Проект создания Музея детской керамики как уникального экспозиционно-образовательного кластера

Бородина Ирина Борисовна

Предварительный просмотр:

Проект создания Музея детской керамики как уникального экспозиционно-образовательного кластера

«Дайте мне музей, и я заполню его!» – восклицал Пабло Пикассо. И я готова повторять вслед за ним. Чем же мне хотелось бы заполнить музей? Однозначно – детской керамикой. Мне, как педагогу по лепке и керамике более всего интересно именно это направление творческой деятельности детей.

Наш город удивительно богат на очень сильные кружки по лепке, где постоянно создаются руками детей интересные, оригинальны, выразительные по пластике и глубокие по содержанию работы.

Регулярно новые детские творения можно видеть на традиционных в Петербурге выставках детского творчества  в Союзе Художников, Гостином дворе, Манеже, Государственном Русском музее. Однако, какова дальнейшая судьба таких экспонатов? Зачастую, возвращаясь в студии, работы складируются в коробки и остаются недоступными для обозрения.

В Петербурге многие студии лепки и керамики существуют более двадцати, тридцати и даже сорока лет! Сколько богатств накопилось в их фондах!

Представить лучшие керамические детские работы в разрезе времени в одном пространстве – мое горячее желание. И моя инициатива в образовании – создание Музея детской керамики. Как реального, так и виртуального.

Музей детской керамики одновременно с сохраняющей и экспозиционной функцией призван совмещать функцию образовательную.

В музее можно будет проводить традиционные экскурсии, интерактивные программы, мастерские, мастер-классы, семейные вечера творчества.

Важной функцией музея призвана стать работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в первую очередь, со слабовидящими детьми. Ведь керамика - это объем, фактура, текстура, которую можно осязать руками. Слабовидящие дети смогут также послушать глину, поиграть на традиционных свистульках, окаринах, постучать в керамические барабаны. Для детей с ослабленным зрением возможно проведение занятий на гончарном круге вместе с мастером.

Чем еще полезен Музей Детской Керамики для детей?

  • Для детей, которые занимаются лепкой, это возможность почувствовать, осознать важность и значимость своей художественной деятельности, позволит ощутить важность своего творческого труда. Ведь, как говорил Ф.М. Достоевский, «Таланту нужно сочувствие, ему нужно, чтоб его понимали»
  • Для незанимающихся детей лепкой такой музей – открытие чего-то нового. Возможно, что посещения музея поспособствует появлению нового увлечения, хобби у ребенка. Увидев в музее работы своих сверстников, простых детей, а недосягаемых и великих художников, ребенок может подумать: «а ведь я могу также». Пойдет, попробует, и сделает.

Помимо детей, такой Музей будет полезен и взрослым.

  • Родители наглядно смогут оценить уровень, отличительные особенности, тенденции творчества своего ребенка от других детей в разрезе времени.
  • Для педагогов, тех, которые работают давно, такой музей, во-первых, это возможность показать миру то, что давно пылится в коробках, но достойно всеобщего обозрения.

Для молодых педагогов – это площадка для профессионально обучения, в музее детской керамики они смогут увидеть тот профессиональный уровень, к которому необходимо подтягивать детей, поскольку у молодых педагогов, которые недавно пришли в профессию, зачастую планка требований к детям занижена.

Для тех и других педагогов это будет площадка для обмена опытом и обучающая база для детей, место сплочения семьи за совместной художественной и созерцательной деятельностью.

  • Для действующих художников такой музей станет источником вдохновения, местом, где безгранично можно почерпывать новые творческие идеи. Ведь не зря петербургские художники часто просят продлевать детские выставки – они для творческих детей как глоток свежего воздуха. Также можно будет организовывать совместные мероприятия детей с действующими художниками.
  • Для широкой публики такой музей призван стать еще одним интересным культурным местом в Санкт-Петербурге.

Первым этапом реализации проекта должен стать поиск единомышленников, а также выявление тех педагогов, кто мог бы и хотел участвовать в его реализации.

Безусловно самой насущной проблемой при создании такого музея становится поиск площадки, самого выставочного пространства. Одним из вариантов решения этой проблемы на первых порах становится вариант создания виртуального музея. В настоящее время мною сфотографировано около 200 детских выставочных керамических работ, выполненных в разных десятилетиях, начиная с начала 1980-х.

Способом решения проблемы поиска места может стать обращение к широкой общественности, администрации города, к меценатам.

Ожидаемые результаты:

  • Создание реального музея, выполняющего сохранную и образовательную функции
  • Создание виртуального музея, который любой человек из любой точки мира может посетить в любое время
  • Издание каталогов детских работ
  • Методическая поддержка начинающих педагогов
  • Создание нового культурного пространства

В песне супругов Никитиных есть такие слова: «Бывают крылья у художников, и у портных, и у сапожников, но лишь художники открыли, как прорастаю эти крылья». Неважно, какую профессию выберут наши дети, кем они станут, когда вырастут. Главное, чтобы соприкоснувшись с миром искусства в детстве, став «художниками» в душе, они могли бы подниматься над любыми невзгодами и житейскими проблемами на этих волшебных крыльях. А музей детской керамики призван помочь обрести эти крылья.