МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ Схемы составления описательных рассказов о народных промыслах

Пособие адресовано педагогу дополнительного образования детей, родителям, воспитателям дошкольного образования детей.

Методическое пособие активизирует речь ребенка, поможет составить по картинкам описательные рассказы о народных промыслах, запомнить краткую характеристику, историю возникновения данной росписи и игрушки . 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Центр детского творчества»

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

Схемы составления описательных рассказов о народных промыслах

        Педагог ДО

                                                                                                                                                                                              Елена Владимировна Бацура

                                                                                                                  1 кв.категория

г. Верхотурье

Пособие адресовано педагогу дополнительного образования детей, родителям, воспитателям дошкольного образования детей.

Методическое пособие активизирует речь ребенка, поможет составить по картинкам описательные рассказы о народных промыслах, запомнить краткую характеристику, историю возникновения данной росписи и игрушки .

Пособие разработано на основе личного педагогического опыта, интернет – ресурсов.

Методическое пособие разработано педагогом дополнительного образования детей Еленой Владимировной Бацура.

МБУ ДО «Центр детского творчества» 2017год.

Схема составления описательного рассказа о гжельской росписи

Схема составления описательного рассказа о гжельской росписи

1. Гжель - это посуда, статуэтки, игрушки, изделия интерьера: камины, люстры, часы и другие фарфоровые изделия.

2. Изначально гжелью называлась местность, располагавшаяся на юго-востоке Московской области. Жители сёл и деревень, находившихся в этой местности, были прекрасными мастерами гончарного искусства.

3. Свои произведения мастера изготавливают из глины.

4. Все изделия обжигают в печи.

5. После обжига изделия макают в специальный розовый раствор. Так легко найти дефекты и трещинки.

6. Мастера Гжели для росписи применяют необычный мазок "мазок с тенью”. В нем виден постепенный переход от светлого к темному.

7. Особенностью гжельской росписи является использование трёх основных цветов: белого, составляющего фон изделия, синего и голубого, которыми выполняется сам рисунок.

8. Традиционная роспись - выполненные от руки растительные и геометрические орнаменты, сюжетные росписи.

Схема составления описательного рассказа о хохломской росписи

Схема составления описательного рассказа о хохломской росписи

1. Разнообразие видов изделий: посуда, домашняя утварь и мебель.

2. Легенда о возникновении промысла. Давным-давно поселился в лесу за Волгой весёлый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу птица Жар. Он и её угостил. В благодарность птица-Жар задела золотым крылом чашку с кашей и чашка стала золотой.

3. Хохломские предметы сделаны из дерева.

4. Технология промысла: - «бельё» – выточенное неокрашенное изделие - грунтовка жидкой очищенной глиной и покрытие олифой чтобы на поверхности появилась липкая лаковая плёнка - лужение – втирание в поверхность изделия измельченного алюминиевого порошка - роспись изделия

5. Обжиг в печи до образования масляно-лаковой плёнки золотистого цвета. Так получается «золотая хохлома»

6. Традиционные цвета хохломской росписи – красный, желто-золотистый, зеленый, черный.

7. Фоновая роспись.

8. Основные элементы росписи: ягоды, листья, декоративные цветы, «травка», веточки, завитки.

Схема составления описательного рассказа о городецкой росписи

Схема составления описательного рассказа о городецкой росписи

1. Эта роспись родилась в Поволжье, на берегах чистой и светлой речки Узоры. Свои изделия крестьяне всех окрестных деревень отвозили продавать на ярмарку в село Городец. Поэтому роспись, выполненная на этих изделиях, получила название Городецкая.

Ассортимент городецких изделий широк. Это прялки, короба, шкатулки, сундуки, разделочные доски, посуда, панно-тарелки, деревянные игрушки, детские каталки, мебель, даже части дома — ставни, двери, ворота.

2. Возникновение росписи берет начало в производстве прялочных донец.

3. Роспись по дереву.

4. Роспись не нуждается в термообработке.

5. Основные цвета городецких росписей: ярко-желтый, киноварь, синий, зеленый и «разбеленные» тона – розовый и голубой.

6. Наиболее распространенными мотивами являются: цветы — розы, купавки с симметричными листьями; животные - конь, птица; сюжетные композиции - всадники, кареты, барыни, солдаты, кавалеры, собачки.

7. Заключительный этап росписи - нанесение белой краской штрихов и точек. Этот прием называется «оживкой» и придает работе законченный вид.

8. При окончательной отделке изделия покрывают лаком.

Схема составления описательного рассказа о матрёшке

Схема составления описательного рассказа о матрёшке

1. В России есть несколько городов и сёл, где производятся матрёшки: Загорск, Семенов, Полховский Майдан, везде эти куклы имеют свои особенности.

2. Прообразом русской матрёшки послужила фигурка японского бога мудрости Фукурумы.

Первая русская матрешка - девочка в сарафане и платке с черным петушком в руках.

3. Матрёшек делают из древесины липы или березы.

4. Последовательность изготовления матрешки: чурбачок, вытачивание «бельё», шлифовка, грунтовка, роспись.

5. В качестве красок для росписи используется гуашь.

6. Разнообразие ассортимента матрешек: традиционные и авторские /матрешки с памятниками архитектуры, с живописными пейзажами, с цветочными мотивами, с сюжетами из народных сказок, зверюшки, мужички, богатыри, домики, новогодние и т. д.

7. Форма матрешки: вытянутая, широкая, толстобокая и др.

8. В заключение процесса каждую куклу покрывают масляным лаком.

Схема составления описательного рассказа о дымковской игрушке

Схема составления описательного рассказа о дымковской игрушке

1. Разнообразие дымковских игрушек: звери, птицы, человек, сказочные персонажи, бытовые сценки.

2. Когда-то очень давно на берегу реки Вятка появилось поселение – слобода. По утрам хозяйки топили печи и кудрявые дымки весело поднимались к небу. Так и назвали слободу Дымковской.

Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки.

3. Для производства используется местная красная глина.

4. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую глину как связующий материал.

5. Обжигают в печи.

6. Покрывают белилами.

7. Использование широкой гаммы, в которой много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого, придаёт дымковской игрушке особую яркость и нарядность.

8. Геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях.

Схема составления описательного рассказа о филимоновской игрушке

Схема составления описательного рассказа о филимоновской игрушке

1. Разнообразие филимоновских игрушек: звери, птицы, люди, многофигурные композиции

2. Деревня была названа так в честь горшечника Филимона, открывшего залежи высокосортной глины.

Шел гончар Филимон по дороге. С горы на гору поднимался, с холма на холм. Шел, он шел дремучими лесами, солнышко ему жарко светило. Жарко стало, а тут и ручеек. Присел он на камушек и обнаружил залежи отличной глины. Повертел он ее в руках – получилась птичка, проткнул дырочки – запела птичка. Так с тех пор и лепят игрушки-свистульки. Место, где он поселился, так и прозвали Филимоново.

3. Для игрушки использовали нежирную, но пластичную глину «синику», которая после обжига приобретала белый цвет.

4. Уникальная по своим свойствам глина, позволяла мастерице всю скульптурку лепить из одного куска.

5. Все филимоновские игрушки — свистульки, даже барыни и кавалеры. Но свисток никогда не делали в фигурке, а только в хвосте зверей или птиц, которых давали в руки персонажу.

6. Использовали цвета — малиново-красный, желтый и зеленый. Иногда применяли синий или фиолетовый цвета.

7. Орнамент из полос, солнышек, елочек, решеток наносится на белый или желтый фон.

8. Мужчины делали только посуду, а женщины лепили и расписывали игрушки.