"Приемы художественного оформления стекла"

Шушпанова Алена Валерьевна

Современные художественные материалы сделали  роспись по стелу  доступным и увлекательным занятием. Освоение несложных приемов  художественного оформления стекла  вдохновляет юных жудожников на создание  неповтоимых изделий, подталкивает к сомостоятельному творчеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_publikatsii.docx25.68 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект открытого урока по предмету «Прикладное творчество»

Тема: «Приемы художественного оформления стекла»

Класс:  3класс, дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области изобразительного искусства «Живопись»

Возраст учащихся 10-11 лет

Время урока: 2 урока по 40 минут (одно занятие)

 Цель урока: первичное знакомство с приемами художественного оформления стекла

Задачи: 

  • ознакомить с приёмами росписи по стеклу;
  • определить последовательность этапов выполнения задания;
  • освоить технику выполнения росписи по стеклу в процессе практической работы;
  • развивать умение выявлять выразительные средства используемых художественных материалов;
  • развить эстетическое восприятие объектов окружающего мира.

Материалы: стеклянные изделия (стакан, банка, ваза), карандаш, ластик, кисти, палитра, емкость для воды, декоративные контуры, акриловые краски или краски для росписи по стеклу, ватные палочки, салфетки, бумажный скотч.

Иллюстративный ряд:  орнаментальные схемы, цветовые карты, образцы изделий.

Тип урока: урок комплексного применения ЗУН учащихся

Планируемый результат:  в конце занятия учащийся имеет первичные знания о техниках и приемах художественного оформления стекла, способен выполнить роспись по стеклу акриловыми красками и декоративными контурами.

План занятия:

  1. Организационный момент - 3 мин.
  2. Этап целеполагания и мотивации.  Актуализация знаний.- 7 мин.
  3. Первичное усвоение новых знаний.  Усвоение образца применения новых знаний и способов деятельности в процессе показа преподавателя– 15 мин.
  4. Закрепление полученных знаний в процессе выполнения практического задания – 40 мин.
  5. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция  - 10 мин.
  6. Рефлексия (подведение итогов занятия) - 3 мин.
  7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению – 2 мин.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Активизация познавательной деятельности учащихся

1. Организационный момент

Приветствие учащихся. Проверка количества присутствующих и отсутствующих учеников на уроке.

Проверка подготовки рабочих мест и материалов.

Организация внимания.

Приветствие учителя. Подготовка рабочего места учащегося, материалов

2. Этап целеполагания и мотивации.  Актуализация знаний

Озвучивание темы урока, цели и задач, которые будут решаться на занятии. Обращается внимание учащихся на оформление классной доски и приготовленные материалы и инструменты. Посмотрите на фотографии изделий, представленные на классной доске.

Что вы видите?

- Что общего у этих изделий?

- Стекло – это природный материал?

- Кто из вас знает, как получают стекло?

Историки считают первооткрывателями технологии изготовления стекла египтян или жителей Ближнего Востока III-IV тысячелетия до н.э.. Существует легенда, согласно которой купцы, передвигавшиеся караваном по Аравийской пустыне, везли среди всевозможных товаров соду.  Остановившись для ночлега, купцы развели огонь, обложили его мешками с содой,  чтоб не задул ветер, и легли отдыхать. Утром, они с удивлением обнаружили вместо соды оплавленные кусочки стекла. Легенда предполагает долю вымысла, однако ученые допускают подобное стечение обстоятельств, поскольку песок плавится при температуре 1710 °С, но при добавлении к нему соды температура плавления существенно снижается (до 720 °С).

Порошок из смеси песка, соды или золы нагревали на кострах или в печах до высоких температур. Он плавился, превращаясь в стекло, которое в дальнейшем подвергали обработке: пластическому формованию и прессованию. Стекло выходило мутным, непрочным и из него получались только небольшие изделия.

Позже, экспериментируя с составом и различными добавками, мастера научились получать прозрачное стекло.

В начале нашей эры в I веке после изобретения стеклодувной трубки появилась возможность создавать из стекла посуду.

Стали возникать центры стеклоделия. Центром мирового стеклоделия сначала стала Византия, где мастера научились создавать не только прекрасные сосуды, но и смальту - небольшие куски цветного непрозрачного стекла, из которых складывали мозаику.

В Венеции (позже мастерские были перенесены в Мурано), изготовляли разнообразнейшие по форме стеклянные сосуды: в виде птиц, китов, тритонов и львов, колоколен и бочек, маленьких стеклянных корабликов, расписанные эмалями, покрытые позолотой, украшенные узором из трещинок (кракле) и стеклянными нитями. Из стеклянных нитей изготавливали прекрасный разноцветный бисер.

В Средние века стекло активно использовалось для создания разноцветных витражей, украшавших интерьеры храмов, богатых домов.

Технология изготовления витражей, росписи посуды и других предметов держалась в строгом секрете, так как подобные вещи считались произведениями искусства и стоили очень дорого.

В Богемии и Силезии изготавливали граненое стекло.

Во Франции была разработана технология производства оконного и оптического стекла.

На Руси стеклоделие было  известно, однако широкого распространения не получило. Первый завод построил  в Москве в XVII в. шведский подданный Елисей Кохт. В XVIII в. Петром Великим были построены еще два завода для производства стекла – около Москвы и под Санкт-Петербургом, куда были выписаны немецкие мастера. Они изготавливали из стекла посуду для императорского двора и декоративные изделия для дворцовых интерьеров.

В процессе развития технологии плавки стекла и расширения ассортимента изготовляемых изделий, совершенствовались и приемы его декорирования.

- Пожалуйста, перечислите знакомые вам техники декорирования стекла.

Виды декорирования стекла

  • кракле. Нагретое стекло быстро охлаждают. В результате вышеуказанных манипуляций на поверхности образуются трещины;
  • матовое шлифование. Украшение посредством механического полирования на деревянных и фетровых дисках;
  • роспись драгоценными металлами, красками, листрами;
  • литография. На поверхность стекла наносятся переводные изображения;
  • гравировка. Поверхность бокала, покрытого воском, гравируют при помощи иглы. Затем бокал помещается в плавиковую кислоту, вытравливая узоры на участках, где прорезан слой воска;
  • эмалирование. Рисунок при этом явно выступает над поверхностью стекла. Комбинируются несколько слоев эмали и роспись красками либо драгоценными металлами. Процесс подразделяется на стадии. После каждой стадии производится обжиг стекла, из-за чего данный вид декорирования весьма дорогой;
  • лазурь. Стекло окрашивается химическими соединениями металла в процессе обжига;
  • дигель. Жидкая краска наносится на стекло с помощью распылителя;
  • наложение. Стекло многослойное. Поверх основы одного цвета накладываются слои цветного стекла, эмали, опала. Верхний слой украшается полированием и росписью мельчайшим золотистым узором.

В настоящее время производство разнообразных стеклянных изделий широко развито. В продаже можно увидеть большое количество различных современных материалов для работы по стеклу, позволяющих воплотить идеи даже начинающих художников.

- Пожалуйста назовите материалы, используемые для художественного оформления стекла, которые вам знакомы

Учащиеся рассматривают фотографии и отвечают: это посуда, вазы, стеклянные фигурки и ювелирные украшения.

Учащиеся отвечают: материал, из которого они выполнены - стекло

Учащиеся отвечают: нет

Учащиеся озвучивают свои предположения

Учащиеся отвечают: роспись и т.д.

Учащиеся отвечают: витражные краски, декоративные контуры и т.д.

Вступительное слово учителя

3. Первичное усвоение новых знаний.

Инструктаж.

Усвоение образца применения новых знаний и способов деятельности в процессе показа преподавателя учащихся

Знакомство с материалами и техниками, используемыми  для художественного оформления стекла, мы и начнем сегодня.

Далее следует показ преподавателем последовательности действий в процессе выполнения задания, особенностей работы с материалами и инструментами.

Для выполнения задания нам нужны стеклянные стакан, банка или вазочка. Предмет должен быть идеально чистым без бумажных наклеек. Желательно, чтобы поверхность была без рельефных выступов. Кроме того нам понадобятся акриловые краски, декоративные контуры, палитра, кисти, бумага, карандаш, ластик.

Задание выполняется в несколько этапов.

Этап 1. Подготовка графического эскиза росписи.  Для этого отрежем полоску бумаги, соответствующую размерам высоты стенок выбранного изделия и длине предполагаемой росписи.

Выберем  тему, в соответствии с которой будем  выполнять роспись. Темой могут стать цветы, игрушки, животные, снежинки, средства передвижения и др.

На подготовленной полосе бумаги выполним рисунок. Он должен иметь крупный центральный мотив, раскрывающий тему росписи, и декоративную кайму из полосок, волн, зигзагов, точек или других несложных элементов, подчиненных теме.

Этап 2. Выполнение эскиза в цвете. Когда линейный рисунок готов, необходимо решить какие цвета мы будем использовать в своей работе. Выберем 2-3 цвета из имеющихся у нас красок и контрастный к ним по тону или по цвету декоративный контур. Проверяем свой выбор, работая красками на эскизе. Пока мы работаем на бумаге, у нас остается возможность изменить цветовое решение росписи, добиться оптимально гармоничного варианта.

Этап 3. Подготовка изделия к работе. Обезжириваем стекло спиртовым  раствором. Эскиз  скотчем крепим внутри расписываемого изделия.

Этап 4. Работа в материале. Выполняем рисунок декоративным контуром по эскизу. Для удаления неудачных линий и мазков используем ватные палочки. Высушиваем. Далее выполняем роспись отдельных  элементов рисунка красками. Высушиваем. Дополняем изображение самыми мелкими деталями, выполненными декоративным контуром. Высушиваем. Осматриваем, если ничего больше добавить или поправить не хочется, работу можно считать завершенной.

Этап 5. Покрытие поверхности изделия акриловым лаком.

В ходе работы учащиеся задают уточняющие вопросы.

4. Закрепление полученных знаний в процессе выполнения практического задания

Контроль качества выполнения задания, оказание своевременной помощи.

Учащиеся выполняют  роспись по стеклу

5. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция  

Анализ качества выполненных работ

Учащиеся выставляют работы в ряд. Происходит обсуждение качества выполнения задания. Самоанализ.

6. Рефлексия

Продолжите предложение:

Сегодня на уроке я …!

Заканчивают предложение.

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Наш урок подошел к концу, записываем домашнее задание: подготовить эскиз  для росписи тарелки.

Учащиеся записывают домашнее задание в дневник