

2

2

49

Формовка на конической болванке

2

2

50

Спиральная лепка из жгутов

2

2

51

Керамические изделия малых форм.

2

1

1

52

Обжиг изделий

2

2

53

Обжиг изделий

2

2

54

Лепка - вазочка

2

2

55

Лепка - олень

2

2

56

Обжиг изделий

2

1

1

57

Лепка - жираф

2

1

1

58

Лепка – рыба кит

2

2

59

Роспись изделий по индивидуальному замыслу.

2

2

60

Роспись керамических изделий по индивидуальному замыслу.

61

 Улыбка автора, лепка героев ненецких сказок.

62

Керамическое панно «Птицы прилетели»

2

1

1

63

Выставка работ

2

1

1

64

Итого часов

Содержание занятий.

  1. Вводное занятие. Требования техники безопасности в гончарной мастерской, знакомство с необходимым материалом, для функционирования мастерской.
  2. Инструменты для лепки. Глина виды глин. Инструменты для лепки из глины недороги и просты: ножи, стеки, стеки с металлическими наконечниками. Циркуль для вычерчивания рисунков и измерения моделей, циркули – транспортеры, линейка, угольник, отвес, кисти, спринцовка и т.д.

Знакомство с глиной – основой, гончарного производства. Обращаем внимание на самые важные качества использованных сортов глины, наиболее распространенными из которых являются: красная глина, белая керамика (майолика), глина из песчаника, глина для производства фарфора и огнеупорная глина (каолин).

  1. Подготовка глиняной массы, заготовка пластов. Педагог на практике показывает процесс подготовки глины к работе: просеивание, отшучивание – отшучивая глину, не только очищаем, но и делаем ее более жирной и пластичной, отощающие добавки – песок, древесные опилки, шмот.

Вылеживание – пластичность глины любого сорта можно улучшить, если некоторое время ее выдержать в покое. Перебивка и перемешивание – удаление из массы пузырьков газов, которые образовывались вследствие механических вкраплений воздуха. Дети описывают основные стадии подготовки глиняного теста

  1. Сушка изделий – при сушке изделий можно использовать остывший обжиговой печи, комнатной температуре. Изделия высушивать до абсолютно сухого состояния, чтобы при не совсем профессиональном обжиге они не «взорвались» в печи.

Сокращение размеров – при проектировании изделия надо линейное и объемное сокращение его размеров как при сушке, так и при обжиге.

Деформация и трещины – значительная и особенно неравномерная усушка всегда сопровождается так называемой деформацией изделия – короблением.

  1. Обжиг изделий. Огонь – это стихия, которая породила керамику, огнем заканчивается ее изготовление.

Знакомство с современной электрической печью. Обжиг не только технологический процесс, но и могущественное художественное средство.

  1. Керамические пигменты и краски. Изучение изготовления керамических красок. Применение их химический состав, легкоплавкие, тугоплавкие.
  2. Декорирование керамики: керамическая живопись.

Декорирование – цикл технического процесса по изготовлению художественных керамических изделий. Декорирование живописным и скульптурным образом. Скульптурные методы: рельеф, контррельеф, ажур, мелкая пластика.

Подглазурные краски их подготовка к работе, применяемые приспособления кисти, пульверизатор, подглазурный карандаш. Основные требования, предъявляемые к керамическим краскам.

  1. Изобразительные средства, жанры виды скульптуры. Беседа о скульптуре, ее отличии и общности с другими видами изобразительного искусства (станковая, монументальная, декоративная скульптура, рельеф, круглая скульптура).

Показ репродукций и образов из методического фонда.

  1. Народная игрушка. Беседа об истории появления глиняной игрушки на Руси. Анализ особенностей и традиционных, орнаментов дымковской, филимоновской и каргопольской игрушек.
  2. Лепка игрушки (Свистушки). Беседа об истории появления свистульки. Постановка художественной задачи (вылепить свистульку). Объяснение и показ поэтапного выполнения изделия. Практическое выполнение задания.
  3. Лепка животного (конь). Формировать навыки объемного выполнения декоративного животного с учетом особенностей пластического языка филимоновской игрушки. беседа о приемах работы в материале. Постановка художественной задачи, показ последовательности выполнения. Практическое выполнение задания.
  4. Лепка животного (олень). Беседа о приемах работы в материале. Постановка художественной задачи, показ последовательности выполнения. Практическое выполнение задания.
  5. Обжиг изделий. Беседа о сушке изделий. Горны, муфельные печи, русские печи, костры.
  6. Обжиг. Виды и режимы обжига, глазурованных, неглазурованных изделий. Декорирование при обжиге.
  7. Роспись керамических изделий. Совершенствование технических навыков в работе с росписью. Постановка художественной цели «выбелить» и нанести роспись на игрушку. Практическое занятие.
  8. Роспись керамических изделий. Совершенствование технических навыков в работе с росписью. Постановка художественной цели «выбелить» и нанести роспись на игрушку. Практическое занятие.
  9. Роспись керамических изделий. Развитие чувства цвета при составлении узора; формулирование эстетического вкуса; постановке художественной цели (выбелить и нанести) роспись на игрушку. Практическое выполнение задания. Анализ работ.
  10. Роспись керамических изделий. Развитие чувства цвета при составлении узора; формулирование эстетического вкуса; постановке художественной цели (выбелить и нанести) роспись на игрушку. Практическое выполнение задания. Анализ работ.
  11. Вводная беседа. Пластовый рельеф. Теоретическое знакомство с пластовой керамикой. Взаимосвязь керамики с историей народных промыслов, историей изобразительного искусства, композицией, рисунком, живописью. Знакомство с одним из видов изготовления художественной керамики способом лепки из глиняного пласта
  12. Игрушка. Познакомить с пластовой керамикой; изучить особенности лепки в пластовой керамике, элементарные способы стилизации; формировать опыт размещения керамического изделия в пространстве. Постановка художественной задачи. Практическое выполнение задания.

Человек. Продолжаем изучение пластических возможностей лепка из пласта; создать образ обывателя, уличного прохожего; пополнить профессиональный словарь термином «текстилькерамика». Беседа о технических приемах работы. Постановка художественной задачи, практическое выполнение задания.

Животное. Развиваем импровизационный стиль лепки, поощряем полет фантазии, раскованность в работе, авторский стиль. Беседа о традиционных возможностях пластовой керамики. Постановка художественной цели. Выполнение эскиза, работа в материале. Анализ работ.

  1. Обжиг изделий.
  2. Роспись керамических изделий по индивидуальному замыслу. Развиваем творческую свободу мысли. Беседа о выразительных возможностях цвета на керамических изделиях. Постановка художественной задачи. Практическая работа.
  3. Роспись керамических изделий по индивидуальному замыслу. Развиваем творческую свободу мысли. Беседа о выразительных возможностях цвета на керамических изделиях. Постановка художественной задачи. Практическая работа.
  4. Пластовый рельеф. Необычайный кладезь возможностей самовыражения таится в работе с пластовым рельефом. Любая тема, необычайный ракурс, сложная пластика может быть выполнена легко и непринужденно.
  5. Керамическое панно «Растительный мир тундры». Знакомство с техникой пластового рельефа. Постановка художественной задачи, выполнение эскиза, работа в материале. Подведение итогов.
  6. Панно «Рябина зимой». Постановка художественной задачи, выполнение эскиза, работа в материале. Работа должна напомнить об осени, солнце и тепле.
  7. Панно «Зимушка». Тема полотна может дать очень много сюжетов для изображения. Постановка художественной задачи, выполнение эскиза, работа в материале. Итог занятия.
  8. Панно «С новым годом». Тема ягод тундры, выполнение предложенной композиции по плечу, любому начинающему керамисту. Постановка художественной задачи, выполнение эскиза, работа в материале. Итог занятия.
  9. Керамическое панно «Эти смешные животные». Жирафы. Создать декоративную композицию техникой пластового рельефа; закрепить навыки работы в технике пластового рельефа, текстиль керамики. Постановка художественной задачи, выполнение эскиза, работа в материале. Итог занятия.
  10. Керамическое панно «Карасики». Закрепить навыки работы в технике пластового рельефа. Беседа об особенностях выполнения работы, постановка художественной задачи, выполнение эскиза, работа в материале. Итог занятия.
  11. Обжиг изделий.
  12. Роспись керамических изделий по индивидуальному замыслу. Развитие творческой свободы мысли. О выразительных возможностях цвета на керамических изделиях, постановка художественной задачи. Практическая работа.
  13. Роспись керамических изделий по индивидуальному замыслу. Развитие творческой свободы мысли. О выразительных возможностях цвета на керамических изделиях, постановка художественной задачи. Практическая работа.
  14. Роспись керамических изделий по индивидуальному замыслу. Развитие творческой свободы мысли. О выразительных возможностях цвета на керамических изделиях, постановка художественной задачи. Практическая работа.
  15. Светильники «животное». Изучить выразительные возможности пластовой керамики; развивать свободное владение техникой, творческий потенциал. Об особенностях ведения работы над светильниками, постановка художественной задачи. Разработка эскиза, работа в материале. Итог занятия.
  16. Светильник «Чумик», «Домик». Совершенствовать навыки владения техникой, развивать творческую мысль; выполнить итоговую творческую работу. Об особенностях ведения работы над светильником, постановка художественной задачи, разработка эскиза, работа в материале. Итог работы.
  17. Керамические изделия малых форм. Беседа. Керамические изделия, выполненные в технике пластовой керамики, дают автору безмерные возможности для самовыражения. Малейшее движение ваших рук и фигурка приобретает другой характер. Простая вазочка, если нанести соответствующий рисунок, может превратиться в танцующую девушку или шаманку с бубном. Главное, чтобы пластика самого изделия вторила смысловой нагрузке.
  18. Ручная лепка – вазочка. Закрепление знаний о пропорциях. Беседа. Постановка художественной задачи, разработка эскиза. Работа в материале. Итог занятия.
  19. Ручная лепка – динозавр. Здесь можно активно пользоваться различными фактурами. Это будет оправдано, потому что большое керамическое поле может быть не задействовано, а это нанесет тоску на зрителя. Благодатно здесь использовать элементы декора, которые можно выполнить из глины. Постановка художественной задачи, разработка эскиза. Работа в материале. Итог занятия.
  20. Ручная лепка – Сюрприз мешочек. Мешочек может быть «набит» деньгами или пуст, а может в нем притаился кот? Все зависит от того, как мешочек декорировать. И не забывайте о фактурах, они здесь весьма уместны. Постановка художественной задачи, разработка эскиза. Работа с материалом. Итог занятия.
  21. Ручная лепка – мамонт. Создавая образ мамонта можно придать ему характер такой, какой захочет. Решение остается за автором. Постановка художественной задачи, разработка эскиза. Работа с материалом. Итог занятия.
  22. Ручная лепка – милая старушка. Создавая образ старушки, автор может придать ему характер такой какой захочет, при создании основного объема можно использовать текстильную фактуру, использовать элементы декора. Постановка художественной задачи, разработка эскиза. Работа с материалом. Итог занятия.
  23. Обжиг изделий.
  24. Роспись изделий по индивидуальному замыслу. Развитие творческой свободы мысли. О выразительных возможностях цвета на керамических изделиях, постановка художественной задачи. Практическая работа.
  25. Роспись изделий по индивидуальному замыслу. Развитие творческой свободы мысли. О выразительных возможностях цвета на керамических изделиях, постановка художественной задачи. Практическая работа.
  26. Роспись изделий по индивидуальному замыслу. Развитие творческой свободы мысли. О выразительных возможностях цвета на керамических изделиях, постановка художественной задачи. Практическая работа.
  27. Формовка ручная и на гончарном круге. Вводная беседа. Ручная выделка сосудов не только предшествовала формовке на гончарном круге, но и продолжала развиваться параллельно с ней. Знакомство с способами ручной лепки сосудов. Об их отличии простатой и остроумием. Технических решений.
  28. Формовка на цилиндрической болванке (карандашница). Изучение способов формовки на цилиндрической болванке. Беседа о принципах выполнения сосудов, постановка художественной задачи, работа в материале. Итог занятия.
  29. Формовка на конической болванке (цветочный горшок). Изучение способов ручной лепки. Беседа о принципах ведения работы, постановка художественной задачи. Работа в материале, итог занятия.
  30. Спиральная лепка жгутов (кувшин). Освоение кольцевого способа изготовления изделий. Беседа о последовательности ведения работы, постановка художественной задачи. Работа в материале, итог занятия.
  31. Керамические изделия малых форм. Беседа. Керамические изделия, выполненные в технике пластовой керамики, дают автору безмерные возможности для самовыражения. Малейшее движение ваших рук и фигурка приобретает другой характер. Простая вазочка, если нанести соответствующий рисунок, может превратиться в танцующую девушку или шаманку с бубном. Главное, чтобы пластика самого изделия вторила смысловой нагрузке.
  32. Обжиг изделий.
  33. Обжиг изделий.
  34. Вазочка. Закрепление знаний о пропорциях. Беседа. Постановка художественной задачи, разработка эскиза. Работа в материале. Итог занятия.
  35. Олень. Закрепить знания техники работы керамических изделий малой формы. Постановка художественной задачи, разработка эскиза. Работа в материале. Итог занятия.
  36. Обжиг изделий.
  37. Жираф. Использование текстильной фактуры. Постановка художественной задачи, разработка эскиза. Работа в материале. Итог занятия.
  38. Рыба – кит. Работая над китом, при создании основного объема (тело кита) хорошо использовать текстильную фактуру с объемной вязкой или грубыми нитями. Постановка художественной задачи, разработка эскиза, работа в материале. Итог занятия.
  39. Роспись керамических изделий по индивидуальному замыслу. Развитие творческой свободы мысли. О выразительных возможностях цвета на керамических изделиях, постановка художественной задачи. Практическая работа.
  40. Роспись керамических изделий по индивидуальному замыслу. Совершенствование технических навыков. Постановка художественной задачи «выбелить» нанести роспись. Практическое выполнение задания. Итог работы.
  41. Улыбка автора. Церковная мышь. У каждого ребенка и взрослого неизменно есть чувство юмора. Вспомнить, как мы иногда радуемся какой – ни будь безделушке, в которую автор вложил свою улыбку. Все это в наших руках! Мышь может быть старой пройдохой, веселой, задорной, хитрой. Безгранична воля вашей мысли. Постановка.
  42. Керамическое панно «Птицы прилетели». Создать декоративную композицию техникой пластового рельефа; закрепить навыки работы в технике пластового рельефа, текстилькерамики. Беседа, постановка художественной задачи, выполнение эскиза, работа в материале. Итог занятия.
  43. Керамическое панно «Весенние цветы». Роспись по индивидуальному замыслу. Развитие творческих способностей учащихся. Беседа об особенностях росписи. Постановка художественной задачи ( «выбелить» и нанести роспись). Практическое выполнение задания. Анализ работ.
  44. Итоговая выставка на Дне чести школы
  45. Итого часов

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА-ИНТЕРНАТ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

с. САМБУРГ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

Календарно-тематический план

ДО «Керамика и глиняная игрушка»

II год обучения II группа на 2016 – 2017 учебный год

Руководитель Вора Е.В.

Тема занятий

Всего часов

В том числе

Дата

Теор.

Практ.

1

Вводное занятие. Техника безопасности в гончарной мастерской.

2

2

2

Античная и средневековая керамика. Керамика нового времени и современная.

1

1

3

Развитие гончарства в России.

2

2

4

Современное гончарство.

2

2

5

Обжиг, сушка. Обработка керамических изделий.

1

1

6

Окрашивание и роспись гончарных изделий.

2

1

1

7

Декоративная отделка керамики.

2

1

1

8

Теснение, гравировка, налепные узоры.

1

1

9

Виды, свойства глин, подготовка глиняной смеси. Температура затвердения, пористость.

2

1

1

10

Инструменты, приспособления, приемы лепки.

2

1

1

11

Ручная лепка, роль ручного труда.

1

1

12

Народная глиняная игрушка

2

2

13

Лепка свистульки простой формы

2

2

14

Филимоновская игрушка

1

1

15

Лепка животного

2

2

16

Лепка барышни

2

2

17

Филимоновкая роспись

1

1

18

Филимоновкася роспись

2

2

19

Обжиг изделий

2

2

20

Роспись животного

2

2

21

Роспись барышни

2

2

22

Дымковская игрушка

2

1

1

23

Лепка барышни - водоноски

2

2

24

Лепка индюка

25

Изучение элементов дымковской росписи

2

1

1

26

Изучение элементов дымковской росписи

1

1

27

Обжиг изделий

1

1

28

Роспись водоноски

1

1

29

Роспись индюка

2

2

30

Керамические изделия малых форм

2

2

31

Лепка семьи оленевода

2

1

1

32

Лепка семьи оленевода

1

1

33

Лепка героев ненецких сказок

2

1

1

34

Лепка героев ненецких сказок

2

2

35

Лепка героев ненецких сказок

1

1

36

Лепка героев русских народных сказок

2

2

37

Обжиг изделий

2

1

1

38

Ненецкий орнамент

1

1

39

Роспись фигурок «Семья оленевода»

2

1

1

40

Роспись фигурок «Семья оленевода»

2

2

41

Роспись фигурок «Семья оленевода»

1

1

42

Роспись фигурок «Семья оленевода»

2

2

43

Роспись героев сказок

2

1

1

44

Роспись героев сказок

1

1

45

Роспись героев сказок

2

2

46

Роспись героев сказок

2

2

47

Формовка ручная и на гончарном круге

1

1

48

Формовка на цилиндрической болванке

2

2

49

Формовка на конической болванке

2

2

50

Спиральная лепка из жгутов

1

1

51

Гончарное дело

2

1

1

52

Барельеф.

2

1

1

53

Архитектурные сооружения города

1

1

54

Перспектива улицы

2

2

55

Лепка рельефа головы человека

2

1

1

56

Горельеф. Спортивные состязания.

1

1

57

Горельеф. Спортивные состязания.

2

2

58

Горельеф. Спортивные состязания.

2

2

59

Театральное представление

1

1

60

Театральное представление

2

2

61

Театральное представление

2

2

62

Профессия - горельеф

1

1

63

Профессия - горельеф

2

2

64

Профессия - горельеф

2

2

65

Контррельеф - Натюрморт

1

1

66

Контррельеф - Натюрморт

2

2

67

Контррельеф - Натюрморт

2

2

68

Насекомое

1

1

69

Насекомое

2

2

70

Круглая скульптура. Скульптурное изображение животного

2

1

1

71

Круглая скульптура. Скульптурное изображение животного

1

1

72

Скульптура в движении

2

1

1

73

Скульптура в движении

2

2

74

Скульптурное изображение человека. Скульптурный портрет (бюст)

1

1

75

Скульптурное изображение человека. Скульптурный портрет (бюст)

2

2

76

Фигура человека. Статичное положение

2

2

77

Изображение человека в движении

1

1

78

Светильники. Светильники животное

2

1

1

79

Светильник «домик»

2

2

80

Аромо-лампа «Пенек»

1

1

81

Шкатулка - сюрприз

2

2

82

Ваза - цилиндр

2

1

1

83

Прямоугольная шкатулка

1

1

84

Горшочек светильник

2

2

85

Декорирование керамических изделий. Налепные узоры.

1

1

86

Растительный рельеф

1

1

87

Растительный рельеф

2

2

88

Настенное панно

2

1

1

89

Настенное панно

1

1

90

Подводный мир - рельеф

91

Подводный мир - рельеф

92

Повторение приемов работы на гончарном круге

1

1

93

Изготовление на гончарном круге цветочного горшка с налепными узорами

2

2

94

Изготовление миски на гончарном круге

2

2

95

Современное гончарство

1

1

96

Лепка чайного сервиза с налепными узорами «Зоопарк»

2

2

97

Лепка чайного сервиза с налепными узорами «Зоопарк»

2

2

98

Лепка чайного сервиза с налепными узорами «Зоопарк»

1

1

99

Обжиг изделий

2

1

1

100

Роспись изделий

2

1

1

101

Роспись изделий

1

1

102

Роспись изделий

2

2

103

Лепка героев народных сказок из царства тьмы и света

2

1

1

104

Лепка героев народных сказок из царства тьмы и света

1

1

105

Обжиг изделий

2

1

1

106

Роспись героев народных сказок

2

2

107

Роспись героев народных сказок

1

1

108

Роспись героев народных сказок

2

2

109

Праздник искусства

2

1

1

110

Отчетная выставка

1

1

Содержание занятий по керамике и глиняной игрушке.

  1. Вводная беседа, техника безопасности в гончарной мастерской изобразительные средства, виды скульптуры. Ознакомить с содержанием курса и требованиями к занятиям; дать представление об изобразительных средствах, видах и жанрах скульптуры – станковую, монументальную, монументально – декоративную скульптуру, мелкую пластику, анималистический жанр.
  2. Античная и средневековая керамика. Керамика нового времени и современная история керамики. Колыбель керамики Китай.
  3. Развитие гончарства в России. История гончарства, народные промыслы. В современном искусстве проявляется общее для всех художников, стремление к разнообразию используемых материалов.
  4. Современное гончарство. Просмотр работ современных художников. Скульптор – Никола Дзамбони, Сильвия Карневале Миино, Моника Грикко, Серджо Дзанни, Метью Спендер.
  5. Обжиг, сушка. Обработка керамических изделий. Виды и режимы обжига. Декорирование при обжиге. Печи для обжига и техника, устройство печей, температура. Практическая работа. Итог занятия.
  6. Окрашивание и роспись гончарных изделий. Синтез технических приемов и индивидуальные манеры художника. Роспись и украшение изделий, форма и назначение. Дизайн изделия и его живописный декор должны органично сочетаться, составлять единое целое для выражения общей идеи.
  7. Декоративная отделка керамики. Процессы декорирования глиной, декорирование глины, окрашивание глины, шраморизация, текстурный эффект. Практическая работв. Итог занятия.
  8. Теснение, гравировка, налепные узоры. Процесс выполнения теснения, гравировки. Налепные узоры – как декоративный элемент. Практическая работа. Итог занятия.
  9. Виды, свойства глин, подготовка глиняной смеси. Температура затвердения, пористость. Практическая работа. Проверка материала перед работой. Проверка пористости. Практическая работа. Итог занятий.
  10. Инструменты, приспособления, приемы лепки. Знакомство с материалами, специальными инструментами и оборудованием, приемами лепки. Практическое занятие. Итог занятия.
  11. Ручная лепка, роль ручного труда. Разнообразные способы лепки. Практическая работа. Итог занятия.
  12. Народная глиняная игрушка. Ее разновидности и история появления ее на Руси. Познакомить с историей появления глиняной игрушки, выделить ее разновидности; обратить внимание на различные способы росписи; дать целостное представление о народных игрушках как об одном из форм народного декоративного искусства.
  13. Лепка свистульки простой формы. Декорирование налепными элементами. Познакомить с историей возникновения свистульки, ознакомить с этапами выполнения изделия и свойствами материала; научить лепить свистульку; развивать наглядно-образное мышление.
  14. Филимоновская игрушка. Особенности Филимоновской игрушки. Пополнить знания и народных промыслах; изучить особенности филимоновской игрушки.
  15. Лепка животного изучить пластические особенности филимоновской игрушки; формировать навыки объемного выполнения декоративного животного с учетом особенностей пластического языка филимоновской игрушки.
  16. Лепка барышни. Изучая особенности филимоновской игрушки, закрепить основные (традиционные) способы лепки, развивать тонкую моторику рук; расширяем кругозор. Практическое выполнение задания. Анализ работы.
  17. Филимоновская роспись. Познакомить с основными элементами и особенностями росписи филимоновской игрушки; отметить колористические особенности; развивать навыки аккуратности в работе. Практическое выполнение задания. Анализ работ.
  18. Филимоновская роспись. Познакомить с основными элементами и особенностями росписи филимоновской игрушки; отметить колористические особенности; развивать навыки аккуратности в работе. Практическое выполнение задания. Анализ работ.
  19. Обжиг изделий.
  20. Роспись животного. Закрепить навыки выполнения филимоновской росписи. Постановка художественной цели. Практическое выполнение задания. Анализ работ.
  21. Роспись барышни. Закрепление знаний, полученных на предыдущем занятии. Постановка художественной цели «выбелить» и нанести роспись на игрушку. Практическое выполнение задания. Анализ работ.
  22. Дымковская игрушка. Особенности дымковской игрушки. Познакомить со смысловым содержанием игрушки, с художественными традициями, акцентировать внимание на особенностях пластического и образного языка дымковской игрушки. Просмотр и анализ формы игрушки.
  23. Лепка барышни – водоноски. Закрепляем навыки пользования шликером при соединении декоративных элементов с основной формой; приобретать практические умения. Постановка художественной цели. Объяснение и показ последовательности ведения работы. Практическая работа. Анализ работ.
  24. Лепка индюка. Изучая приемы лепки индюка, продолжать обучение приемам лепки игрушки из цельного куска; закрепить и пополнить знания и дымковской игрушке. Постановка художественной цели, объяснение и показ последовательности ведения работы. Практическая работа. Анализ работ.
  25. Изучение элементов дымковской росписи. Продолжаем знакомство с творчеством дымковских мастеров, с характерными особенностями росписи; освоить технику дымковской росписи. Постановка художественной цели, выполнение элементов росписи. Практическое выполнение задания. Анализ работ.
  26. Изучение элементов дымковской росписи. Продолжаем знакомство с творчеством дымковских мастеров, с характерными особенностями росписи; освоить технику дымковской росписи. Постановка художественной цели, выполнение элементов росписи. Практическое выполнение задания. Анализ работ.
  27. Обжиг изделий.
  28. Роспись барыни-водоноски.  Совершенствование технических навыков в работе с росписью. Постановка художественной задачи («выбелить» и нанести роспись). Практическое выполнение задания. Анализ работ.
  29. Роспись индюка. Закрепление элементов дымковской игрушки (круг, кольцо, точка). Постановка художественной задачи (выбелить и нанести роспись). Практическое выполнение задания. Анализ работ.
  30. Керамические изделия малых форм «Семья оленевода». Керамические изделия, выполненные в технике пластовой керамики, дают безмерные возможности для самовыражения. Закрепление знаний о пропорциях, анатомическом строении человеческого тела. Беседа; постановка художественной задачи; разработка эскиза, работа в материале. Итог занятия.
  31. Лепка семьи оленевода. Постановка художественной задачи; работа в материале; итог занятия. Развивать импровизационный стиль лепки, поощрять полет фантазии, раскованность в работе авторский стиль.
  32. Лепка семьи оленевода. Постановка художественной задачи; работа в материале; итог занятия. Развивать импровизационный стиль лепки, поощрять полет фантазии, раскованность в работе авторский стиль.
  33. Лепка героев ненецких сказок (животные). Изучить пластические особенности животных, закрепить основные способы лепки. Постановка художественной задачи, разработка эскиза, работа в материале, итог занятия.
  34. Лепка героев ненецких сказок (животные). Изучить пластические особенности животных, закрепить основные способы лепки. Постановка художественной задачи, разработка эскиза, работа в материале, итог занятия.
  35. Лепка героев ненецких сказок (животные). Изучить пластические особенности животных, закрепить основные способы лепки. Постановка художественной задачи, разработка эскиза, работа в материале, итог занятия.
  36. Лепка героев русских народных сказок
  37. Обжиг изделий
  38. Ненецкий орнамент.
  39. Роспись фигурок «Семья оленевода». Познакомить с ненецким орнаментом его значением, с символом цвета; пополнить культурно-исторический запас знаний; освоить элементы росписей. Постановка художественной задачи (выполнение элементов росписи на листе бумаги).
  40. Роспись фигурок «Семья оленевода». Закрепление элементов росписи, беседа об особенностях росписи фигурки. Постановка художественной цели (выбелить и нанести роспись на фигурку). Практическое выполнение задания. Анализ работ.
  41. Роспись фигурок «Семья оленевода». Продолжение росписи фигурок, закрепление элементов росписи. Постановка художественной цели, нанести роспись. Практическое выполнение задания. Анализ работ.
  42. Роспись фигурок «Семья оленевода». Закрепление элементов росписи. Вживание в образ, почувствовать его и на основании сказочного образа, восприняв его творчески, создать свой образ. Постановка художественной цели (выбелить и нанести роспись на фигурку). Практическое выполнение задания. Анализ работ.
  43. Роспись героев сказок. Закрепление элементов росписи. Вживание в образ, почувствовать его и на основании сказочного образа, восприняв его творчески, создать свой образ. Постановка художественной цели (выбелить и нанести роспись на фигурку). Практическое выполнение задания. Анализ работы.
  44. Роспись героев сказок. Закрепление элементов росписи. Вживание в образ, почувствовать его и на основании сказочного образа, восприняв его творчески, создать свой образ. Постановка художественной цели (выбелить и нанести роспись на фигурку). Практическое выполнение задания. Анализ работы.
  45. Роспись героев сказок. Закрепление элементов росписи. Вживание в образ, почувствовать его и на основании сказочного образа, восприняв его творчески, создать свой образ. Постановка художественной цели (выбелить и нанести роспись на фигурку). Практическое выполнение задания. Анализ работы.
  46. Роспись героев сказок. Закрепление элементов росписи. Вживание в образ, почувствовать его и на основании сказочного образа, восприняв его творчески, создать свой образ. Постановка художественной цели (выбелить и нанести роспись на фигурку). Практическое выполнение задания. Анализ работы.
  47. Формовка ручная и на гончарном круге. Ручная выделка сосудов не только предшествовала развиваться формовке на гончарном круге, но и продолжала развиваться параллельно с ней. Познакомить со способами ручной лепки сосудов.
  48. Формовка на цилиндрической болванке (карандашница). Изучение способа формовки на цилиндрической болванке. Принцип выполнения сосудов; постановка художественного задания; работа в материале; итог занятия.
  49. Формовка на конической болванке (цветочный горшок). Изучение способов ручной лепки. Беседа о принципах ведения работы; постановка художественной цели; работа в материале; итог занятия.
  50. Спиральная лепка из жгутов (кувшин). Освоение кольцевого способа изготовления изделий. Последовательность ведения работы, постановка художественной задачи. Работа в материале. Итог занятия.
  51. Гончарное дело. Изучение азов гончарного дела. Беседа о гончарном ремесле; работы на гончарном круге; практическая работа. Итог занятия.
  52. Барельеф. Дать теоретические знания о виде скульптурного рельефа – барельефа; расширить кругозор, пополнить профессиональный словарь. Беседа о барельефе. Обсуждение и просмотр репродукций.
  53. Архитектурные сооружения города. Усвоить практические навыки выполнения барельефа. Закрепить знания законов композиции в листе, обратить внимание на компоновку. Беседа о приемах ведения работы над рельефом. Постановка художественной задачи. Разработка эскиза. Работа в материале. Итог занятия.
  54. Перспектива улицы. Ритмическое и силуэтное решение образов пейзажной композиции. Повторить законы построения линейной перспективы, познакомить с приемами создания многопланового рельефа. Приемы ведения работы над рельефом. Постановка художественной задачи. Разработка эскиза. Работа в материале. Итог занятия.
  55. Лепка рельефа головы человека. Практическое овладение учащихся методом конструктивного анализа построения головы человека в рельефе. О приемах ведения работы над рельефом. Постановка художественной задачи. Работа в материале. Итог занятия.
  56. Горельеф. Спортивные состязания (национальные виды спорта). Создание композиции по теме, сочетая горельеф и барельеф. Изучаем технические особенности выполнения горельефа, закрепить навыки выполнения барельефа; изучить пропорции фигуры человека. Беседа о приемах ведения работы над рельефом; постановка художественной задачи; работа в материале. Итог занятия.
  57. Горельеф. Спортивные состязания (национальные виды спорта). Создание композиции по теме, сочетая горельеф и барельеф. Изучаем технические особенности выполнения горельефа, закрепить навыки выполнения барельефа; изучить пропорции фигуры человека. Беседа о приемах ведения работы над рельефом; постановка художественной задачи; работа в материале. Итог занятия.
  58. Горельеф. Спортивные состязания (национальные виды спорта). Создание композиции по теме, сочетая горельеф и барельеф. Изучаем технические особенности выполнения горельефа, закрепить навыки выполнения барельефа; изучить пропорции фигуры человека. Беседа о приемах ведения работы над рельефом; постановка художественной задачи; работа в материале. Итог занятия.
  59. Театральное представление (ненецкая легенда о птице). Закрепить навыки выполнения горельефных изображений, многопланового рельефа. Приемы ведения работы над рельефом; постановка художественной задачи; разработка эскиза; работа в материале. Итог занятия.
  60. Театральное представление (ненецкая легенда о птице). Закрепить навыки выполнения горельефных изображений, многопланового рельефа. Приемы ведения работы над рельефом; постановка художественной задачи; разработка эскиза; работа в материале. Итог занятия.
  61. Театральное представление (ненецкая легенда о птице). Закрепить навыки выполнения горельефных изображений, многопланового рельефа. Приемы ведения работы над рельефом; постановка художественной задачи; разработка эскиза; работа в материале. Итог занятия.
  62. Профессия (рыбак, оленевод, строитель, шофер). Закрепить навыки выполнения горельефа. Приемы выполнения работы над рельефом; постановка художественной задачи; разработка эскиза; работа в материале; (создание горельефа многофигурного в сочетании с многоплановым рельефом). Итог занятия.
  63. Профессия (рыбак, оленевод, строитель, шофер). Закрепить навыки выполнения горельефа. Приемы выполнения работы над рельефом; постановка художественной задачи; разработка эскиза; работа в материале; (создание горельефа многофигурного в сочетании с многоплановым рельефом). Итог занятия.
  64. Профессия (рыбак, оленевод, строитель, шофер). Закрепить навыки выполнения горельефа. Приемы выполнения работы над рельефом; постановка художественной задачи; разработка эскиза; работа в материале; (создание горельефа многофигурного в сочетании с многоплановым рельефом). Итог занятия.
  65. Контррельеф – Натюрморт. Знакомство с техникой выполнения контррельефа. Особенности практического применения контррельефа. Постановка художественной задачи; разработка эскиза; работа в материале; итог занятия.
  66. Контррельеф – Натюрморт. Знакомство с техникой выполнения контррельефа. Особенности практического применения контррельефа. Постановка художественной задачи; разработка эскиза; работа в материале; итог занятия.
  67. Контррельеф – Натюрморт. Знакомство с техникой выполнения контррельефа. Особенности практического применения контррельефа. Постановка художественной задачи; разработка эскиза; работа в материале; итог занятия.
  68. Насекомое. Закрепление навыков выполнения контррельефа. Постановка художественной задачи; разработка эскиза; работа в материале (насекомое выполняется с тонкой проработкой деталей: лапки, усики). Допускается использование фактур. Итог занятия.
  69. Насекомое. Закрепление навыков выполнения контррельефа. Постановка художественной задачи; разработка эскиза; работа в материале (насекомое выполняется с тонкой проработкой деталей: лапки, усики). Допускается использование фактур. Итог занятия.
  70. Круглая скульптура. Скульптурное изображение животного. Выполнить фигуру животного пластическим способом (из целого куска). Развиваем навыки анализа сложной формы восприятия объемно – пространственных форм, геометрической структуры тела, фактуры поверхности, ее плотности, напряженности. Анималистический жанр в скульптуре. Постановка художественной задачи. Разработка эскиза. Работа в материале. Итог занятия.
  71. Круглая скульптура. Скульптурное изображение животного. Выполнить фигуру животного пластическим способом (из целого куска). Развиваем навыки анализа сложной формы восприятия объемно – пространственных форм, геометрической структуры тела, фактуры поверхности, ее плотности, напряженности. Анималистический жанр в скульптуре. Постановка художественной задачи. Разработка эскиза. Работа в материале. Итог занятия.
  72. Скульптура в движении. Выполнить фигуру животного в движении; расширить знания анатомических особенностей строения тела животного. Постановка художественной задачи. Работа в материале. Итог занятия.
  73. Скульптура в движении. Выполнить фигуру животного в движении; расширить знания анатомических особенностей строения тела животного. Постановка художественной задачи. Работа в материале. Итог занятия.
  74. Скульптурное изображение человека. Скульптурный портрет (бюст). Выполнение в объеме модели головы человека с выявлением пропорции. Познакомить учащихся с историей портрета в скульптуре, с творчеством Ф.И. Шубина, изучить пропорции лица, рассмотреть строение черепа мышечного каркаса, воспитывать интерес к человеку, к процессу создания. Изучение последовательности ведения работы над бюстом. Постановка творческой задачи (лепка бюста с гипсового слепка). Практическая работа. Подведение итогов.
  75. Скульптурное изображение человека. Скульптурный портрет (бюст). Выполнение в объеме модели головы человека с выявлением пропорции. Познакомить учащихся с историей портрета в скульптуре, с творчеством Ф.И. Шубина, изучить пропорции лица, рассмотреть строение черепа мышечного каркаса, воспитывать интерес к человеку, к процессу создания. Изучение последовательности ведения работы над бюстом. Постановка творческой задачи (лепка бюста с гипсового слепка). Практическая работа. Подведение итогов.
  76. Фигура человека. Статичное положение. Изучение анатомического строения тела человека пропорций. Постановка художественной задачи, разработка эскиза. Работа в материале, итог занятия.
  77. Изображение человека в движении. Закрепление знаний о пропорциях, анатомическом строении тела, а также навыков изготовления каркаса. Постановка художественной задачи, разработка эскиза. Работа в материале. Итог занятия.
  78. Светильники. Светильники животное.  Изучить выразительные возможности пластовой керамики; развивать свободное владение техникой, творческий потенциал. Беседа об особенностях ведения работы над светильником. Постановка художественной задачи, разработка эскиза. Работа в материале. Итог занятия.
  79. Светильник «домик». Совершенствовать навыки владения техникой, развивать творческую мысль; постановка художественной задачи, разработка эскиза. Работа в материале. Итог занятия.
  80. Арома-лампа «Пенек». Развивать творческую мысль, свободное владение техникой. Об особенностях ведения работы над светильником. Постановка художественной задачи, разработка эскиза. Работа в материале. Итог занятия.
  81. Шкатулка – сюрприз. Развивать свободное владения техникой, творческий потенциал. Особенности ведения работы над шкатулкой-сюрпризом. Постановка художественной задачи, разработка эскиза. Работа в материале. Итог занятия.
  82. Ваза – цилиндр. Четкость передачи замысла, соответствие эскизу; цветовое решение, изучить выразительные возможности пластовой керамики. Постановка художественной задачи, разработка эскиза. Работа в материале. Итог занятия.
  83. Прямоугольная шкатулка. Развивать творческий потенциал, использование декорирующих элементов. Постановка художественной задачи, разработка эскиза. Работа в материале. Итог занятия.
  84. Горшочек светильник. Беседа об особенностях ведения работы над светильником. Четкость передачи замысла, аккуратность, цветовое решение. Постановка художественной задачи, разработка эскиза. Работа в материале. Итог занятия.
  85. Декорирование керамических изделий. Налепные узоры. Декорирование необходимо, чтобы сделать изделие более сдержанным, привлекательным. Смешивание глин разных цветов. Текстурное декорирование. Декорирование при помощи ангобов.
  86. Растительный рельеф осень. Знакомство с техникой пластового рельефа. Технология выполнения пластового рельефа. Постановка художественной задачи, выполнение эскиза. Работа в материале. Подведение итогов.
  87. Растительный рельеф осень. Знакомство с техникой пластового рельефа. Технология выполнения пластового рельефа. Постановка художественной задачи, выполнение эскиза. Работа в материале. Подведение итогов.
  88. Настенное панно. Создать декоративную композицию техникой пластового рельефа. Закрепить навыки работы текстиль керамики. Постановка художественной задачи, выполнение эскиза. Работа в материале. Итог занятия.
  89. Настенное панно. Создать декоративную композицию техникой пластового рельефа. Закрепить навыки работы текстиль керамики. Постановка художественной задачи, выполнение эскиза. Работа в материале. Итог занятия.
  90. Подводный мир – рельеф. Создать декоративную композицию техникой пластового рельефа. Закрепить навыки работы в технике пластового рельефа. Постановка художественной задачи, выполнение эскиза. Работа в материале. Итог занятия.
  91. Подводный мир – рельеф. Создать декоративную композицию техникой пластового рельефа. Закрепить навыки работы в технике пластового рельефа. Постановка художественной задачи, выполнение эскиза. Работа в материале. Итог занятия.
  92. Повторение приемов работы на гончарном круге. Повторение приемов работы на гончарном круге. Беседа о принципах выполнения сосудов, постановка художественной задачи, работа в материале. Итог занятия.
  93. Изготовление на гончарном круге цветочного горшка с налепными узорами. Изготовление на гончарном круге цветочного горшка с налепными узорами. Традиционные приемы работы формовки. Постановка художественной задачи, работа в материале. Итог занятия: чистота выполнения, соответствие поставленной задачи.
  94. Изготовление миски на гончарном круге. Изготовление миски на гончарном круге. Изучение способов лепки на гончарном круге. Беседа о принципах ведения работы, постановка художественной задачи, работа в материале. Итог занятия: оригинальность формы, использование декорирующих элементов.
  95. Современное гончарство. Современное гончарство. О современных гончарных промыслах.
  96. Лепка чайного сервиза с налепными узорами «Зоопарк». Лепка чайного сервиза с налепными узорами «Зоопарк». Усвоить навыки выполнения объемной формы: закрепить знания законов композиции. Беседа о приемах ведения работы. Постановка художественной задачи, разработка эскиза.
  97. Лепка чайного сервиза с налепными узорами «Зоопарк». Лепка чайного сервиза с налепными узорами «Зоопарк». Повторение приемов работы, работы в материале.
  98. Лепка чайного сервиза с налепными узорами «Зоопарк». Лепка чайного сервиза с налепными узорами. Работа в материале, завершающий творческий этап. Итог занятия: оригинальность формы, использование декорирующих элементов, общее впечатление от работы.
  99. Обжиг изделий. Техника безопасности, режим обжига, декорирование при обжиге.
  100. Роспись изделий. Беседа об особенностях росписи. Постановка художественной задачи ( «выбелить»)
  101. Роспись изделий. Постановка художественной цели ( расписать посуду). Практическое выполнение задания. Итог занятия.
  102. Роспись изделий. Завершающий творческий этап. Итог занятий: гармоничность использованных цветов в росписи, соответствие изделия по форме.
  103. Лепка героев народных сказок из царства тьмы и света. Лепка героев народных сказок из царства тьмы и света. Беседа о своеобразии пластовой керамики и технологии выполнения работ в этой технике. Элементарные способы стилизации. Постановка художественной задачи, выполнение эскиза.
  104. Лепка героев народных сказок из царства тьмы и света. Практическое выполнение задание. Итог занятия: передача характерных особенностей героев.
  105. Обжиг изделий. Техника безопасности. Режим обжига.
  106. Роспись героев народных сказок. Знакомство с символикой цвета; освоение элементов росписи. Постановка художественной задачи (выполнение элементов росписи на листе бумаги-эскиз, «выбелить» изделие).))
  107. Роспись героев народных сказок.
  108. Роспись героев народных сказок. Завершающий творческий этап. Итог занятия: соответствие изделия по замыслу, росписи, передачи характерных особенностей героев сказок.
  109. Праздник искусства. Подготовка работ к отчетной выставке
  110. Отчетная выставка. Выставка ко Дню чести школы.