Значение уроков по предмету «Ремесло» в развитии мелкой моторики и пространственной ориентировки на примере изготовления декоративного дерева в технике «торцевание»

Оболенская Марина Андревна

Анализируя работы детей на уроках ремесла можно выявить следующие недостатки:

-         Неумение аккуратно выполнять работу ножницами;

-         Нерациональное использование клея (либо слишком много, либо слишком мало);

-         Недостаточная сформирован навык распределения деталей в пространстве (как на плоской поверхности, так и на объемных формах);

Следовательно, выполнение работы в технике «торцевание» способствует коррекции данных недостатков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Значение уроков по предмету «Ремесло» в развитии мелкой моторики и пространственной ориентировки на примере изготовления декоративного дерева в технике «торцевание»

Выступление на методическом объединении Подготовила Оболенская Марина Андреевна

Актуальность

Анализируя работы детей на уроках ремесла можно выявить следующие недостатки:

  • Неумение аккуратно выполнять работу ножницами;
  • Нерациональное использование клея (либо слишком много, либо слишком мало);
  • Недостаточная сформирован навык распределения деталей в пространстве (как на плоской поверхности, так и на объемных формах);

Следовательно, выполнение работы в технике «торцевание» способствует коррекции данных недостатков.

Вводный инструктаж по технике безопасности во время работы с ножницами

Перед началом работы детей необходимо научить как правильно работать с ножницами.

Приемы работы с ножницами:

- сидеть прямо,

- локти на столе,

- руки немного прижаты к телу,

- ладони повернуты друг к другу и большие пальцы наверху.

Примечание: Чтобы подготовить мышцы кистей рук к вырезанию можно выжимать обычную губку или сжимать и разжимать экспандер.

Техника торцевания

Торцевание - это один из видов бумажного конструирования, искусство бумагокручения, когда с помощью палочки (или ручки) и маленького квадратика бумаги создаются, путем накручивания квадратика на палочку, трубочки-торцовочки.

Виды торцевания

Итак, существует несколько видов такой техники, как торцевание.

1. Контурное торцевание

Как правило, такой вид работ используется в тандеме с другим видом творчества. Используется для обрамления контуров рисунка, рамочек, бордюров и т.д.

2. Торцевание по плоскости

В этом варианте трубочки из бумаги приклеивают очень плотно друг к другу, тем самым создавая рисунок.

3.Объёмное торцевание

Такой метод используется при работе с объёмной основой. Торцовки делают разной плотности и клеят под разными углами для создания объёмных поделок.

4. Торцевание слоями

Такая техника позволяет оживить картину, так как детали вклеивают друг в друга. Здесь используют разные цвета и размеры торцовок.

Этапы работы

Изготовление декоративного дерева рассчитано на 7 уроков. Весь процесс разделён на 9 этапов, некоторые этапы выполняются учителем. Таким образом, изготовление декоративного дерева – это совместная работа учителя и обучающихся.

Первый этап работы. Обучающиеся катают шарики из солёного теста определённого размера по образцу. Эти шарики будут яблочками на дереве. Работу лучше начать именно с них поскольку они должны хорошо просохнуть. На данном этапе дети знакомятся с новым пластичным материалом. Качество выполненной работы оценивается по тому насколько шарики одинаковые по размеру и ровные.

Второй этап работы. Изготовление ствола дерева из палок.
«Посадка» ствола в горшок при помощи алебастра или гипса. Всё это выполняется с помощью учителя. Ствол дерева должен быть расположен чётко посередине горшка.

Третий этап работы. Изготовление кроны дерева: сворачивание газет в шар подходящего размера и обматывание его швейными нитками. Это достаточно сложный этап, поскольку достаточно трудно удерживать в руках крупный шар чтобы он не развернулся, а так же нужно равномерно покрывать его слоями газет. Шар должен получиться как можно круглее, нитки должны быть намотаны равномерно по всей поверхности шара.

Четвертый этап работы. Соединение кроны дерева со стволом при помощи монтажного клеевого пистолета. Данная работа выполняется учителем ввиду высокой травмоопасности (используется горячий клей).

Пятый этап работы. Приклеивание шариков из солёного теста к кроне дерева. Также выполняется учителем.

Шестой этап работы. Дети раскрашивают шарики из солёного теста акриловыми красками. На данном этапе происходит обучение контролировать и оценивать свою работу. Учитель спрашивает : «Все ли яблочки раскрашены? Равномерно они раскрашены?» Таким образом, дети начинают крутить дерево, осматривая его со всех сторон, оценивать свою работу.

Седьмой этап работы. Вырезание листьев. Листья представляют собой квадраты, которые вырезаются в два этапа из гофрированной бумаги светло-зелёного и тёмно-зелёного цвета. Сначала вырезаются полоски, а затем квадраты. Они должны быть одинаковые по размеру.

Восьмой этап работы. Приклеивание листьев на крону дерева. Квадратики накручиваются на конец шариковой ручки. Ручку располагают в центре квадратика из гофрированной бумаги и накручивают. Наносят капельку клея и прямо на ручке подносят к кроне дерева и прижимают ей. Далее ручку убирают – листок приклеился. На данном этапе важно распределение листьев по всей кроне, чередование светлых и тёмных листьев, рациональное использование клея, качественное накручивание листьев на ручку. Происходит развитие мелкой  моторики, пространственной ориентировки, контроля своей деятельности.

Девятый этап работы. Завершающее оформление дерева (приклеивание зелёного сизаля, бусинок, ягод, насекомых, привязывание бантиков и так далее).

Выводы:

Таким образом, уроки ремесла по данной тематике позволили:

  • Закрепить знания по правилам пользования ножницами и отработать навык пользования ими.
  • Познакомиться с новым пластичным материалом – солёным тестом и новой техникой работы с гофрированной бумагой.
  • Развивать мелкую моторику посредством различных действий (лепка, вырезание, сминание газеты и скатывание шара из неё, накручивание квадратиков бумаги на шариковую ручку).
  • Развивать пространственную ориентировку (поскольку декоративное дерево является объёмным предметом).
  • Вырабатывать первоначальные навыки самоконтроля и оценки своей работы.
  • И наконец, каждый ребенок в конце своей продолжительной работы получил свой продукт деятельности как результат труда. Таким образом, детям прививается любовь к труду.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Значение уроков по предмету «Ремесло» в развитии мелкой моторики и пространственной ориентировки на примере изготовления декоративного дерева в технике «торцевание» Выполнила: Оболенская М.А. у читель ремесла

Слайд 2

Актуальность Анализируя работы детей на уроках ремесла можно выявить следующие недостатки: Неумение аккуратно выполнять работу ножницами; Нерациональное использование клея (либо слишком много, либо слишком мало); Недостаточная сформирован навык распределения деталей в пространстве (как на плоской поверхности, так и на объемных формах); Следовательно, выполнение работы в технике «торцевание» способствует коррекции данных недостатков.

Слайд 4

Приемы работы с ножницами: - сидеть прямо, - локти на столе, - руки немного прижаты к телу, - ладони повернуты друг к другу и большие пальцы наверху. Примечание: Чтобы подготовить мышцы кистей рук к вырезанию можно выжимать обычную губку или сжимать и разжимать экспандер.

Слайд 5

Техника торцевания Торцевание - это один из видов бумажного конструирования, искусство бумагокручения , когда с помощью палочки (или ручки) и маленького квадратика бумаги создаются, путем накручивания квадратика на палочку, трубочки- торцовочки .

Слайд 6

Итак, существует несколько видов такой техники, как торцевание. 1. Контурное торцевание Как правило, такой вид работ используется в тандеме с другим видом творчества. Используется для обрамления контуров рисунка, рамочек, бордюров и т.д. Виды торцевания

Слайд 7

2. Торцевание по плоскости В этом варианте трубочки из бумаги приклеивают очень плотно друг к другу, тем самым создавая рисунок.

Слайд 8

3.Объёмное торцевание Такой метод используется при работе с объёмной основой. Торцовки делают разной плотности и клеят под разными углами для создания объёмных поделок.

Слайд 9

4. Торцевание слоями Такая техника позволяет оживить картину, так как детали вклеивают друг в друга. Здесь используют разные цвета и размеры торцовок.

Слайд 10

Первый этап работы солёное тесто шарик

Слайд 11

Второй этап работы Изготовление ствола дерева из палок «Посадка» ствола в горшок при помощи алебастра или гипса

Слайд 12

Третий этап работы Изготовление кроны дерева: Сворачивание газет в шар подходящего размера Обматывание шара швейными нитками

Слайд 13

Четвёртый этап работы Соединение кроны дерева со стволом при помощи монтажного клеевого пистолета

Слайд 14

Пятый этап работы Приклеивание шариков из солёного теста к кроне дерева

Слайд 15

Шестой этап работы Раскрашивание шариков из солёного теста акриловыми красками

Слайд 16

Седьмой этап работы Изготовление листьев из гофрированной бумаги в два этапа полоски квадратики

Слайд 17

Восьмой этап работы Приклеивание листьев на крону дерева

Слайд 18

Девятый этап работы Завершающее оформление дерева (приклеивание зелёного сизаля, бусинок, ягод, насекомых, привязывание бантиков и так далее)

Слайд 19

Выводы Пользование ножницами Новая техника и материал Пространственная ориентировка Мелкая моторика Самоконтроль Продукт деятельности