Методическая разработка занятия «Аппликация из бумаги и ткани «Печворк»

Титекли Елена Николаевна

Данная методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования, работающих с начальными классами средней школы.

В доступной форме рассказывается, как задействовать все органы чувств детей, чтобы заинтересовать учебным процессом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Конспект занятия «Аппликация из бумаги и ткани «Печворк»

      Данная методическая разработка занятия предназначена для педагогов дополнительного образования, работающих по программам эстетической направленности (например, «Изобразительное искусство») с детьми 7-10 лет. Занятие текущее, первого года обучения, в рамках темы «Цветовой круг».

Цель: создание аппликации из ткани и бумаги «Печворк».

Ожидаемый результат: создание открытки   в технике аппликации из ткани  и бумаги, с имитацией традиционного лоскутного шитья «Колодец/Сруб».

Задачи:

Обучающие:

-повторение и использование знаний о цветовом круге,

-развитие цветовосприятия,

-повторение техники аппликации,

-знакомство с традиционными народными промыслами и бытом.

Развивающие:

-развитие зрительной памяти,

-развитие мелкой моторики,

-развитие фантазии,

-развитие  интереса к работе в смешанной технике,

-расширение словарного запаса.

Воспитательные:

-воспитание трудолюбия,

-воспитание аккуратности,

-воспитание уважительного отношения к истории   и традициям своей родины, труду.

Тип занятия: практическое занятие. Повторение и закрепление изученного материала.

Вид занятия: аппликация, графика.

Продолжительность занятия: два учебных часа.

Форма проведения занятия: учебное занятие.

Формы организации деятельности детей на занятии: групповая, фронтальная.

Форма подведения итога занятия: выставка работ и обсуждение, взаимоанализ.

Методическое обеспечение занятия:

1. Используемые технологии, методы:

объяснительно-иллюстративные (демонстрация таблиц №№1-13 и их описание, демонстрация технологии аппликации из ткани, демонстрация льняных тканей, рабочих инструментов, текстильных прихваток с мотивом «Колодец/Сруб»),

частично-поисковые (подбор тканей, подбор цветовой гаммы бумажной части открытки, ответы на вопросы педагога, исследование исторических рабочих инструментов и материалов),

практические (самостоятельная работа учащихся по вычерчиванию схемы аппликации  и нарезанию полосок из цветной бумаги, выполнению аппликации).

2. Дидактические пособия:

Таблица 1: «Выращивание льна»

Таблица 2: «Сбор льна»

Таблица 3: «Вымачивание льна»

Таблица 4: «Мялка для льна»

Таблица 5: «Трепание льна»

Таблица 6: «Вычесывание льна».

Таблица 7: «Прядение льна».

Таблица 8: «Ткачество».

Таблица 9: «Текстиль в русской избе».

Таблица 10: «Символ олимпиады в Сочи»

Таблица 11: «Цветовой круг»

Таблица 12: «Образец аппликации»

Таблица 13: «Образец вклеивания аппликации».

3. Оборудование для педагога: стол, стул, демонстрационная доска, дидактические пособия.

4. Оборудование для учащихся:  2 цветных листа бумаги А4, 1 лист светлого картона А4, ножницы, клей, линейка, карандаш простой, разнообразные по расцветке ткани.

5. Использованные источники:

- Франк Э,Дэй-Уайльд М. «Экспресс-декор».M.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2013.

- Тарановская Н.В. «Маленькие чудеса» - Л.: ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, 1981.

- Рогов А.П.  «Кладовая радости». – М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1982.

- Ровинский Д.А. «Русские народные картинки». – СПб.: ТРОПА ТРОЯНОВА, 2002.

-Столяров В.А., Соколова Н.Д., Барышева Т.А., Лузе О.Р., Гольтякова Л.А. «Мир музея» учебно-методическое пособие. Издание второе. Музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!». СПб.: РУССКИЙ МУЗЕЙ, 2009.

- Ушинский К. «Как рубашка в поле выросла»

План занятия 

1.Организационный момент.

1.1. Перекличка и проверка готовности к занятию. 5 минут.

1.2. Объявление темы и цели занятия, рассказ о значении понятий «печворк» и «лоскутное шитье». 5 минут.

2. Актуализация знаний.

2.1. Повторение пройденного материала в свете предстоящей работы: охрана труда, организация рабочего места. 5 минут.

2.2. Повторения правил пользования таблицей «Цветовой круг». 5 минут.

3. Работа по теме урока.

3.1.  Рассказ педагога о традиционных народных промыслах с демонстрацией таблиц, рабочих инструментов, материалов, изделий. Тактильное  ознакомление обучающихся с историческими рабочими инструментами и материалами, ответы на вопросы педагога. 20 минут.

3.2. Выбор текстильной детали для центра композиции, подбор 2 листов цветной бумаги. 5 минут.

4. Перемена.

Физкультминутка. 10 минут.

5.Продолжение работы по теме урока.

5.1. Расчерчивание листа картона для основы . 5 минут.

5.2. Расчерчивание и разрезание полосок из листов цветной бумаги. 10 минут.

5.3.Наклеивание деталей из ткани и бумаги на основу. 20 минут.

6. Подведение итогов занятия.

6.1. Рефлексия. Обсуждение работ.  5 минут.

6.2. Рекомендации для работы дома. 1 минута.

6.3. Уборка рабочего места. 4 минуты.

Конспект занятия

1.Организационный момент.

1.1. Перекличка и проверка готовности к уроку (фронтальная работа, беседа).

Здравствуйте ребята. Рада вас видеть. Давайте проведем перекличку. .. Все готовы к занятию? На парте перед вами должен лежать лист картона, цветная бумага, справа от них карандаш, линейка, ножницы, клей. Кто нам напомнит о правилах работы с ножницами? (ответы учеников). Также не направляем в лицо карандаши, клей. Дома нас ждут живыми и здоровыми.

1.2.  Объявление темы и цели занятия, рассказ о значении понятий «печворк» и «лоскутное шитье» (фронтальная работа, беседа).

Ребята, кто из вас  знает, что такое «печворк» и «лоскутное шитье» (ответы учеников).  Где вы встречали такие вещи? (ответы учеников) Сегодня мы с вами  узнаем  историю этого народного промысла  и своими руками сделаем открытку  в технике аппликации из ткани и бумаги.

2. Актуализация знаний.

2.1. Повторение пройденного материала в свете предстоящей работы

(фронтальная работа, объяснительно-иллюстративный метод).

В  свете предстоящей работы, необходимо повторить пройденный материал.

Ведь сегодня придется решать задачу повышенной сложности, чтобы создать гармоничное произведение. Надо подобрать 3 гармонирующих цвета. Подспорьем в подборе цветов-компаньонов, используемых в одном изделии, может стать знакомство с основами цветоведения. (Рассматриваем Таблицу 12  «Цветовой круг»)

     Помните, многообразие цветов, на которые может распадаться солнечный луч, можно показать при помощи условного изображения – цветового круга.  

      Основные цвета – красный, синий, желтый. От их смешения образуются все остальные.

      Промежуточные цвета. Это все цвета, расположенные в круге между основными цветами. Например, соединение красного с желтым (дающее оранжевый цвет), синего с красным (дающее фиолетовый цвет). Самые гармоничные сочетания создают контрастные цвета,  что расположены на цветовом круге напротив друг друга.

     Цвета, расположенные по соседству в цветовом круге, если они включают какой-либо общий главный цвет: красный, зеленый, синий, желтый и т.д., называют родственными. Изображение, имеющее подобные цвета и полутона, производит спокойное, умиротворяющее впечатление. Помимо этого, цвета разделяют на холодные и теплые. На цветовом круге цвета, идущие от красного к зеленому через желтый, - теплые. Цвета от красного к зеленому через синий цвет являются холодными. Обычно изображение  выполняют в одном тоне – теплом или холодном, но из контрастных по цвету тканей получаются очень выразительные произведения.

     До сих пор речь шла о хроматических цветах. Также есть цвета ахроматические (нейтральные): белый, черный,  все оттенки серого. В сочетании с хроматическими цветами ахроматические чаще всего используют для их разделения, усиления либо смягчения активных цветов. Например, черный фон прибавляет яркости цветам. Черные линии придают изделию массивность. Белый цвет очень оживляет, перетягивает внимание на себя, а соседство серого может придавать другим цветам дополнительные оттенки.

Совет: если вам понравились цвета, но вы не уверены в том, что их сочетание будет удачным, постарайтесь вспомнить, видели ли вы подобную комбинацию цветов в природе. Природа никогда не ошибается. Поможет и изучение картин больших мастеров, которые можно увидеть в музеях и картинных галереях.

3. Работа по теме урока.

3.1. Рассказ педагога о традиционных народных промыслах с демонстрацией таблиц, рабочих инструментов, материалов, изделий. Тактильное  ознакомление обучающихся с историческими рабочими инструментами и материалами, ответы на вопросы педагога.

Ребята, скажите, как у вас дома появляется одежда? (Ответы учеников) А кто сам шьет свою одежду? (Ответы учеников) Кто сам делает ткань для пошива одежды? Как вы думаете, где хозяйки брали ткань 200-300 лет назад? (Ответы учеников) Вы удивитесь, но они ее выращивали! Растили на Руси лен, который называли русским шелком. Выращивание льна считалось женским проклятием, т. к. это был тяжкий труд. Мужчины вспахивали поле, а далее все делалось женщинами вручную: засеять, поливать, пропалывать, а ближе к осени жать лен (срезать серпом), вязать в пучки. Посмотрите на эти картинки (Таблица 1: «Выращивание льна», Таблица 2: «Сбор льна»).

Потом вбивали колья на реке, делали запруды и помещали туда пучки  льна. Заваливали камнями, чтобы сгнила твердая оболочка,  а проточная вода вымыла клейковину из стеблей,  и они распушились на волокна (Таблица 3: «Вымачивание льна»).  После этого лен сушили  на стене сарая и убирали на хранение до зимы.  Зимой становилось больше свободного времени и женщины принимались лен мять, трепать и чесать  (Таблица 4: «Мялка для льна». Таблица 5: «Трепание льна (выбивание кострики – жесткой части стебля)». Таблица 6: «Вычесывание льна»).  Потрогайте, каким  жестким был лен  после мялки и трепалки . Попробуйте вычесать лен. Это тоже не легкий процесс, а вычесать надо  было много мешков.

Потом лен пряли на прялке. Сейчас у вас нежные пальчики, а раньше от работы к 10 годам руки становились грубыми. Самые качественные и тонкие нити для праздничной рубахи и  кружева  пряли маленькие дети  (Таблица 7: «Прядение льна»).  Попробуйте напрясть лен на веретено. Не садили детей до 7 лет за ткацкий станок только потому,  что у них ноги не доставали до педалей (Таблица 8: «Ткачество»). Чтобы  натянуть нити основы на ткацкий станок,  требовалось напрясть 30 километров нити, а на челнок – и того больше! После готовую ткань много раз мочили и высушивали на солнце, чтобы отбелить. Также красили природными красителями, химическими красителями редко, так как они были дороги. Из ткани кроили и шили рубахи и все, что было нужно (обыденные рубахи  часто носили, не стирая, чтобы ткань от стирки не рассыпалась).  И вот у хозяйки остались после шитья лоскутки. Как вы думаете,  ребята, выбросит хозяйка их? (Ответы учеников) Конечно же нет. Она использует их на лоскутное шитье  (Таблица 9: «Текстиль в русской избе»). Вы видите традиционные русские лоскутные узоры.

Обратите внимание на эту картинку (Таблица 10: «Символ олимпиады в Сочи»). Узнаете ее? Да, это символ олимпиады в Сочи. Присмотритесь, из лоскутков с какими орнаментами он составлен? Да, это дымковская, хохломская, жостовская, городецкая, павловопосадская, северодвинская  роспись, традиционные текстильные узоры и многое другое. В этом одеяле отражен калейдоскоп народного творчества нашей страны.

Сегодня мы с вами приобщимся к богатому народному опыту, через создание кусочка лоскутного одеяла  –  открытки с традиционным русским узором из ткани  и бумаги (Таблица 12: «Образец аппликации»).

3.2. Выбор текстильной детали для центра композиции, подбор 2 листов цветной бумаги (практическая работа).

Ребята, приступаем к работе. Подходите к моему столу и выбирайте один лоскут, который вам по душе. Рассмотрите его. Какие цвета использованы при его  окрашивании? Теперь подберите два гармонирующих с ним листа цветной бумаги (ученики выбирают лоскут и бумагу). Цветная бумага сегодня имитирует лоскут. В выборе вам поможет  Таблица 11: «Цветовой круг».

4. Перемена.

Физкультминутка. Дети играют плюшевым мячом в «Вышибалы».

5. Продолжение работы по теме урока.

5.1. Вычерчивание листа картона для основы (практическая работа).

Ребята, сейчас  самостоятельно, глядя на  образец, расчерчиваем лист картона под основу аппликации (на ширину линейки). Таблица 13: «Образец вклеивания аппликации».

5.2. Вычерчивание и разрезание полосок из листов цветной бумаги (практическая работа).

Теперь самостоятельно, по образцу, вычерчиваем два листа для аппликации. Лист кладем горизонтально и вычерчиваем короткие полоски на ширину линейки. Разрезаем полоски ножницами и складываем в две стопки. Наводим порядок на рабочем столе: слева бумажные  и текстильные детали, в центре картонная основа, справа ножницы и клей.

5.2.  Наклеивание деталей из ткани  и бумаги (практическая работа).

Обратите внимание на Таблицу 13: «Образец вклеивания аппликации».

Выкладываем детали на картонную основу и оцениваем гармоничность. Производим корректировку (можно обменяться бумажными и текстильными деталями с соседом).   Приклеиваем детали на расчерченный картон, начиная с центра. Аккуратно приклеиваем лоскут, стараясь не деформировать ткань. Клей наносим на бумагу, потом прижимаем к нему ткань, а после клеим бумажные детали. Обратите внимание, каждый следующий ряд немного перекрывает предыдущий. Так работа выглядит аккуратнее,  а мы имитируем шитье, когда концы ткани убираются внутрь. Когда все детали приклеены, переворачиваем картон и, ориентируясь на его края, отрезаем все лишнее.

6. Подведение итогов занятия.

6.1. Рефлексия. Обсуждение работ (беседа).

Ребята, закрепляйте на доске ваши работы. Теперь отступите на несколько шагов и посмотрите на них. Ребята, какие работы вам понравились и почему? (ответы учеников). Как можно исправить работы, которые вам не понравились? (ответы учеников) Чего в них не хватает? Что в них лишнее? (ответы учеников).

Ребята,  посмотрите на этот рисунок  (Таблица 10: «Символ олимпиады в Сочи»). Узнаете лоскутное одеяло? Как вы думаете, почему именно оно, наряду с пером жар-птицы и снежным барсом,  стало символом олимпиады в Сочи? (Ответы учеников) Сегодня и вы составили на доске свое теплое, гостеприимное лоскутное одеяло!

6.3. Рекомендации для работы дома.

Ребята, если вы захотите дома продолжить работать в технике аппликации из ткани, то я рекомендую использовать хлопчатобумажные, льняные, тонкие шерстяные и синтетические ткани. Трикотаж  НЕ используйте – он закручивается, драп толстый и тяжело режется (демонстрация видов тканей).

6.4. Уборка рабочего места.

Теперь приведем в порядок рабочие места. Выбрасываем обрезки бумаги и тканей, протираем парты. Я с вами прощаюсь.

Рекомендуемая литература для педагогов:

1. Ловягин С.Н. – «Рисуем пером». – М.:ОКОЕМ, 1995.

2. Галанова Т.В.,«Оригами из ткани» - М.:АСТ-ПРЕСС, 2008.

3. Кузин В.С. «Изобразительное искусство» - М.:ДРОФА, 2006.

4. Морас И., «Абажуры из бумаги» - М.:«АСТ – ПРЕСС КНИГА», 2013.

5. Фромм Э., «Искуство любить» - М.: «АЗБУКА-КЛАССИКА», 2008.

Рекомендуемая литература для детей:

1. Дорожкин Ю., Федоров Ю. «Лубочные картинки» - М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

2. Дорожкин Ю., Федоров Ю. «Городецкая роспись» - М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.

3. Дорожкин Ю., Межуева Ю. «Сказочная гжель» - М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.

4. Дорожкин Ю., Назарова А. «Узоры  северной Двины» - М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.

5. Величкина Г.,Шпикалова Т. «Дымковская игрушка» - М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.

6. Ушинский К. «Как рубашка в поле выросла»

Приложения:

     

Таблица 1: «Выращивание льна»

Таблица 2: «Сбор льна»

Таблица 3: «Вымачивание льна»

Таблица 4: «Мялка для льна»

Таблица 5: «Трепание льна»

Таблица 6: «Вычесывание льна».

Таблица 7: «Прядение льна».

Таблица 8: «Ткачество».

Таблица 9: «Текстиль в русской избе».

Таблица 10: «Символ олимпиады в Сочи»

Таблица 11: «Цветовой круг»

Таблица 12: «Образец аппликации»

Таблица 13: «Образец вклеивания аппликации».


Предварительный просмотр: