Конспект открытого занятия "Покормите птиц зимой"

Афанасьева Людмила Федоровна

Основная цель занятия обобщить представления детей о зимующих птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни птиц. Воспитывать у детей эмоционально – положительное отношение к птицам, развивать желание помогать им в зимнее время. Закрепить знания детей о форме, пропорции и цвете, совершенствовать навыки объёмной лепки из пластического материала по картинкам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt-otkrytogo_zanyatiya_-_pormite_ptits_zimoy.docx30.03 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия естественнонаучной и художественной направленностей с детьми 7-10 лет, на тему: «Покормите птиц зимой»

Педагоги дополнительного образования Афанасьева Л. Ф. и Полуянова Д.Р.

Цель: обобщить представления детей о зимующих птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни птиц. Воспитывать у детей эмоционально – положительное отношение к птицам, развивать желание помогать им в зимнее время. Закрепить знания детей о форме, пропорции и цвете, совершенствовать навыки объёмной лепки из пластического материала по картинкам.

Оборудование: разрезные картинки птиц (синица, снегирь, воробей, ворона) в четырёх конвертах, проектор, компьютер, столы, стулья, мольберт, пластилин на каждого ребёнка, дощечка для лепки, стеки, зубочистки, салфетки, скворечники с кормушкой, картинки зимующих птиц, жетоны, медали, карточно-раздаточный материал.

Ход занятия:

Слайд 1

1 Педагог: Здравствуйте, ребята!

2 Педагог: Здравствуйте, друзья! Здравствуйте уважаемые гости!

1 Педагог: Сегодня мы собрались в этом кабинете на необычное занятие, а необычное оно потому, что проводить его будут одновременно два педагога, я хочу представить вам Динару Рашидовну – руководителя детского объединения «Экотопики».

2 Педагог: Занятие будет проходить с учащимися детского объединения «Мелкая пластика», руководитель которого - Людмила Фёдоровна.

1 Педагог: А тему занятия вы узнаете, после того как, поучаствуете в одной игре, и для начала мы вас разделим на две команды №1 и №2. За каждый правильный ответ команда получит по жетону. В итоге та команда, которая больше наберёт жетонов, станет победителем.

Слайд 2

(4 картинки с птицами)

Основная часть

2 Педагог: Ну что команды готовы? Тогда для вас первое задание "Собери картинку". У вас на столах лежат конверты с разрезными картинками, достаньте разрезанные на части картинки и попробуйте собрать их. Что у вас получилось после того как вы сложили картинку, нужно назвать каждую птицу (дети совещаются и выполняют задание командой) Это........ Правильно.

Сравните свое изображение с картинкой, изображённой на экране. Молодцы, вы выполнили первое задание.

1 Педагог: Скажите, пожалуйста, ребята, а как можно одним словом назвать птиц которые у вас получились? (зимующие) Правильно, и именно о зимующих птицах пойдёт речь на нашем занятии сегодня.

Слайд 3

 А тема нашего занятия звучит так: «Покормите птиц зимой» Скажите, а почему этих птиц называют зимующими, и почему они остаются зимовать с нами? (ответы детей, потому что эти птицы не улетают в тёплые края, а остаются зимовать рядом с нами, так как для них хватает корма в зимнее время, а также люди помогают им зимой)

2 Педагог: Чтоб час веселья не угас,

Чтоб время шло быстрей

Друзья, я приглашаю вас  

К загадкам поскорей!        

2 задание «Отгадай загадку»

Чья команда отгадает больше загадок о зимующих птицах? А правильные ответы – отгадки появятся на экране.

Педагоги поочерёдно зачитывают загадки, ответы появляются на экране.

1 команда

2 команда

Слайд 4

Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика (Синица)

Сел на елку, на сучок,
Бороды торчит клочок;
Как летун - он плоховат,
И порою глуховат (Глухарь)

Слайд 5

Серый маленький комочек:

Чик-чирик - замерз он очень!

Солнце, выгляни скорей!

Кто тепла ждет? (Воробей)

Как лиса среди зверей,

Эта птица всех хитрей.

Прячется в зелёных кронах,

А зовут её…(Ворона)

Слайд 6

Врач лесного царства

Лечит без лекарства.

Он присел на толстый сук

И стучит: «Тук – тук, тук – тук!»? (Дятел)

Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая
Самая болтливая (Сорока)

Слайд 7

Всю ночь летает,

Мышей добывает,

А станет светло,

Спать летит в дупло. (Сова)

Кто зимой средь хвойных веток

В феврале выводит деток?

Необычный клюв - крестом,

Птичку ту зовут... (Клестом)

Слайд 8

Что за стол среди берёз,

Под открытым небом?        

Угощает он в мороз

Птиц зерном и хлебом (Кормушка)

Ты откуда, ты откуда
Прилетел к нам, красногрудый?
- Облетел ты всю Сибирь.
- Как зовут тебя? (Снегирь)

1 Педагог: Молодцы, ребята, отгадали все загадки.

3 задание «Отгадай по описанию»

Я вам буду зачитывать описание птицы, а вы должны отгадать о какой птице идёт речь.

Слайд 9

1. Очень подвижная птичка с округлой головой, короткой шеей, толстым туловищем, короткими крылышками. Клюв тонкий, маленький. Она бывает коричневого цвета, маленького размера. Кто это? (воробей)

2. Чёрная птица с красивым чёрно – белым опереньем. Окраска перьев на голове, крыльях и хвосте с зеленоватым отливом, а на животе и по бокам белая. Хвост длинный. У неё есть прозвище (сорока)

3. На голове чёрная шапочка, щёки белые, на горле и брюшке чёрная полоска, галстучек, спина зеленовато – жёлтая, брюшко – жёлтое, крылья и хвост тёмно – синие (синица)

4. Верх головы, крылья, хвост – чёрные. Спина голубовато – серая, брюшко ярко – красное  (снегирь)

5. Голова, шея, спина и крылья у него чёрные. Внизу тельце белое, а на темечке есть красная шапочка. Кто это? (дятел)

6. Птица эта имеет серое оперение туловища, но голова, крылья и хвост у неё черные. Клюв у неё длинный, прямой. Голос грубый и резкий. Нравятся блестящие предметы (ворона)

Динамическая пауза

Дети встают в круг и по очереди каждый ребёнок должен продолжить высказывание.

1 Педагог: Вам необходимо продолжить выражение, подобрав к нему нужную картинку птицы, которая находится на магнитной доске.

  1. Мудрый, как … (сова)
  2. Глазастый, как … (филин)
  3. Шея нежная, длинная, как у … (лебедя)
  4. Желторотый, как... (птенец, цыпленок)
  5. Болтать или трещать, как... (сорока)
  6. Щебетать, весело переговариваться, как... (воробей)
  7. Ворковать, как... (голубь)
  8. Накаркать (накликать беду), как... (ворона)
  9. Долбить (говорить одно и то же), как... (дятел)
  10. Величавая походка, как у … (павлина) (выступает будто пава)

2 Педагог: Пришло время, подсчитать жетоны, и определить победителя, у кого, сколько жетонов получилось? (Подводится итог, команде-победителю раздаются медали)

Практическая часть

1 Педагог: Давайте вспомним технику безопасности при работе с пластическим материалом.

«Лепка птицы на выбор учащегося»

Дети подходят к столу, на котором разложены закрытые карточки и поочерёдно каждый ребёнок открывает перед собой картинку с изображением зимующей птицы.

Дети садятся за столы.

1 Педагог: Ребята, вы выбрали для себя каждый свою птицу, и сейчас в практической части занятия, вам необходимо будет слепить образ этой птицы, которая вам досталась.

Прежде чем  начать работать, давайте вспомним формы, пропорции и цвет. Приступаем к работе (музыкальное оформление, во время работы детей)

Заключительная часть

Просмотр готовых работ

2 Педагог: Готовые работы я предлагаю вам выставить к кормушке или подобрать домик для них, и рассказать о своей птице: какая она твоя птица? Как ты бы её назвал?

1 Педагог: а как вы, ребята, помогаете пернатым друзьям в холодную зимнюю стужу? Ответы детей.

Слайд 10

2 Педагог: А мне хотелось бы вам рассказать, чем питаются зимующие птицы. Семена подсолнечника, дыни и тыквы едят почти все птицы. Пшено и просо – любимая еда воробьев и голубей. Семена репейника, крапивы, конского щавеля, лебеды охотно едят все зерновые птицы. Собирают семена в августе-сентябре, пока они еще не осыпались. Зимой венички из этих растений вешают возле кормушек. Ягоды рябины и калины – любимая пища снегирей и свиристелей. Заготавливать ее лучше после первых заморозков. Хлебные крошки, остатки мучных продуктов тоже можно класть в кормушку.

Слайд 11

 Сырое сало – превосходный корм для синиц, поползней и дятлов. Кусочки несоленого сала подвешивают на ниточках

Слайд 12

Рефлексия:

1 Педагог:         - Что нового вы узнали сегодня о птицах?

                - Есть ли у вас любимая птица? Ответы детей.

2 Педагог: ребята, а может кто-то из вас знает стихотворение о птицах, я предлагаю вам рассказать? Дети по желанию рассказывают стихи.

Слайд 13

1 Педагог: Вот и завершилось наше занятие, и я думаю, что теперь у каждого из вас, ребята, около дома, у окна будет висеть своя кормушка. Птицы быстро привыкнут к такой столовой и станут частыми гостями в ней. А вы сможете наблюдать за ними. Конечно, птицы не умеют разговаривать. Но они обязательно отблагодарят вас и красивой весенней песней (включается фонограмма записи голосов птиц). Но самое главное, как я считаю, вы станете добрее, и бережнее будете относиться ко всему живому.

        Ребёнок читает Стихотворение Александра Яшина «Покормите птиц»