Методические рекомендации по знакомству детей с народными промыслами

Власова Оксана Анатольевна

 На занятиях детей знакомят сначала с одним видом ДПИ, а затем с 2-3 видами в сравнении. Важно показать общий образ народных игрушек и их характерное различие, учить детей по одному-двум признакам узнавать знакомые виды. Дети рассматривают предметы ДПИ и их изображения, репродукции, открытки. Педагог знакомит детей с народным промыслом, дает некоторые сведения о нем - название, его местонахождение, определяет вместе с детьми содержание и назначение предметов. В целях эмоционального воспитания рассматривание предметов сопровождается художественным словом - потешками, прибаутками, образными словами, которые используют народные мастера, звучанием народной музыки, песен…                                                                                                                                   Главной задачей педагога является умение заинтересовать детей, зажечь из сердца, развивать в них творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов. Педагог должен пробудить в ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что творить добро и красоту это значит - приносить людям радость.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

по знакомству детей с народными промыслами.

 На занятиях детей знакомят сначала с одним видом ДПИ, а затем с 2-3 видами в сравнении. Важно показать общий образ народных игрушек и их характерное различие, учить детей по одному-двум признакам узнавать знакомые виды. Дети рассматривают предметы ДПИ и их изображения, репродукции, открытки. Педагог знакомит детей с народным промыслом, дает некоторые сведения о нем - название, его местонахождение, определяет вместе с детьми содержание и назначение предметов. В целях эмоционального воспитания рассматривание предметов сопровождается художественным словом - потешками, прибаутками, образными словами, которые используют народные мастера, звучанием народной музыки, песен…                                                                                                                                   Главной задачей педагога является умение заинтересовать детей, зажечь из сердца, развивать в них творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов. Педагог должен пробудить в ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что творить добро и красоту это значит - приносить людям радость.

Методические рекомендации.                                                                                   Включая в педагогический процесс занятия по декоративному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками в составлении узоров по мотивам определенной росписи необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста, их желания и интересы,                                                                     Ознакомление с разными видами народного декоративно-прикладного искусства осуществляется в разных  возрастных группах. С возрастом ребенка расширяется содержание, усложняются элементы, их украшения, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности, характерные особенности, традиции.                            

  В средней группе детского сада необходимо познакомить детей с народными игрушками: дымковскими, филимоновскими, богородскими.

В старшей и подготовительной группах необходимо возвращаться к уже знакомому виду декоративно - прикладного искусства, изучать новые, сравнивая их с уже изученным материалом.                                                                                                           В работе используются изделия декоративно-прикладного искусства с растительным узором (городец,  хохлома, жостово,  кружево и др.).

 Задача педагога - показать разнообразие и традиции видов: характерные особенности, своеобразие элементов узора, сочетания цветов, композиции.

Вся работа проводится в трех направлениях:

  1. Ознакомление детей с определенным видом народного декоративно-прикладного искусства. Эмоциональное воспитание детей: умение видеть, любоваться и восхищаться красотой предметов народного творчества.
  2. Обучение декоративному рисованию на основе подлинных предметов народного искусства. Обучение некоторым приемам росписи по мотивам народных промыслов.
  3. Обучение умению выделять особенности каждого вида декоративно-прикладного искусства, находить сходства и различия в изделиях народных мастеров, формировать декоративное творчество, умение создавать узоры на любой форме, развитие творческих способностей ребенка.

Формы организации работы с детьми

  1. Занятия по ознакомлению с определенными видами декоративно-прикладного искусства.
  2. Занятия по декоративному рисованию.
  3. Занятия по замыслу являются показателем развития детского декоративного творчества: яркость образов, сказочность цветов, необычность композиции.
  4. Выставки. На них могут быть представлены:
  • один подлинный предмет (например, дымковский конь);
  • предметы одного вида (дымковские игрушки);
  • предметы одного образа (животные в дымковской игрушке);
  • сравнение двух-трех видов.

Итогом работы может быть проведение выставки в зале, изостудии, где дети вновь видят все предметы тех видов, с которыми они знакомились в течение года.

Методы и приемы обучения декоративному рисованию.

Создание игровой ситуации в начале занятия и во время анализа детских работ ("одевание" дымковских игрушек - использование трафаретов с изображением игрушек, "мастерские" народных мастеров, "художественные салоны", "выставки народного искусства" и пр.), что позволяет поддерживать интерес детей к занятиям;                                                                                         сравнение двух элементов узора, композиций для обучения пониманию закономерностей росписи, вариантов сочетания отдельных элементов узора при создании образа;                                                                                                       использование движения руки - очерчивающего жеста для выделения элементов узора на предмете и определения расположения их на листе бумаги, последовательности заполнения формы бумаги или предмета;

упражнения в начале занятия с детьми 5-7 лет при изображении новых элементов или сложных после их рассматривания. Впоследствии листок для упражнений дети используют по желанию, если у них появляется в этом потребность;                                                                                                                              показ способов изображения новых элементов для детей 4-5 лет и наиболее сложных для детей 5-7 лет;                                                                                   использование фланелеграфа для обучения композиции, расположению узора, поискам вариантов построения;                                                                                                             проговаривание последовательности работы, называние элементов узора, действия при его воспроизведении в рисовании ("завиток ведем вверх, потом вниз...");                                                                                                                        Обучение технике рисования и приемам кистевого письма народных мастеров помогает выработке легких ритмичных движений, быстроте создания узора. Например, дети при составлении дымковских узоров сначала рисуют все одинаковые элементы одного цвета (кольца), затем другим цветом рисуют второй элемент (круг в каждом кольце), потом украшают все элементы (точки) и т.д.                                                                                                             Организуя работу с детьми по ознакомлению с декоративным искусством, следует предусмотреть ее систематичность и последовательность.

Анализ произведений народных промыслов.

1.Выделение материала, из которого выполнено изделие (глина, дерево и т.д.)         2.Выяснение доминирующего фонового цвета.                                                  3.Определение основных элементов.                                                                      4.Выяснение композиции узора.                                                                                          5. Характер цветового исполнения.                                                                             6.Стиль, манера «письма».

Варианты анализа рисунков по декоративному рисованию.

1.Выбрать самый красивый узор и рассказать про него, определяя колорит                 а) выбрать узор, на котором бутоны крупные, красиво расположены                                 б) еще раз уточнить, какие мастера составляют такие узоры                                           2.Рассказать про свой узор.                                                                                           Отметить красочность узора по мотивам росписи.                                                               3.Найти узоры, одинаковые и разные по цвету и композиции                                            а) выбрать самый красочный узор и рассказать про него                                                            б)  отметить сказочность узоров по мотивам росписи.                                                 4.Предложить рассказать про свой узор                                                                                     а) отметить красочность узора                                                                                           б) выбрать узор, который заполняет всю площадь.                                                     5. Выбрать  рисунки с самыми яркими сказочными фигурами, компонентами, отметить их композицию, цвет.                                                                         Уточнить, в чем необычность  сказочных фигур.                                                                                                 6.Выбрать самый красочный узор и предложить рассказать о нем.                           а) Предложить рассказать про свой узор                                                                        б) Отметить красочность узоров по мотивам росписи.

Педагогическая диагностика                                                                                 Педагогическая диагностика проводится с детьми в начале и в конце года с целью сравнения результата познавательного и эстетического развития, а также с целью выявления уровня знаний, практических умений и навыков.          Детям средней группы предлагается сравнить две игрушки разных промыслов. Они должны назвать вид росписи, выделить и назвать общее и различное в цвете, форме, композиции, элементах; выразить свое эмоциональное отношение к произведению, расписать одно изделие по мотивам понравившейся росписи. Детям старшего дошкольного возраста предлагается сравнить два изделия декоративно-прикладного искусства.    Ценность народного искусства определяется еще и тем, что оно воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный ненасильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд. Оно привлекает внимание детей, и поэтому на основе выделения элементов народного искусства, цветового строя, композиции, используем его для развития у ребенка: восприятия эстетического отношения и эстетической оценки, то есть, воздействуя на чувственную сферу ребенка народное искусство, стимулирует развитие творческих способностей.                                                                                            

При знакомстве детей с декоративно-прикладным искусством используем в своей работе богатый зрительный ряд. Это в первую очередь подлинные предметы народного искусства. Организованные выставки интересны своим разнообразием. Это и выставка самоваров, хохломы, гжели, дымковской игрушки, матрешки, шкатулок. Эти выставки интересны и детям, и их родителям, и педагогам. В работе с детьми и взрослыми нужно добиваться, чтобы они были не только активными слушателями и зрителями, но и активно включались в работу.

Работа начинается с создания условий для приобщения детей и родителей к народной культуре. Детей воспитывает все, и прежде всего, то, что их окружает. Начинать нужно постепенно. Подобрать познавательную литературу о народном промысле, об особенностях узоров, об истории промысла, уточнить методы и приемы, используемые при ознакомлении детей с этим промыслом и обучение их росписи.                                                  Использование средств декоративно-прикладного искусства в воспитательном процессе дает возможность познакомить дошкольников с народными традициями, вызвать у них чувство гордости за русский народ, воспитать у детей уважение к традициям своего народа, приобщить их к миру общечеловеческих ценностей. Обращение к данному виду искусства неслучайно, постоянный интерес к достояниям культурного наследия предков обнаруживается как в повседневной жизни, так и в организованном педагогическом процессе дошкольных образовательных учреждений.

Знакомство с особенностями ДПИ в процессе д/и.

Д/и широко используются как на занятии (это зависит от поставленных задач на занятии) так и в режимных моментах, индивидуальной работе.                                                               Условно игры можно разделить на несколько групп – на те, которые

  • помогают различать виды прикладного искусства по основным стилевым признакам – особенностям материала, из которых они изготовлены; подбору цветового колорита; выбору традиционных для промысла элементов росписи и др.;
  • сосредотачивают внимание на стилевых особенностях элементов узора;
  • знакомят с композиционным построением узоров, использованием ритма, симметрии.

В основе этих игр лежат традиционные принципы, но их содержание – освоение особенностей дпи.                                                                                            

Эффективность  работы становится выше при участии и помощи родителей. Они заинтересованы в том, чтобы дети как можно больше узнавали про свою Родину, ее богатства, красоту изделий русских мастеров. Мы рекомендуем им вместе с детьми посещать выставки народных умельцев, приобретать народные игрушки, читать сказки, рассматривать книги и иллюстрации. Рассказывать об игрушках – кто их делал и как. Привлекаем к организации и участию в совместных мероприятиях: Народных праздниках, развлечениях, досугах. Все это вместе взятое позволяет расширять кругозор детей, воспитывать уважение и любовь к русской народной игрушке и родной культуре в целом. Познавая красоту народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства (радости, восхищения, восторга).. Восприятие произведений декоративно-прикладного искусства побуждает стремление ребёнка передать воспринятую красоту, запечатлеть те предметы, которые ему понравились, способствует развитию созидательной активности, эстетических чувств и художественного вкуса, эстетической оценки результатов труда народных мастеров, становлению художественных и интеллектуальных способностей.

Народное искусство вносит в нашу жизнь праздничность и красоту. Предметы все больше входят в наш быт, как художественные произведения, отвечающие нашим эстетическим идеалам, сохраняющие историческую связь времен. Народное искусство соединяет прошлое с настоящим, сберегая национальные художественные традиции, этот живой родник современной художественной культуры.