План конспект урока "Хохлома"

Тимоничева Лада Васильевна

Развернутый план-конспект урока "Хохлома" раздела ДПИ . Цели урока: Познакомить с творчеством народных мастеров Хохломы и научить использовать эти мотивы в практической работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_hohloma.docx24.39 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по изобразительному искусству в 3 классе

Тема урока: "Хохломская роспись"

Цель урока: Создать условия для понимания красоты декоративно-прикладного народного творчества через ознакомление с искусством хохломской росписи.

Задачи урока:

  1. Познакомить учащихся с историей хохломской росписи, с ее  видами и особенностями
  2. Продемонстрировать приемами хохломской росписи, выстраивание орнаментальной композиции.
  3. Научить выполнять элементы хохломской росписи.
  4. Развивать умение применять полученные навыки в практической работе

Вид деятельности: Декоративное рисование

Планируемые результаты:

Предметные:  

-  иметь представление о значении искусства в жизни человека и общества;  

-  знать цвета и элементы, используемые при росписи золотая хохлома

- овладеть приемами выполнения хохломской росписи, художественный анализ изделий с хохломской росписью.

- уметь использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности

Формируемые УУД: 

Формируемые УУД:

Личностные

   формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;

   воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;

  развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;

  овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;

  регулятивные  

  Проговаривать последовательность действий на уроке.

- Учиться работать по предложенному учителем плану

- Контролировать и корректировать свою работу в предложенной последовательности

- Оценивать результат выполненных заданий

Коммуникативные

- Уметь слушать и понимать высказывания собеседника

- Уметь пользоваться терминологией изобразительного искусства

Познавательные

- Ориентация в свое системе знаний - отличать новое от уже известного

- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы используя свой опыт, наглядность и информацию предоставленную учителем

- Перерабатывать полученную информацию, делать выводы

Оборудование:

Для учителя: изделия с хохломской росписью, учебные пособия, альбомы, кисти, краски,  презентация,    мультимедиапроектор, компьютер, экран;

Для обучащихся: Рабочая тетрадь, альбомы, простой карандаш, кисти, краски, шаблон

Ход урока:

1. Организационный момент 

Приветствие, проверка готовности класса.

2. Вводное слово

- Сегодня мы продолжаем изучать народные промыслы. (слайд1), но я хочу вам показать вот эти современные вещи.

 - Что, вы видите на этом слайде? (слайд2)

-  Нравится ли вам как украшены эти вещи? Почему?

- Как, вы, думаете, эти узоры придумали современные дизайнеры?

- Соглашусь с ребятами, которые предположили, что это мотивы народного творчества.

-  А что послужило вдохновением для мастеров узнаем посмотрев следующий видеоролик. (слайд3)

-А учащийся причитает подготовленное стихотворение.

-Узоры сказочной кудрины,

В певучем дереве звеня,

Как нежной трелью соловьиной,

Чаруют ласково меня.

 

И, как живые, листья клена

Прильнули к донышку ковша,

Чтоб, став по-майски окрыленной,

Не знала осени душа.

 

А вспышки зрелой земляники,

Чуть затемненные листвой,

Горят, как пламенные блики

Поэзии, вовек живой!

  

На чашечку гляжу с златым узором,

 На ней всё ягоды, расточки и листы.

Расписана, что не придумать лучше, Искусницами Хохломы

 (Фрагмент перевода Л.Шерешевского)

- Что же вдохновляло мастеров на создание таких прекрасных узоров?

- Знакома ли вам данная роспись?

- А кто был очень внимательным сможет назвать тему урока!

. А у кого из вас дома есть или была вот такая деревянная ложка. (Демонстрация ложек с хохломской росписью)

-А как  она появилась в вашем доме?

-А какой ложкой кушать интереснее?

- Хорошо. На слайде вы видите деревянную посуду. А если бы вы захотели сделать подарок маме, чтобы вы выбрали? (слайд 4)

 - а папе?

- А можно ли сделать этот подарок интереснее и красивее? Как?

 - А сможете ли вы прямо сейчас расписать эти предметы в хохломском стиле?

Для тех кто сможет, предлагаю выйти к доске и попробовать на заготовках из цветной бумаги.

 - И все-таки, нужно ли что-нибудь знать, уметь, чтобы хорошо выполнить данную работу?

3. Рассказ по теме урока

- Этот традиционный художественный промысел возник в XVII веке в Нижегородской губернии.

- Изначально хохломская посуда изготавливалась при монастырях и предназначалась для царского двора. (слайд 5)

-  Изготавливали расписную посуду в соседних деревнях и свозили в крупный торговый центр деревню "Хохлома", оттуда и пошло название росписи. (слайд 6)

Предложить учащемуся прочитать легенду

 - Жил когда-то в Москве мастер-иконописец. Царь обожал умельца и часто одаривал его. Однако, очень уж ценил мастер свободу, и потому перебрался он жить в керженские леса, сбежав от двора. Выстроил в лесу избу, и создал новое ремесло, в котором отразилась душа русская и красота родной земли. Так появилась хохломская роспись. Появились у мастера единомышленники, которые селились рядом и обучались его искусству. Слава о   росписи хохломской ширилась по миру. Услышал царь, где скрывается мастер-беглец, и отправил за ним войско. Мастер, услышав об этом, собрал своих учеников и передал им все секреты росписи. Когда солдаты царя подошли к избе мастера, она загорелась, а самого его след простыл. Лишь на земле остались его краски, и черное пепелище. Эти краски и стали основной хохломской росписи, которую продолжили ученики мастера.

-  В настоящее время у хохломской росписи два центра — город Семёнов, где находятся фабрики «Хохломская роспись»  и «Семёновская роспись» (слайд7)

4. Знакомство с особенностями и видами хохломской росписи

(работа в парах)

-  А сейчас я проверю кто из вас был самым внимательным.

Задание для первого ряда: "Составьте палитру хохломской росписи"

Для второго ряда: "Назовите элементы хохломской росписи"

Для третьего ряда: "Какой фон используется для хохломских узоров"

-  Хорошо, все согласны? (слайд 8)

- Основными видами росписи являются "Фоновая" и "Верховая" (слайд 9)

- Как вам кажется, какой вид росписи сложнее?

- Как вы думаете, почему хохлому называют золотой?

- Давайте посмотрим как ее изготавливают (слайд 10)

Просмотр мультфильма "Золотая хохлома"

- Вы сегодня тоже попробуете выполнить эскиз тарелки по мотивам хохломской росписи. Для этого на альбомном листе обведите шаблон простым карандашом, и закрасьте круг желтым цветом (слайд 11). отложите альбом в сторону

5. Работа в рабочей тетради

 откройте рабочую тетрадь на стр

Демонстрация приемов  работы кистью учителем, дети повторяют в тетрадях.

- А теперь, вам, как дизайнерам или мастерам народных промыслов, нужно разработать эскиз тарелки с хохломской росписью

Следить за ходом выполнения работы. При необходимости оказывать помощь.

- Чтобы понять насколько хорошо вы усвоили сегодняшний материал, предлагаю вам разгадать кроссворд

 (слайд 12) Угадайте ключевое слово!

Организация мини-выставки

- Назовите тему, все ли мы рассмотрели и сделали, что планировали в начале урока?

- Выставляются и комментируются отметки.

Рефлексия

Домашнее задание: в рабочей тетради на стр.       - раскрасить орнамент, или

                                                                  на стр.     - дорисовать и раскрасить орнамент