Главные вкладки

    Образовательная программа дополнительного образования детей объединения «Бисероплетение»

    Сергиенко Ольга Николаевна

    «Стеклом, подобным жемчугу», назвал М.В. Ломоносов разноцветные крупинки бисера.  Изделия из него очаровывали человечество в старину, да и сегодня бисерные украшения, которые под стать ювелирным на гребне моды.

    Каждая  выполненная из бисера вещь индивидуальна, хранит тепло рук мастера и может стать оригинальным сувениром и подарком для друзей и близких.

    Работа с бисером развивает художественный вкус, воспитывает терпение, приучает к аккуратности и, в конечном итоге, приносит удовлетворение. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon biseropletenie_2014.doc230 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное образовательное автономное учреждение

    дополнительного образования детей

    «Центр детского творчества города Шимановска»

    Управления образования администрации г. Шимановска.

    «Утверждена»

    методическим советом

    Центра детского творчества

    «__»___октября__200

                                                                       

    Образовательная программа

    дополнительного образования детей объединения

     «Бисероплетение»

    Возрастной диапазон: 7-14 лет

    Срок реализации программы: 1год

                                                                                                       Разработала:

    Сергиенко Ольга Николаевна,

    педагог дополнительного образования,

    высшей квалификационной

    категории.

    Шимановск

    2002


    ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА

    программы дополнительного образования детей

    «Образовательная программа дополнительного образования детей

     «Бисероплетение»»

    1. Отдел   искусства, технологии и краеведения
    2. Классификационная характеристика программы
    1. Тип программы:

            - авторская

     2.2.  Направленность программы:

    - художественно-эстетическая

    2.3. Уровень освоения программы:

    - общеразвивающий

        2.4. Цели обучения:

    - досуговые.

    2.5. Форма организации учебного процесса:

     – по подгруппам.

    2.6. Образовательная область: искусство

    2.7. Срок реализации программы – 1 год

    2.8. Возрастной диапазон –7-14 лет

    3. Распределение учебных часов

    3.1. Общее количество часов по годам обучения:

    - 1 год обучения – 144 часа;

    3.2. Количество часов недельной нагрузки по годам обучения:

    - 1 год обучения – 4часа;

            3.3. Режим проведения занятий по годам обучения:

    - 1 год обучения – 2раза в неделю;

    3.4. Продолжительность учебного часа по годам:

    - 1 год обучения – 45 мин;

    4. Организация учебного процесса

    4.1. Количество обучающихся в группе по годам обучения:

    - 1 год обучения – 12 человек;

    4.2.Уровень реализации программы:

    - дополнительное образование.

    4.3. Перечень предметов, предусмотренных в программе:

    - композиция;

    - цветоведение;

    - материаловедение;

    -бисероплетение.

    ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА

    Вид программы: авторская.

    Тип программы: профессионально-прикладная.

    Образовательная область: естествознание, связь с предметами: культуроллогия, декоративно-прикладное  искусство.

    Уровень усвоения:  профессионально-ориентированный, общекультурный.

    Срок реализации программы: 1 год.

    Возраст детей: 7-14 лет.

    Форма организации образовательного процесса: индивидуальная.

    Продолжительность занятий: два часа в неделю по 45 минут.

    СОДЕРЖАНИЕ

    страница

    1.

    Пояснительная записка

    4

    2.

    Учебно-тематический план

    11

    3.

    Рекомендуемая литература для детей

    26

    4.

    Рекомендуемая литература по программе

    26

    1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    «Стеклом, подобным жемчугу», назвал М.В. Ломоносов разноцветные крупинки бисера.  Изделия из него очаровывали человечество в старину, да и сегодня бисерные украшения, которые под стать ювелирным на гребне моды.

    Каждая  выполненная из бисера вещь индивидуальна, хранит тепло рук мастера и может стать оригинальным сувениром и подарком для друзей и близких.

    Работа с бисером развивает художественный вкус, воспитывает терпение, приучает к аккуратности и, в конечном итоге, приносит удовлетворение.

    Цель программы: формирование устойчивого практического интереса учащихся к бисероплетению, осознанное использование детьми полученных  знаний и приобретенных навыков, умений в процессе воплощения собственного художественного замысла.

    Актуальность, новизна программы проявляется по следующим критериям:

    • Расширенный возрастной диапазон, программа рассчитана на младший, средний и старший возраст детей.
    • Гибкость уровнего обучения, продвижение ребенка уровням обучения в зависимости от возраста, способностей, усердия.
    • Реализация  творческого потенциала детей через самостоятельную деятельность  и индивидуальную работу в зависимости от склонностей, интересов и потребностей ребенка.
    • Преемственность, как пример для новичков, возможность видеть итог своего обучения на примере старших детей (по опыту и достижениям).
    • Профориентация.

    Задачи:

    Развивающие:

    • развить  практические  навыки  и  умения;
    • развить эстетический вкус;
    • развить творческие возможности и художественные способности.

    Обучающие:

    • познакомить детей с историей бисероплетения, основами цветоведения, композиции и материаловедения;
    • обучить  различным техникам бисероплетения;
    • обучить умению использовать схематичные рисунки в работе и составлять собственные схемы;
    • научить комбинировать разные техники бисероплетения и виды бисера в  творческой работе.

    Воспитательные:

    • воспитать личностные качества, необходимые для занятий рукоделием;
    • воспитать у детей интерес к прикладному творчеству, бережное отношение к труду других людей.  

    Продолжительность занятий:

    4 часа в неделю по 45 минут, индивидуальные занятия, количество обучающихся 6-8 человек.

    Исторически бисероплетение является женским видом рукоделия, поэтому программа ориентирована на девочек школьного возраста. Опыт показывает, что бисероплетением могут интересоваться мальчики 7-9 летнего возраста. В основном их привлекает плетение игрушек в технике параллельного низания и браслетов 1 уровня сложности. Мальчикам предлагается плетение разных видов транспорта, животных, брелоков и простых браслетов по желанию.  

    Уровни освоения образовательной программы:

    1-й уровень – досуговый («человек-любознательный»),  для детей, не имеющих опыта бисероплетения. Возраст 7-14 лет. Цель: создание условий для появления у детей осознанной мотивации  к бисероплетению.

    2-й уровень – репродуктивный («делай, как я»), для детей знакомых с азами бисероплетения, умеющих плести простые изделия 1 уровня сложности. Возраст 7-14 лет. Цель: увлечь обучающегося, закрепить и развить у него мотивацию к заинтересовавшей его деятельности.

    3-й уровень – продуктивный («делай сам»), для детей 9-14 лет. Учащийся становится исследователем. Дети экспериментируют с разными техниками плетения, используют в работе разные виды бисера и бусин. Отмечается творческий подход к работе. Изделия, выполненные воспитанниками, демонстрируются на выставках учрежденческого, городского и областного уровня.

    Педагогические принципы в работе:

    • обучение рукоделию построено по принципу: от простого к сложному;
    • использование метода предметного обучения;
    • поощрение творчества, достижения качества, самостоятельного поиска художественного решения в выполнении изделий;
    • дифференцированный подход к образованию ребенка, учет его индивидуальных возможностей и особенностей, положение ребенка в семье и школе;
    • уважение личности, доверие;
    • создание атмосферы психологического комфорта, защищенности, уверенности;
    • создание условий для творческого труда, сотрудничества и сотворчества учащихся и педагога.

    Методы обучения:

    • репродуктивный (выполнение упражнений на повтор, подготовка материала к работе, показ последовательности работы, работа над изделием, дидактическая игра).
    • эвристический (вариации, импровизации).
    • творческая деятельность.

    Мир бисера захватывает детей с первого же занятия, потому что маленькие шарики, которые не умеют ни ходить, ни говорить, ни чувствовать, согреваясь в их руках, впитывают детские чувства и настроение, вдруг как бы оживают, превращаясь в забавные безделушки и чудесные украшения, достойные принцесс.

    Одновременно, ненавязчиво, дети начинают свое знакомство с историей бисера (его родословной), которая рассказывается учащимся на первых занятиях в виде занимательного повествования.

    На занятиях бисероплетением используется наглядный материал (схемы, образцы, готовые изделия). Предлагаются разные варианты выполнения работ. Оцениваются детские достижения: на каждом занятии, по итогам месяца, года. Проводятся каждые 15-20 минут упражнения для глаз, физкультминутки по  5-10 минут.

    Работа с учащимися в течение учебного года складывается из: обучения; работы над созданием, формированием и развитием детского коллектива; работы с родителями; творческого сотрудничества с другими коллективами.

    Количество учебных часов и объем приобретенных умений и навыков уточняются и конкретизируются в практической деятельности для каждой конкретной группы детей и подростков, в зависимости от степени усвоения учебного материала, качества овладения навыками бисероплетения, интересов и запросов детей и семьи.

    Количество  часов каждой темы может добавляться или сокращаться за счет другого содержания, в зависимости от  задач, которые корректирует педагог в течение учебного года.

    Формы организации учебной деятельности:

    • индивидуальная работа (воспитаннику дается творческое задание с учетом его возможностей)
    • коллективная работа (при изготовлении сюжетных композиций, заготовке и подготовке материала к работе)

    Формы занятий:

    • вводное и итоговое занятия
    • занятия-знакомства
    • игра
    • конкурсы
    • практическое учебное занятие
    • самостоятельная творческая деятельность
    • творческая проектная деятельность
    • обобщающие занятия
    • выставка (участие и посещение)

    Механизм оценки результатов и формы проведения контроля.

    С целью выявления уровня усвоения учебного материала в течение учебного года проводятся контрольные срезы по основному виду деятельности по программе – лепка из глины и на выявление творческих способностей:

    • Начало учебного года – нулевой контрольный срез – проверяется готовность к усвоению программы (форма: тест, творческие практические задания).
    • Конец 1 полугодия – промежуточный контрольный срез – обязательная проверка усвоения теоретических знаний и практических умений и навыков (форма проведения – тест, творческие практические задания).
    • Во втором полугодии проводится тематический срез по разделу «золотая соломка» (форма проведения -  тест и творческие практические задания).
    • Конец учебного года – итоговый контрольный срез - обязательная проверка теоретических знаний и практических умений, приобретенных за год по всем разделам программы (форма проведения – выставка).

    Формы проведения контроля.

    • Тест;
    • Опрос;
    • Анализ;
    • Рейтинг;
    • Выставка.

    Оценка детских достижений.

    • Дневник (ведение дневника осуществляется ребенком самостоятельно. Он прописывает дату занятия, тему и что сделано на занятии. В дневник обучающийся вклеивает или зарисовывает схемы плетения, эскизы работ. В дневнике педагог проставляет баллы за работу, которые вносятся в таблицу достижений «Рейтинг»).
    • Рейтинг - индивидуальный числовой показатель оценки достижений конкретного человека. Главное назначение такой оценки стимулирование, мотивация ребенка к деятельности. Должен действовать педагогический принцип «открытости» оценки, каждая оценка объясняется. Стимулом набрать баллы являются ограничения – не менее 100 баллов. Результаты рейтинга выносятся на таблицу.

    Основные параметры, по которым производится расчет рейтинга учащихся:

    –        оценка практической деятельности по каждой теме. Работы детей оцениваются от 3 до 20 баллов в зависимости от сложности выполненной работы. Ребенок, набрав в течение года 100 баллов, переходит на новую ступень обучения, от ученика в подмастерья и т.д. Обучающемуся надо дорасти до «умельца». Такой способ оценки очень нравится детям и является стимулом заниматься в студии как можно дольше.

    –        оценка выполнения тестовых контрольных работ;

    –        работа в объединении (помощь детям, помощь педагогу, дежурство, посещаемость);

    –        участие в мероприятиях.

    Результат работы по итогам года.

    1 уровень.

    Использование метода предметного обучения позволяет учитывать психологические и физиологические особенности детей – желание достаточно быстро видеть результат своего труда в готовом виде. Этот метод позволяет избежать выполнения большого количества образцов. Дети в логическом порядке осваивают азы бисероплетения, необходимые для выполнения изделия. Процесс освоения и закрепления умений и навыков происходит в плетении изделия.

    В результате, дети по данному учебному плану выполняют достаточно много изделий.

    Таким образом, дети первого уровня обучения должны

    знать:

    • раннюю историю бисера и бисерных украшений;
    • основные термины в бисероплетении;
    • азы цветоведения;
    • несколько техник плетения;
    • необходимые материалы, инструменты, приспособления для работы;
    • упражнения для глаз.

    уметь:

    • применять полезные советы в работе;
    • изготавливать несложные изделия;
    • определять длину нити;
    • различать разновидность бисера;
    • выполнять гимнастику для глаз.

    2 уровень.

    Результат обучения – в качестве плетения, накопление разнообразных схем, образцов. Умение самостоятельно пользоваться схемами и образцами в плетении. Поиск своих творческих художественных решений.

    Таким образом, дети второго уровня обучения должны

    знать:

    • историю бисера и бисерных украшений;
    • полезные советы;
    • гармонию цвета, основные средства композиции;
    • медицинские рекомендации и несколько комплексов упражнений для глаз;
    • виды плетения.

    уметь:

    • применять полезные советы на практике;
    • использовать основные средства композиции при составлении орнамента;
    • экономно расходовать материал;
    • более полно освоить способы плетения;
    • восстанавливать изделия.

    3 уровень.

    Для детей третьего уровня обучения характерны: высокое качество работы, трудолюбие, усидчивость, проявление самостоятельности, инициативы, проявление интереса к более сложным техникам бисероплетения, удовлетворение и радость от преодоления трудностей в плетении.

    Дети третьего уровня обучения должны

    знать:

    • цветовое сочетание, значение цвета;
    • мастеров искусства бисероплетения;
    • основные техники плетения.

    уметь:

    • подбирать схемы, бисер, цветовое сочетание;
    • составлять орнамент, используя основные средства композиции;
    • комбинировать различные техники плетения и разновидности бисера;
    • придумывать изделия, используя знакомые техники плетения;
    • помогать другим детям в освоении бисероплетения, объяснять схемы.

    Нормативно-правовое обеспечение.

    • Программа составлена в соответствии с
    • Законом РФ «Об образовании»;
    • Уставом МОАУ ДОД «Центр детского творчества города Шимановска»;
    • Программой развития МОАУ ДОД «Центр детского творчества города Шимановска»;
    • Письмом Минобрнауки РФ от 11.12.2006 N 06-1844 "О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей"
    • «СанПиН 2.4.4.1251-03»

    Методическое обеспечение учебной работы.

    Создание и накопление методического материала позволит результативно использовать учебное время, учитывать индивидуальный интерес учащихся, опыт бисероплетения, качество сырья, воспитывать самостоятельность, творческий поиск вариантов художественного выполнения изделия, осуществлять дифференцированный подход в обучении.

    Для того, чтобы обеспечить процесс обучения, необходимы

    • образцы:

    а) бисера, бус, стекляруса, рубленого бисера, различной фурнитуры и т.п.;

    б) готовых изделий в ассортименте;

    в) специальных приспособлений, инструментов и подсобных материалов.

    • наглядные таблицы, схемы;
    • дидактический раздаточный материал: карточки с последовательностью выполнения узоров, варианты узоров;
    • советы учащимся;
    • образец тетради учащегося с записями и зарисовками по темам;
    • копилка декоративных элементов, разнообразной фурнитуры, конструктивных деталей, природного материала;
    • картотека опыта;
    • иллюстрированный каталог изделий учащихся разных лет обучения.

    Учебно-воспитательная работа.

    Решение комплекса других задач воспитания предполагает организацию разнообразной другой внеучебной деятельности: коллективную подготовку и проведение дел, праздников, сборов в кружке; включение в общую подготовку традиционных периодов в Центре, поездки, совместный отдых, сотрудничество с другими коллективами, чествование именинников, поощрение за успехи, связь со школой, родителями.

    Эта работа способствует созданию атмосферы психологического комфорта ребенка, желания заниматься в кружке, видеться и общаться с друзьями. Она достигается использованием методов, средств и приемов методики коллективной творческой организаторской деятельности, целесообразной структурой построения детского коллектива, организацией детского самоуправления.

    Работа с родителями.

    • предоставление возможности в начале учебного года познакомиться с планами, программами образовательного процесса в кружке, познакомиться с условиями работы данного кружка, встретиться с педагогом и т.д.;
    • встречи в учебном году на родительских собраниях, выставках детских работ, праздниках в коллективе объединения и в Центре, открытых уроках-занятиях, ярмарках-продажах детской продукции;
    • информация об успехах и достижениях ребенка и т.д.

    1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

    1 уровень обучения.

    Формы занятий

    Теория

    Практика

    Кол-во часов

    Формы контроля

    1.

    Вводное занятие.

    ознакомительное занятие

    2

    2

    тест

    2.

    Из истории бисерного рукоделия.

    презентация

    4

    4

    опрос

    3.

    Материалы и инструменты. Полезные советы.

    ознакомительное занятие

    1

    1

    опрос

    4.

    Цветоведение и композиция.

    беседа, упражнение на рабочих листах

    1

    1

    анализ

    5.

    Плетение.

    5.1 Параллельное низание.

    практика

    2

    8

    10

    анализ, рейтинг

    5.2 Плетение крестиками.

    практика

    1

    7

    8

    анализ, рейтинг

    5.3 Ажурное плетение.

    практика

    1

    7

    8

    анализ, рейтинг

    5.4 Петельная техника.

    практика

    1

    7

    8

    анализ, рейтинг

    5.5 Плотное плетение.

    практика

    2

    8

    10

    анализ, рейтинг

    5.6 Комбинированное плетение.

    практика

    1

    7

    8

    анализ, рейтинг

    6.

    Другая работа.

    практика

    анализ, рейтинг

    7.

    Итоговое занятие.

    тестирование

    2

    2

    анализ, выставка

    Всего часов:

    72

    Содержание программы по темам.

    1. Введение. Организационное занятие. Знакомство с программой. Медицинские рекомендации.

    Медицинские рекомендации. Длительная работа с бисером вызывает напряжение глаз и их быстрое утомление. Чрезмерное и длительное напряжение глаз может привести к ухудшению зрения и глазным заболеваниям. Гигиена органов зрения – важный фактор сохранения здоровья.

    Для профилактики глазных заболеваний, улучшения зрения и уменьшения утомляемости глаз в Индии и Китае разработана специальная система упражнений – «гимнастика для глаз».

    «Гимнастика для глаз» улучшает кровоснабжение глазных яблок, нормализует тонус глазодвигательных мышц, способствует быстрому снятию зрительного утомления.

    Каждые 15-20 минут работы с бисером следует делать перерывы в работе, выполняя гимнастику для глаз (см. приложение 1).

    1. Из истории бисерного рукоделия.

    История появления бисера.

    Человек всегда стремился украсить свой быт и свою одежду. 40000 лет назад, в глубокой древности, люди изготавливали украшения из доступных материалов: ягод, семян растений, раковин и камушков, когтей, зубов и костей животных, глины, деревянных палочек, нанизывая их на конский волос или травинку. А когда они научились обрабатывать различные материалы, то появились круглые каменные бусы, а затем и блестящие металлические.

    История распространения бисера.

    Древний Египет является родиной бисера. Древние египтяне первыми научились изготавливать бисер, плести из нитей ожерелья, низать браслеты и покрывать бисерными сетками платья.

    Наибольшего совершенства производство бисера достигло в Венеции. На протяжении многих веков производство бисера в Венеции было одним из важнейших государственных дел. Венецианцы тщательно оберегали секреты создания стеклянного чуда. За разглашение технологии провинившемуся грозила смерть, а его близким – темница. Производство бисера и стекляруса приносило баснословные доходы. На долгое время Венеция стала центром по производству и продаже бисера. Венецианские бусы и бисер высочайшего качества, разнообразных цветов и оттенков, развозились купцами по всей Европе. Бисер был такой тонкой выработки, что нашитый на холст ряд бисеринок оказывался равным толщине нитки холста. Характерной чертой венецианского бисера была его круглая форма.

    История бисерных украшений.

    Носить украшения люди начали раньше, чем одеваться. Изначально украшения были не просто нарядными безделушками, а средством общения с божествами и духами. Носили их чаще мужчины. Амулеты, бусы, ожерелья и фигурки должны были обеспечивать удачу на охоте и в бою, отпугивать злые силы. Бусам отводилась важная роль в ритуалах, церемониях, праздниках. без них не обходились шаманы, знахари, колдуны.

    Назначение украшений не ограничивалось защитой от злых сил. Они стали выполнять и роль «визитной карточки» владельца, помогая ему выделиться из общей массы соплеменников, обратить на себя внимание. Люди встречали друг друга «по одежке». По внешнему виду человека, по покрою одежды, по орнаменту вышивки или форме украшений судили не только о достатке человека, но и о его месте жительства, общественном статусе, составе семьи, роде занятий.

    Основные термины в бисероплетении.

    • нить, на которую набирается бисер, называется рабочей;
    • ряд последовательно набранных на нить в определенном цветовом сочетании бисерин называется набором;
    • бисерина, в которой нить пропускается не менее двух раз с целью закрепления набора, называется фиксирующей;
    • нанизанный в определенном порядке бисер, заканчивающийся фиксирующейся бисериной – элемент плетения;
    • бисерина, в которой скрещиваются нити, называется соединительной или связкой.
    1. Материалы и инструменты. Виды бисера. Подготовка к работе. Полезные советы.

    Материалы и инструменты.

    Бисер – мелкие, слегка сплюснутые или круглые бусинки диаметром не более 2 мм.

    Бусины – крупный бисер диаметром более 2 мм.

    Стеклярус – длинные стеклянные трубочки длиной 5-15 мм.

    Рубка – короткий стеклярус длиной 3-4 мм.

    Нитки – для работы лучше использовать капроновую, лавсановую или шелковую нить.

    Леска – толщиной 0,15 – 0,17 мм.

    Проволока – для плетения игрушек, цветов.

    Иглы - № 13, № 12 производства Англии, Индии, Германии, Японии.

    Ножницы для обрезки ниток.

    Булавки для вспомогательных работ.

    Фурнитура – замочки, крючки, швензы, клипсы и др.

    Салфетка – ворсистая размером 20-35 см.

    Станок – приспособление для изготовления изделий в технике ткачества.

    Для работы с бисером потребуются цветные карандаши, фломастеры, тетрадь для образцов, составления схем.

    Подготовка к работе.

    Хранить бисер лучше в пузырьках и баночках с плотной крышкой или в закрывающихся целлофановых пакетиках.

    Не  следует смешивать бисер разного вида и цвета.

    В процессе работы удобно насыпать немного бисера на ворсистую ткань, однотонную фланель, драп, сукно. С такой  ткани легко поддевать бусинку иглой, бисеринки не будут раскатываться и подпрыгивать.

    Полезные советы.

    Можно надевать бусинку на нитку без иглы или использовать нить, кончик которой необходимо предварительно обработать клеем или лаком для ногтей. Кончик нити следует опустить в лак на 5-6 см, вынуть и подкрутить по направлению закрутки нити. Повторить 2-3  раза. если кончик нити размочалился, в процессе работы операцию повторить, предварительно обрезав испорченный конец.

    В изделии бусинки должны ложиться плотно друг к другу не провисая.

    Нить не следует натягивать слабо или слишком туго, иначе изделие будет неровным.

    Следует подбирать одинаковый по размеру бисер, это позволит выдержать форму изделия.

    При работе следует быть особо внимательными, набирать бисер по счету и цвету, согласно выбранной схеме плетения, не допуская ошибок и неточностей.

    Если обнаружите ошибку, следует распустить изделие, исправить ошибку.

    При плетении цепочек и лент рекомендуется их прикалывать булавкой к салфетке.

    При использовании стекляруса нужно перед и после трубочки стекляруса обязательно ставить по бисеринке, иначе она перережет нитку.

    В начале плетения необходимо оставлять кончик нити 10-15 см, чтобы потом пришить к украшению замочек.

    Надев первую бусинку, надо несколько раз пройти через нее  (закрепить).

    Когда нить заканчивается, ее удлиняют, соединяя обычным узелком.

    Воротнички и ожерелья с подвесками лучше плести на нитке, а не на леске, так как от лески изделие деформируется.

    1. Композиция. Основные факторы, которые нужно учитывать при создании изделия из бисера:
    • назначение изделия (украшение костюма или дополнение к нему, предмет украшения интерьера, памятный сувенир и т.п.);
    • для какого события создается изделие (к свадьбе, юбилею, празднику и т.п.);
    • из какого материала выполняется изделие (бисер, стеклярус, бусы);
    • индивидуальные особенности человека, для которого предназначено изделие.
    1. Цветоведение. Основные цвета. Хроматический и ахроматический цветовой ряд.

    Все цвета, существующие в природе, можно разделить на две группы: хроматические (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) и ахроматические -  бесцветные (белый, серый, черный).

    Среди хроматических выделяют 3 основных цвета: красный, желтый и синий. Их называют основными, поскольку их нельзя получить при смешении других цветов, а смешивая два основных цвета друг с другом, получают составные цвета: оранжевый (желтый+красный), фиолетовый (красный+синий) и зеленый (желтый+синий).  

    Хроматические цвета делятся на теплые и холодные. К теплым относятся все цвета, напоминающие огонь, солнце, - это желтый, красный, оранжевый и их оттенки. К холодным относятся цвета сине-зелено-фиолетовой части цветового круга. Красно-филетовые и желто-зеленые тона, как пограничные между теплой и холодной частями цветового круга, могут относиться как к тем, так и к другим, в зависимости от оттенка.

    1. Плетение.
    1.  Параллельное низание.

    Параллельное низание чаще всего используют для изготовления сувениров в виде фигурок животных, цветов, листьев.

    Параллельное низание выполняют двумя концами одной проволоки.

    Метод состоит в том, что на один конец проволоки нанизывают бусинки для очередного ряда. Затем через них пропускают второй конец проволоки навстречу первому.

    Дети осваивают параллельное низание через изготовление простых изделий:  «Паучок», «Ящерица», «Куколка» по выбору («Бисер», автор Л.В. Базулина). Для лучшего освоения техники параллельного низания детям предлагается сплести несколько игрушек по выбору.

    1.  Плетение крестиками. Цепочки из бисера и стекляруса.

    Плетение ведется двумя иголками. Этот вид техники позволяет выплетать изделия различной формы и назначения: от цепочек и лент до более сложных поясов, воротников, колье, кулонов, сумочек, а также предметы для украшения интерьера: рамки для фотографий, обложки для книг, салфетки, шкатулки, вазы. Основой для плетения более сложных изделий является простейшая цепочка «крестик». Ее можно сделать сдвоенной, строенной, с поворотами на 45°, 90° и т.д.

    Детям предлагается сначала освоить плетение простой цепочки «крестик», сначала бисером, а затем стеклярусом.

    Существует большое количество вариантов простых цепочек. Отличие цепочек друг от друга состоит в разном количестве боковых, соединительных бисерин, и в чередовании звеньев с разным количеством бисерин. Большую роль в простых цепочках играет орнамент -  ритмически построенный повторяющийся узор, составленный из различных фигур и элементов. Одна и та же цепочка с разным орнаментом выглядит совершенно по-разному. («Бисероплетение», автор Е.И. Сколотнева)

    1.  Ажурное плетение. Ажурная цепочка «Восьмерка». Цепочка «Треугольники».

    В этой технике, используя разные формы ячеек, можно изготовить украшения одежды и интерьера: шейные ленты, гайтаны, кулоны, подвески, колье, воротники, шапочки, сумочки, салфетки, чехлы. Можно оплетать шкатулки, абажуры, всевозможные сосуды.

    Ажурные изделия из бисера изготавливаются в виде сетки с ячейками-просветами между бисеринами: квадрат, ромб, фонарик.

    Количество бисерин в ячейке (ее размер) может быть различным и зависит от желаемой плотности сетки. Чем мельче применяемый бисер и, соответственно, больше бисерин в ячейке, тем сетка будет менее плотной (более ажурной).

    Изделие с ячейками в форме «фонарик» может иметь сетку и в форме «соты» - это зависит от соединения этих ячеек между собой.

    В зависимости от размера ячейки, техника ажурного плетения делится на два вида: ажурное и сетчатое. Сетчатое плетение с большим количеством бисерин в ячейке. До десяти бисерин включительно – ажурное плетение, более десяти – сетчатое.

    Дети первого уровня обучения знакомятся с вариантами цепочек, выполняемых ажурным способом плетения.

    Первый вариант более простой – плетение цепочки «Треугольники» из стекляруса.

    Второй вариант – плетут цепочку в полромба или «восьмерку», маленькую, среднюю или большую, в зависимости от количества набора бисерин в ячейке. («Бисер», автор Марина Ляукина).

    1.  Петельная техника. Цветы на проволоке.

    Предлагаемая техника – это полуобъёмное плетение. Оно применяется для изготовления воротников, гривен, колье, салфеток и других изделий, а также как дополнение к другим видам плетения.

    Работа выполняется на капроновой нити однорядными или многорядными петлями.

    Изделия могут быть одноцветными, двухцветными и многоцветными. Петли можно делать одинаковой и разной длины. Их размеры зависят от величины применяемого бисера. Число бисерин в петле для двухрядного и многорядного плетения должно быть нечетным.

    Детям предлагается плетение астры проволокой петельной техникой. («Цветы и букеты», издательство «Культура и традиция»).

    1.  Плотное плетение. Ткачество на станке.

    К этой технике относятся несколько видов плетения: мозаика, монастырское (то же, что и крестиком), прямое гобеленовое плетение и ткачество (с использованием специального станочка). Все они более трудоемки, чем ажурное плетение.

    Мозаика как вид плетения возникла в середине XX века.

    Прямое гобеленовое плетение разработано М.Я. Ануфриевой.

    Ткачество известно с начала XIX века. Эта техника применялась для изготовления экранов к подсвечникам или масляным лампам. Для этих видов плетения бисер должен быть особенно тщательно откалиброван.

    Ткачество бисером – старинная техника изготовления украшений. Техника ткачества несложна и дети 1-го уровня обучения легко справятся с ней. Детям предлагается соткать несложные «фенечки» с надписями и орнаментом.

    Для  тканья используют узоры и рисунки вышивок крестом или тексты и орнаменты, нарисованные на бумаге в клеточку. («Браслеты», автор Е. Виноградова).

    1. Комбинированное плетение. Сочетание разновидностей бисера.

    Комбинированные изделия из бисера выполняются в смешанной технике. Это могут быть украшения, в которых одна часть сделана в технике плетения, а другая в технике низания (ожерелье, кулон, колье). Комбинированным считается и такое изделие, в котором сочетаются плоские и объемные части, причем, плоские части могут быть выполнены в разных техниках. Изделия могут выполняться из бисера и стеклярус или бисера и бус.

    Детям предлагается сплести простое изделие в любой, ранее изученной технике, но и разного вида бисера (бусы, стеклярус, рубка, бисер).

    1. Другая работа. Цветы.
    2. Итоговое занятие. Отбор лучших изделий. Оформление выставки. Советы, рекомендации.

    2 уровень обучения.

    Формы занятий

    Теория

    Практика

    Кол-во часов

    Формы контроля

    1.

    Из истории бисерного рукоделия.

    презентация

    4

    4

    опрос

    2.

    Композиция.

    презентация

    1

    1

    опрос

    3

    Цветоведение.

    беседа, упражнение на рабочих листах

    1

    1

    анализ

    4.

    Плетение.

    4.1 Параллельное низание.

    практика

    1

    7

    8

    анализ, рейтинг

    4.2 Плетение крестиками.

    практика

    2

    8

    10

    анализ, рейтинг

    4.3 Ажурное плетение.

    практика

    1

    7

    8

    анализ, рейтинг

    4.4 Петельная техника.

    практика

    2

    8

    10

    анализ, рейтинг

    4.5 Плотное плетение.

    практика

    1

    7

    8

    анализ, рейтинг

    4.6 Комбинированное плетение.

    практика

    2

    8

    10

    анализ, рейтинг

    5.

    Другая работа.

    практика

    1

    7

    8

    анализ, рейтинг

    6.

    Итоговое занятие.

    тестирование

    2

    2

    анализ, выставка

    Всего часов:

    72

    Содержание программы по темам.

    1. Из истории бисерного рукоделия.

    История появления бисера.

    В легенде о возникновении стеклоделия рассказывается: «однажды, в очень далекие времена, финикийские купцы везли по Средиземному морю груз, добытой в Африке, природной соды. На ночлег они высадились на песчаном берегу и стали готовить себе пищу. За неимением под рукой камней, обложили костер большими кусками соды.  Поутру, разгребая золу, купцы обнаружили чудесный слиток, который был тверд как камень, горел огнем на солнце, и был чист и прозрачен как вода. Это было стекло.»

    Так, почти шесть тысяч лет тому назад, возникло стеклоделие, и появились стеклянные бусы разных форм и размеров. Благодаря совершенствованию технологии изготовления, со временем бусы становились все мельче и мельче. так появился бисер – мелкие круглые или многогранные, слегка сплюснутые бусинки с отверстием для продевания нитки. Его название происходит от «фальшивого жемчуга», изготовлявшегося в Египте из непрозрачного (глухого или пастового) стекла, который по-арабски назывался «бусра» или «бусер».

    Распространение бисера.

    В XVIII в. талантливые богемские мастера в Чехии освоили производство высококачественного бисера. Более того, они научились гранить его и покрывать эмалями. Выпускаемые в Богемии бисер и бусины отличались большим разнообразием цветов, размеров, форм и огранки. На Руси бисер был известен с давних времен. В IX-XII вв в небольших мастерских делали не только стеклянные бусы и браслеты, но и бисер. По некоторым свидетельствам, даже венецианские купцы, увидев в Киеве творения русских мастеров, восхищались их качеством и необычностью. Нашествие монголо-татар прервало развитие ремесла на Руси.

    История бисерных украшений.

    Техника работ с бисером разнообразна. Это – вышивка, вязание крючком и спицами, низание, плетение, ткачество, тиснение по воску, наклеивание на кожу.

    В русских местностях бытовали свои традиции. В соответствии с ними украшения из бисера носили каждый день или только на праздник, до старости или только в молодые годы. Очень распространены были ажурные воротники – «ошейник», «сетка», «подгорок». Появились они, когда в народный костюм стала проникать европейская мода и начали шить рубашки с глубоким вырезом. Открытую часть груди и шеи закрывали сеткой из мелкого жемчуга, рубленного перламутра и бисера.

    Ко многим нарядным девичьим и женским головным уборам, в частности к кокошнику, приделывалась ажурная сетка из жемчуга, сколов ракушек или белого бисера. Называли тонкую сетку по-разному: поднизь, налобник, рясна. Женский головной убор «сорока» сзади украшали позатыленем (позатыльником) – плетеной из разноцветного бисера прямоугольной сеткой. Плели также подвески, серьги, накосники, пояса и многое другое. Разных размеров, форм, однотонные и многоцветные, эти украшения придавали праздничность одежде, подчеркивали неповторимость каждого костюма.

    Область применения бисера (помимо украшения одежды и головных уборов) оказалась очень широкой. Этот красивый, прочный материал использовали при изготовлении кошельков, чехлов для зонтов, обложек для записных книжек и альбомов, футляров для карт, коробочек для табака.  Вышивание иконы, картины с жанровыми сценками или роскошными букетами и птицами. Бисером обвязывали трости, курительные трубки, шкатулки, вазы, подстаканники, рожки для кормления детей. Стеклярусными гобеленами украшали стены во дворцах, в том числе, и в императорском.

    Порядок разработки изделия.

    1. определить форму изделия и его размеры;
    2. продумать в целом его конструкцию и художественное решение;
    3. определить количество и пропорции отдельных элементов (если такие имеются) и способы их соединения;
    4. разработать эскиз изделия и его элементов, обратив особое внимание на места их соединений. При необходимости разработать переходные элементы;
    5. выбрать технику плетения или несколько видов техники, соответствующих конструкции изделия;
    6. составить схемы изделия и его элементов;
    7. выбрать или разработать орнамент;
    8. проработать расположение узора (орнамента) на изделии в целом и на его отдельных частях;
    9. нанести орнамент на схемы изделия и его элементов (в условных цветах);
    10. подобрать цветовую гамму бисера (стекляруса);
    11. проверить правильность выбранных решений, для чего сделать образцы плетения в выбранной технике и цветовой гамме в соответствии с составленной схемой.
    1. Композиция. Основные средства композиции.

    Композиция – это соотношение и взаимное расположение частей художественного произведения (изделия из бисера). От композиции зависит смысл и порядок построения изделия.

    Основными средствами композиции (построения изделия) являются ритм, симметрия, асимметрия, контраст, равновесие и цвет.

    Контраст – это противоположность в цвете, форме.      

    Ритм – это чередование и повторение элементов изделия: повторяющихся фигур, цветовых пятен и форм, отделяющихся друг от друга интервалами, промежутками. Это создает ритмический ряд.

    Симметрия – это (спокойное равновесие элементов) композиционное построение, при котором правая и левая сторона рисунка уравновешены, зеркальное отражение.

    Орнамент -  графическое украшение, состоящее из геометрических, растительных или зооморфных элементов.

    Цвет – это ощущение, возникающее в мозгу в ответ на свет, попадающий на сетчатку глаза. Знание свойств цвета очень важно при работе с бисером. Собранные вместе, взаимодействуя друг с другом, бисерины не сохраняют свой естественный цвет. Цвет изделия из бисера меняется при различном освещении (солнечном или искусственном). Просвечивая и отражаясь друг от друга, бисерины создают неповторимую чарующую игру цвета.

    1. Цветоведение. Гармония цвета.

    Цвета необходимо подбирать в гармонии друг с другом.

    Гармония цветов делится на гармонию родственных цветов и гармонию контрастных цветов.

    Гармония родственных цветов имеет три разновидности: одноцветную, преобладающую и аналогичную. При одноцветной гармонии сочетаются цвета и оттенки с разной степенью насыщенности. При преобладающей гармонии 2-3 близких по тональности цвета (розовый – красный - малиновый). при аналогичной гармонии сочетаются цвета, расположенные рядом в цветовом круге (желтый и желто-зеленый, синий и сине-зеленый).

    Гармония контрастных цветов строится на совмещении дополнительных цветов хроматического ряда или цветов хроматического и ахроматического ряда. Например, оранжевый и зеленый, черный и белый, бледно-розовый и бледно-голубой.

    1. Плетение.
    1. 4.1. Параллельное низание. Плетение объемных изделий.

    Плетение объемных игрушек. Отличие от плоских изделий состоит в том, что каждый ряд по схеме плетется два раза. В этом случае ряды выгибаются в дугу, и каждая пара рядов образует овал. Четные ряды ложатся над четными,  и составляют одну сторону поделки. Нечетные ряды ложатся над нечетными – это другая сторона поделки.

    Детям предлагается плетение животных: «Крокодил», «Обезьяна», «Заяц» и других. («Фигурки из бисера», издательство «Культура и традиции»).

    1. 4.2. Плетение крестиками. Ленты.

    Плетение лент, широких браслетов с орнаментом и без. Усложнение состоит в соединении простых цепочек между собой.

    1. 4.3. Ажурное плетение. Ажурная цепочка в полтора-два ромба. Ажурные воротники.

    Плетение цепочек в полтора – два ромба, с зубчиками и подвесками, с разным набором бисерин в ячейке. («Бисероплетение», автор Е.И. Сколотнева).

    1. 4.4. Петельная техника. Плетение простых воротников.

    Плетение воротника однорядными петлями. Для этого вначале необходимо сплести цепочку (ленту) крестиками или ажурным плетением по объему шеи, а затем к ней приплетать петли.

    1. 4.5. Плотное плетение. Браслеты-ремешки мозаичным плетением.

    В мозаичном плетении бусинки располагаются в полотне рядами, смещенными подобно кирпичной кладке, поэтому эту технику еще называют «кирпичный стежок». Плетется в одну, две нити.

    для овладения техникой мозаичного плетения детям предлагается сплести браслеты – ремешки. Браслеты, выполненные в технике «мозаика», очнь плотные. На них можно изобразить не только орнаменты, но и буквы, символы, знаки.

    Можно сделать именные браслетики (с инициалами и именем владельца), браслетики – «послания» (с обращением к тому, кому они будут подарены), браслетики – «девизы». В качестве застежки удобнее всего использовать английскую булавку.

    1. 4.6. Комбинированное плетение. Сочетание техник плетения и низания.

    Детям предлагается выполнить несложные колье в два цвета в технике плетения и низания.

    1. Другая работа. Бижутерия.
    2. Итоговое занятие. Отбор лучших изделий. Оформление выставки. Советы, рекомендации.

    3 уровень обучения.

    Формы занятий

    Теория

    Практика

    Кол-во часов

    Формы контроля

    1.

    Из истории бисерного рукоделия.

    презентация

    4

    4

    опрос

    2.

    Цветоведение и композиция.

    беседа, упражнение на рабочих листах

    2

    2

    анализ

    3.

    Плетение.

    4.1 Параллельное низание.

    практика

    2

    8

    10

    анализ, рейтинг

    4.2 Плетение крестиками.

    практика

    1

    7

    8

    анализ, рейтинг

    4.3 Ажурное плетение.

    практика

    2

    8

    10

    анализ, рейтинг

    4.4 Петельная техника.

    практика

    2

    8

    10

    анализ, рейтинг

    4.5 Плотное плетение.

    практика

    2

    8

    10

    анализ, рейтинг

    4.6 Комбинированное плетение.

    практика

    2

    8

    10

    анализ, рейтинг

    4.

    Другая работа.

    практика

    2

    8

    10

    анализ, рейтинг

    5.

    Итоговое занятие.

    тестирование

    2

    2

    анализ, выставка

    Всего часов:

    72

    Содержание программы по темам.

    1. Из истории бисерного рукоделия.

    История появления бисера.

    Первоначально бисер изготовляли из вязкой стекломассы: один из рабочих опускал в нее железную полосу, на конце которой собирался комок стекломассы. В нее вводилась вторая полоска железа, которую тут же брал второй рабочий; быстро отходя, он вытягивал за собой из вязкого комка сверкающую стеклянную нить. Нить должна была застыть и превратиться в стержень прежде, чем достигнет пола. И, чем быстрее шагал рабочий, тем тоньше получался этот стерженек.  Он мог достигать 100 метров в длину, а диаметр его составлял от двенадцати до одного миллиметра. В дальнейшем эти длинные стерженьки нарезались на куски длиной от 60 до 90 см, а те становились сырьем для получения крученого бисера. Затем нить навивали на тонкий медный стержень, толщина которого соответствовала отверстию для нанизывания. Стержень извлекали, а бусинку подвергали повторному разогреву с последующей ручной обработкой при помощи простейших инструментов.

    В те далекие времена стекло варили на костре в толстенных горшках из высокоогнеупорной глины – тиглях, которые имели форму невысоких цилиндрических сосудов. В них засыпали шихту – смесь чистого кварцевого песка, соды, извести и мела.  Из-за недостаточно высоких температур стекло представляло собой густую, вязкую массу и обрабатывалось на стадии «вязкого теста». Со временем совершенствовалась технология изготовления стекла: во II тысячелетии до н.э. появилось полупрозрачное стекло, а в I в. до н.э. люди научились варить стекло прозрачное, бесцветное и окрашенное.

    История распространения бисера.

    С XVIII в. предпринимались попытки организовать с помощью иностранных мастеров бисерное производство в России. Но наладить постоянное производство не удавалось. В 1752 году М.В. Ломоносову удалось открыть мастерскую в Усть-Рудице. По качеству бисер ломоносовких мастерских был близок к венецианскому. Но вскоре после смерти Ломоносова, в 1768 году фабрика закрылась.

    В настоящее время для плетения используется привозной бисер из Чехии, Японии, Тайваня. В начале 90-х годов на Украине (г. Харьков) была создана технология и налажен выпуск бисера очень хорошего качества. Однако, после отделения Украины производство бисера было прекращено.

    История бисерных украшений.

    С 30-х годов XIX века в городах и 60-х годов в провинции увлечение бисером стало угасать. На этом завершается «золотой век» русского бисера. Однако, бисерное рукоделие не прекратилось.

    Активный интерес к бисеру возрождается с 60-х годов нашего столетия. Появляются новые элементы техники и приемы работы с использованием старинных рисунков и орнаментов, так и вновь созданных. Мастера-энтузиасты этого времени москвичи В.К. Гладилина. С.В. Хансуворова, киевлянка Э.Н. Литвинец и многие другие расшифровали, воспроизводили старые и изготавливали современные бисерные изделия.

    Современные модельеры используют бисер, стеклярус, бусины и для украшения одежды, и для изготовления аксессуаров. Валентин Юдашктн сплошь покрывает платье роскошной бисерной вышивкой. Многочисленные бисерные подвески делают платья от Эманнуэля Унгаро и Бернара Пери похожими на водопады и языки пламени. Жан Поль Готье украшает бисером и бусинками сумочки, а Осимар Версолато – пояса и воротники. Кристиан Лакруа создал из бусинок отдельные детали жакетов и брюк, а Пако Рабан – целое платье. Из бисерных сеток изготавливают шляпки и перчатки. расшивают бусинами обувь. Роскошная бахрома из бисера и стекляруса покрывает не только платья, но и купальники, шубы.  

    А разнообразий ожерелий, бус, браслетов и других украшений просто не поддается описанию.

    Современные дизайнеры осваивают новые материалы, изобретают технологии, но в поисках совершенства все чаще обращаются к прошлому. Особенно приятно, что не только российские мастера, но и такие мэтры мировой моды, как Ив Сен-Лоран, Жан Поль Готье, признаются, что их вдохновляют образцы русского искусства. И это неудивительно, ведь вышивка и другие бисерные ремесла в XIX веке достигли в России такого совершенства, что он был назван «Золотым веком» русского бисера.

    Качество работы.

    К основным характеристикам качества бисерного изделия относятся:

    • высокое качество бисера;
    • равномерное натяжение нити;
    • «скрытность» нити;
    • предельно ровные края изделия;
    • четкое соединение элементов изделия;
    • чистота и аккуратность в заделке ниток.
    1. Цветоведение и композиция. Цветовое сочетание. Значение цвета. Применение основных средств композиции при составлении орнамента.

    Сочетание цветов, выработанное на основе анализа современной практики работы с бисером.

    красный – черный, желтый, серый, коричневый, розовый, золотистый.

    синий - серый, голубой, бежевый, коричневый, желтый, розовый, золотистый.

    желтый - коричневый, черный, красный, оранжевый, серый, голубой, синий, фиолетовый.

    зеленый – темно-желтый, лимонный, салатный, серый, оранжевый, коричневый, черный, кремовый.

    фиолетовый -  сиреневый, бежевый, розовый, серый, желтый, золотисый, черный.

    коричневый – бежевый, желтый, розовый, салатный, сиреневый, зеленый.

    1. Плетение.
    1. 3.1. Параллельное низание. Изготовление композиций из плоских или объемных изделий.
    2. Плетение объемных композиций «Кукольная комната», «Зоопарк», «Космос», плетение картинок по сказкам «Доктор Айболит», «Дюймовочка», «Муха-цокотуха» из плоских игрушек. («Фигурки из бисера», издательство  «Культура и традиции»).
    3. 3.2. Плетение крестиками. Изделия, выполненные в технике монастырского плетения.
    4. Технику монастырского плетения применяли еще в конце XVIII века в монастырях для украшения церковной утвари. В народном бисерном искусстве она сохраняется в XIX веке и в начале XX века. Эта техника наиболее распространена и в настоящее время. Осваивается техника монастырского плетения (крестиком) с поворотом на 90° и 45°, плетение изделий с неровными краями, когда простые цепочки приплетают друг к другу на разных уровнях, например уголком или лесенкой. («Искусство бисероплетения», автор М.Я. Ануфриева).
    5. 3.3. Ажурное плетение. Ажурная лента в два-два с половиной ромба. Самостоятельный подбор и низание ажурных воротников.
    6. Плетение ажурных лент в 2,5 ромба с ячейками-просветами между бисеринами в форме квадрата, ромба, «фонарика». Плетение ажурных воротников с зубчиками и подвесками. Плетение воротников и салфеток детям доверяется делать самостоятельно по схеме. («Бисер», автор Марина Ляукина).
    7. 3.4. Петельная техника. Плетение колье, салфеток.
    8. Плетение воротника или салфетки многорядными петлями. («Искусство бисероплетения», автор М.Я. Ануфриева).
    9. 3.5. Плотное плетение. Прямое гобеленовое плетение идр. Самостоятельное составление орнамента.
    10. Внешне гобеленовое плетение похоже на ткачество, но для него не требуются дополнительные приспособления (станок или рамка). В технике прямого гобеленового плетения можно выполнить практически любой рисунок или орнамент, используя видовые картинки, орнаменты для вышивки крестом или другие источники, которые служат основой для схемы изделия.  Бисерины и ряды из них плотно прилегают друг к другу, как стенки гобеленового шва в вышивке. По аналогии и дано название – прямое гобеленовое плетение.
    11. Плетение ведется одной иголкой из тщательно откалиброванного бисера.
    12. Как и для других видов техники, перед началом плетения необходимо составить схему изделия с нанесением на нее рисунка или орнамента, а также формы окантовки.
    13. Особое внимание при этом следует обращать на форму изделия, так как приемы плетения прямых участков, скосов, скруглений, переходов от одной ширины к другой отличаются друг от друга.
    14. Составляя схему изделия плотного плетения, нужно учитывать, что бисер некруглый, а рисунок (орнамент) и форма изделия, изображенные на схеме, в готовом изделии будут несколько искажены (вытянуты по длине). В сетке стороны клеточек должны иметь соотношение 2:3.
    15. Схему изделия дети составляют самостоятельно, а затем выполняют работу в материале (из бисера).
    16. 3.6. Комбинированное плетение. Комбинирование бисера, различных техник плетения и низания, украшение объемными элементами.
    17. В работе участвуют бисер, стеклярус и бусы. Цветовое решение изделия (ожерелья) может быть различным, лучше применить два цвета. Ожерелье выполняется техниками плетения и низания с использованием наложения или украшением объемными элементами.
    1. Другая работа. Жабо, жгуты, медальоны, вышивка.
    2. Итоговое занятие. Отбор лучших изделий. Оформление выставки. Советы, рекомендации.

     3. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ.

    1. Азбука бисероплетения.-С-П.: Корона – принт, 1998.
    2. Лындина Ю.С. Бисер. техника «Кирпичный стежок».-М.: Культура и традиции, 2001.
    3. Новые фенечки из бисера.-Йошкар-Ола: Янус – А, 1998.
    4. Петрунькина А.С., Данкевич Е.В. И снова фенечки! – С-П.: Кристалл, 1999.
    5. Плетение на проволоке. Фигурки из бисера.-М.: Культура и традиции, 2001.
    6. Федотова М.В., Валюх Г.М. Цветы и букеты.-М.: Культура и традиции, 1999.

    4. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА  ДЛЯ  ПЕДАГОГА.

    1. Ануфриева М.Я. Искусство бисероплетения.-М.: Культура и традиции, 1999.
    2. Базулина Л.В., Новикова И.В.- Бисер.- Ярославль: Академия развития, 1998.
    3. Бисерное рукоделие.- М.: Знание, 1999.
    4. Виноградова Е.Г. Браслеты.- М.: Олма-Пресс; С-П.: Валерии СПД, 1999.
    5. Крайнева И.Н. Мир бисера.- С-П.: Литера, 1999.
    6. Ляукина М. Бисер. Основы художественного ремесла.- М.: АСТ-пресс, 1999.
    7. Никулина Н.С. Из опыта работы с детьми и подростками кружка макраме в учреждении дополнительного образования.- Ярославль, 1995.
    8. Сколотнева Е.И. Бисероплетение. – С-П.: Золотой век. Диамант, 1999.