КОНСПЕКТ МАСТЕР – КЛАССА НА ТЕМУ: «УЗОРЫ ХОХЛОМЫ»

Исаева Наталья Алексеевна

Конспект мастер-класса для воспитателей дошкольного образования

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования администрации городского округа город Выкса

Муниципальное бюджетное  учреждение

дополнительного образования

«ДЮЦ «ТЕМП»»

КОНСПЕКТ  МАСТЕР – КЛАССА

НА ТЕМУ: «УЗОРЫ ХОХЛОМЫ»

Составил:

педагог дополнительного образования

Исаева Н. А.

г. Выкса

2015 г.

Тема:  «Узоры Хохломы».

Форма:  мастер-класс

Цель:  оказание методической помощи педагогам дошкольного образования.

Задачи:

  • познакомить с историей  хохломской росписи;
  • показать приёмы владения кистью;
  •  организовать обмен опытом   педагогов дошкольного образования в направлении развития художественного творчества.

Обоснование темы:  

 В наши дни Хохломская роспись становится вновь актуальной. Появление новых материалов приводит к возникновению всё новых и новых способов художественной росписи. Тема мастер – класса  «Узоры Хохломы» выбрана в связи с обменом опыта   педагогов дошкольного образования в направлении развития художественного творчества.

Особенности:  

На данном мастер – классе педагог-мастер демонстрирует технику выполнения Хохломской росписи на спиле березы.  

 Данный мастер – класс может быть полезен как начинающим, так и педагогам с опытом работы, которые хотят сделать интереснее, ярче, шире свою деятельность. Помогает расширить свои познания в области художественного творчества. Занятие даёт возможность использовать полученные знания для обучения детей   выполнению  росписи по дереву в технике Хохломская роспись.

Материалы и инструменты:  

  1. Спил дерева (береза) диаметром 4 см.
  2. Гуашь
  3. Кисти круглые белка №1, №3
  4. Палитра
  5. Ластик
  6. Лист бумаги формат А4
  7. Карандаш простой
  8. Баночка с водой
  9. Салфетка для кисти

Дидактический материал:

  1. Таблица поэтапного выполнения работы
  2. Готовое изделие

План занятия

  1. Вступительная часть: необходимые целевые установки, содержание занятия и его отдельных частей.
  2. Демонстрационная часть:  показать методы и формы работы с темой. Техника безопасности. Комментирующая часть:  пояснение тех элементов работы, которые наиболее важные и носят оригинальный характер.
  3. Практическая работа
  4. Подведение итогов.

Ход занятия

Педагог-мастер:    Здравствуйте уважаемые коллеги!

Я рада присутствовать на  метод-объединении.

Меня зовут Исаева Наталья Алексеевна. Я работаю в Детско-юношеском центре «ТЕМП». Я - руководитель объединения «Художественная роспись».

Педагог - мастер:    Тема нашего сегодняшнего занятия «Роспись медальона в Хохломской росписи с элементами ягод малины». Занятие будет построено следующим образом: Я расскажу вам немного об истории Хохломской росписи, затем поделюсь с вами своим опытом подготовки основы к росписи, и её выполнения, объясню каждый этап, и позже предоставлю возможность выполнить небольшую работу.


Рассказ о Хохломе:

Педагог - мастер:

Итак, что же представляет собой Хохломская роспись? Это русский народный  художественный промысел, возникший в 17 веке. Название происходит от села Хохлома Нижегородской области. Декоративная роспись пишется на различных деревянных изделиях (посуда, мебель). Отличается тонким узором с изображением различных растений. Выполняется красным, черным, зеленым цветом на золотистом фоне. В условиях образовательного учреждения, соблюсти полностью старинную технологию невозможно, так как старинная технология предполагает сложную подготовку изделия под роспись, например, обжиг. Поскольку данная операция требует большого опыта, наличие специального оборудования, и сопряжена с опасностью, в учебных учреждениях её практически не проводят. Также из учебного процесса исключены такие этапы подготовки деревянной заготовки, как грунтовка специальной глиной, покрытие олифой и  лужение. Современные материалы и технологии позволяют выполнять Хохломскую роспись, подобную народному художественному промыслу. Так, при обучении детей технике выполнения росписи, можно пользоваться акриловыми красками, акриловым лаком, гуашью.

Педагог-мастер:

Давайте познакомимся с технологической картой.

1 этап – Подготовка деревянной основы под роспись.

2 этап – Нанесение эскиза.

3 этап – Прорисовывание контура ветки.

4 этап – Подмалевок листьев и ягод малины.

6 этап – Оживка росписи.

7 этап – Нанесение травки.

 Педагог-мастер:

Прежде чем мы приступим к работе, я напомню вам правила выполнения Хохломской росписи:

-Правильная поставка руки;

- Перпендикулярное направление  кисти над рабочей поверхностью;

-Равномерный набор краски на кисть;

- Правильная консистенция краски;

- Правильный выбор кисти.  

И, конечно, не нужно забывать о правилах безопасной работы с кистью и красками. Они общеизвестны и продиктованы практическими соображениями.

3. Выполнение работы.

Мастер:

- Давайте,  приступим к работе.

Первым этапом мы должны подготовить деревянную основу. Для этого нам нужно убрать все неровности при помощи наждачной бумаги, крупной или мелкой абразивности, и загрунтовать клеевой основой  (ПВА). Для ускорения процесса шлифования и снижения пылевого загрязнения рабочего помещения можно использовать шлифовальную машину с пылесборником. Грунтовать можно также яичным желтком. Но так как у нас время ограничено, я для вас основу приготовила сама. Поэтому мы сразу будем выполнять следующий этап.

Вторым этапом мы наносим эскиз при помощи карандаша. Сначала прорисовываем кустик, затем листочки и ягодки. В хохломском орнаменте это могут быть стилизованные ягоды рябины, калины, смородины, крыжовника, малины. Мы с вами будем выполнять малину. Ягоды малины можно выполнить несколькими способами. Например, тычком,  с помощью ватной палочки. Я, чаще, учу детей выполнять ягоды малины кистью.  (Показ выполнения малинки кистью).

Третий и четвертый этап – прорисовываем контур ветки и заливаем цветом, т.е. заполняем краской ягодки и листья. Соответственно, красным цветом - ягоды, а листья - зеленым.

Пятый этап. Оживка росписи. Она может выполняться чёрным, жёлтым, бордовым. Оживка" или "разживка" - это прием, при котором рисунок объединяется в цельную композицию. Прорисовываем на листочках прожилки желтым, а в ягодках - бордовым цветом.

Шестой этап. Нанесение элементов травного орнамента (травка, капелька, усик, осочка). «Травка», создаваемая ритмичным движением кисти, является неизменным элементом узора в хохломской росписи. Это, как правило, лѐгкие, небольшие штрихи определённого цвета.

 Все элементы травного орнамента рисуются сразу кистью без нанесения предварительного рисунка карандашом, при этом кисточку надо держать тремя пальцами перпендикулярно поверхности листа. Элементы росписи: «травка», «усик», «капелька», «осочка».

Прежде чем мы перейдём к нанесению травного орнамента, предлагаю выполнить тренировочные упражнения на бумаге:

  1. Капелька - пишется путем прикладывания кисти к бумаге. Легким прикосновением, кончиком кисти проводим линию, не отрывая руки, делаем нажим, насколько позволяет кисть. Низ «капельки» должен быть округлым.

От силы нажима на кисть будет зависеть размер капельки.

  1. «Усик» - элемент выполняется свободным вращением кисти. При этом образующуюся на листе линию закручивают в спираль одинаковой толщины.
  2. «Травинка» - кончиком кисти проводим линию, не отрывая руки, делаем нажим, и снова выводим тонкую линию с плавным закруглением.
  3.  «Осочка» — самый простой элемент узора; он выполняется легким движением кончика кисти сверху вниз;

Педагог-мастер:

- Отложим листочки в сторону и нанесем  «капельки», «осочки», «травинки», «усики» на наши изделия. Травный орнамент наносится рядом с кустиком симметрично с обеих сторон.

После выполнения росписи, чтобы оно не утратило свою эстетичность под влиянием атмосферных или бытовых воздействий, изделие необходимо лакировать масляным или нитролаком. Лакирование изделия происходит без присутствия детей и выполняется педагогом. Лак наносится кистью либо губкой. Обычно лакирование выполняется в несколько этапов: лачим, затем шкурим - и снова лачим.

Мы же с вами лакирование сейчас выполнять не будем. Поэтому перейдём сейчас с вами к очень важному методическому этапу - просмотру работ. Выполняя просмотр работ, педагог выполняет их оценку, отмечает наиболее удачные моменты, анализирует причину возникновения недочётов.

Педагог-мастер: Давайте выполним просмотр ваших работ вместе со мной. (Педагог вместе с коллегами отмечает наилучшие работы, удачные композиционные решения, техническое исполнение травного орнамента и т.д.)

Подведение итогов.     

Сейчас я готова ответить на ваши вопросы. Может быть,  более подробно пояснить какие-то этапы?

Прошу оценить  наш мастер-класс и записать отзыв. Каждый из вас получит сейчас листочек для выполнения шкалированой оценки, там же есть несколько свободных строк  для ваших пожеланий. (Приложение 1).

Педагог-мастер:   Ну, что же уважаемые коллеги, на этом наше занятие подошло к концу. Я надеюсь, что сумела заинтересовать тех из вас, кто впервые попробовал себя в данном  искусстве. Ну а тем, кто уже имеет какой-то опыт, было с чем его сравнить. Я благодарю вас за то, что вы пришли сегодня, чтобы принять участие в предлагаемом мастер – классе. Хотелось бы, чтобы сегодняшнее занятие пригодилось вам в вашей творческой деятельности.

Большое спасибо!

Приложение 1.

Мне было интересно на мастер-классе    0                                         10                                                                                

Я узнала много нового и полезного для работы      0                                         10                            

Я удовлетворена результатом  работы 0                                                   10                          

Мои пожелания педагогу      ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________