"Святое воскресение Христово" методическая разработка

Хаванова Татьяна Александровна

Методический материал "Святое воскресение Христово" разрабатывался к празднованию Пасхи для детей 7-9 лет. Включает в себя историю праздника и мастер-класс по изготовлению пасхального сувенира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svyatoe_voskresenie_hristovo.docx24.32 КБ

Предварительный просмотр:

Пестравский филиал государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с.Майское муниципального района Пестравский Самарской области

Дом детского  творчества с.Пестравка

Методическая разработка:

 «Святое воскресение Христово».

Подготовила: Хаванова Татьяна Александровна, педагог

дополнительного образования первой категории

Пестравского филиала ГБОУ СОШ с.Майское

2017год

с. Пестравка

Тема: «Пасхальный сувенир».

Цель: Содействовать формированию социокультурной компетентности и потребности в творческом саморазвитии через обращение к духовному, историческому, культурному наследию своего народа.

Задачи:

Обучающая:

познакомить обучающихся с православным праздником «Святое воскресение Христово», с его историей и традициями;

Развивающая:

развить интерес к культуре предков;

Воспитательная:

воспитывать патриотические чувства к православным традициям русского народа – к народному творчеству;

Методические приемы: демонстрация, рассказ, беседа, практическая работа.

Предварительная подготовка:

Подбор материалов для создания презентации, создание презентации. Подбор материалов для изготовления «Пасхального сувенира».

Участники:

Обучающиеся объединения «Бисероплетение»  4 года обучения.

Задание:

Изготовить «Пасхальный сувенир».

Материалы и оборудование для педагога:

Ноутбук, мультимедийный проектор для просмотра слайдов, демонстрационный материал (образец пасхального сувенира, шаблоны), музыкальное сопровождение для практической части.

Материалы и оборудование для обучающихся:

Фетр красного цвета, пайетки, вата, ножницы,бисер, нитки «Ирис», игла, карандаш, шаблон, атласная лента5 мм.

План занятия.

1.Организационный момент.

2. Сообщение нового материала.

3. Практическая работа.

4.Подведение итогов.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Педагог проверяет готовность участников к занятию, наличие необходимых материалов и инструментов.

  1. Сообщение нового материала.

Повсюду благовест гудит,
         Из всех церквей народ валит.

         Заря глядит уже с небес…
         Христос  Воскрес! Христос  Воскрес!

          С полей уж снят покров снегов,

          И реки рвутся из оков,

          И зеленеет ближний лес…

          Христос  Воскрес! Христос  Воскрес!

          Добрый день дорогие ребята. Очень приятно видеть вас на нашем                 занятии, которое посвящено «Святому Христову воскресению».

Первый и самый великий праздник в новозаветной Церкви – это праздник Пасхи или Воскресения Христова. День празднования Пасхи установлен Первым Вселенским Собором в 325 году. Обычно празднование православной пасхи выпадает на период с 4 апреля до 8 мая по новому стилю. На Пасху отмечается воскресение Иисуса Христа, который своею смертью искупил людские грехи и Своим воскресением дал надежду на жизнь после смерти.
К Пасхе готовились, начиная с Великого или Чистого четверга. В этот день весь дом убирали до сверкающей чистоты, красили и расписывали яйца, готовили пасху, пекли куличи и мелкие мучные изделия в виде барашков, петушков, голубков; медовых пряников. Пасхальный стол отличался праздничным великолепием, был обильным и очень красивым. Запекали поросенка, барашка или окорок, жарили телятину. Цветами украшали блюда, а также стол, иконы и дом. По древней традиции, крашеные яйца укладывали на блюдо среди специально пророщенной зелени овса, пшеницы, кресс-салата. Яйцо – главный пасхальный символ воскресения, так как из яйца рождается новое существо. При пасхальном целовании и приветствии верующие издревле дарили друг другу красные яйца. Обычай этот, по преданию, обязан своим происхождением Марии Магдалине, которая, представ перед императором Тиберием, поднесла ему в дар красное яйцо с приветствием «Христос воскрес!» и с этих слов начала свою проповедь. Красный цвет — это цвет пролитой на кресте крови Христовой, которой искуплены грехи мира.
Последнюю неделю перед Пасхой называют Страстной. На Страстной неделе вспоминают события последней недели земной жизни Иисуса Христа с того момента, как он вошел в Иерусалим, и до того дня, когда он был распят на кресте и воскрес на третий день.
На Руси весь народ торжественно готовился к Святому дню. К нему было приурочено много добрых обычаев и поверий. Перед праздником все дома тщательно убирались, шились новые наряды.
На настоящем пасхальном столе обязательно должен быть барашек из теста, сахара и сливочного масла. Это символ, напоминающий о жертвенной гибели Христа во искупление грехов всего человечества.
Для пасхальной трапезы пекут сдобные куличи, готовят творожные пасхи и красят яйца. Обычно яйца красили в четверг, а в субботу относили в церковь, чтобы освятить.
Всю пасхальную неделю продолжались застолья. Праздничные столы ломились от самых разных блюд. Кроме пасхи, куличей и яиц к столу подавали запеченных и фаршированных орехами поросят, окорока, разные колбасы, сыры.
Обрядовых действий, носивших языческий характер, к Пасхе приурочено было очень мало. Можно сказать только об обычае красить яйца и выпекать обрядовый хлеб — кулич. Следует также отметить, что с Пасхи начинались весенне-летние гулянья молодежи, продолжавшиеся до Петрова дня. Обрядовой едой у русских на Пасху были крашеные яйца, кулич — пшеничный хлеб, пасха — блюдо из сладкого творога. По обычаю все это должно было осветиться в страстную субботу в церкви. Освящение придавало дополнительную святость ритуальным блюдам, усиливало заложенные в них магические свойства.
Яйца, кулич и пасху съедали утром после возвращения с пасхальной службы. Трапеза обычно начиналась с яиц. Первое яйцо делилось на несколько частей, соответствующих количеству членов семьи. Совместная еда одного яйца, по мнению крестьян, должна была укрепить семью, сохранить в ней дружеские отношения. Окрашенное в красный цвет яйцо занимало центральное место в пасхальной обрядности, став своего рода символом праздника. Освященному яйцу приписывались магические свойства. Так, пасхальное яйцо, по поверью, могло прекратить пожар в деревне, если бросить его в горящий дом. Оно могло помочь хозяйке найти потерявшуюся корову, излечить скот от повальных болезней. Яйцо, положенное в севалку, могло способствовать повышению будущего урожая.
Все эти поверья объяснялись древними, еще дохристианскими представлениями о яйце как символе, знаке и средстве воскресения и обновления.

Итак, какой праздник первый и самый великий?

(Ответы детей).

Когда обычно празднуется «Пасха»?

(Ответы детей).

Как называют четверг перед «Пасхой»?

(Ответы детей).

А как ваша семья готовится к «Пасхе»?

(Ответы детей).

А что является главным пасхальным символом?

(Ответы детей).

Почему яйца красят в красный цвет?

(Ответы детей).

Как ваша семья украшает пасхальный стол и дом?

(Ответы детей).

Итак, мы узнали, что главным пасхальным символом является яйцо. И мы с вами сейчас изготовим яйцо из фетра, которым вы украсите свою комнату.

  1. Практическая часть.

«Пасхальный сувенир мы будем изготавливать из фетра красного цвета, с использованием пайеток разной формы.

 Перед началом работы нам нужно повторить технику безопасности:

При работе с ножницами:

1. Храни   ножницы   в   указанном   месте   в   определенном положении.

2.  Клади ножницы на стол так, чтобы они не выступали за край стола, кольцами к себе.

3.  При работе внимательно следи за линией разреза.

4.  Не    работай    тупыми    ножницами,     с    ослабленным шарнирным креплением.

5.  Во время резания придерживай материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвий ножниц.

6.  Не держи ножницы концами вверх.

7.  Не оставляй ножницы в раскрытом виде.

8.  Не режь ножницами на ходу.

9.  Не подходи к товарищу во время резания.

10.  Передавай ножницы товарищу только в закрытом виде, кольцами вперед.

11.  Не играй с ножницами, не подноси их к лицу, используй ножницы только по назначению.

При работе с иглой:

  1. Убедиться в отсутствии ржавых и гнутых иголок и булавок.
  2. Шить при возможности с наперстком. 
  3. Не брать иголки и булавки в рот, не вкалывать в одежду.
  4. Не оставлять иголки и булавки на рабочей поверхности стола. 
  5. По окончании работ убрать все иголки и булавки в специальные коробки и подушечки.

Для изготовления «Пасхального сувенира» нам понадобится фетр красного цвета,  пайетки, вата, ножницы, нитки «Ирис», бисер, игла, карандаш, шаблон, атласная лента5 мм. (Слайд).

Раскладываем перед собой фетр, накладываем на него шаблон и обводим шаблон карандашом. (Слайд).

Вырезаем две части «Пасхального сувенира».

(Слайд).

Выбираем понравившиеся пайетки, вдеваем нить в иглу и начинаем пришивать пайетки, украшая части сувенира. (Слайд).

Теперь берем обе части и начинаем сшивать их между собой  «петельным» швом до половины. (Слайд).

Набиваем сувенир ватой. (Слайд).

Сшиваем оставшуюся часть сувенира, пришивая ленту. (Слайд).

Праздничный «Пасхальный сувенир» готов.(Слайд).

4.Подведение итогов.

По окончанию работы дети демонстрируют свои работы.

Сегодня мы с вами хорошо потрудились и у нас получились замечательные «Пасхальные сувениры».

На Пасху принято дарить крашеные и декоративные яйца, пасхальные веночки или букеты, игрушки: цыплят, курочек и петушков. Считается, что чем больше на пасху подарков сделаешь, тем счастливее будешь.

Понравилось ли вам наше занятие?

Что нового интересного вы для себя узнали?

(Ответы детей).

Христос воскрес! Христос воскрес!

Сияет солнышко с небес!

Зазеленел уж темный лес,

Христос воистину воскрес!

Пришла весна – пора чудес,

Журчит родник – Христос воскрес!

Светлее в мире нет словес –

«Воистину Христос воскрес!»

Всем большое спасибо!

До свидания.