Программа "Русская старина". Возраст 7-10 лет.

Гринкявичене Елена Германовна

Задачи программы

 

Обучающие:

Познакомить с  историей  и самобытной  культурой родного края

Изучить сферы деятельности школьного музея

 

Воспитательные:

Содействовать формированию коммуникативной культуры  (межличностные отношения)

 

Развивающие:

 Создать условия для формирования исследовательских, творческих способностей детей путем проектной деятельности.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_russkaya_starina_2016.doc132.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Комитет образования Гатчинского муниципального района

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«РАЙОННЫЙ ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

                                                                                         Согласовано:

                                                                    Директор МБОУ                  Большеколпанская СОШ

        ___________Игнатьева И.П

                                                            Приказ №         __________

        От  «______»   20__г

Дополнительная  общеобразовательная  программа

художественной направленности

«Русская старина»

Возраст обучающихся: 7-10 лет

Срок реализации     1 год

Автор: Гринкявичене Елена Германовна

Педагог дополнительного образования

Большие Колпаны 2016г



     

Составитель: Гринкявичене Елена Германовна—педагог дополнительного образования первой категории

        Консультанты: Демьянов Игорь Викторович – методист высшей категории МБОУ ДО «РЦДТ» Гатчинского муниципального района





Структура программы

1 Пояснительная записка

2 Учебно-тематический план

3 Содержание образовательной программы дополнительного образования детей.

4 Методическое обеспечение программы.

5 Список литературы.

6 Приложение.

                                           

                                                                                 

                                                       

       

Информационная карта

1.Направленность                 Художественная

2.Творческое  объединение         «Русская старина»

3. Ф.И.О. педагога                                        Гринкявичене Елена Германовна

4. Вид программы                                        модифицированная

5. Тип программы                                        общеразвивающая

6. Целевая установка                                   познавательная

7. Уровень усвоения                                    общекультурный

8. Образовательная область                        искусство

9. Возрастной диапазон                              7-10 лет

10. Форма организации  образовательного процесса     групповая

11. Срок реализации                                   1 год 

12. По характеру программа                      репродуктивная

 


                                 
1.  Пояснительная   записка

\

        Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Умейка» разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:

        - Федеральный закон от 29.12.2012г №273- Ф З   «Об образовании в Российской Федерации»

        -Порядок организации и осуществление образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам (Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 29августа 2013года  №1008)

        -Письмо департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей  Минобрнауки  России от 11.12.2006г. №06-1844;

        - Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (СаНПиН 2.4.4. 3172-14);

        - Устав МБОУ ДО    « РАЙОННЫЙ ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

\

Программа  является модифицированной, разработана на основе общеобразовательных программ технологии и изобразительного искусства в начальной школе. Руководители авторских программ уроков творчества заслуженный художник РСФСР Б.М. Неменский, профессор кафедры изобразительных наук Т.Я.  Шпикалова ,  Гусев Д.А.-кандидат педагогических наук. «Здравствуй, музей», 1994; Столяров Б.А., 1

        Программа «Русская старина» разработана с учетом требований профессионального стандарта, предназначена для реализации новых федеральных образовательных стандартов в детских объединениях учреждениях дополнительного образования детей, общеобразовательных школах, где созданы условия для полноценных занятий по данному направлению.

Направленность

Дополнительная образовательная программа «Русская старина»  имеет художественную направленность.

Актуальность

Актуальность программы в том, что она выполняет социальный заказ родителей и школы. Данная программа способствует изменению отношения  обучающегося к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами  федеральных образовательных стандартов»

Исходя из практической деятельности, дополнительная образовательная программа "Русская старина" составлена в соответствии с интересами и потребностями  обучающихся, учитывая реальные возможности их удовлетворения, созданию оптимальных условий для воспитания, развития и саморазвития личности.

Адресат программы:    Данная программа  рассчитана для обучающихся  7-10 лет.  Дети  младшего школьного возраста имеют свои возрастные особенности психики и познавательной  деятельности  Большое значение для умственного развития младших школьников имеет правильная организация и совершенствование их познавательной деятельности. Прежде всего важно развивать те психические процессы, которые связаны с непосредственным познанием окружающего мира, т.е. ощущения и восприятия, развивать логическую память.

  Важно обратить внимание на организацию практической деятельности, учитывая физическое развитие школьников, а так же на нравственное развитие..

 Педагогическая целесообразность

Педагогическая целесообразность программы в том, что в процессе освоения  данной программы решаются важные вопросы образования  и духовно-нравственного воспитания обучающегося. Изучение русской культуры через музейную педагогику, а затем перенесение полученных знаний на прикладную деятельность, благотворно влияет на духовно-нравственное развитие личности ребёнка. Без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям, умения понимать и ценить искусство, без возбуждения у детей творческих начал невозможно становление цельной гармонически развитой и творчески активной личностью. Программа даёт возможность детям получить основные знания и   сформировать навыки работы в декоративно-прикладной деятельности, развить свои творческие способности, выявить индивидуальность. Данная программа создаёт условия для становления душевно здоровой и социально мобильной личности, обладающей высокой нравственностью и устойчивой мотивацией к познанию и творчеству, помогает детям  сформировать собственную ценностную и действенную позицию, стимулирует их самообразование, влияет на личностную реализацию каждого ребенка, способствует его социальной адаптации.

 

Объем и срок освоения программы: Данная программа имеет срок освоения-2года. Количество часов запланированных на весь период обучения и необходимых для освоения программы -144, в течении 1года.-9 месяцев.

Формы обучения: Очная. Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 N 27 ФЗ (ред. от 02.03.2016) "Об образовании в Российской Федерации"

Особенности организации образовательного процесса : в соответствии с индивидуальным учебным планом в объединении по интересам сформированных в группы учащихся- разновозрастные, являющиеся основным составом объединения «Умейка». (Приказ №1008,п7);состав группы постоянный

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий-

Общее количество занятий в год 144часа; количество занятий в неделю-4часа; продолжительность по 2часа 2 раза в неделю.

                                         

Цель программы

Способствовать раскрытию творческого потенциала личности ребенка, развитию его эмоционально-чувственной сферы и обеспечение эмоционального благополучия ребенка через деятельность школьного музея.

Задачи программы

Обучающие:

Познакомить с  историей  и самобытной  культурой родного края

Изучить сферы деятельности школьного музея

Воспитательные:

Содействовать формированию коммуникативной культуры  (межличностные отношения)                                                                                                                          

 Развивающие:

 Создать условия для формирования исследовательских, творческих способностей детей путем проектной деятельности.

                             Отличительная особенность

Данная программа является интегрированной и включает в себя два направления воспитательной и образовательной сферы: музейную педагогику и декоративно – прикладное творчество.

Для обеспечения результативности образовательного процесса в программе выстроена дифференцированная модель обучения.

В образовательном процессе применяются  методы обучения на основе классификации Бабанского Ю.К.

Применяется личностно-ориентированная,  групповая, проектная и игровая технология обучения. Для формирования мотивации к исследованию  образовательной  средой выбран школьный музей, где осуществляется творческая, исследовательская и проектная деятельность.

По окончании учебного курса проводится итоговая аттестация с последующей выдачей детям свидетельства  или сертификата успешности освоения программы.

                           

Возраст детей  -  7-10 лет

Срок реализации  программы – 1год

Формы организации и режим занятий

Формы организации: теоретические, практические, комбинированные  

Формы проведения: учебное занятие, практическая работа, игра,  самостоятельная практическая работа,   тематический вечер

Режим занятий:  занятия проводятся :  1 раз в неделю по 2 часа

                                          г

                                                                   

                         Возраст детей  -  7-10 лет

Срок реализации  программы - 1 год, 72 часа.

Формы организации и режим занятий

Формы организации: теоретические, практические, комбинированные 

Формы проведения: учебное занятие, практическая работа, игра,  самостоятельная практическая работа,   тематический вечер,

Режим занятий:  занятия проводятся   1 раз в неделю по  2   часа.

Ожидаемые  результаты  и способы их проверки.

В результате  освоения учебного курса  программы обучаемые должны знать:

  •  Духовно-нравственные  отечественные традиции;
  • правила поведения в музее;
  • основы истории и культуры своего родного края;
  • символический язык музея;  
  • музейные профессии;    
  • ключевые понятия музейного дела:
  • экспонаты школьного музея,  их смысл и значение;  
  • основные народные промыслы;    
  • виды декоративно - прикладного творчества.

должны уметь:

  • вести себя в коллективе на основе определенного поведения;
  • работать с художественным материалом;
  • изготовлять прикладные изделия по образцу;
  • работать по готовому чертежу.

Способы проверки:  анализ детских творческих работ,  наблюдение,  включенное наблюдение, опрос, конкурс, выставка, тематическая игра, собеседование,  викторина.

Форма подведения итогов реализации программы: выставка-конкурс детских творческих работ.

   Параметр

Критерий

Показатель

Оценка уровня

Личностные

Межличностные отношения

 Культура общения со старшими  со сверстниками.

Стилевые отношения между обучающимися  на основе диалога, взаимопонимания  Восприятия ошибок, вежливость, коммуникативность, доброжелательность. 

5 баллов - в обращении со старшими скромен. с товарищами спокоен. Тактичен.

 4 балла - не уравновешен, в спорных вопросах повышает тон.      

 3 балла - замкнут, не проявляет желание помочь сверстникам Самоустраняется    от коллективных дел. Допускает хамство

Предметные

Знание различных материалов и применение на практике

 Уровень знаний при использовании различных материалов в творческих заданиях

 Умение правильно использовать различные материалы, соблюдая технику безопасности

5 баллов - обучающийся владеет различными материалами, применяет на практике, соблюдает правила техники безопасности, 4 балла – применяет метод проб и ошибок, действует по вдохновению                           3 балла – нуждается в помощи. допускает ошибки в работе с материалом

Метапредметные

Условия для формирования интереса к прикладному творчеству

Внутренняя мотивация к предмету

Ситуация успеха, разные формы работы, желание развивать способности.

5 баллов. Умение мыслить и рассуждать нетрадиционно подходя к решению задач. Отказ от общепринятых шаблонов, опирается на интуицию и логическое мышление. Инициативен,  активен.

4 балла. Ждет помощи, не всегда активен,  принимает общепринятые шаблоны, самостоятелен

3балла.   Не активен, логика отсутствует, согласен на помощь старших

Диагностика прогнозируемых результатов

2.   Учебно-тематический план

Темы

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1

Введение в программу.

1

1

 2

2

Музейная  академия

2

2

4

3

Мы – путешественники в прошлое

2

6

8

4

Ткали-пряли

2

4

6

5

Вещи из бабушкиного сундука.

2

6

8

6

Русские народные праздники

2

4

6

7

Во что играли наши предки.

2

6

8

8

Как одевались на Руси

2

4

6

9

Деревянный мир Руси

2

4

6

10

Берестяной промысел

2

4

6

11

Мы играем в музей

1

5

6

12

Смотр детского творчества

-

4

4

13

Итоговое занятие

-

2

2

Итого:

20

52

72


Содержание программы

  1. Введение в программу

Теория   Цель и задачи работы объединения.  Программа объединения. План работы объединения. Инструктаж по технике безопасности.

Практика    Экскурсия по школьному музею.

  1. Музейная  академия

Теория   Правила поведения в музее. Виды и типы музеев

Практика  Выпуск буклетов о музеях

  1. Мы – путешественники в прошлое

Теория  Музей - «машина времени»  Время и человек. Пиктограмма. Как менялся уклад жизни человека, культура, мир в целом. Как было и что теперь.

Практика    Эскиз дома, в котором хотел бы жить.

  1. Ткали-пряли

Теория  Прялки, самопрялки

Практика Поисковая работа на экспозиции. Загадки, пословицы, поговорки.

  1. Вещи из бабушкиного сундука

Теория  История и жизнь музейного предмета. Понятия: «экспонат», «музейный предмет», «хранитель», «реставратор». Виды коллекций.

Практика    Экспонаты своими руками

  1. Русские народные праздники

Теория  Календарные праздники:  Новый год встречаем, весну провожаем, березку величаем. Русский фольклор - народная мудрость.

Практика  Изготовление  подарков.

  1. Во что играли наши предки

Теория     История промыслов (глиняной,  деревянной ,соломенной, тряпичной игрушки)

Практика Изготовление Богородской  игрушки

  1. Как одевались на Руси

Теория   Для чего нужна прялка. Как работает ткацкий станок. Откуда ткань пришла. Детская и взрослая одежда: сарафан рубаха, лапти, кокошник.

Практика  Одеваем куклу Машу

  1. Деревянный мир Руси

Теория   Поэзия русской архитектуры:  терема,  храмы, мельницы,  колодцы.

Резьба и роспись по дереву. Крестьянская изба – полки для посуды, лавки, ковши, прялки.

Практика  Роспись  деревянной лопаточки

  1. Берестяной промысел

Теория . История промысла.  Берестяные изделия. Свойства бересты. Элементы плетения.

Практика  Плетение футляра для мобильника. Плетение сумочки.

  1.  Мы играем в музей

Теория   Профессии музейных работников: экскурсовод, смотритель, хранитель, кассир, билетер.   Проектная деятельность.

Практика      Ролевая игра в музейных работников. Введение в проект . Детский проект «Каким мы видим свой музей!»

  1.  Смотр детского творчества

Практика   Подготовка экспонатов к выставке. Организация и проведение выставки-конкурса детских поделок

  1.  Итоговое занятие

Практика   Анализ деятельности. Подведение итогов. Награждение.  Выдача свидетельств и сертификатов. Чаепитие.

 Методическое обеспечение

Раздел

Форма занятий

Приемы и методы проведения занятий

Дидактический материал.

ТОЗ

Форма подведения итогов

1

Введение программу.

экскурсия

Рассказ, беседа

Программа, экспонаты музея

Опрос

2

Музейная  академия

Комбинированное

Практическое

Работа на   экспозиции. презентация

Наглядные пособия

Экспонаты музея, Мультимедийная установка

Беседа

3

Мы – путешественники в прошлое

Комбинированное

Практическое

Работа со зрительным рядом

Таблицы, видеоматериалы,

пособия по декоративно-прикладному искусству

Викторина

4

Ткали-пряли

Комбинированное

Практическое

Работа на экспозиции

 Иллюстрации. Изделия декоративно-прикладного искусства.

Тематическая игра  

5

Вещи из бабушкиного сундука.

Комбинированное

Практическое

Знакомство с музейными экспонатами.  презентация

Фондовые работы,

пособия по темам,

видеоматериалы

Тематическая игра

6

Русские народные праздники

Комбинированное

Практическое

Демонстрация учебного материала.

Просмотр видео материала

Практическая работа

Видеоматериалы.

ПК.

Конкурс

7

Во что играли наши предки.

Комбинированное

Практическое

Презентация

Работа на экспозиции.

ПК

Демонстрационные материалы.

Видеоматериалы.

Мультимедийная установка

Включенное наблюдение

8

Как одевались на Руси

Комбинированное

Практическое

 Беседа

Демонстрация учебного видеоматериала

Работа на экспозиции

Практическая работа

Фотоматериал

Тематическая игра

9

Деревянный мир Руси

Комбинированное

Практическое

Собеседование.

Работа на экспозиции

Демонстрация видеоматериала.

Практическая работа.

Видеоматериал.

Экспонаты музея.

Анализ

10

Берестяной промысел

Комбинированное

Практическое

Беседа.

Работа на экспозиции.

Видеоматериал.

Материал для плетения

Наблюдение

11

Мы играем в музей

Комбинированное

Практическое

Беседа.

Метод проектов

Мультимедийная установка.

Ролевая игра

12

Смотр детского творчества

Выставка- конкурс

Рефлексия деятельности.

Мотивации и стимулирования

ПК.

Мультимедийная установка.

Собеседование

13

Итоговое занятие

Собрание

Анализ деятельности

Диагностические таблицы.

Самоанализ

 

                                 Список литературы.

  1. Белянкова, Н.М. Возможности музейной педагогики в организации исследовательской работы младших школьников /Н.М. Белянкова //Начальная школа.- 2011.-№9.-С.62-64
  2. Молодчая, Т.В. Вперёд в прошлое: музейные интерактивные экспозиции в детском саду /Т.В. Молодчая //Воспитатель ДОУ.- 2010.-№6.-С.4-9
  3. Мандебура, Е. П. музейно- педагогическая деятельность в системе подготовки учителя начальных классов /Е.П. Мандебура //Начальная школа.- 2010.-№3.-С.104-107
  4. Рыжкова, Н. Музейная педагогика в детском саду /Н.Рыжкова //Дошкольное образование. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2011.-№5.-(вкладыш)
  5. Турилова, Е.К. Реализация направления «Музейная педагогика» /Е.К. Турилова // Воспитатель ДОУ.- 2010.-№5.-С.87-89
  6. Харитонова,А.А. Формирование музейной культуры у старших дошкольников /А.А. Харитонова //Начальная школа плюс до и после.- 2011.-№3.-С.73-77
  7. Якубенко, Л.Т. Внедрение музейной педагогики в ДОУ /Л.Т. Якубенко //Управление ДОУ.-2009.-№7.-С.88-94

,